Кафедра средового и графического дизайна






Скачать 202.09 Kb.
НазваниеКафедра средового и графического дизайна
Дата публикации19.12.2013
Размер202.09 Kb.
ТипПрограмма
auto-ally.ru > История автомобилей > Программа
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГОУ ВПО «ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ

КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

ИНСТИТУТ АРИТЕКТУРЫ, ДИЗАЙНА И ВИЗУАЛЬНЫХ ИСКУССТВ

КАФЕДРА СРЕДОВОГО И ГРАФИЧЕСКОГО ДИЗАЙНА

УТВЕРЖДАЮ

Директор ИАДВИ

______________ Г.В. Вершинин

30 августа 2011 г.

Г.В. ВЕРШИНИН
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«ИСТОРИЯ ДИЗАЙНА, НАУКИ И ТЕХНИКИ»

3 КУРС, V-VI семестры

ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 070602 – ДИЗАЙН

ПО ОТРАСЛЯМ / В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА

^ КОД ДИСЦИПЛИНЫ СД.ДС(ДВ).04


ВСЕГО ПО КУРСУ: 70 часов

из них: 70 часов – аудиторные занятия


Тюмень, 2011

ИСТОРИЯ ДИЗАЙНА, НАУКИ И ТЕХНИКИ

Курс: III, семестры: Y – YI.

Автор программы: Г.В. Вершинин

Рецензенты:

проф. кафедры средового

и графического дизайна ТГАКИСТ __________ Н.С. Макаров

д.ф.н., проф. ТюмГУ __________ Т.И. Борко

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры средового и графического дизайна 30 августа 2011 г., протокол № 1,

зав. кафедрой ____________ Н.В. Крамская

Одобрена учебно-методической комиссией института

« ___» __________ 2011 г., протокол № __ ,

председатель ________________ /И.Е.Чердынцева /

© Г. В. Вершинин, 1997-1999, 2002, 2006, 2011

СОДЕРЖАНИЕ

стр.
^ 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 2
2. КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН КУРСА «ИСТОРИЯ ДИЗАЙНА,

НАУКИ И ТЕХНИКИ» 6
3. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ИСТОРИЯ ДИЗАЙНА, НАУКИ И ТЕХНИКИ» 7
4. ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ

^ И РЕФЕРАТОВ 10
5. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 11
5.1. УЧЕБНИКИ И УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ 11

5.2. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА 12
6. РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ 13
^ 7. ИНФОРМАЦИОННЫЕ И ВИЗУАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ ИАДВИ 13
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа составлена в соответствии с ГОС 070602 по специальности «Дизайн», по отраслям / в области культуры и искусства. Рассматривается история дизайна науки и техники в соответствии с целями и задачами блоков общепрофессиональных, а также специальных и выборных дисциплин, устанавливаемых учебным заведением (код дисциплины СД.ДС(ДВ).04).

^ Цель обучения: формирование у студентов профессиональных, общекультурных, социально-личностных знаний, навыков и компетенций в соответствии с требованиями ГОС СПО 2002, особенностями традиций подготовки дизайнеров в России и мире, контекстом культуры и развития дизайна в России и регионе.

Курс «ИСТОРИЯ ДИЗАЙНА, НАУКИ И ТЕХНИКИ» охватывает круг вопросов истории, теории, практики и проблемы дизайна; развития научно-технической и гуманитарной культур. Хронологические рамки предмета охватывают период существования дизайна со времени его оформления в самостоятельную ветвь проектной культуры во второй половине XIX и по сегодняшний день.

В основе курса лежит идея сочетании аналитических и синтетических развивающих взглядов на дизайн, необходимость приблизить ведение предмета к основной линии дизайн-образования – дизайн-проектированию. Сочетание исторических, теоретико-проблемных подходов с акцентом на методику проектной деятельности позволяет рельефно показать специфику дизайна как части современной проектной культуры.

Студенты знакомятся с основными этапами истории дизайна, ведущими школами и мастерами, известными и более того – классическими работами, предметом дизайнерской деятельности и опытом работы проектировщиков.

Рассматривается история возникновения дизайна, его отношение к смежным видам деятельности, его природа и развитие представлений о ней в контексте развития технологий и ключевых научно-технических, социальных достижений и перемен. Одновременно рассматриваются теоретические аспекты функционирования дизайна в современном обществе. Скажем, при изучении истории американского дизайна невозможно не рассмотреть социальные аспекты дизайна, играющего многообразные функции: «социального замещения» и манипулирования; инструмента рыночной экономики, важного программного инструмента общественной и культурной жизни.

Вторая группа теоретических проблем связана с практикой послевоенного дизайна, когда завершилось самоосознание профессии и особое значение приобрели вопросы методологии и теории дизайнерской деятельности, обоснование места дизайна как базового фактора проектной цивилизации. Продолжается освоение исторического и фактического материала, но как бы в более «широком» формате. Изучаются авторские методы дизайна, особенности развития его метафорической и прагматической природы.

«ИСТОРИЯ ДИЗАЙНА, НАУКИ И ТЕХНИКИ» мыслится минимально формализованной, меняющейся дисциплиной, проектной не только по предмету изучения, но и по содержанию и формам подачи материала, и поэтому необходимо ее постоянное «переналаживание» сообразно складывающимся обстоятельствам. Излагаемый материал необходимо связывать с различными сторонами современной теории и практики дизайна, с проектной деятельностью студентов – как в историческом изложении материала, так и в освещении проблемных аспектов.

Лекции — лишь «канва» для дополнительной самостоятельной работы студентов с литературой по дизайну. Здесь почти нет канонических источников информации, хотя бы потому, что профессия и ее методология интенсивно развивается. Многие из статей, публикаций о дизайне со временем меняют свою актуальность. Поэтому важно самостоятельное их осмысление студентами с современных позиций. Для облегчения доступа студентов к первоисточникам желательно использование «Иллюстрированной хрестоматии по дизайну», выпущенной кафедрой средового и графического дизайна и дающей разнообразные представления по всем разделам курса.

Так как курс полон принципиально новой для студентов информацией: терминами, фактами, фамилиями и разработками мастеров дизайна, преподаватель вправе чередовать аудиторные занятия с рефератами, сообщениями и опросами по частным проблемам, которые помогут погрузиться в материал, активно усвоить названия и верный взгляд на проблемы.

Исторический материал иллюстрируется слайдами, позволяющими детально рассмотреть и осмыслить проектный образ, особенности формообразования, конструктивные и технологические решения.

Желательно, чтобы во время занятий делались зарисовки разработок, отдельных узлов. Перед началом или после изложения нового материала преподаватель может формулировать короткие вопросы по отдельным его аспектам, предполагающие анализ показанных вещей, их проблемный анализ, контекстуальное осмысление. В конце семестра выводится итоговая оценка, суммирующая как текущие оценки за мини-опросы, так и оценку за реферат-исследование и опросы по укрупненным разделам курса. Если в первом семестре, при изучении истории дизайна, акцент делается на знание фактов, то во втором семестре, при исследовании философских и теоретических аспектов дизайна упор делается на понимании материала. Контрольные вопросы и темы рефератов могут формулироваться творчески, предполагать эскизно-проектное решение в той или иной стилистике, в рамках некоей школы или модели дизайна.

Основное внимание обращается на целостное понимание студентами проблем проектирования, изготовления, использования как отдельно взятых «вещей», так и всей предметной и визуальной среды. Важно развить видение художественно-образной, социокультурной, творческой проблематики дизайна как вида искусства и стройной дисциплины одновременно. Необходимо стремиться к тому, чтобы студенты увидели, как менялись в истории проблемы и методологии дизайнерской деятельности: от художественно ремесленнической, близкой к традиционным искусствам, до сегодняшней модели, под которой некоторые понимают новый вид интеллектуальной и художественной проектной деятельности, охватывающей всю сферу существования и реализации человека, сочетающей в себе ценностные и утилитарные свойства, гуманитарные и научно-технические дисциплины: философию, социологию, культуру, производство, планирование будущего.

Учитывая, что в дизайне сходятся многие как гуманитарные, так и естественнонаучные проблемы нашего времени, особое внимание должно быть уделено мировоззренческим и социально-гуманитарным факторам, сопутствовавшим дизайну.
^ 2. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА

«ИСТОРИЯ ДИЗАЙНА, НАУКИ И ТЕХНИКИ»
1 СЕМЕСТР



^ Наименование темы

часы

Аудит.

Самост.

1

Введение. Предмет дизайна

2




2

Возникновение дизайна во второй половине

XIX – начале ХХ века

6




3

Основные этапы истории дизайна в первой половине ХХ века, крупнейшие явления, системные модели (школы) дизайна

22




4

Повторение материала, контрольные занятия, зачет

4







Итого часов:

34




^ II СЕМЕСТР



Наименование темы

часы

Аудит.

Самост.

1

Роль теоретических аспектов в дизайне. Дизайн как третья культура

2




2

Европейский, американский, советский дизайн в 1930 – 1960-е годы. История, теоретические основы, методологии проектной деятельности. Научно-технические открытия и их влияние на дизайн.

12




3

Дизайн Японии, Финляндии, Дании. Культурные и исторические составляющие, связь с научным прогрессом и общественно-гуманитарными теориями.

6




4

Советский промышленный, арт-дизайн, концептуальный дизайн 1960-х -1990-х годов

8




5

Мастера дизайна второй половины ХХ века – художественные лидеры

6




6

Зачетное занятие

2







Итого часов:

36







Всего по дисциплине:

70 часов





Формы контроля знаний:

Текущие контрольные – письменные и устные опросы.

Промежуточная аттестация – дифференцированный зачёт.
^ 3. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

«ИСТОРИЯ ДИЗАЙНА, НАУКИ И ТЕХНИКИ»

1. Введение. Предмет дизайна Различные представления о дизайне сегодня. Дизайн и ремесло. Дизайн и искусство. Дизайн и декоративное искусство. Классификация дизайна по видам детальности. Отдельные аспекты дизайна: «Функция», «конструкция», «технологии», «форма», «образ» в дизайне. Различная природа образности в традиционных искусствах и дизайне. Интегральность современного дизайна (на примере работ труппы "Химмельблау" и др.). Появление дизайна в середине XIX - начале XX века как нового вида проектной деятельности. Мебель фирмы «Тонет». Хрустальный дворец Д. Пакстона. У. Моррис и английские социальные идеи второй половины XIX века. Теория автономных эстетических ценностей. Прерафаэлиты. Кризис во взглядах на архитектуру и предметное окружение. Социальные идеи этого времени. Развитие технологий и производства. Общественные концепции Морриса и его художественная практика. Деятельность фирмы «Моррис и Ко».
^ 2. Дизайн во второй половине XIX – первой половине ХХ века. Промышленная революция конца XIX века. Научные и технические открытия (дискретность материи и электричество, радио, кино, воздухоплавание, автомобиль, телевидение и цветная фотография). Модерн в Европе как преддизайн. Развитие идей Морриса в Германии. Веркбунд. Социальные эксперименты немецких архитекторов круга Веркбунда (Г. Мутезиус и др.). П. Беренс и его работа на фирме «АЭГ». В. де Вельде: архитектура, проекты, Высшая школа декоративных искусств и ремесел в Веймаре. Различия проектных методов П. Беренса и прикладников.
3. Баухауз. Социальные и творческие взгляды В. Гропиуса. Концепция подготовки проектировщиков в Баухаузе (единство творческих устремлений, сотрудничество специалистов разных профессий, социально-критический подход к проектированию, функционализм и честное отношение к материалу). Работы Баухауза веймарского периода (детская качалка П. Келлера, текстиль, керамика). «Хаус ам Херн» как первый образец нового метода проектирования («искусство и техника – новое единство»). Баухауз в Дессау. Методы работы отдельных преподавателей: В. Кандинского, П. Клее, Й. Иттена, Й. Альберса и других. Работы М. Брейера, В. Вагенфельда, М. ван дер Роэ. Социологизм позднего Баухауза. Роспуск Баухауза в 1933 году.

^ 4. Производственное искусство 1910-х — 1920-х годов в России. Идея «искусства-жизнестроения». Кризис в станковых искусствах в 10-е годы. Обращение станковистов к пространственным и проектным жанрам: контррельефам, проунам. Проектность русского литературы, социальных доктрин, гуманитарных наук в 10-е – 20-е годы. «Приказы по армии искусств» В. Маяковского, футуристическая поэзия. Аналитизм живописи кубофутуризма. Зарождение социологии, создание Института труда (А. Богданов), ИНХУКа и ГАХН, журнал «ВЕЩЬ». Создание и генезис ВХУТЕМАСа. Архитектурно-функционалистские, «вещнические» и дизайнерские идеи 20-х годов (А. Ган, Б. Арватов, А. Гастев, И. Тарабукин и др.)

Работы «производственников» 1920-х годов. В. Татлин и его место в искусстве ХХ века. Башня III Интернационала, Летатлин, сценографии В. Татлина, посуда, бандуры, печка и др. Стул из гнутого дерева — один из первых бионичных и «интерактивных» объектов. Сочетание в татлинском методе образного и рационального начал. Интегральность формы. Личность Татлина.

А. Родченко. Композиции 1910-х — 1920-х годов. Пространственные структуры 1920-х. Фотомонтажи и фотоиллюстрации. Сценографические работы. Реклама. Рабочий клуб, шахматный столик и проч. Типографика, фотография. Работы братьев Стенбергов: типографика, пространственное оформление, вагоны метро. Работы Г. Клуциса.

Дизайн и архитектура в России 1920-х годов. Проекты и постройки И. Леонидова, И. Голосова, К. Мельникова. Проекты Л. Лисицкого (типографика, выставки и др.).
^ 5. Возникновение американского дизайна в конце 1920-х годов, первой прагматичной модели-инструмента экономической эффективности. Экономический кризис 1929 года и его роль в развитии дизайна. Деятельность американских музеев по «привитию» дизайна. Феномен Р. Лоуи. История холодильника «Колдспот». Разработки локомотивов, автомобилей, оргтехники, радиоприборов и космического корабля. Г. Дрейфус. Феномен и механизм действия американского коммерческого дизайна. Проблемы идентификации американского дизайна. Д. Нельсон: личность, книга «Проблемы дизайна». Работы Д. Нельсона и его бюро: конторская мебель, выставка «Промышленная эстетика США», павильон США в Монреале в 1967 году: концепция выставки.

Американский дизайн как эффективная рыночная и социальная модель. Философия и практика стайлинга. Система подготовки дизайнеров в США. Механизмы воздействия на потребителя. Характеристика общества потребления. Книга «Восстание масс» Ортеги-и-Гассета. Дизайн и социум. Прогнозы перспектив современного общества. Понятие «альтернативной цивилизации». Альтернативные движения в американском дизайне. «Хай-тек».
^ 6. Роль теоретических аспектов в дизайне. Дизайн как третья культура. Дизайн как третья культура (Б. Арчер). «Новый дизайн» в различных странах. Новый английский дизайн конца 1980-х 1990-х годов (интерьеры, мебель, миникомпьютеры, графика). Синтезирование различных методологий. Теоретическое осмысление проблем дизайна в 80-х – 90-х годах. Социальная ответственность дизайнера. Современное общество и перспективы дизайна. Экологические тенденции в дизайне. Дизайн и будущее.
^ 7. Дизайн в послевоенной Германии. Ульмская школа. Социологический и функционалистский метод Ульма. «Браунстиль». Мебельный и приборный стили "Браун". Влияние развеществленного образа брауновских проектов на мировой дизайн 1960-х – 1970-х годов. Новейшие явления германского дизайна, его тотальный характер. И. Маурер. Фирма «Лёве» и др.
^ 8. Советский промышленный, арт-дизайн, концептуальный дизайн 1940-х -1990-х годов. Послевоенный дизайн в СССР. АКБ транспортного машиностроения. Работы Ю. Долматовского. Возрождение интереса к проектированию. Понятия художественного конструирования, технической эстетики. Украсительный и проектный подходы в 1950-е годы. Постановление Совмина СССР от 1962 года и создание системы промышленного и экспериментального (ЦУЭС СХ СССР) проектирования. Дизайн в 1960-е – 1980-е годы в СССР. Автомобиль-такси ВНИИТЭ, автобус ПАЗ-Турист-Люкс М. Демидовцева и пр. Печатно-графический дизайн. Журнал «РТ» как авангардный дизайн культурологического дизайна в отсутствие дизайна.

^ 9. «Художественное проектирование». Проекты Сенежской студии: ТУ - 144, Музей Пушкина, Музей Революции, церковь Спаса на Ковалеве поле, Олимпиада-80 и др. Проекты Старого города в Баку, выставка «Художники – народу», музей Г. Тукая, культурный центр «Космос». Появление концептуального дизайна в конце 1970-х годов. Концептуальный дизайн. Экспо-дизайн Е. Богданова и И. Березовского, А. Власовой и др.
^ 10. Отечественный печатно-графический дизайн 1970-х — 1990-х годов. М. Аникст. Б. Трофимов, А. Троянкер, М. Жуков, И. Березовский и др.
11. Финский дизайн. Протестантская этика. Алвар Аалто и его социально-творческие концепции. Философия вещей в работах 30-х годов: мебель, рельефы, светильники. Связь с философией социума, чувство материала. Финский дизайн как философская и теоретическая модель. Т. Сарпанева и «органические» проекты: посуда, стекло, текстиль. Т. Вирккала: «дизайнер должен иметь глаза на кончиках пальцев». Методология проектирования бытовых предметов («методология создания непреходящих ценностей»). Проекты стекла, фарфора; инструменты Т. Вирккалы. Человеческое содержание финского дизайна. Дизайнер и традиции быта, дизайн и современные технологии на примере финского дизайна. Понятие «финского офиса», его внесословная и социальная направленность. Сочетание функционализма, этики и метафорической образности в финском дизайне.
^ 12. Развитие дизайна во Франции в середине 60-х годов. Государственная поддержка дизайна. Организации и журналы, продвигающие дизайн. Р. Талон: мебель, транспорт, фотоскульптуры, проект французского павильона в «Осаке-70» и др. Французский институт цвета, средовые работы. Функционализм и эстетизм французского дизайна. Связь с искусством авангарда.
^ 13. Дизайн Японии. Изучение мирового опыта и возобновление собственных ремесленных традиций. Взгляды на традицию и методику дизайнерского творчества К. Экуана. Его работы для фирмы «Ямаха» и пр. Японская модель организации дизайна: сочетание государственного регулирования и общественного интереса. Подготовка дизайнеров в Японии, круг изучаемых предметов. Культурная и эстетическая наполненность японского дизайна. Философия японского дизайна. Теоретические основы японского дизайна. Концептуальные разработки последних лет (жилище, предметы, средства транспорт). Глобалистские устремления японских дизайнеров. Сочетание национальной культурной традиции и интернациональных черт.
^ 14. Социальный и духовный кризис в Европе в шестидесятые годы и концептуальный дизайн. Старый и новый венский дизайны. Понятие «новая венская школа» (группы «Хаусрюккер», «Химмельб(л)ау»). Итальянские группы «Суперстудия», «Аркизум», «Мемфис», «Алхимия» и т.п. Классификация альтернативных моделей дизайна 1970-х годов. Характеристика их социально-творческих программ.
^ 15. Итальянская модель дизайна. Журнал «Домус». Д. Понти как теоретик и

практик дизайна, создатель «Домуса». Манифест Д. Понти 1965 года. Итальянская полиграфия. Подготовка дизайнеров в Италии в 1960-е – 1970-е годы. Фирма «Оливетти». Реформы А. Оливетти: социализм на отдельно взятом предприятии». Организация проектирования. Стиль «Оливетти». Сотрудничество «Оливетти» с М. Ниццоли, работы Э. Соттсасса и М. Беллини. Э. Соттсасс – лицо итальянского дизайна. Керамика, компьютеры, пишущие машинки, оргтехника, мебель, архитектурные и интерьерные работы. Гуманитарная и культурная проблематика творчества Соттсасса. Философия творчества. Письмо Э. Соттсасса «Потому что опоздал самолет». Стиль «Мемфис».

М. Беллини. Мебель для интерьеров («развеществленные» мебель и бытовые приборы), конторское оборудование. Концепт-кар «Кар-а-сутра».

Обзор отдельных явлении итальянского дизайна. Работы Д. Джуджаро, А. Манджаротти, А. Кастильони, А. Мендини, М. де Луки, А. Бранци и др.
16. Альтернативные и новейшие концепции дизайна.

^ 4. ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ

ДЛЯ КОНТРОЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ И РЕФЕРАТОВ


  • - Функция – конструкция - форма в начале дизайна и сегодня.

  • Лидеры мирового дизайна.

  • Возникновение Баухауза. Предпосылки создания школы, творческие устремления. Метод Баухауза как модель дизайна.

  • Металл и дерево в Баухаузе.

  • Функция, конструкция, форма в Баухаузе и ВХУТЕМАСе.

  • Сравнительный анализ работ М. Брейера, М. Брандт, В. Вагенфельда, П. Келлера.

  • Работы Миса ван дер Роэ, Вальтера Гропиуса.

  • Вхутемасовская модель дизайна.

  • А. Родченко. Путь в дизайн. Творческие устремления. Отдельные работы. Их сравнительная характеристика.

  • Л. Лисицкий. Векторы творчества. Формальные инновации. Типографика.

  • В. Татлин. Особенности проектной деятельности. Анализ отдельных работ. Искусство и проектирование в творчестве Татлина.

  • Сравнительная характеристика русского и немецкого дизайна первой трети ХХ века.

  • Особенности американского дизайна. Г. Дрейфус. Р. Лоуи. Д. Нельсон. Дизайн как инструмент экономики. Социально-культурные функции дизайна. Дизайн и художественное оформление (стайлинг).

  • Образ итальянского дизайна. Журнал «Домус» – элитарная модель дизайна. Роль дизайнерской прессы, теории в развитии профессии. Джо Понти – «инспиратор» итальянского дизайна. Закономерное, случайное, провокационное в итальянском дизайне. Дизайн как игра.

  • Оливетти – «формула итальянского дизайна»? Этика и эстетика в деятельности фирмы Оливетти.

  • Э. Соттсасс – дизайн как рефлексия. Что может лежать в основе дизайнерской разносторонности. Специализация и универсальность в проектировании.

  • М. Беллини. Роль творческих установок в дизайне. Значение скульптурного и функционального векторов в дизайне. Существует ли интеллигентная форма?

  • Периоды и направления в итальянском дизайне.

  • Браунстиль. Роль цвета. Развеществление вещей как творческий вектор. Взаимосвязь внешней и внутренней форм в дизайне. Проблема долговечности и морального старения в дизайне.

  • Советский индустриальный дизайн в послевоенные годы. Дизайн и традиционные искусства в СССР в 1950-х - 1970-х годах.

  • Сенежский семинар. Работы групп Е. А. Розенблюма. Творческие принципы. Роль методологии в дизайне. Понимание задач дизайна. Проект как выставочный объект и культурный прототип. Экспозиционные натюрморты.

  • Работы Сенежской студии под руководством М. А. Коника. Театрализация, сценирование. Культурные факторы в дизайне.

  • Отечественный печатно-графический дизайн. Мастера. Работы. Книжная иллюстрация и книжный дизайн.

  • Алвар Аалто и идеология финского дизайна. Отношение к человеку, природе, материалу, современным факторам жизни общества.

  • Тапио Вирккала.

  • Тимо Сарпанева.

  • Философия и тенденции развития дизайна в 1980-е – 1090-е годы.

  • Организация дизайна в Японии. Кендзи Экуан. Японская модель дизайна. Сочетание личного и безличного начал в дизайнерском проектировании.

  • Дизайн: искусство, технологии, мода, традиции.

  • Концептуальный метод проектирования в дизайне. Содержание в дизайне. Есть ли в дизайне сюжет? Что определяет форму? Технологические препоны и гуманитарные стимулы в дизайне.

  • Дизайн и перспективы цивилизации. Современное общество и тенденции развития дизайна.


^ 5. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
УЧЕБНИКИ И УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ
Fiel, Charlotte & Peter. Design the 21st Centuri. – Köln: Taschen, 2001.

Воронов Н. В. Российский дизайн. Очерки истории отечественного дизайна. – М.: Союз дизайнеров России, 2001; т. I. – 424 c.: ил.; т. II. – 392 с.: ил.

Воронов Н.В. Дизайн: русская версия. – Тюмень: Институт дизайна, 2005.

Глазычев В. Дизайн как он есть. Изд. 2-е, доп. – М.: Издательство «Европа», 2006. – 320 с.

Дизайн. Документы- 4 / Архитектура. Дизайн. Искусство: Сб. мат. – Тюмень: Тюменский колледж искусств, 2004.

Дизайн. Документы-2 / Архитектура. Дизайн. Искусство: Сб. мат. Всероссийской науч.-практ. конференции и круглого стола. – Тюмень: Тюменский колледж искусств, 2002.

Дизайн. Документы-3 / Архитектура. Дизайн. Искусство: Сб. мат. – Тюмень: Тюменский колледж искусств, 2003.

Иллюстрированная хрестоматия по дизайну / Сост. Г.В. Вершинин, Е.А. Мелентьев. – Тюмень: Институт дизайна, 2005. – 1056 с., 872 ил.

Коник М.А. Архив одной мастерской. Сенежские опыты. – М.: Индекс Дизайн, 2003. – 324 с., – 212 ил.

Лаврентьев А.Н. История дизайна: учебное пособие / А.Н. Лаврентьев. – М.: Гардарики, 2006. – 303 с.: ил.

Михайлов С.М., Михайлова А.С. Основы дизайна: учебн. для вузов под ред. С.М. Михайлова. – Казань: Дизайн-квартал, 2008. – 228 с.,ил.

Папанек В. Дизайн для реального мира /Пер. с англ. – М.: Издатель Д. Аронов, 2004. – 416 с.; ил.

Рунге В.Ф. История дизайна, науки и техники. Книга 1 Учебное пособие. - Издательство «Архитектура-С», 2008. - 368 с.

Соловьев Ю.Б. Моя жизнь в дизайне. – М.: Союз дизайнерво, 2004. – 254с.: ил.
^ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Бхаскаран Л. Дизайн и время. Стили и направления в современном искусстве и архитектуре. – М.: Арт-Родник, 2006. – 257 с.: ил.

Гольдзамт Э. Уильям Моррис и социальные истоки современной архитектуры. – М.,1973.

Гропиус В. Границы архитектуры. М.,1971.

Дизайн в высшей школе^ . М.: ВНИИТЭ, 1994.

Дизайн в общеобразовательной системе / Составитель А. Устинов. – М.: ВНИИТЭ, 1994.

Дизайн на Западе. – М.:ВНИИТЭ,1992

Иттен Й. Искусство цвета. – М.: Издатель Д. Аронов, 2000.

Кантор К. Правда о дизайне: Дизайн в контексте культуры доперестроечного тридцатилетия 1955 – 1985. – М.: АНИР, 1996.

Кричевский В.Г. Обложка: графическое лицо эпохи революционного натиска 1917 – 1937. – М.: Самолет, 2002.

Кричевский В.Г. Типографика в терминах и образах. – М.: Слово, 2000.

Курьерова Г. Итальянская модель дизайна. Проектно-поисковые концепции. – М.:ВНИИТЭ,1993.

Лутц, Роберт А. 7 законов Крайслер/Пер. с англ. – М.: Альпина Паблишер, 2003.

Михайлов С.М. История дизайна. – М.: Союз дизайнеров России; т. I. – 2000. – 264 c.: ил.; т. II. – 2003. – 392 с.: ил.

Михайлов С., Кулеева Л. Основы дизайна. – Казань: Новое знание, 1999.

Моран, Анри де. История декоративно-прикладного искусства с древнейших времен до наших дней. – М.,1987.

Моррис У. Искусство и жизнь. – М.: Искусство, 1973.

Нельсон Д. Проблемы дизайна / Под ред. и с предисловием К.М. Кантора. – М.: Искусство,1971. – 208 с.

Огинская Л. Густав Клуцис. – М.,1981.

Пажитнов Л. Творческое наследие Баухауза / ДИ. 1962. №№ 7-8.

Празднества в столице «Олимпиады-80» / ДИ. 1979. № 1.

Родченко А. Статьи. Воспоминания. Автобиографические записки. – М., 1982.

Розенблюм Е. Художник в дизайне. – М. 1974.

Серов С. Стиль в графическом дизайне: 60-е - 80-е годы. М.:ВНИИТЭ, 1991.

Соловьев Ю.Б. Моя жизнь в дизайне: Дизайн – это элегантность, эффективность и комфорт. – М.: Союз дизайнеров России, 2004. – 256 с., ил

Сто дизайнеров Запада. – М.: ВНИИТЭ, 1994.

Техническая эстетика: Труды ВНИИТЭ. – М.: ВНИИТЭ. Издается с 1971 года.

Хиллер Б. Стиль ХХ века. – М.: СЛОВО/SLOVO, 2004. – 240 с., ил.

Художественное конструирование за рубежом. – М.: ВНИИТЭ. Издается с 1971г.
^ 6. РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ.

WEB-РЕСУРСЫ ИНТЕРНЕТА
официальные сайты сообществ и организаций:

www.icsid.org www.icograda.org www.design-union.ru www.sdrussia.ru www.designspb.ru
www.archcenter.org sdr.usaaa.ru idva.info

информативные дизайнерские сайты:

www.kak.ru www.goldenbee.org www.4block.org www.yankodesign.com

www.red-dot.de www.adceurope.org ru.designeast.eu www.adceurope.org ru.designeast.eu

образование:

www.usaaa.ru www.ucheba.ru www.school.imadesign.ru www.stroganovka.ru

сайты о дизайне и архитектуре:

http://art-design.tyumen.ru/ http://www.designstory.ru

http://club.foto.ru/classics/photo/472/ (работы А.Родченко)

www.a3d.ru www.designet.ru www.omami.ru www.idi.ru www.deforum.ru

www.internirussia.ru www.novate.ru www.designcollector.ru

www.adcrussia.ruwww.rudesign.ru www.addesign.ru www.artlebedev.ru

www.manworksdesign.com www.artgraphics.ru www.designsdm.ru www.cih.ru
^ 7. ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ ИНСТИТУТА АРХИТЕКТУРЫ,

ДИЗАЙНА И ВИЗУАЛЬНЫХ ИСКУССТВ
7.1. Дисковые накопители, папки ДИЗАЙН МИРА, ДИЗАЙН РОССИИ, АРХИТЕКТУРА МИРА, АРХИТЕКТУРА РОССИИ.

7.2. ДИАТЕКА по дизайну, 3 200 слайдов.

7.3. Доступ в Интернет 24 точки.

^ 8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Классы, оборудованные HD-проекторами, компьютерами, затемнением, слайд-проекцией; экранами с электроприводом, доступом в Интернет.

Рабочие места в компьютерных классах, читальном зале библиотеки, оборудованные выходом в Интернет, сканерами, принтерами.

Книги, альбомы, журналы, учебная литература в читальном зале библиотеки.

Дисковые накопители в компьютерных классах и читальном зале библиотеки, содержащие примерные работы по проектированию, фрагменты литературы по истории и теории дизайна.

Методический фонд лучших работ по дизайн-проектированию и дипломных проектов, а также работ российских дизайнеров.


Автор ___________________________Г.В. Вершинин
Согласовано:
Зав. научной библиотекой __________________________Н.П. Соколова



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Кафедра средового и графического дизайна icon1. Значение типографики, ее роль и место в графическом дизайне. 1 час
Типографика как область графического дизайна, как важнейший стилеобразующий фактор прикладной графики. Коммуникативность типографики....

Кафедра средового и графического дизайна iconПатриарх дизайна автомобилей
Поднебеснов С. А., Шерстинский В. Э. Патриарх дизайна автомобилей : [о Б. Б. Лебедеве, дизайнере легковых и грузовых автомобилей...

Кафедра средового и графического дизайна iconУличное освещение практически основная составляющая современного...
Уличное освещение практически основная составляющая современного дизайна. Хорошо подобранный свет поможет вам изысканно подчеркнуть...

Кафедра средового и графического дизайна iconУчебное пособие Волгоград 2009 удк 519. 682 (075. 8) Б 17 Рецензенты:...
Рецензенты: кафедра «Информационные системы в экономике» Волгоградского кооперативного института Российского университета кооперации;...

Кафедра средового и графического дизайна iconДиплом «Изучение границ применения клеточного метода анализа фрактального объекта»
Размерность фракталов. Расчет хаусфордовой размерности графического изображения фрактала

Кафедра средового и графического дизайна iconМосковский институт электроники и математики
Квалификационная работа на тему «Построение кластера высокой доступности на основе осрв qnx neutrino» содержит 90 листов пояснительной...

Кафедра средового и графического дизайна iconКонкурс проводится с целью создания, разработки и утверждения единого...
Гимн (от греч hymnos — хвалебная песнь) — торжественная песнь, зачастую используемая в качестве музыкального символа

Кафедра средового и графического дизайна iconГидравлические принципиальные
Рецензент профессор кафедры дизайна промышленных изделий УдГУ, к т н., Ившин К. С

Кафедра средового и графического дизайна iconКомпьютера к реальному миру
В ре­зультате появилась концепция виртуального прибора Labview сочетания интуитивного пользовательского интерфейса лицевой панели...

Кафедра средового и графического дизайна iconОбязательный минимум содержания основных образовательных программ
Выпускник получит возможность научиться проводить фонетико-графический (звукобуквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному...


авто-помощь


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
auto-ally.ru
<..на главную