Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования






НазваниеПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
страница1/22
Дата публикации12.01.2014
Размер0.93 Mb.
ТипДокументы
auto-ally.ru > Экономика > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22

Правительство Российской Федерации


Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики»

Факультет Мировой Экономики и Мировой Политики

Отделение Международных Отношений

Кафедра Мировой политики

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
На тему:
Политика Германии в отношении Китая в конце 1990-х начале 2010-х годов

Студент группы № 468

Тавитов Владимир Сергеевич
Руководитель ВКР

Профессор кафедры Мировой политики, д.и.н. Кривушин Иван Владимирович
Москва, 2013

Оглавление





Правительство Российской Федерации 1

Введение 2

Глава 1 Обзор взаимоотношений Германии и Китая после холодной войны 5

1.1.Консервативно-либеральная коалиция, правительство Гельмута Коля (1982-1998). Реакция Германии на события на площади Тяньаньмэнь 5

1.2. Красно-зеленая коалиция, правительство Герхарда Шредера (1998-2005). Смена европейского идеализма экономическим реализмом 6

1.3. Эволюция внешнеполитического курса Германии от Шредера до Меркель (2005-2013). Современное состояние внешнеполитических взаимоотношений КНР и ФРГ 9

Глава 2 Экономический аспект отношений Германии и Китая 12

2.1. Торговые отношения 13

2.2. Взаимные инвестиции 17

2.3. Научно-Техническое сотрудничество 19

2.4. Иные формы экономического сотрудничества 21

2.4.1. Сотрудничество малого и среднего бизнеса 21

2.4.2. Помощь в развитии 23

2.4.3. Сотрудничество в области сельского и лесного хозяйства 23

2.4.4. Сотрудничество по инфраструктурным проектам 24

2.4.5. Совместные проекты геологоразведки и добычи полезных ископаемых 25

2.4.6. Сотрудничество в области энергетики 27

2.4.7. Сотрудничество в области интеллектуальной собственности 27

Глава 3 29

Права человека как главное препятствие во взаимоотношениях Германии и Китая 29

3.1. Проблема соблюдения прав человека как фактор германо-китайских отношений на современном этапе. 29

3.2. Проблема Тибета и вопрос соблюдения прав человека 31

3.3. Китайская реакция на правозащитную критику со стороны западных государств 32

3.4. Предлагаемые немецкой стороной решения основных проблем, связанных с соблюдением прав человека в КНР 34

Глава 4 Политический аспект взаимоотношений Германии и Китая 35

4.1. Различие во внешнеполитических стратегиях Германии и Китая, их представлениях о своей роли и интересах в СМО и оценках перспектив дальнейшего сотрудничества 35

4.2. Вопросы безопасности, сотрудничества в военной сфере ФРГ и КНР 39

4.3. Проблема Тайваня во взаимоотношениях Германии и Китая 41

4.4. Сотрудничество в области юстиции 42

Глава 5 Отношения в сфере культуры, образования и охраны окружающей среды 43

5.1. Культурное сотрудничество Германии и Китая 43

5.2. Совместные образовательные проекты КНР и ФРГ 44

5.3. Сотрудничество в сфере защиты окружающей среды и борьбе с изменением климата 45

Заключение 47

Список используемой литературы: 49


Введение


Актуальность темы. В современном мире, в условиях глобализации мировой экономики и трансформации Системы международных отношений (СМО) из Вестфальской в Поствестфальскую систему – роль традиционных центров силы снижается, а новые полюсы многополярного мира выходят на первый план. КНР по экономическим, демографическим и военным показателям претендует если не на место второй сверхдержавы, то, по крайне мере, на роль лидера Азии и одного из полюсов СМО. Германия, традиционно играла исключительную роль в укреплении экономического и политического влияния ЕС как центра силы СМО. В современную эпоху проблемы и перспективы взаимоотношения развитых и развивающихся государств становятся определяющим трендом мировой политики. Ключевыми остаются вопросы адаптации в стратегическом плане: чья модель общества будет более успешна в цивилизационном плане, кто лучше сможет адаптироваться к миру глобализации? Однако единственным перспективным путем является экономическое и политическое сотрудничество.

С экономической точки зрения, взаимоотношения ФРГ и КНР развиваются чрезвычайно динамично. По показателям взаимной торговли, инвестициям, научно-технического сотрудничества – страны выходят на уровень крупнейших партнеров в Европе и Азии, соответственно. Однако нельзя не отметить, что отношения развиваются неравномерно, поскольку подвержены влиянию международных экономических отношений и замедляются в соответствии с волнами финансовых и экономических кризисов. С другой стороны, политическое сотрудничество также встречает два ключевых препятствия на пути укрепления отношений: проблема соблюдения прав человека в КНР, а также «тибетский вопрос». С обострением кризиса правительство Германии ужесточало внешнеполитический курс, но постепенно экономические интересы затмевали вопросы соблюдения прав человека.

Необходимо отметить, что в среднесрочной перспективе вероятно дальнейшее укрепление отношений Германии и Китая. Причины заключаются в следующем: Германия необходима Китаю для укрепления многополярной системы Международных отношений; а также в качестве локомотива европейской интеграции, для сохранения ЕС как центра силы; наконец, ФРГ важна для КНР в качестве ориентира дальнейшего экономического развития, модели, источника технологий, в условиях параллельной растущей зависимости Германии от КНР. Китай важен Германии как рынок сбыта высокотехнологичной продукции и устаревающих технологий, а также для укрепления многополярной системы МО и сотрудничества по вопросам безопасности и укрепления дружественных отношений. Одним из наиболее позитивных факторов укрепления отношений между странами и продолжения традиционной китайской политики ФРГ является отсутствие существенных конфликтов в АТР (Азиатско-Тихоокеанском регионе), в Юго-Восточной Азии и в других регионах мира, при напряженных отношениях Китая в этих регионах с другими акторами МО (США, Индия, Япония и др.).
Объектом исследования выступят отношения ФРГ и КНР после холодной войны.

Предметом эволюция внешней политики ФРГ по отношению к КНР в 1998-2013 гг. в ее экономической, политической и культурной составляющих.

Наиболее важная цель работы: выявить содержание и основные этапы эволюции внешней политики ФРГ по отношению к КНР в 1998-2013 гг. и определить ключевые факторы, обусловившие эту эволюцию.
Реализация поставленной цели предполагает постановку следующих исследовательских задач:

Задачи исследования:      


  • Во-первых, определить роль экономических интересов в формировании внешнеполитического курса ФРГ по отношению к КНР в конце 1990-х – начале 2010-х гг., проанализировав динамику экономических отношений между Германией и Китаем; выяснить современное состояние взаимной торговли между странами, объем взаимных инвестиций и их роль в экспортно-ориентированной модели немецкой экономики;

  • Во-вторых, выявить содержание формы и значение научно-технического сотрудничества и иных направлений экономического сотрудничества (малого и среднего бизнеса, по инфраструктурным проектам и геологоразведке, энергетическим проектам и вопросам интеллектуальной собственности и др.) между ФРГ и КНР;

  • В-третьих, выявить удельный вес и проанализировать динамику торговых отношений и взаимных инвестиций КНР и ФРГ в конце 1990 – начале 2010-х гг. в контексте торгово-экономических отношений между КНР и ЕС;

  • В-четвертых, проанализировать внешнеполитические концепции ФРГ по отношению к Китаю, сравнив эволюцию внешнеполитических концепций на примерах курсов канцлеров ФРГ Г. Шредера и А. Меркель (выявляя ключевые составляющие и трансформацию концепций), представления о национальных интересах и месте ФРГ и КНР в Системе международных отношений, а также сотрудничество в сфере безопасности и определить влияние этих факторов на германо-китайские отношения на современном этапе;

  • В-шестых, выяснить роль проблемы соблюдения прав человека в КНР как фактора, препятствующего развитию экономических и политических отношений и степень ее воздействия на формирование внешнеполитического курса Германии в контексте внутриполитической борьбы конца 1990-х – начала 2010-х гг.; определить важность этой проблемы в двусторонних отношениях на современном этапе и оценить перспективы ее влияния в будущем;

  • В-седьмых, выявить роль «тибетского» и «тайваньского» факторов в формировании внешней политики Германии по отношению к Китаю на современном этапе взаимоотношений;

  • Наконец, рассмотреть наиболее важные компоненты культурного сотрудничества между странами, роль совместных образовательных проектов, проектов борьбы с изменением климата и защиты окружающей среды – в рамках укрепления сотрудничества ФРГ и КНР.

Таким образом, гипотеза работы заключается в следующем: экономические интересы ФРГ в Китае (необходимость рынка сбыта немецкой продукции, а также растущая потребность в инвестициях и др.), отвечающие принципам Realpolitik, детерминировали такой внешнеполитический курс, в рамках которого прагматические соображения и экономическая целесообразность имели приоритетное значение по сравнению с традиционными западными политическими и гражданско-правовыми ценностями, с развитием сотрудничества в гуманитарной и культурно-образовательной сферах.

Поставленные задачи обуславливают следующую структуру исследования. В первой главе будет проведен обзор внешнеполитических взаимоотношений Германии и Китая после холодной войны. Во второй главе будут рассмотрены вопросы экономического сотрудничества двух стран. Третья глава будет посвящена проблеме соблюдения прав человека в КНР. В четвертой главе будет проведен анализ политического аспекта взаимоотношений на современном этапе. В Пятой главе будут рассмотрены вопросы культурного сотрудничества, сотрудничества по защите окружающей среды.
Методология исследования: Анализ политики Германии в отношении Китая будет осуществлен в рамках реалистической школы Международных отношений, в концепции неореализма. Причина заключается в необходимости проанализировать реальные интересы акторов в регионе, соотношение их сил, а также учесть фактор среды, влияющий на поведение ключевых игроков. Кроме того, одной из важнейших задач работы является выявление роли «реалистических» интересов (в первую очередь экономических) по сравнению с ценностными политическими и гражданско-правовыми установками в процессе выработки внешней политики ФРГ. Однако в ходе анализа политической составляющей будет использован сравнительный метод (сравнение позиций правительств и коалиций Бундестага по вопросам соблюдения прав человека в Китае, сравнение внешнеполитического курса Г.Шредера и А. Меркель и др.). Для более объективного анализа экономических отношений будут использованы Теории международной торговли и метод статистического анализа. Наконец, необходимым представляется использование таких методов, как сравнительно-исторический метод (выявления тождества и различия во временном измерении); синхронный (рассмотрение явлений в контексте исторической обстановки); децизионный метод (изучение процесса принятия политических решений); контент-анализ (систематизированное исследование текстов).

Степень изученности темы. Необходимо отметить, что рассматриваемая тема в недостаточной степени была исследована в российском научном сообществе, при этом она вызывала живой интерес, как в Германии, так и в Китае. Стоит упомянуть такие работы, как докторскую диссертацию профессора Юлин Гу (профессора института европейских исследований Академии социальных наук КНР) на тему «Обзор и перспективы германо-китайских отношений» (28), а также работы на соискание степени доктора философии Т. Эслингера «Политика Германии на китайском направлении: отдаление и сотрудничество» университет Констанца (15), исследовательскую работу Й. Зигмунда «Китайское понимание прав человека и политики в этой области» (23). Кроме указанных работ исследование будет основано на анализе ряда тематических статей в немецкой, британской и китайской прессе, анализа статистических отчетов министерств и центральных банков, а также других исследовательских работ, проведенных в Германии и научно-исследовательских центрах ЕС.

Информационная база исследования.

  1. Официальные документы (договоры, соглашения, заявления официальных лиц);

  2. Исследовательские работы, по рассматриваемой теме, (научно-исследовательские центры ЕС и Германии, Китая);

  3. Статистические материалы (данные Всемирного Банка, ОЭСР, отчеты Федерального министерства экономики и технологий Германии и Министерства Экономики КНР, отчеты ЦБ);

  4. Парламентские документы (резолюции Бундестага и Бундесрата);

  5. Материалы правозащитных организаций;

  6. Материалы СМИ (аналитические статьи и обзоры, тематические статьи в немецкой, британской и китайской прессе).



  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconРоссийской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное...
Заказчик: Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северо-Восточный...

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Общие сведения о вто

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Введение в административное право

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Санкт-Петербургский филиал
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Факультет медиакоммуникаций Департамент «Медиапроизводство и креативные индустрии»

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Факультет Государственного и Муниципального управления Кафедра Местного самоуправления

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Понятие преступности несовершеннолетних. Анализ возраста несовершеннолетнего преступника. 8

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Фрг в процессе преодоления последствий кризиса на национальном и наднациональном уровне


авто-помощь


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
auto-ally.ru
<..на главную