Стратегия социально-экономического развития ярославской области до 2025 года






НазваниеСтратегия социально-экономического развития ярославской области до 2025 года
страница1/33
Дата публикации16.02.2014
Размер4.42 Mb.
ТипРеферат
auto-ally.ru > Экономика > Реферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   33
СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2025 ГОДА

(ПРОЕКТ ноябрь 2013)

Ярославль 2013

Содержание


4.2.1.Подсистема сохранения и улучшения здоровья человека 56




  1. Введение




    1. Основания для разработки


Основанием для разработки Стратегии социально-экономического развития Ярославской области (далее - Стратегия СЭР) являются:

- Требования к стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, утвержденные Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27.02.2007 года №14 «Об утверждении требований к стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации»;

- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года №1662-р (ред. от 08.08.2009) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»;

- Концепция социально-экономического развития Ярославской области на период до 2025 года (далее Концепция СЭР), утвержденная Указом Губернатора Ярославской области от 27.02.2013 года №110 «Об утверждении концепции социально-экономического развития Ярославской области на период до 2025 года».

Стратегия является составной частью Народной стратегии Ярославии, разрабатываемой при непосредственном участии жителей Ярославской области с использованием Портала Народного Правительства области.

Стратегия СЭР детализирует положения Концепции СЭР до уровня целей и показателей, механизмов их достижения (применяемых подходов) и набора конкретных задач, включая перечень стратегических проектов для реализации. Стратегия СЭР содержит уточненную оценку социально-экономического положения Ярославской области, корректировки в значения целевых показателей развития на основе уточненного прогноза СЭР России и сравнительного рейтинга Ярославской области с другими регионами. Кроме этого уточнен перечень важнейших принципов и механизмов развития , проведен всесторонний анализ проблем развития в каждом стратегическом направлении, добавлены новые разделы, определяющие развитие основных участников социально-экономического развития Ярославской области.

Разработка Стратегии СЭР осуществлялась с учетом предложений стратегических целевых команд Стратегического совета Ярославской области (далее - СЦК) - региональных центров компетенций по ключевым направлениям социально-экономического развития. (Постановление Правительства Ярославской области от 19.12.2011 № 184-п (ред. от 26.06.2013) «О Стратегическом совете области» (вместе с «Положением о Стратегическом совете области»)).

Стратегия СЭР учитывает необходимость достижения ключевых показателей, определенных в федеральных стратегических документах:

- Указах Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике», № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», №598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения», № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг», №601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», №606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации»; от 21 августа 2012 года №1199 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации»;

- материалах, посвященных проекту «Открытое Правительство» (сайт www.большоеправительство.рф);

- Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением правительства Российской Федерации от 17.11.2008 года №1662-р и др.




    1. Ключевые ценности стратегии


Ключевыми ценностями Стратегии СЭР являются:

1. Качество жизни человека (жителя Ярославской области) как главная стратегическая цель развития области. Достижением этой цели считается вхождение Ярославской области в ТОП-10 регионов-лидеров по качеству жизни.

2. Благодаря участию широкой группы экспертов (СЦК), общественности и органов власти в разработке проекта стратегии, она фактически является договором о принципах и целях развития региона между органами власти и обществом.

3. Наличие конкретных целей и задач по каждому из значимых направлений социально-экономического развития, как основа формирования системы исполнения стратегии.

4. Стратегия – это основа консолидации общества и власти вокруг задач развития. Для этого в стратегии проведено выделение ключевых участников социально-экономического развития (жители, бизнес-сообщество, власть региональная и власть муниципальная, некоммерческие организации), определение роли каждого участника в социально-экономическом развитии региона, развитие самих участников.

5. Применение показателей места Ярославской области среди регионов Российской Федерации для целеполагания позволяет сравнивать промежуточные результаты социально-экономического развития Ярославской области с другими регионами и обеспечивает неизменность целеполагания при значительных изменениях внешних факторов.

6. Ориентирование социально-экономического развития Ярославской области на достижение стратегических показателей, обозначенных в Указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №№596-601, 606.

7. Стратегия – это механизм определения приоритетов развития, создающий условия для концентрации ограниченных ресурсов на наиболее важных задачах развития.


    1. Основные термины и определения


- главная цель развития региона - главная цель социально-экономического развития региона на долгосрочную перспективу, на достижение которой ориентирована Стратегия СЭР. В случае достижения главной цели, Стратегия СЭР считается успешно реализованным. Как и любая цель, главная цель имеет показатель, который позволяет измерять степень достижения цели;

- проблема социально-экономического развития - противоречие между желаемым и текущим (действительным) состоянием социально-экономической системы;

- подсистема региональной социально-экономической системы (далее - региональная подсистема) - совокупность взаимосвязанных и совместно функционирующих материальных и нематериальных активов;

- проект - комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленный на создание уникального продукта или услуги в условиях временных и ресурсных ограничений;

- реальный сектор экономики - отрасли экономики, производящие материально-вещественный продукт, нематериальные формы богатства и услуги, за исключением операций в финансово-кредитной и биржевой сферах, не относимых к данному сектору;

- региональная социально-экономическая система - целостная совокупность всех социально-экономических объектов региона и их отношений по поводу распределения и потребления материальных и нематериальных ресурсов, производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг;

- стратегическая задача - конкретное направление действий для достижения стратегической цели (ей);

- стратегический замысел - ключевые идеи и подходы достижения стратегических целей;

- стратегические проекты - наиболее крупные и значимые инвестиционные и организационные проекты, выполнение которых необходимо для реализации Стратегии СЭР;

- стратегический потенциал - совокупность сильных сторон, факторов и возможностей, на базе которых регион может успешно развиваться в долгосрочной перспективе;

- сфера социально-экономического развития - составная часть региональной социально-экономической подсистемы;

- сценарии социально-экономического развития - различные варианты развития субъекта Российской Федерации, которые зависят от сочетания внешних факторов, действующих на субъект Российской Федерации;

- цель социально-экономического развития (стратегическая цель) – определенное состояние экономики, социальной сферы, повышение благосостояния граждан, обороны и безопасности, определяемое участниками государственного стратегического планирования в качестве целевого ориентира своей деятельности и характеризуется количественными и (или) качественными показателями;

- целевой образ региона - видение желаемого образа региона на долгосрочную перспективу, которое соответствует имеющемуся потенциалу и главной цели развития региона (каким должен быть регион к моменту достижения главной цели). Его основное предназначение для жителей области - возможность представить, каким должен стать регион в будущем.


    1. Используемые сокращения


СЭР – социально-экономическое развитие;

СЦК – стратегические целевые команды;

ГОСТ – Государственный стандарт;

ЮНЕСКО - Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры;

РИА – редакционно-информационное агентство;

ВРП – валовой региональный продукт;

ИЖС – индивидуальное жилищное строительство;

ЖКХ – жилищно-коммунальное хозяйство;

ТБО – твёрдые бытовые отходы;

ООПТ – особо охраняемые природные территории;

ЦФО – Центральный федеральный округ;

АПК – агропромышленный комплекс;

СМиСП – субъект малого и среднего предпринимательства;

ВТО – Всемирная торговая организация;

ВВП – внутренний валовой продукт;

МОТ – Международная организация труда;

ИТ – информационные технологии;

ДТП – дорожно-транспортное происшествие;

МЧС – Министерство по чрезвычайным ситуациям;

ГИБДД – Государственная инспекция безопасности дорожного движения;

ОКВЭД - Общероссийский классификатор видов экономической деятельности;

НИИ – Научно-исследовательский институт;

ВУЗ – Высшее учебное заведение;

R&D (research and development) — исследования и разработки;

МСП – малые и средние предприятия;

МСБ – малый и средний бизнес;

ФЦП – Федеральная целевая программа;

АСИ – Агентство стратегических инициатив;

ОИВ – органы исполнительной власти;

НПА – нормативно-правовые акты;

ВОЗ – Всемирная организация здравоохранения;

СМИ – средства массовой информации;

ГЧП – государственно-частное партнерство;

ЗОЖ – здоровый образ жизни;

ПАВ – психоактивные вещества;

ССЗ – сердечно-сосудистые заболевания;

ОВОП – офисы врачей общей практики;

ЛПУ – лечебно-профилактическое учреждения;

СПО – среднее профессиональное образование;

ВПО – высшее профессиональное образование;

ФОК – физкультурно-оздоровительный комплекс;

ДОУ – детское дошкольное учреждение;

ФГОСТ – Федеральный государственный стандарт;

ЧС – чрезвычайная ситуация;

ПДД – правила дорожного движения;

ВОВ – Великая Отечественная война;

МКД – многоквартирные дома;

УК – управляющая компания;

ОУ – общеобразовательные учреждения;

ВЦП – ведомственная целевая программа;

МО – муниципальное образование;

ОМСУ – органы местного самоуправления;

ЯрТПП – Ярославская областная торгово-промышленная палата;

СО НКО – социально-ориентированные некоммерческие организации;

УСП – управление стратегического планирования;

ЛКМ – лакокрасочные материалы;

ТЭР – топливно-энергетические ресурсы;

ГТС - гидротехнические сооружения.


  1. Анализ текущего состояния Ярославской области и возможных сценариев развития




    1. Анализ проблем и показателей социально-экономического развития Ярославской области




      1. Краткая справка о Ярославской области


Ярославская область входит в Центральный федеральный округ. На юге область граничит с Владимирской областью, на юго-западе - с Московской, на западе и северо-западе – с Тверской, на севере - с Вологодской областью, на северо-востоке и востоке – с Костромской, а на востоке и юго-востоке – с Ивановской областью. Расстояние от Ярославля до Москвы - 282 километра.

Ярославская область является частью историко-культурного ядра России. Историческая часть Ярославля, который отметил свое тысячелетие в 2010 году, включена в список мирового культурного наследия ЮНЕСКО (2005 год). Города Ярославль, Ростов Великий и Переславль-Залесский входят в туристический маршрут «Золотое кольцо России».

Население области на 01 января 2013 года – 1 271,7 тыс. человек. Преобладает городское население – 1 041,5 тыс. человек. Крупнейшие города региона (тыс. человек на 1 января 2013 года): Ярославль (599,2), Рыбинск (196,6), Переславль-Залесский (40,9), Тутаев (40,6), Углич (33,3), Ростов (31,0). Сельское население области составляет 230,2 тыс. человек.

Ярославль является уникальным комплексно-развитым транспортным узлом. Здесь находится сеть железных дорог с управлением Северной железной дороги - филиала ОАО «Российские железные дороги» и расположен международный аэропорт Туношна. По территории Ярославской области проходят федеральные автодороги: Москва - Ярославль - Вологда - Архангельск и Москва - Ярославль - Кострома - Киров - Пермь - Екатеринбург.

В Рыбинском водохранилище берет начало Волго-Балтийский канал. Ярославль, Рыбинск, Углич, Тутаев, Мышкин - города, расположенные на Волге. Они так же, как и Москва, являются «портами пяти морей». Через область проходят транзитные магистральные газопроводы «Ухта - Торжок», «Грязовец – Москва», «Нижний Новгород - Ярославль - Череповец», нефтепроводы Балтийской трубопроводной системы и «Ухта - Ярославль».


      1. Анализ проблем и показателей социально-экономического развития области


Для проведения анализа социально-экономического развития области Ярославской области используется классификация факторов социально-экономического развития, применяемая в рейтинге качества жизни в регионах Российской Федерации (разработчик - группа РИА НОВОСТИ1) (далее – РиаРейтинг).

РиаРейтинг оценивает субъекты Российской Федерации по следующим факторам: доходы населения; жилищные условия; обеспеченность социальной инфраструктурой; экологические и климатические условия; безопасность проживания; удовлетворенность населения социальными услугами; демографическая ситуация; здоровье и образование населения; транспортная инфраструктура и уровень освоенности территории; уровень экономического развития; развитие предпринимательской инициативы. Рассмотрим развитие Ярославской области по данным факторам.
Доходы населения
Важным критерием развития общества является уровень благосостояния населения. В течение 2005-2012 годов в области произошел значительный рост реальных располагаемых денежных доходов населения, реальных зарплат и пенсий, уменьшилось количество людей, живущих за чертой бедности.

За период 2005-2012 годы динамика доходов населения в Ярославской области претерпела три стадии развития:

1) рост в 2005-2008 годах, когда темп прироста реальных располагаемых денежных доходов составлял в среднем 10,1% в год;

2) падение реальных располагаемых денежных доходов в кризисном 2009 году на 6,9%, в 2010 году - на 0,4%, в 2011 году - на 3,9%;

3) рост доходов в 2012 году – прирост реальных располагаемых денежных доходов составил 14,1%.

Согласно РиаРейтингу, по фактору «Доходы населения» Ярославская область заняла по итогам 2011 года 28-е место среди субъектов Российской Федерации. Однако по показателю «Отношение денежных доходов населения к стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг» Ярославская область заняла только 43-е место среди субъектов Российской Федерации (диаграмма 1).


Диаграмма . Место Ярославской области по стратегическим показателям, характеризующим доходы населения, источник - РиаРейтинг2
С 2005 года доля населения с доходами ниже прожиточного минимума имела четкую тенденцию к снижению и достигла в 2012 году 11%.

Необходимо отметить, что основу доходов населения региона составляет оплата труда наемных работников. Средний размер заработной платы вырос с 7 366 рублей в 2005 году до 20 397 рублей в 2012 году. При этом темп прироста оплаты труда в реальном выражении за данный период составил 46,3%. Этот результат был достигнут несмотря на то, что в разгар экономического кризиса - 2009 году наблюдалось падение реальной зарплаты на 7,4%. В то же время необходимо отметить, что заработная плата в целом по стране росла более быстрыми темпами, поэтому соотношение между среднеобластной и среднероссийской заработной платой снизилось с 86,1% в 2005 году до 76,6% в 2012 году.

Второй по объему источник доходов населения региона – социальные выплаты, большая часть из которых приходится на пенсии. Средний размер назначенных пенсий вырос с 2 560,4 рублей в 2005 году до 9 229,0 рублей в 2012 году, причем если отношение средней пенсии к средней зарплате в 2005 году составляло 34,8%, то в 2012 году оно выросло до 45,2%. Изменение тенденции в динамике увеличения пенсий произошло в 2009-2010 гг. Суммарно за два года пенсии выросли на 68,4% в номинальном выражении и на 37% в реальном выражении.

Отметим, что третьим по важности источником доходов населения являются доходы, скрытые от статистического наблюдения (другие доходы). Большая часть этих доходов – скрытая оплата труда в теневой экономике, что является проблемой, как для бюджета области, так и для самих занятых в теневом секторе (взносы в страховые фонды не производятся). Следует подчеркнуть, что проблема скрытых доходов требует дополнительного углубленного изучения.

Динамика изменения доли каждого источника доходов в общем объеме доходов населения Ярославской области за последние 3 года представлена на диаграмме 2.

Диаграмма . Динамика изменения доли источников денежных доходов населения Ярославской области
Необходимо отметить снижение доли доходов от предпринимательской деятельности и оплаты труда наемных работников и одновременно рост доли скрытых доходов (другие доходы) в 2012 году.
Здоровье и образование населения, обеспеченность социальной инфраструктурой
По фактору «Здоровье и образование населения» Ярославская область заняла 25-е место, а по фактору «Обеспеченность социальной инфраструктурой» – 7-е место среди субъектов Российской Федерации (РиаРейтинг).
Состояние здоровья населения Ярославской области
За период 2005-2011 гг. наблюдается устойчивый рост заболеваемости населения Ярославской области злокачественными новообразованиями (2005 год - 398 случаев в расчете на 100 000 человек, 2011год - 468,4 случая в расчете на 100 000 человек. По данным Федеральной службы государственной статистики в 2011 году по сравнению с 2005 годом зарегистрирован рост числа злокачественных заболеваний пищевода - на 13,8 %, заболеваний почек - на 20,8 %, а также рост на 24,9 % заболеваний шейки и тела матки, яичников, плаценты.

При общем снижении заболеваемости болезнями кровообращения,
в 2011 г. отмечался рост числа заболеваний ишемической болезнью сердца: больных с таким диагнозом, установленным впервые в жизни, было зарегистрировано на 12% больше, чем в 2010 году.

За период 2005-2011 гг. наблюдалось устойчивое снижение заболеваемости населения активными формами туберкулеза (с 66,3 до 45,0 случаев на 100 тыс. населения).

Первичная заболеваемость по основным классам болезней за период 2005-2011гг. имеет тенденцию к сокращению. Тем не менее, по количеству зарегистрированных больных с диагнозом, установленным впервые в жизни на 1 000 человек, Ярославская область заняла 63-е место среди субъектов Российской Федерации (диаграмма 3, РиаРейтинг).



Диаграмма . Место Ярославской области по стратегическим показателям, характеризующим здоровье и образование населения Ярославской области, источник - РиаРейтинг
Наиболее высокие показатели заболеваемости на 1 000 человек наблюдаются в Брейтовском, Первомайском, Даниловском, Любимском муниципальных районах, городских округах - Ярославль, Переславль-Залесский, Рыбинск.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   33

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Стратегия социально-экономического развития ярославской области до 2025 года iconСтратегия социально-экономического развития Омской области до 2025...
Стратегия социально-экономического развития Омской области до 2025 года (далее – Стратегия) определяет

Стратегия социально-экономического развития ярославской области до 2025 года iconСтратегия социально-экономического развития Ульяновской области до...
До 2030 года (далее также – Стратегия) определяет миссию, стратегические приоритеты, цели и задачи социально-экономического развития...

Стратегия социально-экономического развития ярославской области до 2025 года iconО стратегии социального и экономического развития хабаровского края на период до 2025 года
Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и проекте стратегии социально-экономического...

Стратегия социально-экономического развития ярославской области до 2025 года iconДокумента
...

Стратегия социально-экономического развития ярославской области до 2025 года iconРаспоряжение
...

Стратегия социально-экономического развития ярославской области до 2025 года iconТранспортная стратегия санкт-петербурга до 2025 года
Санкт-Петербурга является необходимым условием обеспечения устойчивого социально-экономического развития

Стратегия социально-экономического развития ярославской области до 2025 года iconОб утверждении Стратегии социально-экономического развития Ярославской области
В соответствии с постановлением Правительства области от 16. 12. 2011 №1020-п «о перечне актов в сфере стратегического управления...

Стратегия социально-экономического развития ярославской области до 2025 года icon2. Состояние и тенденции социально-экономического развития Ярославской...
Состояние и тенденции социально-экономического развития Ярославской области. Место Ярославской области в системе социально-экономического...

Стратегия социально-экономического развития ярославской области до 2025 года iconОтчет по научно-исследовательской работе «Разработка Стратегии социально-экономического...
Роль и место города в региональной и национальной экономике, факторы, определяющие развитие городской экономики до 2025 г. 7

Стратегия социально-экономического развития ярославской области до 2025 года iconСтратегия социально экономического развития муниципального образования...
Стратегия социально – экономического развития муниципального образования «оймяконский улус (район)»


авто-помощь


Заказать интернет-магазин под ключ!

При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
auto-ally.ru
<..на главную