Развития материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 55-летию тии-тюмгнгу 24-25 марта 2011 г. Тюмень Тюмгнгу 2011






НазваниеРазвития материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 55-летию тии-тюмгнгу 24-25 марта 2011 г. Тюмень Тюмгнгу 2011
страница1/62
Дата публикации26.07.2018
Размер8.51 Mb.
ТипДокументы
auto-ally.ru > Экономика > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   62


Департамент экономики Тюменской области

Институт экономики Уральского отделения РАН

Тюменский научный центр академии инженерных наук РФ

Союз научных и инженерных организаций Тюменской области

Тюменский государственный нефтегазовый университет

Модернизация экономики

регионов РосСии:

проблемы, ориентиры

и факторы РАЗВИТИЯ

Материалы

Всероссийской научно-практической конференции,

посвященной 55-летию ТИИ-ТюмГНГУ
24-25 марта 2011 г.

Тюмень

ТюмГНГУ

2011

УДК 332.1

ББК 65.049(2)

М 74

Редакционная коллегия:

В. В. Пленкина (отв. редактор); Е. М. Дебердиева, Л. Л. Тонышева,

С. Ю. Шевченко А. В. Мозолин




М 74


Модернизация экономики регионов России: проблемы: ориентиры и факторы развития : материалы Всероссийской научно-практической конференции / под ред. В. В. Пленкиной. – Тюмень : ТюмГНГУ, 2011. - 364 с.





ISBN 978-5-9961-0329-4





В издании рассмотрены проблемы разработки и реализации стратегии модернизации экономики регионов с учетом активизации инновационной деятельности. Определены особенности ведения нефтегазового бизнеса на основе современного экономического механизма. Предложены меры по совершенствованию системы экономических взаимоотношений власти и бизнеса в период модернизации экономики территории. Конкретизированы меры по формированию социально-кадрового окружения инновационного регионального развития.

Издание может быть полезно для руководителей, экономистов, менеджеров и других работников предприятий и организаций, представителей органов государственной власти, преподавателей, аспирантов и студентов.


УДК 332.1

ББК 65.049(2)



ISBN 978-5-9961-0329-4


© Государственное образовательное

учреждение высшего

профессионального образования

«Тюменский государственный

нефтегазовый университет», 2011




1. формирование стратегии модернизации

экономики регионов

^ МОДЕРНИЗАЦИЯ И ЕЁ РОЛЬ

В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ
Татаркин А. И.

Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук,

г. Екатеринбург

Классически считается, что модернизация берет свое сущностное начало от слова «Модерн» и знаменует собой достаточно противоречивый, длительный и затратный процесс смены господствующего способа производства и хозяйствования на новый более эффективный и востребованный большей частью населения. Модернизация всегда и при всех условиях характеризуется сочетанием двух взаимопроникающих процессов. С одной стороны, модернизация основана на разрушении старого способа производства и ликвидации неэффективных методов (механизмов, форм, институтов) хозяйствования. С другой - модернизация привносит в социально-экономическое и всё общественное развитие новые и более прогрессивные способы производства, более конкурентную структуру производства, подключает к общественному развитию эффективные институты и источники развития.

Принципиальным является само определение модернизации, которое трактуется в литературе достаточно противоречиво: от «процесса, который предпринимается в тех или иных странах для сокращения образовавшегося отставания от государств-конкурентов» (1.С.67) до процесса, который «не может ограничиваться лишь отдельными секторами экономики… или даже всей экономикой, а должен распространяться на все основные стороны жизнедеятельности общества…» (11.С.13). В. А. Цветков предлагает осуществлять «прикладную модернизацию с учетом сравнительных преимуществ российской экономики, применительно к функционально взаимо- связанным между собой производствам…: добыча углеводородов (нефть, газ) – транспортировка – переработка» (5. С. 168, 169).

Е. Гонтмахер обращает внимание на нерешенность российским руководством многих жизненно важных для развития страны проблем. Страна не воспользовалась доходами от сырьевого сектора для реальной диверсификации экономики и повышения ее конкурентоспособности. Государство ухитрилось не уменьшить, а увеличить (даже согласно официальной статистике) различия в доходах населения, «распилить» систему здравоохранения на два «куска-сектора» - формально бесплатный с минимальным набором медицинских услуг и реально платный - с большей частью требуемых населением медицинских услуг. За последние годы благодаря «стараниям» министра В. А. Фурсенко резко снизилось качество образования как общего, так и профессионального. В результате по индексу человеческого потенциала Российская Федерация скатилась на 71 место в мире.

Именно поэтому суть модернизации автор видит не просто в отказе от «нынешних порочных практик (и случайных людей в руководстве страной – А.Т.) и не в обычном заимствовании передовых институтов, а в формировании обновленных институтов экономической и социально-политической жизни цивилизованного пространства… и их внедрении в ткань российской жизни» (1. С.3).

Трудно оценивать приведенные выше сущностные характеристики модернизации российской экономики хотя бы потому, что в обществе не осталось сфер и видов деятельности, которые не нуждались бы в модернизационном обновлении (4. Т.1, Т.2). Поэтому прав В. А. Мау, утверждая, что модернизация не может ограничиваться только экономикой. Ее суть в обновлении всей общественной жизни с целью формирования наиболее прогрессивных институтов сбалансированного и устойчивого всего общественного развития на основе инновационных источников и новаторских навыков. В числе наиболее существенных признаков модернизации есть необходимость выделить:

  • комплексный и системный характер модернизации предполагает последовательное решение всех взаимосвязанных проблем социально-экономического и всего общественного развития. Модернизации экономики не может быть результативной и законченной без соответствующих изменений в политической, социальной и экологической сферах. Можно сколько угодно наращивать инновационные разработки и торговать ими, но если не будет создана соответствующая инновационно ориентированная среда, эффект от инновационных наработок будут получать другие страны, где это среда сформирована и функционирует, «всасывая» в себя все передовое и более прогрессивное;

  • целевая направленность модернизации на решение общенациональных проблем, способных консолидировать общество на их решение. Важно, к примеру, призывать и ставить задачу наращивать ВВП страны. Но если большая часть населения от подобного наращивания получает лишь «крохи», подобная задача мобилизирующей и консолидирующей роли никогда выполнять не сможет;

  • противоречивость модернизации – «разрушение ради создания» более эффективных институтов требует «гибкой твердости» в её проведении. Суть названной особенности видится, во-первых, в постоянном научном сопровождении модернизации, своевременном и научно обоснованном внесении изменений и корректировок в процесс её проведения под воздействиям внешних и внутренних обстоятельств; во-вторых, повышения направляющей, регулирующей и контролирующей роли государства за всеми модернизационными процессами на всех её стадиях; в-третьих, важнейшим требованием модернизации должна стать опора на позитивное общественное мнение к её проведению посредством «справедливого» распределения доходов от её проведения между разными слоями населения.

Можно выделить и некоторые другие особенности модернизации (её социальную и экономическую направленность, непрерывность, этапность и др.), хотя и приведенные позволяют рассматривать её как систему отношений между всеми субъектами в целях максимизации конечного результата общественного развития посредством использования наиболее передовых (прорывных), инновационно ориентированных институтов социально-экономического развития.

Модернизация – процесс общественный, в основу которого закладывается формирование передового шестого технологического уклада, вокруг которого должна формироваться и формируется присущая ему социально-экономическая, экологическая, политическая и духовно-нравствен- ная среда. Последняя призвана содействовать полноценному и ускоренному формированию передового технологического уклада, повышению его роли в общественном развитии при ограничении сфер влияния устраняемого пятого уклада.

Для России, как и для любой другой страны, условием успешного проведения модернизации должна стать долгосрочная стратегия использования таких институтов развития, которые позволяют сохранить и приумножить собственный экономический потенциал и обеспечивать устойчиво сбалансированный и социально ориентированный рост с повышающейся долей новых производств шестого технологического уклада. Данное обстоятельство позволит, во-первых, защитить внутренний рынок и отечественный потенциал от интервенции спекулятивного капитала, сохранив и расширив источники социально-экономического развития; во-вторых, создать восприимчивую ко всему прогрессивному модернизационно ориентированную среду для формирования и использования наиболее эффективных институтов развития. В число последних, требующих стратегической поддержки, есть необходимость отнести венчурные и инвестиционные фонды, инновационного центры, кластеры, бизнес территории, институты государственно-частного партнерства, инновационно ориентированные экономические зоны и некоторые другие; в-третьих, подключить к процессам модернизации максимально большее число населения, повысить роль человеческого фактора как в инновационном и новаторском «наполнении» модернизации новыми прорывными идеями и решениями, так и в поддержании устойчивого и сбалансированного социально-экономического и всего общественного развития.

Признавая главным критерием модернизации формирование нового и более прогрессивного технологического уклада, невозможно не отметить возрастающую роль человека, отдельной личности в инициировании и успешном проведении модернизации общественного развития. Примеры Китая, Сингапура, Финляндии, Индии, Южной Кореи, Бразилии и других стран демонстрируют роль отдельной личности в инициировании и проведении модернизационных преобразований, подключения к ним большинства населения. Мотивы и последовательность действия лидеров названных стран разные, хотя логика их действий во многом схожа и включает:

  • разработку долгосрочной стратегии выхода страны на передовые позиции в мировом сообществе, опираясь в основном на собственный потенциал, ресурсные возможности и кадры. В стратегиях определяются сроки проведения модернизации, этапы и источники, как собственные, так и привлекаемые в разные периоды её осуществления (8.С.6);

  • подключение к процессам модернизации всех слоев и большей части населения посредством учета их потребностей в процессе модернизации и справедливого распределения доходов между всеми слоями общества. Понятно, что справедливость в данном случае понимается как возможность каждого участника модернизационных процессов получать ту часть дохода, которая соответствует его «вкладу» в реформирование социально-экономического развития;

  • повышение роли инновационных факторов и новаторских навыков в социально-экономическом развитии. Возможности отдельных стран в решении этой задачи разные: от повышения расходов на образование и развитие отечественной науки до приглашения специалистов из других стран и скупки патентов. При любых обстоятельствах требование участников модернизации повышать образовательный, культурный и интеллектуальный уровень населения становится основной потребностью и важнейшим источником всего социально-экономического развития;

  • формирование технико-технологического и финансово-кредитного источников модернизации. Первое предполагает последовательную поддержку государством научных исследований, укрепление связей бизнеса с наукой в части разработки и производственного использования новых образцов техники и технологий, соответствующих шестому технологическому укладу, развитие экспериментальной и опытной базы науки и др. Формирование финансово-кредитных источников основано обычно на мобилизации внутренних и внешних возможностей (займы, резервы, минимизация существующих расходов и др.). Модернизация, если она основана на амбициозных стремлениях работать на опережение (прорыв), не может ограничиваться догоняющим сценарием. Но искусство опережения, по справедливому утверждению С. Ю. Глазьева (10.С.10), состоит в способности участников разглядеть ростки развития до того, как об этом просигнализируют рынки;

  • реструктуризацию экономики с ориентацией на поддержку ускоренного развитие тех отраслей и производств, которые составляют основу нового технологического уклада. Оперативное развитие базисных производств шестого технологического уклада позволяет оперативно сформировать сравнительные преимущества в конкурентной борьбе на национальном и мировом рынках товаров, идей и услуг. В литературе активно обсуждаются ключевые направления формирования зарождающегося шестого технологического уклада. Мнения высказываются разные как по масштабу, так и по срокам. Единодушны авторы в одном: развитие базовых отраслей и производств шестого технологического уклада позволит создать конкурентные преимущества национальной экономики в глобализируемом мире как минимум до середины 21 века (10.С.8). Определены и основные (прорывные) направления развития экономики: биотехнологии, основанные на достижениях молекулярной биологии и генной инженерии; нанотехнологии: системы искусственного интеллекта; глобальные информационные сети и интегрированные высокоскоростные транспортные системы.

Дальнейшее развитие получает гибкая автоматизация производства, космические технологии и системы, производство искусственных материалов с заданными свойствами и др.;

  • дальнейшее развитие должна получить производственная и социальная инфраструктура, способная с одной стороны обеспечить устойчивое развитие базовых отраслей и производств, способных гарантировать устойчивое развитие экономики и расширять их возможности прирощением добавленной стоимости. Последнее может обеспечиваться созданием кластерных объединений, развитием кооперационных связей и расширением сервисного обслуживания производимых товаров. С другой стороны - готовить квалифицированные кадры для базовых отраслей, формировать соответствующую культуру производства и потребления инновационно ёмких товаров, регулировать (изучать и готовить рекомендации) внутренний и внешний спрос, обеспечивать научные исследования по приоритетным направлениям науки, развивать и модернизировать социальную сферу и улучшать экологическое состояние общества (9.С.6-12).

В структуре потребления доминирующее значение должны занять информационные, образовательные и медицинские услуги, формирование комфортной среды обитания человека. В процессе модернизации должен завершиться переход от «общества потребления» к «интеллектуальному обществу», системной особенностью которого должны стать показатели качества жизни по всем её параметрам (продолжительность, образование, уровень дохода и возможности творческого развития), повышение которого и должно стать конечной целью и результатом модернизации общественного развития.

Вопрос качества жизни или индекс человеческого развития (ИЧР) принято оценивать тремя показателями: ВВП на душу населения, средняя продолжительность жизни и уровень образованности населения. Если ИЧР равен 0,8 и более, страна считается экономически развитой с высоким индексом человеческого развития. При ИЧР, равным 0,5 – 0,8, уровень жизни считается средним, а при менее 0,5 страна рассматривается как слаборазвитая с низким индексом человеческого развития. Индекс человеческого развития в России, так же как и в других странах бывшего социалистического лагеря, далек от желаемого (12.С.9-12), что становится сдерживающим фактором модернизации социально-экономического и всего общественного развития. Именно поэтому считаем целесообразным придать модернизации общественного развития социальную направленность, подчинить её интересам всестороннего развития человека и реализации всех его возможностей и потенций.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   62

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Развития материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 55-летию тии-тюмгнгу 24-25 марта 2011 г. Тюмень Тюмгнгу 2011 iconМолодежь: гуманитарные стратегии преодоления социальных рисков Материалы...
Молодежь: гуманитарные стратегии преодоления социальных рисков [Текст] : материалы всероссийской научно-практической конференции...

Развития материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 55-летию тии-тюмгнгу 24-25 марта 2011 г. Тюмень Тюмгнгу 2011 iconРоссийской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего...
Гуманитарные аспекты модернизации России : материалы Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых / отв ред. В. В....

Развития материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 55-летию тии-тюмгнгу 24-25 марта 2011 г. Тюмень Тюмгнгу 2011 iconНовые технологии нефтегазовому региону
Новые технологии – нефтегазовому региону [Текст] : материалы Всероссийской научно-практической конференции. Т. 2; под ред. В. И....

Развития материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 55-летию тии-тюмгнгу 24-25 марта 2011 г. Тюмень Тюмгнгу 2011 iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Реализация инновационной политики в Тюменской области. Материалы региональной научно-практической конференции / отв ред. С. А. Шемшурина....

Развития материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 55-летию тии-тюмгнгу 24-25 марта 2011 г. Тюмень Тюмгнгу 2011 iconI всероссийской научно-практической конференции
Менеджмент и маркетинг: современные тенденции развития теории и практики: Материалы I всероссийской научно-практической конференции,...

Развития материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 55-летию тии-тюмгнгу 24-25 марта 2011 г. Тюмень Тюмгнгу 2011 iconРоль иностранных языков в подготовке специалистов
Роль иностранных языков в подготовке специалистов нефтегазового комплекса: проблемы и перспективы изучения в современных условиях...

Развития материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 55-летию тии-тюмгнгу 24-25 марта 2011 г. Тюмень Тюмгнгу 2011 iconАнтикризисное управление идругим экономическим специальностям Тюмень Тюмгнгу 2 010
Технология аудита [Текст] : учебно-практическое пособие / Е. М. Дебердиева, О. В. Афанасьева, В. В. Трайзе. – Тюмень : Тюмгнгу, 2010....

Развития материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 55-летию тии-тюмгнгу 24-25 марта 2011 г. Тюмень Тюмгнгу 2011 iconПрограмма 65-й всероссийской научно-практической конференции
Оргкомитет 65-й всероссийской конференции, проводимой на базе Воронежского государственного архитектурно-строительного университета,...

Развития материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 55-летию тии-тюмгнгу 24-25 марта 2011 г. Тюмень Тюмгнгу 2011 iconОбразовательное учреждение иркутской области «ангарский автотранспортный...
Материалы VIII научно-практической конференции «Сегодня мы строим завтра» (31 марта 2017г.) – Ангарск: гбпоу аатт, 2017. 57 с

Развития материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 55-летию тии-тюмгнгу 24-25 марта 2011 г. Тюмень Тюмгнгу 2011 iconТезисы докладов Часть II секции 5−11 Москва − 2010 в части II сборника...
В части II сборника представлены тезисы докладов VIII всероссийской научно-технической конференции «Актуальные проблемы развития...


авто-помощь


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
auto-ally.ru
<..на главную