Пояснительная записка к прогнозу социально экономического развития городского округ Тольятти на 2018 год и плановый период 2019 2020 годов






НазваниеПояснительная записка к прогнозу социально экономического развития городского округ Тольятти на 2018 год и плановый период 2019 2020 годов
страница1/4
Дата публикации26.07.2018
Размер0.49 Mb.
ТипПояснительная записка
auto-ally.ru > Экономика > Пояснительная записка
  1   2   3   4


Пояснительная записка
к прогнозу социально – экономического развития городского округ Тольятти на 2018 год и плановый период 2019 – 2020 годов

Прогноз социально-экономического развития городского округа Тольятти на 2018 год и плановый период 2019 - 2020 годов (далее - Прогноз) разработан на основе сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и Самарской области, с учетом тенденций социально-экономического развития городского округа Тольятти за истекший период 2017 года и ожидаемых результатов за 2017 год.

Прогноз основан на приоритетах социально-экономического развития, сформулированных в Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года, Указах Президента Российской Федерации от 07.05.2012, Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 1 декабря 2016 года и Посланиях Губернатора Самарской области Самарской Губернской Думе от 19 декабря 2016 года. Прогноз учитывает реализацию Плана мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в Самарской области на 2016 – 2017 годы, а также федеральных, региональных и муниципальных стратегических и программных документов.

Основные параметры прогноза разработаны в двух вариантах – базовом и целевом.

Социально-экономическое развитие города по обоим вариантам прогноза будет происходить в условиях сохранения действия финансовых и экономических санкций, применяемых в отношении российской экономики со стороны ЕС и США и ответных мер на протяжении всего прогнозного периода.

Отличия по вариантам состоят в различной степени влияния внешних факторов на развитие экономики города и, соответственно, различной динамике развития основных отраслей и сфер.

^ По первому варианту (базовому) несмотря на стабилизацию социально-экономической ситуации, существенных сдвигов в экономике города в прогнозном периоде не ожидается. В условиях невысокого инвестиционного и потребительского спроса, в том числе на производимую в городском округе Тольятти продукцию, инерционные тренды, сложившиеся в экономике города в предшествующие годы, сохранятся.

^ По второму варианту (целевому) ожидается постепенное «оживление» экономики города вследствие восстановления инвестиционного и потребительского спроса с последующим выходом экономики на стадию устойчивого развития.

Оба варианта предусматривают реализацию в городском округе мероприятий, направленных на повышение инвестиционной активности, модернизацию отраслей экономики, создание высокопроизводительных рабочих мест, развитие инновационного и высокотехнологичного производства, но ожидаемая степень достижения поставленных задач по второму варианту является более высокой.

Первый вариант предлагается в качестве базового для разработки параметров бюджета на 2018 год и плановый период 2019 - 2020 годов.

Развитие экономики городского округа Тольятти в прогнозном периоде будет определяться влиянием следующих основных факторов:

- состоянием российской экономики и возможными геополитическими рисками (конъюнктура мировых рынков, динамика обменного курса рубля, проводимая на федеральном уровне внешнеэкономическая, налоговая, бюджетная, кредитно-денежная политика, параметры инфляции и др. факторы);

  1. - демографической ситуацией, состоянием рынка труда и развитием человеческого капитала;

- эффективностью деятельности хозяйствующих субъектов;

  1. - состоянием основных фондов реального сектора экономики;

  2. - инвестиционным климатом и развитием предпринимательства;

  3. - эффективностью государственных расходов и др.

Основными приоритетами социально-экономической политики в среднесрочном периоде являются:

  1. - обеспечение устойчивого развития экономики и социальной стабильности;

  2. - диверсификация экономики, привлечение инвестиций и развитие малого и среднего предпринимательства;

  3. - инновационное развитие и поддержка высокотехнологичных секторов экономики, наращивание инжинирингового потенциала;

  4. - развитие инфраструктуры (социальной, транспортной, информационно-коммуникационной, энергетической и др.);

  5. - привлечение средств вышестоящих бюджетов для финансирования расходов бюджета городского округа Тольятти.

  6. Положительный эффект на экономику Тольятти окажет функционирование территорий опережающего социально-экономического развития (далее – ТОСЭР «Тольятти»), а также сотрудничество с Фондом развития моногородов в части привлечения средств Фонда на реализацию новых инвестиционных проектов и создание необходимой для них инфраструктуры.

Новые направления поддержки моногорода Тольятти открываются в рамках федеральной приоритетной программы «Комплексное развитие моногорода – городской округ Тольятти», реализация которой будет вестись с использованием проектного подхода. В данную программу вошли мероприятия в таких областях, как здравоохранение, образование, безопасные и качественные дороги, качественные услуги ЖКХ и создание комфортной городской среды, поддержка малого бизнеса. Одним из аспектов реализации программы Тольятти выступает реализация мероприятий «Пять шагов благоустройства повседневности».

На динамику развития городского округа Тольятти будет оказывать влияние эффективность мер государственной поддержки автомобилестроения, реализация крупных проектов на предприятиях химического комплекса, а также реализация за счет средств федерального и областного бюджетов мероприятий по строительству и реконструкции социальной и улично-дорожной инфраструктуры в рамках подготовки и проведения празднования 50-летия выпуска первого легкового автомобиля ВАЗ в городе Тольятти.

Дополнительным стимулом для развития Тольятти должна стать реализация мероприятий по развитию Тольятти как инженерного центра России.

Согласно сценарным условиям социально-экономического развития Самарской области на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов на протяжении всего прогнозного периода по первому и второму вариантам прогноза индекс потребительских цен (как среднегодовой, так и декабрь к декабрю) будет стабильно сохраняться на уровне 104 %.

Приоритетной задачей региональной тарифной политики в среднесрочной перспективе является создание условий для дальнейшей стабилизации цен на потребительском рынке региона и городского округа Тольятти, а также контроль и мониторинг за ценообразованием на социально значимые товары и услуги.

В соответствии с прогнозом роста цен (тарифов), размещенного на сайте Министерства экономического развития Российской Федерации, предельные индексы изменения совокупной платы граждан за коммунальные услуги (без учета услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами) составят:

с июля 2018 года – 4,0 %, с июля 2019 года – 4,0 %, с июля 2020 года – 4,0 %.

Также, прогноз роста цен (тарифов) на коммунальные услуги, размещенного на сайте Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области указан в таблице:

Период

2018 год

2019 год

2020 год

Тепловая энергия, %

срок и размеры индексации тарифов

с июля

с июля

с июля

104,0

104,0

103,4

Водоснабжение, водоотведение, %

срок и размеры индексации тарифов

с июля

с июля

с июля

104,0

104,0

104,0

Газ природный (оптовые цены), %

Регулируемые цены для всех категорий потребителей

103,4

103,1

103,0

для всех категорий потребителей, кроме населения

103,4

103,1

103,0

для населения

103,4

103,1

103,0

Электрическая энергия, %

Регулируемые тарифы и рыночных цен, для всех категорий потребителей, исключая население)

105,3-106,3

105,3-106,3

107,5-108,5


Основными направлениями государственной политики на 2018 – 2020 годы в сфере коммунального комплекса являются мониторинг функционирования принятых ранее и разработка новых норм, направленных на привлечение частных инвестиций в сферу коммунального хозяйства. Приоритетным направлением также останется внедрение и организация контроля показателей качества и надежности, предоставляемых потребителям коммунальных услуг с учётом мер, принимаемых по ограничению стоимости таких услуг.

На величину платы за содержание жилых помещений в 2018 году окажет влияние изменение законодательства, а именно:

- утверждение тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Величина тарифа на проезд пассажиров в муниципальном транспорте будет определяться с учетом оптимизации деятельности муниципальных предприятий, показателей бюджета городского округа Тольятти и анализа изменения пассажиропотока.
Промышленное производство (Обрабатывающие производства. Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха. Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений)
Прогноз развития промышленного комплекса городского округа Тольятти формируется на основании фактических данных органов статистики, собственных прогнозов крупных предприятий города, а также с учетом тенденций развития промышленного производства в городском округе Тольятти и региона в целом.

Определяющими факторами развития промышленного комплекса городского округа в прогнозном периоде станут: состояние российского рынка легковых автомобилей, макроэкономические условия, влияющие на инвестиционную активность; курс национальной валюты; продолжение действия секторальных санкций, ограничивающих доступ предприятий к отдельным зарубежным технологиям и капиталам; уровень платежеспособности населения; объемы государственной поддержки отечественных производителей.

Рост объемов отгруженной промышленной продукции в городском округе в 2017 году связан прежде всего с повышенным спросом на новую модель ПАО «АВТОВАЗ» X-Ray , выпуск которой начался в феврале 2016 года. Постепенное снижение темпов продаж данной модели, а также неопределенность в выборе площадок для реализации проектов по производству новых моделей и модификаций ПАО «АВТОВАЗ» (г. Тольятти, г. Ижевск и т.д.) с учетом невысокого потребительского спроса на автомобильном рынке позволяют предположить незначительный спад промышленного производства в городском округе Тольятти по базовому варианту прогноза.

Кроме того, на динамику отгрузки в прогнозном периоде отрицательное влияние окажет ситуация в химической промышленности (усиление конкуренции на мировом рынке химической отрасли и спад цен на продукцию).

По базовому варианту прогноза индекс промышленного производства по городскому округу Тольятти относительно предыдущего года составит: в 2018 году - 97,3 %, в 2019 году – 98,4 %, в 2020 году – 99,8 %. В 2020 году относительно 2017 года производство уменьшится на 4,4 %, в том числе в обрабатывающих производствах – на 4,6 %.

Целевой вариант базируется на следующих факторах:

- модернизация и техническое перевооружение производств, оптимизация производственных процессов на базе современных технологий и оборудования;

- повышение конкурентоспособности продукции за счет внедрения новых технологий и повышения качества продукции;

- снижение себестоимости за счет роста производительности труда, внедрение энерго- и ресурсосберегающих технологий;

- развитие кадрового потенциала;

- снижение зависимости экономики от сырьевого экспорта и поставок импортных комплектующих;

- развитие совместных производств с зарубежными организациями в рамках инфраструктурных площадок, таких как технопарк в сфере высоких технологий «Жигулевская долина», индустриальный парк «Тольяттисинтез», индустриальные парки «АВТОВАЗ» и «ВЦМ», Особая экономическая зона промышленно-производственного типа «Тольятти» на территории Ставропольского района, успешная реализация проекта «ТОСЭР» Тольятти.

В случае реализации целевого варианта прогноза индекс промышленного производства относительно предыдущего года будет расти: в 2018 году – 101,8 %, в 2019 году – 102,3 %, в 2020 году – 103,2 %. Объемы промышленного производства города в 2020 году увеличатся к уровню 2017 года на 7,5 %.

Объем отгруженной промышленной продукции в 2018 – 2020 годах составит:

- в 2018 году - по первому варианту прогноза – 432,9 млрд. руб., по второму варианту – 452,8 млрд. руб.;

- в 2019 году - по первому варианту прогноза – 447,7 млрд. руб., по второму варианту – 486,9 млрд. руб.;

- в 2020 году - по первому варианту прогноза – 469,3 млрд. руб., по второму варианту – 526,9 млрд. руб.

По виду экономической деятельности «производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов» по первому варианту прогноза в 2020 году к уровню 2017 года прогнозируется спад производства на 6,9 %; по второму варианту – рост на 4,8 %.

На развитие автомобилестроительной отрасли в городском округе в прогнозном периоде повлияют:

  • состояние российского рынка легковых автомобилей;

Правительство России планирует с 2018 года перевести предприятия автопрома на новый инвестиционный режим, предполагающий стимулирование экспорта автомобилей, развитие производства автокомпонентов и интеграцию в мировой автопром.

  • организация эффективной дилерской сети ПАО «АВТОВАЗ»;

В планах ПАО «АВТОВАЗ» – в течение пяти лет удвоить долю экспорта Lada до 20 %.

  • темпы разработки и постановки на конвейер новых моделей и модификаций ПАО «АВТОВАЗ» и ЗАО «GM-АВТОВАЗ»;

ПАО «АВТОВАЗ» планирует в течение ближайших десяти лет выпустить восемь новых моделей Lada. После выхода на рынок LADA Vesta SW и SW Cross, который запланирован к концу 2017 года, ПАО «АВТОВАЗ» планирует реализовать проекты по следующим поколениям модели 4x4 и модели Granta. Также среди ближайших новинок значатся: Lada Vesta Signature, Lada Vesta Cross Sedan, Lada Vesta Sport, Lada XRAY Cross, Lada XRAY Sport, Lada 4×4 битопливная модель внедорожника, Lada X-CODE. Кроме того, предприятие планирует вывести на российский рынок новый бюджетный автомобиль по цене ниже самого дешевого их существующих автовазовских авто.

Стоит отметить, что производство модификаций Lada Vesta будет осуществляться на площадке ижевского завода, и в расчет прогнозного показателя не включено.

ЗАО «GM-АВТОВАЗ» продолжит работу над Chevrolet Niva нового поколения, старт производства намечен на январь 2019 года.

  • снятие с производства в середине 2018 года Lada Priora, продажи которой по итогам 2016 года составили около 6 % всех продаж автомобилей Lada на площадке в г. Тольятти;

  • начало производства в Казахстане в декабре 2016 года всех основных моделей Lada на мощностях группы «Бипэк авто – Азия авто» и в июне 2017 года Chevrolet Niva на мощностях ТОО «СарыаркаАвтоПром, что означает закрытие одного из значимых экспортных направлений легковых автомобилей (в 2015 году в Казахстане реализовано 24,5 тыс. автомобилей производства ПАО «АВТОВАЗ»);

  • продление программ господдержки авторынка на 2018 год.

Таким образом, прогноз выпуска легковых автомобилей в городском округе в прогнозном периоде по разным вариантам будет иметь разнонаправленную динамику.

- в 2018 году – 317,0 тыс. штук по первому варианту (96,4 % к уровню предыдущего года) и 331,0 тыс. штук по второму (100,6 % к уровню предыдущего года) соответственно;

- в 2019 году – 309,0 тыс. штук (97,5 % к уровню предыдущего года) и 337,0 тыс. штук (101,8 % к уровню предыдущего года) соответственно;

- в 2020 году – 307,0 тыс. штук (99,4 % к уровню предыдущего года) и 344,0 тыс. штук (102,1 % к уровню предыдущего года) соответственно.

Объем отгруженной продукции в автомобилестроении к 2020 году составит: по первому варианту прогноза 285,6 млрд. руб., по второму варианту – 320,8 млрд. руб.

Определяющими факторами развития химического производства в городском округе в прогнозном периоде являются макроэкономические условия, влияющие на инвестиционную активность и конъюнктуру мирового рынка химической продукции, а также развитие промышленной площадки индустриального парка «Тольяттисинтез» и полнота реализации инвестиционных проектов ПАО «Тольяттиазот» и ПАО «Куйбышевазот».

В случае реализации базового варианта в прогнозном периоде негативная тенденция продолжится. В 2018 году по данному варианту прогноза индекс производства составит 98,8 %, в 2019 году –100,1 %, в 2020 году – 100,5 %. В 2020 году химическое производство уменьшится к 2017 году на 0,6 %.

По целевому варианту в результате проводимой политики реконструкции и модернизации производства с целью выпуска новой конкурентоспособной продукции в 2018 – 2020 годах  на основных химических предприятиях городского округа ожидается рост объемов выработки продукции. К 2019 году химическое производство увеличится на 11,5 % по отношению к 2017 году.

К 2020 году объем отгруженной промышленной продукции химических производств по двум вариантам прогноза составит 112,9 млрд. руб. и 126,3 млрд. руб. соответственно.

Увеличение производства в 2020 году относительно 2017 года ожидается по следующим видам промышленной деятельности по первому и второму вариантам прогноза:

- в производстве пищевых продуктов – на 0,8 % и 14,3 % соответственно;

- в производстве напитков – на 0,4 % и 18,2 % соответственно;

- в производстве текстильных изделий – на 0,5 % и 13,1 % соответственно;

- в производстве резиновых и пластмассовых изделий – на 3,1 % и 18,2 % соответственно;

- в производстве прочей неметаллической минеральной продукции - на 1,5 % и 21,9 % соответственно;

- в производстве готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования – на 3,6 % и 20,8 % соответственно;

- в производстве машин и оборудования – на 6,0 % и 24,7 % соответственно;

- в водоснабжении; водоотведении, организации сбора и утилизации отходов, деятельности по ликвидации загрязнений - на 2,5 % и 9,5 % соответственно.

Металлургическое производство по первому варианту прогноза в 2020 году сократится на 0,5 %, по второму увеличится на 17,4 %. Также разнонаправленную динамику в 2018-2020 гг. по различным вариантам прогноза покажет обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха: по первому варианту спад (6,2 %), по второму – незначительный рост (0,7 %).

Снижение производства по обоим вариантам прогноза в 2020 году к 2017 году будет демонстрировать ремонт и монтаж машин и оборудования – на 34,0 % и 25,8 % соответственно.

Результатом проводимых в городском округе мер, направленных на диверсификацию производства, в прогнозном периоде ожидается постепенное снижение доли отгруженной продукции автомобилестроительной отрасли, за счет роста доли прочих видов промышленной деятельности.

Улучшению ситуации в сфере рационального использования топливно- энергетических ресурсов и ускорению модернизации энергетического комплекса региона будет способствовать реализация мероприятий государственной программы Самарской области «Энергоэффективность и развитие энергетики Самарской области на 2014-2020 годы», утвержденной Постановлением Правительства Самарской области от 29.11.2013 № 702.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка к прогнозу социально экономического развития городского округ Тольятти на 2018 год и плановый период 2019 2020 годов iconСтатья 2 Финансирование мероприятий, указанных в статье 1 настоящего...
О законе Московской области «О дополнительных мероприятиях по развитию жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурной сферы...

Пояснительная записка к прогнозу социально экономического развития городского округ Тольятти на 2018 год и плановый период 2019 2020 годов iconПояснительная записка к уточненному прогнозу социально-экономического...
Итогом социально-экономического развития области в 2012 году стал устойчивый рост по всем ключевым экономическим показателям, с темпами...

Пояснительная записка к прогнозу социально экономического развития городского округ Тольятти на 2018 год и плановый период 2019 2020 годов iconПояснительная записка к проекту бюджета Петрозаводского городского...
Российской Федерации и Бюджетном послании Главы Республики Карелия о бюджетной политике в 2013–2015 годах, Концепции социально-экономического...

Пояснительная записка к прогнозу социально экономического развития городского округ Тольятти на 2018 год и плановый период 2019 2020 годов iconОб утверждении Территориальной программы государственных гарантий...
Оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов», статьей 103 Устава Красноярского края,...

Пояснительная записка к прогнозу социально экономического развития городского округ Тольятти на 2018 год и плановый период 2019 2020 годов iconОб отчёте мэрии о реализации Программы комплексного социально-экономического...
Рассмотрев представленный мэрией отчёт о реализации Программы комплексного социально-экономического развития городского округа Тольятти...

Пояснительная записка к прогнозу социально экономического развития городского округ Тольятти на 2018 год и плановый период 2019 2020 годов iconРешение от ­­­ 26. 12. 2016 г. №215 Об утверждении программы социально-экономического...
Об утверждении программы социально-экономического развития Бирюсинского муниципального образования «Бирюсинское городское поселение»...

Пояснительная записка к прогнозу социально экономического развития городского округ Тольятти на 2018 год и плановый период 2019 2020 годов iconПостановление от 29. 10. 2012 №1193-п г. Ярославль о прогнозе социально-экономического...
Одобрить прогноз социально-экономического развития Ярославской области на 2013 год и на плановый период 2014 2015 годов согласно...

Пояснительная записка к прогнозу социально экономического развития городского округ Тольятти на 2018 год и плановый период 2019 2020 годов iconПояснительная записка к отчету о выполнении Комплексного плана мероприятий...
Году строилась на основе Комплексного плана мероприятий по социально-экономическому развитию Верхнесалдинского городского округа...

Пояснительная записка к прогнозу социально экономического развития городского округ Тольятти на 2018 год и плановый период 2019 2020 годов iconБюллетень счетной палаты Республики Дагестан Содержание Заключение...
Счетной палаты Республики Дагестан на проект закона Республики Дагестан «О республиканском бюджете Республики Дагестан на 2018 год...

Пояснительная записка к прогнозу социально экономического развития городского округ Тольятти на 2018 год и плановый период 2019 2020 годов iconПояснительная записка к прогнозу социально-экономического развития...
Показатели прогноза социально-экономического развития Ленинского муниципального района на 2009 год и на период до 2011 года разработаны...


авто-помощь


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
auto-ally.ru
<..на главную