Утверждена Постановлением Администрации Боровичского муниципального района от 29. 12. 2011 №2666 стратегия социально-экономического развития






НазваниеУтверждена Постановлением Администрации Боровичского муниципального района от 29. 12. 2011 №2666 стратегия социально-экономического развития
страница1/13
Дата публикации26.10.2018
Размер1.5 Mb.
ТипДокументы
auto-ally.ru > Экономика > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
Утверждена

Постановлением Администрации

Боровичского муниципального района

от 29.12.2011 № 2666
СТРАТЕГИЯ

социально-экономического развития

Боровичского муниципального района до 2030 года

ВВЕДЕНИЕ

Основной целью разработки и реализации Стратегии социально-экономического развития муниципального района до 2030 года (далее – «Стратегия-2030») является повышение уровня и качества жизни населения, формирование благоприятных условий социально-экономического развития на долгосрочную перспективу.

«Стратегия-2030» направлена на обеспечение реализации на территории района основных положений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р.

Для достижения этой цели:

- проанализировано современное состояние, проблемы и предпосылки развития экономики и социальной сферы;

- определены устойчивые конкурентные преимущества района и проведена их оценка на среднесрочную и долгосрочную перспективы;

- сформированы цели и задачи развития района с учетом общих приоритетов развития и специализации Боровичского муниципального района и Новгородской области;

- разработаны сценарии, определены приоритеты, целевые индикаторы и механизмы развития основных отраслей экономики и социальной сферы.

- выделена система наиболее крупных и значимых проектов на территории района;

- разработана система мер и предложений, направленная на успешную реализацию основных положений Стратегии.

Основополагающими принципами формирования «Стратегии-2030» являются:

  • эффективное использование трудовых, материальных и финансовых ресурсов;

  • реализация принципа частно-государственного партнерства;

  • обеспечение устойчивого экономического роста, стимулирование развития конкурентного производства и экспорта;

  • преодоление рисков и кризисов, которые могут оказать сдерживающее развитие и ограничить реализацию потенциальных возможностей муниципального района;

  • формирование комплексного подхода к решению демографических, миграционных, социальных и экономических вопросов;

  • социальная ориентированность Стратегии;

  • формирование условий и стимулов для развития человеческого капитала на основе повышения эффективности и конкурентоспособности здравоохранения, образования, жилищного строительства и коммунальной инфраструктуры.

В Стратегии нашли отражение уже принятые федеральные, областные и муниципальные целевые программы.
^ 1. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РАЙОНА

1.1. Общая характеристика района

Боровичский район в существующих границах образован 12 января 1966 года. Территория – 315.5 км2.Численность населения Боровичского района на 1 января 2011 года составила 69338 человек. Плотность населения – 22,1 человек на 1 км2. В районе 1 городское и 10 сельских поселений. Населённых пунктов – 324. Административный центр Боровичского района – г. Боровичи, основанный в 1770 году. Территория – 45,4 км2. Численность населения в городе на 1 января 2011 года составила 53 712 человек, трудоспособного населения – около 42 тысяч человек. Плотность населения г. Боровичи – 1182,8 человек на 1 км2.

^ 1.2. Анализ экономико-географического положения области

Боровичский район расположен в восточной части Новгородской области в 176 км от г. Великого Новгорода. Транспортная доступность от районного центра г. Боровичи до областного центра г. Великого Новгорода составляет 194,5 км. Муниципальный район граничит: на севере-западе с Любытинским, на северо-востоке с Хвойнинским, на западе с Окуловским, на востоке с Мошенским. на юге с Бологовским муниципальным районом Тверской области и на юго-востоке с Удомельским муниципальным районом Тверской области.

Расстояние от районного центра г. Боровичи до наиболее удаленных юго-восточных границ не превышает 51 км. Средние расстояния в направлении от г. Боровичи на запад — 18 км, на восток — 24 км.

С магистралью Москва – Санкт-Петербург район связывает железнодорожная линия Боровичи - Угловка.

Выгодное географическое положение района – близкое расположение трассы общего пользования федерального значения Е-95 «Москва - Санкт-Петербург», наличие автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, железных дорог, а также запасов полезных ископаемых (огнеупорных глин, песка и др.), богатого лесного фонда, значительного туристско-рекреационный потенциала — делает Боровичский район привлекательным для развития перерабатывающей промышленности, организации рекреационно-туристической деятельности и инвестиционно-привлекательным. Рекреационно-туристский потенциал весьма значителен, но требует четкой организации, так как склоновые и береговые экосистемы весьма уязвимы и неустойчивы в условиях неупорядоченной рекреационной деятельности.

^ 1.3. Анализ природно-ресурсного потенциала

Боровичский район расположен на северо-западе европейской части России, на Валдайской возвышенности, в лесной зоне. По Валдайской возвышенности проходит главный водораздел Восточно - Европейской равнины, с которого реки несут свои воды на юг и на север. В целом рельеф территории района характеризуется сложным строением.

Почвы Валдайской возвышенности отличаются большим количеством валунов. Поля приходится очищать от камня.

Улучшению земель Боровичского района способствуют проводимые мелиоративные работы: осушение, уборка камней, раскорчевка кустарников, срезание кочек. Плодородие повышается за счет внесения органических и минеральных удобрений, известкования почв.

К неблагоприятным природным процессам и явлениям на территории района следует отнести:

  • сложность рельефа; пересеченная поверхность, карьеры, провальные воронки, образовавшиеся вследствие оседания кровли подземных выработок, местами заполненные водой, отвалы пород, современные физико-геологические явления, все это осложняет инженерно-строительные условия рассматриваемой территории;

  • осадков выпадает больше, чем расходуется влаги на испарение и сток, поэтому имеется много заболоченных земель.

Полезные ископаемые в Боровичском районе имеют осадочное происхождение. Это объясняется особенностями геологического строения территории. Наибольшее промышленное значение имеют огнеупорные глины, известняки, кварцевые пески, торф, бурый уголь.

Месторождения огнеупорных глин в Боровичском районе сосредоточены в достаточно большом количестве, где пласты этого ценного сырья чередуются с маломощными пластами бурого угля, не имеющими промышленного значения.

Наиболее крупное месторождение торфа Боровичского района находится около поселка Тухун (Перёдское сельское поселение).

Песок, гравий, глины, валунный материал широко распространены в пределах Боровичского района. Эти материалы широко используются при строительных работах, сооружении дорог.

В районе имеются 3 месторождения кирпично-черепичных глин для производства кирпича, а также 3 месторождения кварцевых песков.

В пределах Боровичского района распространены известняки. Известняки используют для кладки фундаментов, облицовки зданий, мощения дорог. Известняк необходим для производства цемента, строительной извести. В размолотом виде известняк применяется в сельском хозяйстве для известкования кислых почв.

Данное направление является перспективным для дальнейшего его развития по разработке месторождений.

^ 1.4. Анализ демографической ситуации

Население муниципального района на 1 января 2011 года составляет 69338 человек. По численности населения район занимает 1-е место среди муниципальных районов Новгородской области.

Основная доля населения муниципального района (76,7%) проживает в городе Боровичи.

Плотность сельского населения увеличивается вблизи города и основных транспортных коридоров. Там же концентрируется более 80 процентов всех сельских поселений.

Незначительный миграционный прирост не может восполнить естественную убыль населения. Близость Москвы и Санкт-Петербурга обуславливает отток населения в эти агломерации.

Коэффициент смертности населения области в 2010 году составил 21,7 умерших на 1 тысячу человек, коэффициент рождаемости – 11,1 родившихся на 1 тысячу человек. Анализ естественного движения населения показывает, что число умерших практически в 2 раза превышает количество родившихся. Несмотря на то, что показатель естественной убыли населения в последние годы сокращается, ситуация остается сложной.

Главным последствием демографических процессов в прогнозный период наряду с сокращением численности населения станет его дальнейшее старение. В области продолжится рост доли населения в возрасте 60 лет и старше. В 2010 году доля жителей этой возрастной группы составляет 25,9 процента, к началу 2031 года она увеличится до 27,4 процента.

^ 1.5. Анализ экологической ситуации

Многоотраслевая хозяйственная структура, наличие в муниципальном районе крупных, средних и мелких промышленных и сельскохозяйственных предприятий, обуславливают образование значительного количества и разнообразия отходов производства и потребления.

Загрязненность окружающей среды отходами уже сейчас вызывает тревогу. При неправильном захоронении отходы представляют угрозу здоровью населения, загрязняют почву, поверхностные и подземные воды, занимают сельскохозяйственные угодья и создают эстетические и рекреационные проблемы. Поэтому одной из наиболее важных проблем в сфере охраны окружающей среды является проблема сбора, утилизации и размещения отходов.

Объекты захоронения отходов требуют повышенного внимания с целью обеспечения их экологической безопасности. Реконструкция существующих санкционированных свалок, строительство нового полигона для захоронения ТБО для муниципального района остается одной из первоочередных экологических задач, но решается она недопустимо медленно.
^ 1.6. Анализ потенциала сложившейся структуры экономики муниципального района
Экономика Боровичского муниципального района за годы рыночных преобразований превратилась в многоукладную при значительной роли частного сектора не только по числу предприятий, но и по объемам производства товаров и услуг. Помимо частной формы собственности в районе представлены организации государственной, муниципальной, иностранной, смешанной и других форм собственности.

Общее число предприятий и организаций, включая фермерские (крестьянские) хозяйства, по данным Статистического регистра хозяйствующих субъектов (Статрегистр Росстата) на начало 2011 года, составляло в районе 1100 единиц (7,4% от всех предприятий Новгородской области), в том числе 30 – крупных и средних предприятий. Основу экономического потенциала муниципального района составляют промышленность, сельское хозяйство, транспорт и связь, строительство, оптовая и розничная торговля.

Промышленность дает основную долю налоговых поступлений в местный бюджет и является базовой отраслью и фундаментом экономики. Обрабатывающие производства занимают в общем объеме промышленного производства более 90%. В городе Боровичи сосредоточены предприятия практически всех основных видов экономической деятельности. Промышленность представлена предприятиями черной металлургии, лесной и деревообрабатывающей промышленности, пищевой промышленности, машиностроения и металлообработки, промышленности строительных материалов. Наибольший удельный вес приходится на чёрную металлургию. Сельское хозяйство является одним из основных направлений развития экономики района. Внедрение новых технологий, повышение эффективности сельского хозяйства формируют заказ на развитие производства в смежных секторах экономики.

В лесопромышленном комплексе района по состоянию на конец 2010 года в целом работали порядка 20 предприятий с общей численностью около 500 человек. Заготовкой и переработкой древесины занимаются в основном предприятия малого бизнеса и индивидуальные предприниматели.

Согласно лесохозяйственного регламента Боровичского лесничества, расчетная лесосека на 2010 и последующие годы установлена в объеме 342,8 тыс. кубометров, в том числе по хвойному хозяйству – 118,8 тысяч кубометров (35%). В 2010 году заготовлено древесины 140,7 тысяч кубометров, что составляет 41% от расчетной лесосеки против 33,6% в прошлом году.

Причин неэффективного использования лесных ресурсов несколько. Одной из основных причин является отсутствие необходимых лесных дорог для освоения лесосечного фонда в полном объеме.

Следующей немаловажной причиной является наличие в составе лесов порядка 65 процентов мягколиственных пород, которые на сегодняшний день менее привлекательны для лесоперерабатывающей промышленности.

Главным направлением региональной политики области для обеспечения рационального использования и охраны лесов должно стать развитие долгосрочных арендных отношений, позволяющих обязать арендаторов заниматься не только вырубкой, но и восстановлением лесного фонда.

Также представляется целесообразным возрождение промысловой заготовки не только ягод, грибов, березового сока, папоротника, другой лесной продукции, но и использование лесов для эколого-рекреационной, познавательной туристской и другой деятельности.

^ 1.7. Анализ межбюджетных отношений, налогового потенциала и финансового состояния организаций

В 2010 году консолидированный бюджет муниципального района был исполнен с дефицитом в размере 16278 тыс. рублей. Годовой план по доходам исполнен на 104 процента, по расходам - на 92 процента. К уровню 2009 года налоговые и неналоговые доходы выросли на 11,0 процентов и составили 450919 тыс. рублей. Безвозмездные поступления из областного бюджета в 2010 году составили 1 075 922 тыс. рублей.

За последние 3 года консолидированный бюджет муниципального района исполнялся с дефицитом. По сравнению с 2005 годом доходы и расходы бюджета выросли в 2 раза. Объем безвозмездных перечислений из областного бюджета за этот период увеличился в 2,2 раза.

Исполнение консолидированного бюджета муниципального района представлено в таблице 1.7.1.

Исполнение консолидированного бюджета

муниципального района (тыс. рублей)

Таблица 1.7.1




2005

2006

2007

2008

2009

2010

Доходы

739 608

863 455

951 245

1 119 500

1 064 103

1 459 419

Расходы

739 608

863 455

942 968

1 124 454

1 096 413

1 475 697

Профицит, дефицит (-)

-

-

8 277

-4 954

-32 310

- 16 278


В 2005 - 2010 годах основным источником доходов консолидированного бюджета муниципального района был налог на доходы физических лиц. Его совокупный удельный вес в 2010 году составил 47,9 процента, в 2009 году – 54,8 процента, в 2008 году – 62 процента, в 2007 году – 63 процента, в 2006 году -58,3 процента и в 2005 году 53,7 – процента. Безвозмездные поступления с федерального уровня осуществлялись в виде дотаций, субвенций, субсидий. Доля всех безвозмездных поступлений в общем объеме доходов консолидированного бюджета в 2010 году составила 55,7 процента, что ниже уровня 2009 года на 14,6 процента.

Расходы социальной направленности составляют более половины всех расходов консолидированного бюджета муниципального района.

Наибольшая часть расходов бюджета муниципального района в 2010 году была направлена на поддержку образования (29,4 процента) и социальную политику (19,8 процента).
^ Финансовые результаты деятельности организаций
Сальдированный финансовый результат организаций муниципального района на протяжении многих лет складывался стабильно положительный. Доля убыточных организаций снизилась с 2005 по 2010 годы с 42,3 до 25 процентов.

В формировании прибыли на долю обрабатывающих производств в 2010 году приходилось 72,1 процента (в 2009 году – 78,5 процентов) прибыли рентабельно работающих организаций.

В 2010 году наибольшее количество убыточных организаций было отмечено в производстве электроэнергии, газа и воды, в здравоохранении и предоставлении социальных услуг (100 процентов), в сельском хозяйстве (56,5 процентов), в строительстве (42,9 процента).

Наилучшее соотношение прибыли от продаж и затрат на производство проданных товаров (продукции, работ, услуг) сложилось в организациях, занимающихся производством прочих неметаллических минеральных продуктов (15,4 процента), производством электрических машин и электрооборудования (16,1 процента), производством электрооборудования, электронного и оптического оборудования (15,0 процентов), производством мебели (14,3 процента).

В структуре внеоборотных активов основная часть (77,2 процента) приходилась на основные средства (в 2009 году – 80,5 процентов). Доля незавершенного строительства в 2010 году незначительно возросла и составила 15,8 процента, против 12,8 процента в 2009 году. В 2010 году более половины (72,4 процента) внеоборотных активов приходилось на обрабатывающие производства, 5,7 процента - на сельское хозяйство, охоту и лесное хозяйство, 5,4 процента - на строительство, 5,0 процентов – на оптовую и розничную торговлю.

Наиболее весомую часть в формировании оборотных активов составляли дебиторская задолженность и запасы, на чью долю в 2010 году приходилось 42,0 процента и 37,4 процента, в 2009 году – 46 процентов и 33,2 процента - соответственно. Доля денежных средств снизилась с 17,6 процента до 12,5 процента, краткосрочных финансовых вложений (легкореализуемые активы) возросла с 2,3 процента до 6,1 процента. В 2010 году 63,4 процента оборотных активов приходилось на обрабатывающие производства, 17,0 процентов - на оптовую и розничную торговлю; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования, 16,0 процентов - на строительство, 2,4 процента – на сельское хозяйство, охоту и лесное хозяйство.
^ Состояние платежей и расчетов в организациях
В объеме суммарной задолженности по обязательствам организаций муниципального района на долю кредиторской задолженности в 2010 году приходилось 54,4 процента, в 2009 году – 72,5 процента. В 2010 году по сравнению с предыдущим годом объем кредиторской задолженности снизился на 22,5 процента, объем дебиторской задолженности снизился на 3,6 процента.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Утверждена Постановлением Администрации Боровичского муниципального района от 29. 12. 2011 №2666 стратегия социально-экономического развития iconОдобрен постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 11. 11. 2011 №4822
Прогноз социально-экономического развития города Нижнего Новгорода на 2012-2014 годы разработан отделом планирования и прогнозирования...

Утверждена Постановлением Администрации Боровичского муниципального района от 29. 12. 2011 №2666 стратегия социально-экономического развития iconСтратегия социально-экономического развития муниципального района...
Социально-экономического развития муниципального района «Вейделевский район» Белгородской области до 2025 года

Утверждена Постановлением Администрации Боровичского муниципального района от 29. 12. 2011 №2666 стратегия социально-экономического развития iconСтратегия социально экономического развития муниципального образования...
Стратегия социально – экономического развития муниципального образования «оймяконский улус (район)»

Утверждена Постановлением Администрации Боровичского муниципального района от 29. 12. 2011 №2666 стратегия социально-экономического развития iconОтчет об итогах социально-экономического развития олонецкого национального...
Вления в Российской федерации, а также уставом Олонецкого района представляю Вашему вниманию отчет об итогах социально-экономического...

Утверждена Постановлением Администрации Боровичского муниципального района от 29. 12. 2011 №2666 стратегия социально-экономического развития iconСтратегия социально-экономического развития ярославской области до 2025 года
Основанием для разработки Стратегии социально-экономического развития Ярославской области (далее Стратегия сэр) являются

Утверждена Постановлением Администрации Боровичского муниципального района от 29. 12. 2011 №2666 стратегия социально-экономического развития iconМунициальное образование «город калуга» Стратегия социально-экономического...
Стратегия социально-экономического развития муниципального образования «Город Калуга» на период до 2030 года

Утверждена Постановлением Администрации Боровичского муниципального района от 29. 12. 2011 №2666 стратегия социально-экономического развития iconСтратегия социально-экономического развития Ульяновской области до...
До 2030 года (далее также – Стратегия) определяет миссию, стратегические приоритеты, цели и задачи социально-экономического развития...

Утверждена Постановлением Администрации Боровичского муниципального района от 29. 12. 2011 №2666 стратегия социально-экономического развития iconИнформация по реализации комплексной программы социально-экономического...
Управлением культуры, молодежной политики, физической культуры и спорта Администрации Обоянского района Курской области в 2011-2013...

Утверждена Постановлением Администрации Боровичского муниципального района от 29. 12. 2011 №2666 стратегия социально-экономического развития iconПояснительная записка к прогнозу социально-экономического развития...
Показатели прогноза социально-экономического развития Ленинского муниципального района на 2009 год и на период до 2011 года разработаны...

Утверждена Постановлением Администрации Боровичского муниципального района от 29. 12. 2011 №2666 стратегия социально-экономического развития iconПояснительная записка к основным показателям прогноза социально-экономического...
Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года, «Стратегией социально-экономического развития Анучинского муниципального...


авто-помощь


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
auto-ally.ru
<..на главную