Стратегия развития электросетевого комплекса Российской Федерации






Скачать 400.79 Kb.
НазваниеСтратегия развития электросетевого комплекса Российской Федерации
страница1/3
Дата публикации17.03.2014
Размер400.79 Kb.
ТипДокументы
auto-ally.ru > География > Документы
  1   2   3


УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 2013 г №__________


Стратегия развития электросетевого комплекса Российской Федерации

I. Общие положения
Настоящая Стратегия охватывает основную деятельность электросетевого комплекса - передачу и распределение электроэнергии - и непосредственно связанные с ней аспекты смежных видов деятельности (главным образом, генерации и сбыта электроэнергии) на территории России,

Настоящая Стратегия уделяет особое внимание деятельности создаваемого открытого акционерного общества "Российские сети" и входящих в него компаний, контролирующих около 70 процентов распределительных и 90 процентов магистральных сетей в России. При этом большинство положений Стратегии, относящихся к открытому акционерному обществу «Российские сети», актуальны и для остальных сетевых организаций.
Миссия электросетевого комплекса
Миссия российского электросетевого комплекса - долгосрочное обеспечение надежного, качественного и доступного энергоснабжения потребителей РФ за счет организации максимально эффективной и соответствующей мировым стандартам инфраструктуры по тарифам, обеспечивающим приемлемый уровень затрат на электроэнергию для российской экономики и инвестиционную привлекательность отрасли через адекватный возврат на капитал.
Основным приоритетом деятельности магистрального сетевого комплекса является поддержание и развитие инфраструктуры (линии и трансформаторы), позволяющей обеспечить надежность выдачи мощности станций и передачи электроэнергии в распределительные сети.

Целью функционирования распределительного комплекса является долгосрочное обеспечение энергетической безопасности потребителей на всей территории соответствующего региона на этапе распределения электрической энергии за счет организации максимально эффективной инфраструктуры.

В число ключевых задач государственной политики в сфере электросетевого хозяйства входят создание экономических методов стимулирования эффективности сетевых компании, обеспечение условий для стабилизации тарифов, а также привлечение частного капитала в электросетевой комплекс в объеме, достаточном для модернизации и реконструкции электросетей для обеспечения надежности электроснабжения.

На сегодняшний день Стратегия развития распределительного электросетевого комплекса Российской Федерации, утвержденная 27 декабря 2006 года, не реализована. Полностью выполненной можно считать только одну из ее задач - создание крупных н сопоставимых по размерам операционных межрегиональных распределительных сетевых компаний, преследовавшую цели по максимизации ответственности менеджеров за результаты работы и обеспечению условий для принятия регуляторных решении на основе сравнительного анализа. Другие ключевые задачи стратегии выполнены лишь частично. Еще не все регионы перешли на регулирование тарифов методом доходности инвестированного капитала (далее - RAB-регулирование), не реализованы в полном объеме сбор информации о надежности и качестве предоставляемых услуг н реализация финансовой ответственности компаний за ненадлежащий уровень надежности и качества.

Вместе с тем динамика развития отрасли и всей экономики привели к возникновению дополнительных вызовов. Тариф на электроэнергию в России практически исчерпал потенциал роста. Стоимость электроэнергии, получаемой нз единой энергетической системы, для многих промышленных потребителей приближается к стоимости энергоснабжения от собственных генерирующих мощностей (включая стоимость их строительства). При этом продолжающееся старение основных фондов отрасли приводит к необходимости значительного увеличения объемов инвестирования в ближайшие годы даже для удержания уже достигнутых показателе качества и надежности.

Помимо задач Стратегии развития распределительного электросетевого комплекса, перед ЭСК стоят следующие стратегические приоритеты на долгосрочную перспективу:

надежность;

качество обслуживания потребителей;

развитие инфраструктуры дтя поддержания роста экономики Российской Федерации;

конкурентоспособные тарифы на электроэнергию для развития промышленности;

развитие научного н инновационного потенциалов электросетевого комплекса, в том числе в целях стимулирования развития смежных отраслей;

адекватный возврат на капитал для инвесторов,
II. Основные тенденции, определяющие векторы развития электросетевого комплекса России
Умеренный рост спроса на электроэнергию (до 2 процентов в год) является одним из основных трендов развитая энергетической отрасли, определяющих ход развития электрических сетей в России. Такие темпы обусловлены постепенным повышением энергоэффективности, согласно прогнозам, энергоемкость российской экономики (определяемая на базе валового внутреннего продукта) к 2030 году должна снизиться более чем на 30 процентов. В течение ближайших 10-15 лет России предстоит внедрять технологии, которые уже используются в сетевых комплексах развитых стран, в частности предстоит внедрять технологии "умных" сетей, позволяющих повысить пропускную способность и стабильность сети, сократить потерн и издержки на технический и коммерческий учет у потребителя.

Спрос на электроэнергию в России значительно смещается между регионами н населенными пунктами. Наряду со снижением потребления электроэнергии в сельской местности многих регионов происходит его значительный рост в крупных городах. Внутри городов снижение электропотребления в промышленных зонах коррелируется с его ростом в районах, где строится офисная н коммерческая недвижимость или жилье. Изменение географии спроса на электроэнергию создает следующие проблемы;

потребность в поддержании недозагруженных сетей: потребность в новых инвестициях в сети на новых площадках;

повышение тарифа, вызываемое необходимостью новых инвестиции в ситуации отсутствия роста спроса в целом.

Однако в смещении спроса заложен потенциал снижения общих издержек как на локальном, так и на межрегиональном уровне. На локальном уровне это расшивка узких мест в регионе или городе, где сегодня вынужденно поддерживается высокозатратная генерация (закольцовывание магистральных сетей вокруг города, новые точки электроснабжения). На межрегиональном уровне это инфраструктура, объединяющая зоны с различными по времени суток профилями графика электрических нагрузок или разной цены, где сальдо-переток становится экономически выгодным (например. ЛЭП по направлению Сибирь - Урал).

Отсутствие необходимых инвестиции в электросетевой комплекс в последние 20 лет привело к значительному физическому и технологическому устареванию сетей Доля распределительных сетей, вырабатывавших свой нормативный срок, составила 50 процентов: 7 процентов сетей выработало два нормативных срока Общин износ распределительных сетей достиг 70 процентов. Ситуация с износом магистральных сетей, которые эксплуатирует открытое акционерное общество "ФСК ЕЭС'\ незначительно лучше - износ составляет порядка 50 процентов.

В целом состояние электросетевых активов в России значительно хуже, чем в других крупных странах, где показатель износа составляет 27 -44 процента. К тому же современное оборудование, обеспечивающее высокую надежность и снижение операционных затрат, пока не достаточно широко используется в российском электросетевом комплексе

Принципы построения структуры электросетевого комплекса России заложены рядом нормативных документов, в первую очередь Стратегией развития распределительного электросетевого комплекса, утвержденной 27 декабря 2006 г В результате реализации основных направлений реформирования отрасли сформировалась следующая структура электросетевого комплекса России:

организация по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью (открытое акционерное общество "ФСК ЕЭС") эксплуатирует около 90 процентов линии напряжением от 220 кВ до 750 кВ (остальные 10 процентов эксплуатируются независимыми организациями):

14 межрегиональных распределительных сетевых компаний эксплуатируют линии напряжением от 0.4 до 110 кВ и занимают около 70 процентов рынка электросетевых услуг в распределительном сетевом комплексе;

около 3000 территориальных сетевых организаций эксплуатируют преимущественно линии напряжением 0,4 -10 кВ, на долю которых приходится около 30 процентов рынка электросетевых услуг.

Для оптимизации функционирования электросетевого комплекса России необходим пересмотр и консолидация зон ответственности, в первую очередь между открытым акционерным обществом "ФСК ЕЭС» и межрегиональными распределительными сетевыми компаниями. Основными преимуществами консолидации являются снижение сегментированности цепочки передачи и распределения и унификации технической политики. а также возможность координации инвестиционных программ. Однако каждый из основных вариантов изменения структуры электросетевого комплекса России имеет и ряд негативных последствий.

Передача сетей напряжением 110 кВ в управление открытому акционерном)" обществу "ФСК ЕЭС1 и передача сетей напряжением 35 кВ и ниже в управление территориальных организаций означает фактическую ликвидацию межрегиональных сетевых компании. В результате такого изменения может быть разрушен котловой механизм тарифообразования на уровне субъекта Российской Федерации, в результате чего уровень тарифов будет устанавливаться для каждого муниципального образования, и в одном субъекте Российской Федерации возникнут территории с разными конечными тарифами для потребителей. Кроме того, сформированные сетевые компании будут технологически не связаны между собой (в настоящее время основное технологическое взаимодействие осуществляется по линиям 110 кВ), что существенно усложнит процессы управления ими и фактически потребует создания соответствующих структур с нуля. Реализация такого варианта также приведет к потере интереса крупных инвесторов, ориентированных именно на крупные распределительные компании, так как именно при размерах в 3 - 6 млн. потребителей они могут помочь комплексу достичь существенной экономии масштаба.

Передача сетей напряжением 220 и 330 кВ в управление межрегиональным сетевым компаниям фактически оставляет для открытого акционерного общества "ФСК ЕЭС" роль оператора дальнемагистральных сетей. Основным негативным фактором такого изменения структуры электросетевого комплекса является возможный передел собственности. Кроме того, фактически закрепляется действующая модель решения проблемы перекрестного субсидирования через "последнюю милю", что негативно скажется на промышленных потребителях.

В качестве предпочтительного варианта предполагается сохранение существующих зон ответственности между открытым акционерным обществом "ФСК ЕЭС", межрегиональными сетевыми компаниями н территориальными сетевыми организациями, но прн урегулировании деятельности территориальных сетевых организаций. Таким образом, настоящая Стратегия обеспечивает преемственность Стратегии развития электросетевого комплекса, утвержденной 27 декабря 2006 г.

Существующие проблемы отрасли должны решаться при помощи процессных решений, подробно описанных ниже, а не путем изменения структуры отрасли.

Открытое акционерное общество «ФСК ЕЭС» играет важную роль в обеспечении надежности энергоснабжения и роста единой национальной (общероссийской) электрической сети (далее ЕНЭС). Оно обязано осуществлять эту деятельность согласно Федеральному закону от 23 марта 2003 г №35-ФЗ "Об электроэнергетике". Однако фактически наряду с открытым акционерным обществом "ФСК ЕЭС" в Реестре объектов ЕНЭС числится 41 собственник объектов, относимых к ЕНЭС, а также существуют около 40 собственников объектов электросетевого хозяйства, соответствующих критериям отнесения к ЕНЭС, но не включенных в указанный выше Реестр. В результате на практике открытое акционерное общество "ФСК ЕЭС" не может контролировать надежность 11 тыс. километров сетей, относящихся к ЕНЭС (около 10 процентов всех сетей). Для выполнения поставленных перед организацией по управлению ЕНЭС задач необходимо обеспечить соблюдение требований Федерального закона "Об электроэнергетике" в отношении всех объектов магистральных электрических сетей, не находящихся в собственности открытого акционерного общества "ФСК ЕЭС". Среди возможных вариантов обеспечения консолидации объектов, входящих в ЕНЭС, под управлением открытого акционерного общества "ФСК ЕЭС", заключение договоров о порядке использования, приобретение сетей и аренда сетей.

III Проблемы отрасли и предлагаемые решения


  1. Повышение надежности и качества снабжения конечных потребителей



В соответствии с международными стандартами оценка надежности и качества сервиса сетевых компании определяется по эффекту для конечных потребителей.

Для этого в большинстве случаев используются показатели среднего индекса частоты прерываний электроснабжения конечных потребителей в электроэнергетической системе (SAEFI - System Average Interruption Frequency Index) и среднего индекса длительности прерываний электроснабжения конечных потребителей в системе (SAIDI - System Average Interruption Duration Index). В некоторых случаях используются показатели CAIDI и недоотпуск.

Для электросетевых компаний, регулирующих органов и потребителей указанные показатели являются основными для определения оптимального баланса между уровнем тарифа и уровнем надежности. Эти показатели влияют на выручку компании, а внутренние службы компании используют эти показатели для расстановки приоритетов и оценки эффективности ремонтных и инвестиционных программ.

В российских сетевых компаниях оценка качества и надежности производится в основном по частоте и продолжительности аварий оборудования в сетях среднего и высокого напряжения без отслеживания их влияния на отключения конечных потребителей. Мониторинг качества по параметрам качества электрической энергии в сетях низкого напряжения ведется выборочно (в основном по обращениям конечных потребителей) ввиду низкой оснащенности таких сетей оборудованием, позволяющим проводить соответствующие измерения. Из всех компаний в составе открытого акционерного общества "Российские сети" (почти 70 процентов от комплекса) достоверные показатели по частоте н длительности отключений потребителей имеются лишь в открытом акционерном обществе "МРСК Центра", где они в 5-10 раз хуже показателей зарубежных компаний. В других компаниях, входящих в структуру открытого акционерного общества "Холдинг МРСК", и в многочисленных территориальных сетевых компаниях используемые в мировой практике показатели не рассчитываются.

К 2017 году все российские сетевые компании должны обеспечивать сбор данных по надежности системы и качеству электроснабжения. Для этого в сетевых компаниях необходимо внедрить порядок учета данных, прежде всего опирающийся на средства измерений, а также процедуры выборочного аудита, методы сопоставления с поступающими жалобами потребителей


Также необходимо повышение прозрачности информации, связанной с показателями качества энергоснабжения. Для этого центр сбора данных, расчета и предоставления информации о показателях надежности и качества целесообразно создать на базе открытого акционерного общества "Системный оператор ЕЭС России", которое уже в настоящее время осуществляет сбор и систематизацию информации об авариях (технологических нарушениях) в сетевых компаниях. Кроме того, на уровне регулятора необходимо принять методологию сравнения сетевых компаний по соответствующим показателям. С этого момента показатели среднего индекса частоты прерываний электроснабжения конечных потребителей в электроэнергетической системе и среднего индекса длительности прерываний электроснабжения конечных потребителей в системе либо аналогичные общепринятые в мире показатели должны стать одними из основных критериев при формировании инвестиционных н ремонтных программ.

В целом необходимо повысить ответственность сетевых компаний за соблюдение требований качества н надежности электроснабжения. Показатели надежности и качества как важнейшие характеристики деятельности сетевой компании необходимо интегрировать в систему управления - планы и бюджеты, отчетность н систему стимулирования сотрудников.

В целях повышения уровня обслуживания клиенты сетевого комплекса подразделяются на текущих потребителей, новых потребителей, а также производителей электроэнергии, желающих выдать мощность в сеть. Для каждой категории потребителей требуется повышение уровня обслуживания. Необходимо обеспечить потребителям простой доступ к прозрачной и понятной информации на всех этапах обслуживания, включая присоединение к сетям, операции с приборами учета, оплату электроэнергии н реагирование на аварийные ситуации. Для обеспечения прозрачности информации целесообразно создание единых центров обслуживания клиентов, а также вовлекать в эту работу территориальные сетевые организации, действующие на соответствующих территориях. Создание центров обслуживания клиентов позволит внедрить единые стандарт обслуживания потребителей, существенно упростит взаимодействие потребителей со всеми сетевыми организациями, но вместе с тем потребует тесной координации усилий сетевых н сбытовых компании. Следует организовать эффективную работу колл-центров. регистрировать жалобы и поддерживать оперативную связь между колл-центром и бригадами. Также необходимо создать широкую систему информирования потребителей, в том числе посредством единого информационного портала в интернете.

Для новых потребителей необходимо реализовать комплекс мер по упрощению процедуры технологического присоединения в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 нюня 2012 г 1144-р. В целом количество этапов, необходимых для технологического присоединения к электрическим сетям, к 2015 году должно быть сокращено с 10 до 6 и к 2018 году - до 5.

С целью повышения качества обслуживания потребителей к 2017 году необходимо наладить систему оценки качества обслуживания, учет показателей, характеризующих качество обслуживания потребителей, внедрить единые стандарты обслуживания потребителей, организовать периодические исследования удовлетворенности потребителей уровнем обслуживания и качеством услуг сетевых компании. Результаты оценки качества обслуживания потребителей должны стать публичными и учитываться при регулировании сетевых компаний.

Для повышения качества обслуживания генерирующих компании потребуются аналогичные действия, позволяющие производителям электроэнергии различных мощностей (включая малую распределенную генерацию) подключаться к сетевой инфраструктуре. Только за 2010-11 годы в стране появилось не менее 1,2 ГВт новых мощностей распределенной генерации (по данным таможенных органов об импорте оборудования малой и средней генерации, в том числе газовых турбин мощностью 5-50 МВт, дизельных, полудизельных, бензиновых электрогенераторов мощностью более 375 кВА ветрогенераторов). Необходимо разработать подход к подключению таких объектов к электрическим сетям. В области подключения крупной генерации требуется тщательная координация усилий открытого акционерного общества "ФСК ЕЭС", открытого акционерного общества "Системный оператор ЕЭС", Министерства энергетики Российской Федерации и генерирующих компаний в отношении инвестиционной программы открытого акционерного общества "ФСК ЕЭС" и программы ввода мощностей на постоянной основе.

Однако высокий износ сети н ее конфигурация создают риски для обеспечения надежности.

Значительная доля установленного оборудования в сетевом комплексе физически и морально устарела Средний технический уровень установленного подстанционного оборудования в распределительных сетях по многим параметрам соответствует оборудованию, которое эксплуатировалось в технически развитых странах мира 25 - 30 лет назад.

В большинстве региональных сетевых компаний 90 процентов потребителей не имеют альтернативной линии среднего напряжения, причем существуют радиальные участки сетей высокого и среднего напряжения, повреждения на которых приводят к массовым отключениям потребителей. Характерной особенностью сетей является большее, чем в зарубежных странах, число линий, отходящих с одной секции шин.

Для усиления координации между разными уровнями контроля сетевого комплекса (ФСК. МРСК. ТСО) целесообразно принять единый технический регламент эксплуатации сетей. В частности, для каждого участка сети следует построить его риск-профиль, то есть определить вероятность его отключения (по результатам диагностики, экспертной оценки или степени износа) и соответствующие последствия. Такая система позволит сконцентрировать ограниченные инвестиционные ресурсы в точке максимальной отдачи исходя из соображений надежности. В средне- и долгосрочной перспективе эффективная модернизация старых и изношенных основных фондов в целях повышения надежности должна стать центральной задачей технической политики комплекса.

Электросетевой комплекс России имеет значительный потенциал повышения эффективности, надежности н качества электроснабжения за счет внедрения современных технологии и элементов 'умной" сети. В настоящее время уровень теленаблюдаемости и телеуправления процессами в целом по распределительным сетям составляет менее 20 процентов. В результате практически во всех компаниях отсутствует достоверная информация о фактическом состоянии оборудования по результатам инструментальных исследований Локализация мест повреждений линий осуществляется выездными бригадами и занимает иногда часы.

Для того чтобы внедряемые инновации работали на достижение поставленных перед отраслью первоочередных задач, важно отработать механизм оценки н отбора инновационных проектов в соответствии с целями основной деятельности электросетевого комплекса. Инновационная деятельность должна быть направлена на создание стоимости, повышение эффективности в долгосрочной перспективе при соблюдении установленных требований надежности и качества.
2.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Стратегия развития электросетевого комплекса Российской Федерации iconПравительства Российской Федерации от 18 ноября 2011 г. №2074-р стратеги...
Стратегия характеризует пути развития инфраструктуры федерального значения на территории округа и условия реализации стратегических...

Стратегия развития электросетевого комплекса Российской Федерации iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
На тему: Стратегия инновационного развития компании «Бэ-Эм-Вэ Групп» в период с 2007 по 2012 год

Стратегия развития электросетевого комплекса Российской Федерации iconОтчет об итогах социально-экономического развития мр «Нюрбинский район»
Темпов экономического роста в Российской Федерации, что достигнуто в результате последовательной реализации планов развития района,...

Стратегия развития электросетевого комплекса Российской Федерации iconО проведении открытого запроса предложений
Оценка технического состояния объектов электросетевого комплекса мп «Горэлектросети» путем проведения технического освидетельствования...

Стратегия развития электросетевого комплекса Российской Федерации iconСтратегия социально-экономического развития ярославской области до 2025 года
Основанием для разработки Стратегии социально-экономического развития Ярославской области (далее Стратегия сэр) являются

Стратегия развития электросетевого комплекса Российской Федерации iconРоссийской федерации постановление
В соответствии с Положением о Министерстве труда и социального развития Российской Федерации (пункт 12), утвержденным Постановлением...

Стратегия развития электросетевого комплекса Российской Федерации iconУтверждена Постановлением Администрации Боровичского муниципального...
Основной целью разработки и реализации Стратегии социально-экономического развития муниципального района до 2030 года (далее – «Стратегия-2030»)...

Стратегия развития электросетевого комплекса Российской Федерации iconСтратегия социально-экономического развития Омской области до 2025...
Стратегия социально-экономического развития Омской области до 2025 года (далее – Стратегия) определяет

Стратегия развития электросетевого комплекса Российской Федерации iconСтратегия развития транспортного машиностроения России до 2030 года...
России до 2030 года (далее Стратегия) – совокупность целевых программ, отдельных проектов и внепрограммных мероприятий организационного,...

Стратегия развития электросетевого комплекса Российской Федерации iconСтратегия социально-экономического развития Ульяновской области до...
До 2030 года (далее также – Стратегия) определяет миссию, стратегические приоритеты, цели и задачи социально-экономического развития...


авто-помощь


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
auto-ally.ru
<..на главную