Стенографический отчёт о совместном заседании Государственного совета и Совета по развитию информационного общества Д. Медведев






НазваниеСтенографический отчёт о совместном заседании Государственного совета и Совета по развитию информационного общества Д. Медведев
страница1/4
Дата публикации12.08.2014
Размер0.52 Mb.
ТипДокументы
auto-ally.ru > Информатика > Документы
  1   2   3   4
Стенографический отчёт о совместном заседании Государственного совета и Совета по развитию информационного общества

Д.МЕДВЕДЕВ: Добрый день, уважаемые коллеги!

Мы не в первый раз обращаемся к теме информационного общества в нашей стране. Не буду скрывать, мне эта тема нравится; надеюсь, что и вам тоже. Сегодня мы продолжим обсуждение этих вопросов в практическом ключе и особое внимание уделим внедрению информационных технологий в сферу государственного управления.

Эта работа идёт в соответствии с Концепцией развития электронного правительства (она принята в мае прошлого года), а также в соответствии с планом перехода на оказание услуг в электронном виде, который утвердило Правительство в октябре этого года. Вы знаете, что к 2015 году в соответствии со Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации мы обязаны перевести все государственные услуги в электронный вид. Подчёркиваю: все, не частично, а все.

Напомню также, что стратегические информационные технологии – это одно из важнейших направлений развития нашей страны. Количество видов услуг, которые оказываются государственными и муниципальными структурами, у нас переваливает за полторы тысячи. Вопрос ещё в том, как считать. Думаю, что если посмотреть на это под другим углом зрения, то это не полторы тысячи, а тысячи, десятки тысяч. И люди по-прежнему стоят в очередях за справками и согласованиями, сталкиваются с необходимостью многократно обращаться по одному и тому же поводу в тот или иной орган власти, а зачастую и просто с отсутствием информации по требуемой услуге.

Отдельная и очень больная тема – сроки предоставления государственных услуг. Так, для регистрации права собственности, получения материальной помощи требуется более месяца, и это ещё вполне оптимистическая выкладка, а для получения разрешения на строительство (это уже притча во языцех) уходят годы.

Кстати, по данным экспертов, ежегодно около миллиона граждан вынуждены обращаться к посредникам при регистрации своих автомобилей. О чём это говорит, почему появились посредники? Казалось бы, абсолютно простая операция, которая во всём мире выполняется на раз. Значит, не так просто; значит, проблем хватает, поэтому развивается рынок посреднических услуг, и это миллионы операций.

Очевидно, что переход на электронный вид оказания услуг снимет многие из этих проблем. Определённое продвижение у нас уже есть, однако никаких кардинальных изменений не произошло. Отрадно, что наконец в декабре состоялось открытие единого портала государственных услуг, но на данном этапе он пока функционирует просто как единый государственный справочник, что неплохо, но мало.

Я сегодня с утра, когда готовился к этому выступлению, посмотрел на этот портал gosuslugi.ru: он достаточно системный, в нём содержатся укрупнённые виды услуг, пользоваться им удобно достаточно, но и только. Информация там есть, но возможность реализации своих потребностей, то есть оказание услуги в электронном виде, там в настоящий момент отсутствует.

Ещё многое предстоит сделать для того, чтобы граждане смогли использовать этот портал для заказа и получения соответствующих справок, для оплаты пошлин, сборов и вообще для того, чтобы он уже функционировал в полноценном интерактивном виде. Учитывая, что портал был открыт с существенной задержкой (по плану он должен был начать работу в январе этого года), хотел бы обратить внимание всех присутствующих, всех заинтересованных ведомств на необходимость соблюдать соответствующие сроки. Хотел бы, кстати, когда будут выступления наших уважаемых коллег – руководителей регионов, других структур, чтобы вы рассказали о собственном опыте, как подобного рода порталы работают у вас, если они, конечно, работают.

Хотел бы сейчас остановиться на тех задачах, которые необходимо решить в ближайшее время. Их четыре.

Первая задача – это установление единых подходов к переходу на оказание услуг в электронном виде. Известно, что сегодня ведомства пользуются зачастую абсолютно несовместимыми продуктами, то есть системами, базами данных. И это притом, что больше половины госуслуг требуют межведомственного обмена информацией.

Хотел бы также обратить внимание на то, что до сих пор не завершена подготовка и не утверждён единый проект инфраструктуры электронного правительства. Это не позволяет чётко разграничивать ответственность за его создание между отдельными ведомствами, а также субъектами Федерации и муниципалитетами. На данный момент всего лишь три ведомства начали осуществлять обмен электронными образцами документов: Минэкономразвития, Минсельхоз и Минкомсвязи. Это мало. Надо быстрее всё это делать.

Регионам следует разработать собственные планы развития информационного общества и построение электронного правительства; определить приоритеты перехода на оказание услуг в электронном виде. А система показателей эффективности региональных органов, которая у нас работает, должна быть дополнена уровнем применения информационных технологий.

Вторая позиция – дальнейшее развитие нормативно-правовой базы. Нормативно-правовая база пока ещё не отвечает требованиям сегодняшнего дня. В итоге продолжает действовать прежний порядок, когда и от заявителя, и от ведомства требуют представление документа исключительно в бумажном виде, то есть путём личного представления этого документа или отправки по почте.

Правительство подготовило предложения по корректировке нормативно-правовых актов, такую же работу нужно провести на региональном уровне и на муниципальном, конечно, тоже. Кроме того, надо – по мере возможностей, конечно, но действуя решительно, – вводить запрет на требование представления заявителями документов, которые уже находятся в распоряжении ведомств и учреждений, которые уже доступны в базе данных.

Третье. Нам потребуется специальный комплекс мер для преодоления цифрового неравенства регионов, об этом тоже неоднократно говорили: регионы у нас разные, возможности разные, удалённость от центра, от магистральных источников связи тоже разная, но главным образом это касается доступности интернета, качества каналов связи и, соответственно, скорости передачи данных. К сожалению, в нашей стране широкополосный интернет все ещё дорог, мы занимаемся этой темой, в том числе и в рамках Комиссии по модернизации экономики, но отдельные регионы всё же смогли продвинуться. Очевидно, что понимание значимости таких задач и стремление решать эти задачи дает свой положительный результат.

У нас разрыв довольно приличный: в Москве пользователями интернета является приблизительно 60 процентов населения, а это уже такая неплохая цифра, она близка к усреднённым цифрам Европы и мира, а для большинства других регионов (за некоторыми исключениями, конечно) этот показатель составляет около 30–35 процентов. Здесь как раз и есть необходимость сближения этих позиций.

Особое внимание следует уделить подключению к интернету бюджетных учреждений: медицинских, социальных, Пенсионного фонда, прочих организаций. Недавно мы подключили к интернету все школы, нужно здесь по такому же пути идти.

Одновременно должны быть существенно расширены возможности по оплате государственных услуг и получению социальных выплат в безналичной форме. Для этого необходимо создать национальную платёжную систему и обеспечить равные условия для участия в ней всем банкам. Именно на её базе и должна быть в настоящий момент, в ближайшее время организована выдача социальных карт гражданам страны.

Наконец, четвёртая проблема, обычная в любом новом деле, – кадры, дефицит квалифицированных пользователей среди государственных и муниципальных служащих, имею в виду именно квалифицированных пользователей, а не тех, кто способен общаться с компьютером и знает, как включить интернет (таковых сейчас все больше и больше, думаю, что и в этом зале почти все это уже умеют), – я говорю о квалифицированных кадрах.

Две трети региональных органов власти испытывают нехватку в таких специалистах. Между тем в России в целом большое количество квалифицированных кадров в области ИТ. Об этом, кстати, говорит и изменение рейтинга ИТ-индустрии мира, в котором наша страна поднялась за год на 11 строчек, что само по себе приятно, хотя место ещё не самое симпатичное – 38-е, но движение уже есть. Кадрами нужно заниматься, политику эту нужно менять. Нужно стараться создавать стимулы для квалифицированных специалистов, которые готовы были бы работать в государственных структурах, в органах власти и управления.

Уважаемые коллеги! Переход на электронные услуги – это настоятельное требование времени. Надеюсь, сегодня это уже для большинства – надеюсь, даже, так скажем, для всех присутствующих – это уже не экзотика такая, как была 10 лет назад или даже пять лет назад. Многие страны сделали этот переход очень быстро, но это компактные страны.

Мы – большая страна со своими сложностями, поэтому я не ставлю задачу сделать переход такого рода на цифровые технологии и на использование электронного документооборота, использование всех форм электронного правительства за год-полтора, но за пять-шесть лет у нас есть все шансы сделать это.

Давайте перейдём к работе. Слово для доклада Юрию Михайловичу Лужкову.

Ю.ЛУЖКОВ: Глубокоуважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые участники заседания!

В 2008 году был сделан принципиально важный шаг Президентом Российской Федерации – утверждена Стратегия развития информационного общества, а также другие программные и концептуальные документы в этой области.

Стратегией развития информационного общества ставится задача сократить к 2015 году различия между субъектами Российской Федерации до двух раз по интегральным показателям информационного развития. В данном направлении на федеральном уровне идёт постоянная работа. На примере целого ряда регионов мы видим, что активность их руководителей позволила добиться заметных успехов в области информатизации. Сделано много. Регионы имеют разработанные и внедрённые программно-технические средства, позволяющие решать самые сложные задачи. Так, в Республике Татарстан эффективно работает механизм автоматизации процессов формирования и исполнения программы капремонта, а также мониторинга состояния жилищного фонда субъекта Российской Федерации. Эта технология признана лучшим решением в сфере информационно-аналитической поддержки управления ЖКХ.

Хорошие результаты показывает информационная система «Диспетчерский центр министерства здравоохранения Республики Татарстан», это также лучшее решение задачи информационно-аналитического сопровождения услуг в области здравоохранения.

В Самаре успешно действует автоматизированная информационная система управления образованием области. Система является лучшей в сфере информационно-аналитического сопровождения образовательных процессов. В Санкт-Петербурге создана автоматизированная информационная система управления единой дежурной службы, система уже рекомендована в качестве типового решения в сфере обеспечения безопасности и транспорта. Хорошо работает автоматизированная информационная система «Удостоверяющий центр исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга».

В Ямало-Ненецком автономном округе создан территориальный банк данных природных ресурсов – отличное решение в сфере регулирования природопользования и охраны окружающей среды. В Хабаровске действует единая городская автоматизированная система инженерных коммуникаций, система разработана для более эффективного развития инженерной инфраструктуры города в части инженерных сетей и сооружений. В Пермском крае отлично действует информационно-аналитическая система мониторинга, анализа и прогнозирования развития агропромышленного комплекса субъекта Российской Федерации.

Перечисленное – это лишь малая часть решений, которые были разработаны и введены в эксплуатацию в регионах Российской Федерации. Хотел бы рассказать о московских разработках, которые мы можем предложить для практического использования.

Электронная карта москвича – это удостоверение личности, это карта на бесплатный проезд, на право получения продуктов и товаров в магазинах со скидками, на предоставление льгот, а также электронное средство платежа. Сегодня более 3,5 миллиона человек – в основном пенсионеры, малообеспеченные категории граждан – пользуются электронной картой москвича как своим важнейшим документом. Опыт создания электронной карты вплотную подвёл к разработке электронного документа гражданина Российской Федерации.

Как известно, Правительство Российской Федерации поддерживает, контролирует и продвигает систему ГЛОНАСС – это российский суверенный аналог американской системы GPS. В Москве создана и развивается система обеспечения безопасности граждан. Это система, при которой служба 02 мгновенно получает информацию, немедленно передаёт в отделение милиции, которое находится ближе всего к месту происшествия. Дежурный имеет из системы ГЛОНАСС полную картину перемещения всех групп немедленного реагирования, всех постов патрульно-постовой службы, и ближайшему посту группы немедленного реагирования даётся команда прибыть на место происшествия. Сразу после введения в эксплуатацию этой системы с её помощью по горячим следам было отработано 192 преступления.

В рамках обеспечения продовольственной безопасности Москвы введена в эксплуатацию единая городская автоматизированная информационно-аналитическая система оптового продовольственного рынка. Решение позволяет осуществлять мониторинг, анализ, контроль и прогнозирование показателей развития оптового продовольственного комплекса города, рекомендовано Минсельхозом Российской Федерации для тиражирования в субъекты Российской Федерации.

В Москве создана единая автоматизированная информационная система торгов. Система признана лучшим решением в области обеспечения и проведения торгов в электронном виде. Её возможности позволяют планировать и размещать закупки в рамках городского государственного заказа; формировать реестры государственных контрактов; контролировать исполнение городского заказа и инвестиционных проектов, целевое использование бюджетных средств.

Во многих регионах хорошо работает система «одного окна» – наше оружие против бюрократии, наш инструмент облегчения получения гражданами различных справок и документов. В этой системе справки формируются на основе использования электронных баз данных, которые в течение нескольких лет пришлось создавать, перенося информацию с бумажных носителей на электронные, чтобы можно было в режиме онлайн запросить из этих баз материалы и тут же сформировать их в единую и, кстати, не одну справку.

По инициативе межведомственной рабочей группы по вопросам сокращения различий между субъектами Российской Федерации по уровню информационного развития была разработана методика и проведена оценка 1100 практически реализованных программно-технических решений. Из 42 регионов страны по 17 основным направлениям информатизации отобраны 90 различных действующих систем, имеющих признаки универсальности для решения типовых задач в субъектах Российской Федерации.

Сформирован Общероссийский банк решений, который можно рекомендовать к тиражированию в регионы Российской Федерации. На сегодняшний день разработана концепция и методика формирования проекта «Электронный город будущего». Проделана большая работа совместно с Минкомсвязи Российской Федерации, с Минэкономразвития, экспертным советом Межпарламентской ассамблеи СНГ. Было проведено 10 семинаров по региональной информатизации при поддержке Министерства связи и массовых коммуникаций, Минрегионразвития, международной конференции «Региональная информатизация. Стратегические приоритеты». В рамках конференции состоялась выставка программно-технических решений в области региональной информатизации. Работа по тиражированию лучших решений из ознакомительной фазы перешла в фазу практическую.

Сегодня лучшие программно-технические комплексы, опробованные на территории одного субъекта Российской Федерации, успешно внедряются на территориях других. Москва предоставляет заинтересованным регионам свои технологии, документацию на бесплатной основе, использует решения, предложенные другими участниками. Очень важно, чтобы наш общий потенциал, который сегодня накоплен в регионах, передавался друг другу безвозмездно. Тиражирование типовых решений экономит средства регионов на разработку однотипных систем и создаёт предпосылки для сокращения различий субъектов Российской Федерации. Эту работу нужно продолжать и осуществлять на регулярной основе.

Подводя итоги менее чем годичной работы, можно сказать о большой пользе изучения опыта, накопленного в регионах России, по созданию элементов электронного правительства. Мы должны задать вопрос: является ли исчерпывающим освоение всеми регионами этих 1100 решений, уже имеющихся в нашем распоряжении? Для первого этапа это совсем неплохо, и нам необходимо его быстро реализовать. Конечно, нужна дополнительная серьёзная работа по типизации, созданию единых правил формирования баз данных, их актуализации. Всё это является, безусловно, полезным, но не отвечает всей полноте задачи создания электронного правительства на региональном уровне. Поэтому после реализации данного этапа и параллельно с ним нужно решить вместе с министерствами Российской Федерации, отвечающими за общегосударственную систему, целый ряд серьёзных вопросов.

Из них: утвердить единые требования и стандарты по разработке, модернизации, внедрению и эксплуатации информационных систем, справочников и каталогов; обновить утверждённую в 2007 году типовую программу развития и использования информационных технологий субъекта Российской Федерации и привести её в соответствие со стратегией, федеральной концепцией и планом мероприятий электронного правительства на уровне государства. Утвердить единообразную типовую архитектуру электронного правительства региона, которая должна быть увязана со структурой общенационального портала gosuslugi.ru; обеспечить чёткую систему управления и координации работ по региональной информатизации с участием в этой работе глав регионов или их заместителей. Необходимо утвердить типовой регламент управления региональной информатизацией.

Ключевое направление – это разработка и внедрение типовых решений региональной информатизации и создание единообразных процедур унификации баз данных.

Для интенсификации работы на региональном уровне необходимо принять ряд решений организационного плана. Должен быть сформирован эталонный образ «электронного региона» – необходимо разработать критерии степени приближённости субъектов Российской Федерации к эталонному образу – и проведена соответствующая оценка. Необходимо сформировать показатель для оценки деятельности главы региона по этому направлению, и он должен быть первым в оценке деятельности главы региона в той системе уже сформированных оценок того, как работает регион и как работает руководитель региона. Эту цель, я считаю, нужно поставить на первое место.

Необходимо организовать государственный статистический учёт по региональной информатизации. Что там говорить, если у нас в муниципальной статистике учитывается только показатель телефонизации, да и то населённых пунктов, где проживают свыше 100 тысяч человек.

Острой проблемой остаётся создание адекватной системы финансирования региональной информатизации. В настоящее время функционирование осуществляется в основном в рамках региональных целевых программ и проектов, а также из бюджетов ведомств. Представляется важным рассмотреть возможность формирования единого государственного фонда для преодоления информационного неравенства и выделения регионам субсидий на развитие региональной информатизации инфраструктуры, в том числе на подключение в первую очередь учреждений социальной сферы.

Завершая выступление, хочу ещё раз подчеркнуть, что вопросы региональной информатизации являются такими же важными, как сама общегосударственная система информатизации, ибо эти вопросы являются одной из самых важных составных частей государственной системы информатизации. Уже на данном этапе мы располагаем громадным опытом. Недопустимо просто сидеть на таком богатстве и наблюдать, как «оцифрованный» мир устремляется в новое технологическое будущее. Лучше возглавить этот процесс и его двигать вперёд. России это по силам, время не упущено.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Стенографический отчёт о совместном заседании Государственного совета и Совета по развитию информационного общества Д. Медведев iconСтенографический отчет казань 2016 Здание Государственного Совета Республики Татарстан
Председательствует Председатель Государственного Совета Республики Татарстан Ф. Х. Мухаметшин

Стенографический отчёт о совместном заседании Государственного совета и Совета по развитию информационного общества Д. Медведев iconГодовой отчет за 2009 год открытое акционерное общество
...

Стенографический отчёт о совместном заседании Государственного совета и Совета по развитию информационного общества Д. Медведев iconГодовой отчет ОАО «Псковский завод адс» за 2011 год 1
Отчет совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества о результатах развития общества по приоритетным направлениям...

Стенографический отчёт о совместном заседании Государственного совета и Совета по развитию информационного общества Д. Медведев iconРешением Совета директоров
Отчет Совета директоров Общества о результатах развития Общества по приоритетным направлениям деятельности 4

Стенографический отчёт о совместном заседании Государственного совета и Совета по развитию информационного общества Д. Медведев iconОао «Орелрастмасло» Протокол №4/4-2009 от 30 апреля 2009 г. Председатель Совета директоров
Отчет Совета Директоров акционерного общества о результатах развития общества по приоритетным направлениям его деятельности, перспективы...

Стенографический отчёт о совместном заседании Государственного совета и Совета по развитию информационного общества Д. Медведев iconОтчет о выплате объявленных (начисленных) дивидендов по акциям общества....
Отчет Совета директоров общества о результатах развития общества по приоритетным направлениям

Стенографический отчёт о совместном заседании Государственного совета и Совета по развитию информационного общества Д. Медведев iconГодовой отчет открытого акционерного общества "Санаторий уссури"
Зарегистрирован решением малого Совета Хабаровского районного Совета народных депутатов Решение №302/2 от 16. 12. 1992 г

Стенографический отчёт о совместном заседании Государственного совета и Совета по развитию информационного общества Д. Медведев iconЗаседание совета по утверждению плана работы совета учреждения на...
Совета учреждения муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида №46 с приоритетным...

Стенографический отчёт о совместном заседании Государственного совета и Совета по развитию информационного общества Д. Медведев iconПоложение Общества в отрасли Приоритетные направления деятельности Общества
Отчет Совета директоров Общества о результатах развития Общества по приоритетным направлениям его деятельности

Стенографический отчёт о совместном заседании Государственного совета и Совета по развитию информационного общества Д. Медведев iconГодовой отчет ОАО «Заволжский моторный завод» 2012 год
Отчет совета директоров Общества о результатах развития акционерного общества по приоритетным направлениям его деятельности


авто-помощь


Заказать интернет-магазин под ключ!

При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
auto-ally.ru
<..на главную