Ниу вшэ






Скачать 100.38 Kb.
НазваниеНиу вшэ
Дата публикации11.10.2018
Размер100.38 Kb.
ТипИсследование
auto-ally.ru > История > Исследование


Рождественская Е.Ю.,

к.филос.н., проф.кафедры анализа социальных институтов

НИУ ВШЭ

erozhdestvenskaya@hse.ru

Размер выборки в качественном исследовании
Исследование одной биографии, единичного случая, имеет целью глубокий основательный анализ истории жизни. В качестве примера можно привести анализ истории Феликса в немецкой нарратологии (Koller H.S., Kokemohr R.1994), одной биографии с молодым человеком, история жизни которого изобиловала трансформационными процессами и образовательными стратегиями. Биография Феликса была проанализирована коллективом нарратологов с различных позиций и заняла объем книги. В количественной логике исследование единичного случая не обладает никакими обобщающими возможностями. В качественном исследовании анализ одной биографии может достичь обобщения, а именно в отношении к существующим теориям или суммированных результатам предшествующих эмпирических исследований, что способствует новым теоретическим горизонтам. Но попытка прямого обобщения, на основе отдельного случая, в смысле: это типично для женщин, типично для вышедших из тюрьмы и т.д.. - проблематично, поскольку основано только на стереотипных ожиданиях.

Логика качественного подхода в варианте Глэзера-Страуса нацелена на то, какие представлены различные варианты или типы в анализируемых случаях, какое поле смыслового напряжения они образуют друг с другом, репертуар возможностей. Таким образом, исследователь не преследует задачу, насколько часто возникает тот или иной тип, а какие типы имеются, каковы они в контрасте друг с другом и отдельно, как они образуют репертуар социально возможного. Не беспредельность этого репертуара связана с тем, что социальные процессы или события выступают в каждом обществе только в обозримой типологической вариантности, идентифицирующей конечное, обозримое (благодаря социальной компетентности) число вариантов, которые в целом образуют социокультурный набор соответствующих типизаций.

Построение выборки для коллекции биографических случаев иногда пред-задано и может быть точно описано, так как объект исследования имеет фиксированные границы – клана, семейной группы, узкой субкультуры, свидетелей события, малой фирмы и т.д.

Одним из самых неоднозначных вопросов в отношении выборки – сколько нужно отобрать респондентов? Этот вопрос вызывает широкую дискуссию среди социологов-качественников. Ричи, Льюис и Элэм (Ritchie, Lewis, Elam 2003) приводят основания тому, почему в качественном исследовании при большем количестве данных не обязательно возникает дополнительная информация, - потому что в базу анализа поступают обработанные качественные данные или коды. Частоты редко важно в качественные исследования, потому, что качественные исследования нацелены на реконструкцию смысла и не строит обобщенных выводов (см. также Crouch M., McKenzie H., 2006). Наконец, поскольку качественные исследования трудоемки, анализ большой выборки может занять много времени и зачастую просто нецелесообразен, правда, если не подключать программные пакеты обработки качественных данных типа INVIVO, ATLAS-TI и др.

Тем не менее, качественные выборки должны быть достаточны, чтобы гарантировать, обнаружение или идентификацию всех или почти всех конфигураций опыта и смысла, которые могут быть важными для целей исследования, но в то же время, если выборка слишком велика по объему, данные становятся повторяющимися и, в конце концов, излишним. Если исследователь декларирует верность принципам качественного исследования, то объем выборки в большинство качественных исследований как правило, следует концепции насыщения (например, Glaser B.G., Strauss A.L., 1967), когда сбор новых данных не приносит дополнительно информации для исследовательского вопроса. Существуют и другие факторы, влияющие на размер выборки в качественных исследованиях, которые исследователи обычно используют для насыщения в качестве руководящего принципа во время сбора данных. Так К.Чэрмэз (Charmaz K., 2006) предполагает, что цель исследования является основным фактором для дизайна выборки и, следовательно, ее размера, и небольшие исследования со «скромными требованиями» (Charmaz K., 2006, p. 114) могут достичь насыщения быстрее, чем исследование, ставящее целью описание процесса на стыке нескольких дисциплин (например, сюжет о наркомании в конкретной группе, а не описание общей наркозависимости).

Другие исследователи выясняли дополнительные факторы, которые могут оказать влияние на размер выборки и, следовательно, степень насыщения в качественных исследованиях. Ричи, Льюис и Элэм (Ritchie, Lewis, Elam 2003, p. 84) описывают контур семи факторов, которые могут повлиять потенциально на размер выборки:

«Неоднородность населения; различные критерии отбора; степень обоснованности критериев, группы, вызывающие специальный интерес и требующие интенсивного

исследования; множественность выборок в рамках одного исследования, различные способы сбора данных для коллекции, а также доступный бюджет и ресурсы». К этому Морзе (Morse J. M ., 2000, p.4) добавляет то, что он называет «теневые данные» - рамки исследования, характер темы, качество данных, дизайн исследования.

Джетт, Гровер и Кек (Jette D. J., Grover L., Keck C. P., 2003) предположили, что некоторый опыт в выбранной теме может позволить сократить необходимое число респондентов, участников исследования, а Ли, Ву и Маккензи (Lee D.T.F., Woo J., Mackenzie A. E., 2002) считают, что исследование, которое использует более чем один метод, требует меньше участников, равно как и исследования, которые используют углубленные интервью с теми же участниками (например, лонгитюдные или панельные исследования).

Некоторые исследователи попытались связать вопрос о размере выборки и концепцию насыщения. Тот же Морзе (Morse J.M., 1995) считает, что исследователи часто утверждают, что достигли насыщения, но не обязательно в состоянии доказать это. С этим солидарна Г.Боуэн (Bowen G.A. 2008), которая придерживается мнения, что насыщение декларируется авторами в отчете о проведенных качественных исследованиях без какой-либо явного описания того, что это значит, или как оно было достигнуто. С этой целью Чэрмэз (Charmaz K., 2006) приводит пример одного исследования по изучению стигматизации полных женщин, в котором исследователь утверждает, что категория «испытывает стигматизацию» насыщен очень быстро. Тем не менее, если неопытный исследователь может претендовать на эффект насыщения, более опытный исследователь изучит контекст стигматизации подробнее и в особенности его значение для каждой из этих женщин (Charmaz K., 2006, p.114).

По словам Яна Дея (Dey I. 1999), концепция насыщения вообще неуместна. Он предполагает, что исследователи часто заключают данные в категории лишь частично закодированными и объясняет эту практику ссылкой на авторитет таких известных авторов как Страус и Корбин, которые предполагали, что насыщение – это «вопрос степени» ((Strauss A.L., Corbin J., 1990, p.136). Они считают, что, чем дольше исследователи знакомятся и анализируют их данные, всегда будут существовать потенциал для «новых открытий». Вместо этого, исследователь, который стремится к насыщению выборки, должен быть больше озабочен достижением точки, где выборка становится «контрпродуктивной», и «новые открытия» не добавляют ничего нового к теория или рамке (Ibid., p.136). Они признают, что иногда проблемой формулировки заключении к исследованию является не отсутствие данных, но их избыток. И как показывает анализ, для исследователя важно следовать выбранной модели, чтобы стать более дисциплинированным и сократить данные там, где это необходимо.

Ввиду многочисленных факторов, которые могут определять размер выборки в качественном исследования, многие исследователи уклоняются от представления, что является необходимым и достаточным размером выборки (в отличие от количественных исследований, например). Однако, некоторые исследователи пошли опытным путем и реконструировали размер выборки де факто, проанализировав проведенные качественные исследования. Так, Гест, Банс и Джонсон (Guest G., Bunce A., Johnson L. 2006, p.59), отмечают, что, «хотя идея насыщения полезна на концептуальном уровне, она дает мало практических рекомендаций для оценки размеров выборки для надежного исследования до сбора данных». В ходе анализа проведенных другими исследований они обнаружили «всего семь источников, в которые представлены руководящие принципы для размера реализованной выборки» (Ibid., p.61):

• этнография и народная медицина: 30-50 интервью (Morse J.M. 1995, p.225); Бернард (Bernard H.R. 2000, p.178) утверждает, что большинство исследований здесь основаны на выборке в интервале между 30-60 интервью;

• методология обоснованной теории: 20-30 интервью (Creswell J. 1998, p.64); 30-50 интервью (Morse J.M.1995, p.225);

• феноменология: - от 5 до 25 интервью (Creswell J. 1998, p.64); по крайней мере, 6 интервью (Morse J.M., 1995, p.225);

• все качественные исследования: 15 интервью минимально приемлемый образец (Bertaux D. 1981, p.35).

Хотя эти цифры предлагаются в качестве информации к размышлению, авторы не стремятся представить эмпирические аргументы относительно того, почему возникли именно эти цифры, а не другие. Например, Чэрмэз предполагает, что «25 (участников) достаточно для небольших проектов» (Charmaz K. 2006, p.114), а в соответствии с Ричи, Льюис и Элэм, качественные исследования часто «залегают под 50» (Ritchie, Lewis, Elam 2003, p.84), в то же время Грин и Торогуд утверждают, что, по опыту самых качественных (!) исследователей, мало что «нового» приходит из стенограммы после того, как сделано 20 или около того интервью (Green J., Thorogood N. 2009, p.120).

Таким образом, несмотря на то, что некоторые исследователи формулируют принципы для качественной выборки, есть широкие доказательства того, что другие исследователи-полевики не строго их придерживаются. Сошлемся на исследователя (Thomson B.S. 2004), который провел обзор пятидесяти научных статей, доступных в интернете с помощью Proquest ABI Inform1, с параметром поиска «обоснованная теория» в цитате и абстракте, и нашел выборки размером от пяти до 350 респондентов. Из них чуть более трети (34%) используемых выборок - в диапазоне от 20 до 30, как рекомендовал (Creswell J. 1998, р.128), и только 11 исследований (22%) с выборками в диапазоне свыше 30, как рекомендовал (Morse J.M. 1995, p.225).

Некоторые исследователи пошли дальше, чем разработки руководящих принципов и попытались практически реализовать концепцию насыщения, исходя из собственного эмпирического анализа. Возможно, первыми, кто попытался это сделать, были Ромни, Батчелдер и Веллер, которые разработали инструмент анализа, называемый «культурной моделью консенсуса», для их этнографической работы (Romney A. K., Batchelder W., Weller S.C. 1986). Это позволяет выявить общие характеристики между сообществами и культурными группами. Модель предполагает, что каждая культура обладает раделяемым взглядом на мир, что приводит к «культурному консенсусу», - хотя уровень консенсуса по различным темам действительно изменяется, они полагают, что существует конечный набор таких характеристик или культурных взглядов. Ромни с коллегами предлагают анализировать эти взгляды как факторы для производства строгой модели культур мнений. Ориентируясь на минимальный размер выборки и ставя целью построить подобную модель, например, Этран, Медин и Росс установили, что «лишь 10 информантов были необходимы, чтобы достоверно установить консенсус» (Atran S., Medin D. L., Ross N. O. 2005, p.753).

Гриффин и Хаузер (Griffin A., Hauser J.R. 1993) повторно проанализировали данные из их собственных исследований по клиентам портативных контейнеров для пищевых продуктов (Griffin A., Hauser J.R. 1993). Их работа была осуществлена в рамках маркетинговых исследований для повышения надежности и валидности. В результате они установили, что от 20 до 30 глубинных интервью будет необходимо и достаточно, чтобы раскрыть до 95 % процентов всех потребностей своих клиентов. В недавней работе Гест с соавторами провели систематический анализ их собственных данных из исследования 60-ти женщин по охране репродуктивного здоровья в Африке (Guest G., Bunce A., Johnson L. 2006). Они изучили коды, которые были разработаны в их 60-ти интервью, оценивали их вновь по тому моменту, когда данные поступали без новых кодов, то есть, выборка стала насыщенной. Они предположили, что насыщение произошло на очень раннем этапе исследования. Из тридцати шести разработанных кодов тридцать четыре были результатом первых шести интервью, и тридцать пять кодов были разработаны после двенадцати интервью. Их заключение сводится к следующему: для исследования с высоким уровнем однородности опрошенных «выборки из 6-ти интервью может достаточно, чтобы развить значимую темы и полезные интерпретации» Африке (Guest G., Bunce A., Johnson L. 2006, р. 78).

Слабости убедительной концепции насыщения связаны с финансовыми и временными затратами в ходе исследования. Зачастую исследователи не могут позволить себе роскошь продолжать глубинные интервью, обработка которых требует насыщения выборки. Особенно, если придерживаться мнения, что точка насыщения «потенциально безгранична». Кроме того, спонсоры исследования часто требуют тщательного предварительного описания будущего исследования, которое включает информацию о том, кто и сколько респондентов с четким подробным обоснованием и стратегией интервьюирования будут приглашены на интервью в начале исследования. Таким образом, институциональная логика заказчика, намеренного понять, на что ушли деньги, входит в противоречие с непредсказуемым характером процессуальности выборки в качественном исследовании.

Итак, что же все это значит? Приведенный методологический обзор работ, в которых мы можем обнаружить рефлексию относительно размера выборки в качественном исследовании, приводит к выводу, что нельзя ограничить качественное исследование заранее оговоренным числом респондентов, если только к этому не приводят финансовые и временные затраты, прекращающие волюнтаристски всякую дискуссию. Но в том случае и вопрос о надежности выводов не актуален. Очевидно, размер выборки должен быть рассчитан с определенным «запасом», на случай ремонта выборки, отбраковывающего малоудачные интервью, мало сопоставимые по качеству и объему. Также становиться ясно из транслируемых опытов пост-исследовательской рефлексии, что эффект раннего насыщения является скорее исследовательской удачей, чем ожидаемой нормой.
^ Использованная литература:
Atran S., Medin D. L., Ross N. O. The cultural mind: Environmental decision making and cultural modeling within and across populations // Psychological Review, 2005, 112(4), рр. 744-776.

Bernard H.R. Social research methods. Thousand Oaks, CA: Sage, 2000

Bertaux D. From the life-history approach to the transformation of sociological practice. In: Daniel Bertaux (Ed.), Biography and society: The life history approach in the social sciences). London: Sage,1981, pp.29-45.

Bowen G.A. Naturalistic inquiry and the saturation concept: A research note // Qualitative Research, 2008, 8(1), pp.137-152.

Charmaz K. Constructing grounded theory: A practical guide through qualitative analysis. Thousand Oaks, CA: Sage, 2006

Creswell J. Qualitative inquiry and research design: Choosing among five traditions. Thousand Oaks, CA: Sage, 1998.

Crouch M., McKenzie H. The logic of small samples in interview based qualitative Research //Social Science Information, 45(4), 2006, pp.483-499.

Dey I. Grounding grounded theory. San Diego, CA.: Academic Press, 1999.

Glaser B.G., Strauss A.L., The Discovery of Grounded Theory. Strategies for Qualitative Research. New York: Aldine, 1967.

Green J., Thorogood N. Qualitative methods for health research (2nd ed.). Thousand Oaks, CA: Sage, 2009.

Griffin A., Hauser J.R. The voice of the customer // Marketing Science, 1993, 12(1), рр.1-27.

Guest G., Bunce A., Johnson L. "How many interviews are enough? An

experiment with data saturation and variability" // Field Methods, 2006, 18(1), pp.59-82.

Jette D. J., Grover L., Keck C. P. A qualitative study of clinical decision making in recommending discharge placement from the acute care setting // Physical Therapy, 2003.83(3), pp.224-236.

Koller H.S., Kokemohr R. Lebensgeschichte als Text. Zur biographischen Artikulation problematischer Bildungsprozesse. Weinheim, Basel, 1994

Lee D.T.F., Woo J., Mackenzie A. E. (2002). The cultural context of adjusting to nursing home life: Chinese elders' perspectives // The Gerontologist, 2002, 42(5), pp.667-675.

Morse J.M. The significance of saturation // Qualitative Health Research, 1995, 5(3), pp.147-149.

Morse J. M. Determining sample size // Qualitative Health Research, 2000,10(1), pp.3-5.

Ritchie J., Lewis J., Elam G. Designing and selecting samples. In: Jane Ritchie & Jane Lewis (Eds.), Qualitative research practice. A guide for social science students and researchers. Thousand Oaks, CA: Sage, 2003, pp.77-108.

Romney A. K., Batchelder W., Weller S.C. Culture as consensus: A theory of culture and informant accuracy // American Anthropologist, 1986, 88(3), рр.13-38.

Strauss A.L., Corbin J. Basics of Qualitative Research. Grounded Theory Procedure and Techniques, Newbury Park CA: Sage Publications, 1990.

Thomson B.S. Qualitative research: Grounded theory—Sample size and validity, 2004 http://www.buseco.monash.edu.au/research/studentdocs/mgt.pdf


1 Электронная онлайн база данных, осуществляющая доступ к публикациям в сфере промышленности, бизнеса, финансов и менеджмента.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Ниу вшэ iconИ. о директора ниу вшэ – Санкт-Петербург
Заказчик: федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский...

Ниу вшэ iconИнструкция по охране труда для работников ниу вшэ санкт-Петербург...
Работник ниу вшэ – Санкт – Петербург (далее по тексту Филиал) допускается к самостоятельной работе на персональных электронно вычислительных...

Ниу вшэ iconИсследования
Факультет санкт-петербургская школа социальных и гуманитарных наук ниу вшэ – санкт-петербург

Ниу вшэ iconВ электронной форме
Заказчик: федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Национальный исследовательский...

Ниу вшэ iconИзвещение о проведении запроса котировок
Заказчик: федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский...

Ниу вшэ iconВ электронной форме
Наименование, место нахождения, почтовый адрес Заказчика: федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего...

Ниу вшэ iconЗК2-02/14/ «Тест-драйв Питерской Вышки»
Заказчик: федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский...

Ниу вшэ icon3. Требования, установленные Заказчиком, к качеству, характеристикам и результатам Услуг
Заказчик: федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский...

Ниу вшэ iconКонкурсная документация предоставляется по адресу
Наименование заказчика: федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный...

Ниу вшэ iconКонкурсная документация предоставляется по адресу
Наименование заказчика: федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный...


авто-помощь


Заказать интернет-магазин под ключ!

При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
auto-ally.ru
<..на главную