Гатауллин Н. А., к т. н., Главный конструктор по двигателям, ОАО «камаз» двигатели камаз. Сегодня. Завтра






Скачать 180.06 Kb.
НазваниеГатауллин Н. А., к т. н., Главный конструктор по двигателям, ОАО «камаз» двигатели камаз. Сегодня. Завтра
Дата публикации03.10.2013
Размер180.06 Kb.
ТипДокументы
auto-ally.ru > Авто-обзор > Документы
Гатауллин Н.А., к.т.н., Главный конструктор по двигателям, ОАО «КАМАЗ»
ДВИГАТЕЛИ КАМАЗ. СЕГОДНЯ. ЗАВТРА.
Группа компаний «КАМАЗ» - крупнейшая автомобильная корпорация Российской Федерации. ОАО «КАМАЗ» занимает 11-е место среди ведущих мировых производителей тяжелых грузовых автомобилей и 8-е место в мире по объёмам выпуска дизельных двигателей.

Если в начале 80-х годов КАМАЗ производил 6 моделей и 40 модификаций автомобилей, то в настоящее время он выпускает 60 моделей и более 1000 комплектаций автомобилей, ориентированных на потребителя.

Сердце любого автомобиля это двигатель.

Первый силовой агрегат мощностью 210 л.с. был изготовлен в 1972 году. Им комплектовались все автомобили КАМАЗ, были разработаны двигатели для установки на автомобили Урал, ЗИЛ, автобусы ЛАЗ и ЛиАЗ.

С тех пор он претерпел ряд конструктивных изменений. С введением экологических требований к выбросам вредных веществ с отработавшими газами двигателистами КАМАЗа были разработаны семейства двигателей уровня Евро-1, 2, 3.

Сегодня ОАО «КАМАЗ» выпускает автомобили с двигателями более мощными, экономичными, долговечными и экологически чистыми уровня Евро-3 с электронной системой управления.

Базовым в семействе является двигатель 740.60-360 мощностью 360 л.с. На двигателях уровня Евро-3 с традиционной топливной аппаратурой реализованы минимальные конструктивные изменения, связанные с внедрением системы электронного управления – это установка специальных датчиков и исполнительных механизмов, а также конструктивные изменения цилиндропоршневой группы с целью снижения расхода масла на угар и внедрение мероприятий по обеспечению установленного ресурса двигателей.

Создание и производство транспортных дизельных двигателей Евро-3 проводилось по двум направлениям:

- на базе традиционной топливной аппаратуры с электронным регулятором с максимальной унификацией основных деталей двигателей уровня Евро-2 и Евро-3;

- на базе перспективных топливных аппаратур с электронным управлением.
Уровень технических характеристик двигателей уровня Евро-3:

- минимальный удельный расход топлива 145-150 г/л.с.∙ч;

- расход масла на угар не более 0,1% от расхода топлива;

- ресурс не менее 800 тыс. км пробега автомобиля.
В настоящее время разработаны, прошли сертификационные испытания и выпускаются двигатели ЕВРО-3 моделей 740.63-400, 740.60-360, 740.61-320 и 740.62-280 с традиционной топливной аппаратурой с электронным регулятором разработки ОАО «ЯЗДА» и фирмы «BOSCH».

Выполнение программы создания двигателей уровня Евро-3 наряду со снижением уровня токсичности отработавших газов позволило реализовать такие функции как ограничение скорости, круиз контроль, несанкционированный запуск двигателя, тем самым существенно улучшив потребительские свойства автомобилей КамАЗ.

Специалисты НТЦ КАМАЗа разработали перспективное семейство двигателей Евро-3 с системой топливоподачи аккумуляторного типа («Common Rail»). Применение такой аппаратуры позволило расширить мощностной диапазон двигателей до 420 л.с. и снизить эксплуатационный расход топлива автомобилей. В июле 2008г. завершены сертификационные испытания этих двигателей.

В настоящее время завершено изготовление 10 автомобилей с указанными двигателями в НТЦ и до конца года планируется выпуск товарных автомобилей 6520 и 5460 в количестве 50 шт. на АВЗ для проведения подконтрольной эксплуатации.
^ Транспортные дизельные двигатели уровня Евро-4

Как известно, нормы экологического класса 4 для автомобильной техники в России вступают в силу с 1 января 2010 г. Уровень требований по этим нормам может быть обеспечен только с дополнительными системами нейтрализации и обработки отработавших газов (ОГ) двигателей. На базе двигателей уровня Евро-3 с системой топливоподачи аккумуляторного типа и электронной системой управления проводятся работы по развитию двигателей до уровня Евро-4 с использованием вариантов систем нейтрализации и обработки отработавших газов.

В мире существует два основных направления достижения уровня Евро-4 и выше для дизельных двигателей:

- система с рециркуляцией охлаждаемых ОГ (EGR) для снижения выбросов NOx и фильтром частиц (DPF);

- система с оптимизированным процессом сгорания для снижения частиц и системой SCR (селективное восстановление на основе мочевины) для снижения выбросов NOx;

Однозначно сказать, какое из этих направлений более перспективно - сложно, так как у каждой технологии есть достоинства и недостатки. Для выбора конкретного направления необходим комплексный учет множества факторов: экономических, конструкторских, технологических, климатических и других. Ведущие мировые производители дизельных двигателей, исходя из анализа этих факторов, выбирают конкретную технологию для достижения соответствующего уровня, причем эти технологии могут отличаться. Это можно видеть на примере фирмы Scania, которая для двигателей уровня Евро-4 применила технологию EGR, а на более форсированных двигателях технологию SCR.

Главное достоинство технологии SCR – минимальное изменение конструкции двигателя и ее системы охлаждения без увеличения объёма радиатора и производительности вентилятора, значительно меньший удельный расход топлива двигателя по сравнению с системой EGR и возможность выполнения на следующем этапе нормативов Евро-5 без каких-либо значительных доработок двигателя.

Поэтому ОАО «КАМАЗ» для двигателей уровня Евро-4 выбрало технологию SCR на основе компонентов системы Denoxtronic-2 фирмы БОШ. Фирма БОШ была выбрана на основании положительного опыта сотрудничества при производстве двигателей с топливной аппаратурой «Common Rail», где фирма является изготовителем и поставщиком полнокомплектной топливоподающей системы с электронным управлением.

Работы по выбору комплектации и согласованию КД системы Denoxtronic-2 для автомобилей КАМАЗ были завершены в 2006 г. и в первом полугодии 2007 г. были изготовлены образцы для проведения моторных и в составе автомобиля испытаний.

Заявленный уровень технических характеристик двигателей уровня Евро-4:

- минимальный удельный расход топлива 143-145 г/л.с.∙ч;

- расход масла на угар не более 0,06% от расхода топлива;

- ресурс не менее 1 млн. км пробега автомобиля.

Завершение полного цикла НИОКР по семействам двигателей КАМАЗ экологического класса 4 и выдача конструкторской документации на технологическую подготовку производства запланированы на ноябрь 2008 года.
^ Транспортные газовые двигатели

Реализация перспективных требований в отношении выброса вредных веществ осуществляется как усовершенствованием силовых установок, использующих традиционные нефтяные топлива, так и применением альтернативных топлив. В 1999 году ОАО «КАМАЗ» начал разработку двигателей работающих на сжатом природном газе. В 2007 г. были завершены сертификационные испытания на соответствие требованиям Евро-4 газовых двигателей с электронной системой управления подачей газа, электромагнитными дозаторами и искровым зажиганием, предназначенных для установки на автомобили КАМАЗ и автобусы НефАЗ. Отличительной особенностью газовых двигателей КамАЗ является распределенная фазированная подача газа во впускной тракт каждого цилиндра, что позволяет, при необходимости, корректировать состав топливовоздушной смеси индивидуально для каждого цилиндра для получения минимальных выбросов вредных веществ.

Уровень технических характеристик газовых двигателей уровня Евро-4:

- минимальный удельный расход топлива 150 г/л.с.∙ч;

- расход масла на угар не более 0,1% от расхода топлива;

- ресурс не менее 800 тыс. км пробега автомобиля.
В итоге за 30 истекших лет ресурс двигателей увеличился более чем в 4 раза, мощность - более чем в 2 раза, максимальный крутящий момент – более чем в 3 раза, удельный расход топлива снизился на 9%, а расход масла на угар – в 8 раз.
^ Разработка двигателя нового поколения Евро-5

Развитие мирового двигателестроения характеризуется устойчивой тенденцией ужесточения норм выбросов вредных веществ в отработавших газах с достижением в перспективе т.н. «нулевых выбросов». В соответствии с требованиями технического регламента Российской Федерации внедрение Евро-5 планируется с 01.01.2014г. Направление работ по удовлетворению современных требований экологической безопасности одновременно с работами по улучшению мощностных, экономических и эксплуатационных характеристик является приоритетным при перспективных разработках ОАО «КАМАЗ». Если работы по разработке двигателя уровня Евро-4 проводятся модернизацией существующих базовых моделей двигателей, то для решения этой сложной задачи по выполнению норм Евро-5 сделан выбор в пользу разработки и освоения двигателей новой конструкции.
Их основные конструктивные отличия от выпускаемых сегодня двигателей:

  • топливная аппаратура с давлением впрыска 2200 бар;

  • чугунная единая головка на каждый полублок вместо алюминиевых, раздельных на каждый цилиндр;

  • нижние опоры коренных подшипников коленчатого вала объединены в единый блок;

  • увеличены диаметры коренных и шатунных вкладышей;

  • меньшее количество деталей двигателя за счет совмещения их функции.

Разработка двигателя ведется совместно с ведущими инжиниринговыми компаниями с привлечением фирм-соисполнителей по разработке топливной аппаратуры, цилиндро-поршневой группы, систем турбонаддува, нейтрализации отработавших газов и т.д.

Привлекательность использования этих компаний заключается в следующем:

- Использование опыта и знаний в области проектирования двигателей.

- Сокращение сроков разработки и освоения перспективных двигателей.

- Обучение специалистов КАМАЗа методикам проектирования компонентов двигателя.

Результатом совместных работ является создание перспективного семейства двигателей V-6 и V-8 уровня Евро-5, охватывающих диапазон мощности от 280 до 500 л.с.



^

Развитие модельного ряда двигателей «КамАЗ»


Создание перспективных двигателей, отвечающих современным требованиям по экологии, надежности и экономичности

Расширение модельного ряда двигателей КамАЗ и мощностного диапазона двигателей от 200 до 440 л.с., а в перспективе – до 500…520 л.с.

^ Основные цели создания семейств двигателей «КамАЗ»

Удовлетворение все более возрастающих требований заказчиков за счет значительного повышения потребительских свойств (ресурс, расход топлива, мощность, затраты на техническое обслуживание и ремонт и т.д.)

Выполнение требований действующих законодательств, предъявляемых к двигателям (экология, безопасность, эргономика и т.д.)




^

Типаж двигателей КАМАЗ



Транспортные дизельные двигатели ЭК-3 с традиционной топливной аппаратурой с механическим регулятором



Модель

Параметры

Применяемость

Тип

DxS, мм

Рабочий объем, л

n НОМ,

мин-1

Neном* л.с.

Мкр. max,


кгм

740.30-260

V-8

120x120

10,85

2200

260

110

Автомобили КАМАЗ, автобусы

740.31-240

240

95

740.37-400

120x130

11,76

1900

400

180

740.38-360

360

160

740.35-400

2200

400

160

740.50-360

360

150

740.51-320

320

130

740.53-290

290

120


Транспортные дизельные двигатели ЭК-3 с традиционной топливной аппаратурой с электронным регулятором


На двигателях реализованы минимальные конструктивные изменения, связанные с внедрением системы электронного управления. Серийно выпускаются с 1 января 2008 года.


Модель

Параметры


Применяемость

Тип

DxS, мм

Рабочий объем, л

n НОМ,

мин-1

Neном

л.с.

Мкр.max,


кгм

740.63-400

V-8

120x130

11,76

1900

420

180

Автомобили КАМАЗ, автобусы НефАЗ и ЛиАЗ

740.60-360

380

160

740.61-320

340

140

740.62-280

300

120

740.65-240

240

100



Транспортные дизельные двигатели ЭК-3 с топливной аппаратурой аккумуляторного типа «Common Rail»
В июле 2008г. завершены сертификационные испытания двигателей.

Изготовлено 10 автомобилей в НТЦ. В 2008 году планируется выпуск товарных автомобилей 6520 и 5460 в количестве 50 шт. на АВЗ для проведения подконтрольной эксплуатации.


Модель

Параметры





Тип

DxS, мм

Рабочий объем, л

n НОМ,

мин-1

Neном

л.с.

Мкр.max,


кгм

740.64-420

V-8

120x130

11,76

1900

440

190

740.63-400

420

180

740.60-360

380

160

740.61-320

340

140

740.62-280

300

120


^

Транспортные дизельные двигатели ЭК-4


Разработаны V-образные 6 и 8 цилиндровые двигатели, оборудованные системой нейтрализации и обработки отработавших газов.


Модель

Параметры


^ Уровень технических характеристик двигателей:
- минимальный удельный расход топлива 143…145 г/л.с.∙ч;
- расход масла на угар не более 0,06% от расхода топлива;
- ресурс не менее 1 млн.км пробега автомобиля.



Тип

DxS, мм

Рабочий объем, л

n НОМ,

мин-1

Neном

л.с.

Мкр.max,


кгм

740.75-440

V-8

120x130

11,76

1900

460

210

740.74-420

440

190

740.73-400

420

180

740.72-360

380

160

740.71-320

340

140

740.70-280

300

120

570.73-320

V-6

8,82

340

150

570.72-300

320

140

570.71-280

300

130

570.70-260

280

120


^
Двигатели V-8 и V-6 уровня Евро-4



Транспортные газовые двигатели ЭК-4




В 2007 г. сертифицировано семейство двигателей автомобильной и автобусной комплектации, работающих на сжатом природном газе.



Модель

Параметры


Применяемость

Тип

DxS, мм

Рабочий объем, л

n НОМ,

мин-1

Ne,

л.с.

Мкр. max,


кгм

820.60-260

V-8

120x130

11,76

2200

260

110

Автомобили КАМАЗ, автобусы

820.61-260

260

95


Уровень технических характеристик газовых двигателей:

- минимальный удельный расход топлива 150 г/л.с.∙ч;

- расход масла на угар не более 0,1% от расхода топлива;

- ресурс не менее 800 тыс. км пробега автомобиля.
В настоящее время завершается подготовка производства и в 2008 году планируется выпуск опытно-промышленной партии автомобилей с указанными двигателями.

^

Модельный ряд двигателей ЭК-5


Разрабатывается совместно с ведущими инжиниринговыми компаниями с привлечением фирм-соисполнителей по разработке топливной аппаратуры, цилиндро-поршневой группы, систем турбонаддува, нейтрализации отработавших газов и т.д.


Двигатель

V8

V6

Диапазон мощности, л.с.

400…500

280…380

Диапазон максимального крутящего момента, кгс*м

180… 240

120…160

Номинальная частота вращения коленчатого вала, мин-1

1900

Минимальный удельный расход топлива, г/л.с.*ч

140

Интервал замены моторного масла, тыс. км

150

Уровень шума, дБ

менее 95

Ресурс, км

1000000
Общие виды двигателей уровня Евро-5




Конструктивные отличия двигателей ЭК-5 от выпускаемых сегодня двигателей:

- топливная аппаратура с давлением впрыска 2200 бар;

- чугунная единая головка на каждый полублок вместо алюминиевых, раздельных на каждый цилиндр;

- нижние опоры коренных подшипников коленчатого вала объединены в единый блок;

- увеличены диаметры коренных и шатунных вкладышей;

- меньшее количество деталей двигателя за счет совмещения их функции.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Гатауллин Н. А., к т. н., Главный конструктор по двигателям, ОАО «камаз» двигатели камаз. Сегодня. Завтра iconОтветственный редактор: Главный конструктор ОАО «камаз» Д. Х. Валеев
Россия, Республика Татарстан, г. Набережные Челны, пр. М. Джалиля, 29. Научно технический центр

Гатауллин Н. А., к т. н., Главный конструктор по двигателям, ОАО «камаз» двигатели камаз. Сегодня. Завтра iconДля участия в открытом конкурсе в электронной форме
Участник предлагает оказать услуги по техническому обслуживанию (ТО) и текущему ремонту (ТР) автомобилей и спецмашин ОАО «Скоково»...

Гатауллин Н. А., к т. н., Главный конструктор по двигателям, ОАО «камаз» двигатели камаз. Сегодня. Завтра icon675014 Амурская обл., г. Благовещенск, ул. Театральная, 226 тел./факс: (4162) 42-22-57, 42-13-03
...

Гатауллин Н. А., к т. н., Главный конструктор по двигателям, ОАО «камаз» двигатели камаз. Сегодня. Завтра iconГодовой отчёт ОАО «камаз» за 201
Бухгалтерская отчетность ОАО «камаз» за 2013 год по рсбу и аудиторское заключение

Гатауллин Н. А., к т. н., Главный конструктор по двигателям, ОАО «камаз» двигатели камаз. Сегодня. Завтра iconТехническое задание на техническое обслуживание (ТО) и текущий ремонт...
ТО) и текущий ремонт (ТР) автомобилей и спецмашин ОАО «Скоково» моделей маз-5337, камаз-65115, камаз-43253, зил-433362, газ-3307...

Гатауллин Н. А., к т. н., Главный конструктор по двигателям, ОАО «камаз» двигатели камаз. Сегодня. Завтра iconПрототип Будущего Камаз-5320 разрабатывался на зиле и назывался
Камаз-5325 и базовый Камаз-4325 бортовые, самосвал Камаз-43255, седельный тягач Камаз-4410. Производство первых двух моделей семейства...

Гатауллин Н. А., к т. н., Главный конструктор по двигателям, ОАО «камаз» двигатели камаз. Сегодня. Завтра iconТехническое задание по открытому запросу предложений в электронной...
Вал привода агрегатов Евро-2 (оао камаз) на двигатели 740. 51-320, Евро-3 740. 60-360

Гатауллин Н. А., к т. н., Главный конструктор по двигателям, ОАО «камаз» двигатели камаз. Сегодня. Завтра iconДополнительное оборудование автомобилей камаз
Зао «Краснодарский автоцентр камаз» реализует и выполняет установку дополнительного оборудования на технику камаз

Гатауллин Н. А., к т. н., Главный конструктор по двигателям, ОАО «камаз» двигатели камаз. Сегодня. Завтра iconПроизводсвенно- коммерческая компания
К «Мелон», расположенная в городе Набережные Челны, является официальным дилером ОАО «Балаковорезинатехника»(брт),оао «Салаватстекло»...

Гатауллин Н. А., к т. н., Главный конструктор по двигателям, ОАО «камаз» двигатели камаз. Сегодня. Завтра iconОао «тфк «камаз» прайс-лист на эксплуатационно-ремонтную документацию...


авто-помощь


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
auto-ally.ru
<..на главную