Пояснительная записка 22 Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования 40 2 Общие положения 40






НазваниеПояснительная записка 22 Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования 40 2 Общие положения 40
страница1/31
Дата публикации21.01.2014
Размер5.7 Mb.
ТипПояснительная записка
auto-ally.ru > Право > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   31



Содержание

Содержание 2

1. Целевой раздел 22

1.1. Пояснительная записка 22

1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования 40

1.2.1. Общие положения 40

1.2.3.20. ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ 131

Основы безопасности личности общества и государства 131

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни 136

1.2.3. Планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ 138

1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования 158

1.3.1. Общие положения 158

1.3.2. Особенности оценки личностных результатов 162

1.3.3. Особенности оценки метапредметных результатов 163

1.3.4. Особенности оценки предметных результатов 166

1.3.5. Система внутришкольного мониторинга образовательных достижений и портфель достижений как инструменты динамики образовательных достижений 169

1.3.6. Итоговая оценка выпускника и её использование при переходе от основного к среднему (полному) общему образованию 170

1.3.7. Оценка результатов деятельности образовательного учреждения 172

2. Содержательный раздел 173

2.1. Программа развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования 173

2.2. Программы отдельных учебных предметов, курсов 181

2.2.1. Общие положения 181

2.2.2 Основное содержание учебных предметов в параллелях 5-6 классов на ступени основного общего образования ГБОУ ЦО № 1239 ЦАО. 185

2.2.2.1. Русский язык 185

Содержание тем учебного курса. 5 класс. 185

Язык - важнейшее средство общения 185

Повторение пройденного в 1 - 4 классах 185

I. Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь. 185

Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих. 185

Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях прилагательных. 185

Местоимения 1, 2 и 3-го лица. Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов 1 и 2 спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание тся и ться; раздельное написание не с глаголами. 185

Наречие (ознакомление). Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами. 185

II Текст. Тема текста. Стили. 185

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. 185

I. Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст. 185

Пунктуация как раздел науки о языке. 185

Словосочетание: главное и зависимое слова в словосочетании. 185

Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение). 186

Грамматическая основа предложения. 186

Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство. 186

Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, не связанными союза- ми, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова. 186

Синтаксический разбор словосочетания и предложения. 186

Обращение, знаки препинания при обращении. Вводные слова и словосочетания. 186

Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении). 186

Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если. 186

Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи. 186

Диалог. Тире в начале реплик диалога. 186

II. Умение интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения, а также предложения с обобщающим словом. 186

III. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста. 187

Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи 187

I. Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков. 187

Фонетический разбор слова. Орфоэпические словари. 187

Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия. 187

Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм. 187

Орфографический разбор. 187

Орфографические словари. 187

II.Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований учебника; произносить гласные и согласные перед гласным е. 187

Умение находить справки о произношении слов в различных словарях (в том числе орфоэпических). 187

III. Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания. 187

Лексика. Культура речи 187

I. Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари. 187

II. Умение пользоваться толковым словарем, словарем антонимов и другими школьными словарями. Умение употреблять слова в свойственном им значении. 188

Ш. Создание текста на основе исходного (подробное изложение), членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств. 188

Морфемика. Орфография. Культура речи 188

I. Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове. чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари. 188

Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило. 188

Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож-- -лаг-, -рос- - -раст-. Буквы е и о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц. 188

II. Умение употреблять слова с разными приставками и суффиксами. Умение пользоваться орфографическими и морфемными словарями. 188

III. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности. 188

Морфология. Орфография. Культура речи 188

Самостоятельные и служебные части речи 188

Место причастия, деепричастия, категории состояния в системе частей речи. 188

Имя существительное 188

I. Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении. 188

Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географическими названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам. 189

Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа. 189

Морфологический разбор слов. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных. 189

Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных. 189

II. Умение согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными, род которых может быть определен неверно (например, фамилия, яблоко). 189

Умение правильно образовывать формы именительного (инженеры, выборы) и родительного (чулок, мест) падежей множественного числа. 189

Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыс- лей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов. 189

III. Доказательства и объяснения в рассуждении. 189

Имя прилагательное 189

I. Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении. 189

Полные и краткие прилагательные. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую. 189

Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких - по родам и числам. 190

II. Умение правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных (труден, трудна, трудно). 190

Умение пользоваться в речи прилагательными-синонимами для более точного выражения мысли и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов. 190

III. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра. 190

Глагол 190

I. Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении. 190

Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -ться и -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение). 190

Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов. 190

Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов -бер- - -бир-, -дер- - -дир-, -мер- - -мир-, - nep- - -пир-, - тер- - - тир-, -стел- - -стил-. Правописание не с глаголами. 190

II. Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки (начать, понять; начал, понял; начала, поняла; повторит, облегчит и др.). 190

Умение согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным. Умение употреблять при глаголах имена существительные в нужном падеже. 190

Умение использовать в речи глаголы-синонимы (например, со значением высказывания, перемещения, нахождения) для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повтора слов. 190

III. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам 191

Повторение и систематизация пройденного в 5 классе 191

Содержание тем учебного курса. 6 класс. 191

1.Введение. Русский язык – один из развитых языков мира. 191

2.Повторение пройденного в 5 классе. 191

Деление текста на части; официально-деловой стиль, его языковые особенности. 191

3. Текст 191

текст, его особенности 191

начальные и конечные предложения текста 191

основные признаки текста 191

текст и стили речи 191

4.Лексика Культура речи. 191

Повторение пройденного по лексике в 5 классе. Исконно-русские слова. Заимствованные слова. Общеупотребительные слова. слово и его лексическое значение 191

Профессионализмы. Диалектизмы. Жаргонизмы. Нейтральные и стилистически окрашенные слова. Устаревшие слова. Неологизмы. словари 191

Основные пути пополнения словарного состава русского языка. 191

5. Фразеология Культура речи 191

Фразеология как раздел науки о языке. 191

Фразеологизмы 191

Источники Фразеологизмов 191

Сбор и анализ материалов к сочинению: рабочие материалы. Сжатый пересказ исходного текста. 191

6.Словообразование. Орфография. Культура речи. 191

Повторение пройденного по морфемике в 5 классе. Основные способы образования слов в русском языке. 191

Понятие об этимологии и этимологическом разборе слов. Этимологические словари. 192

Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -гор- - -гар-, -кос- - -кас-. Правописание гласных в корнях пре- и при-, буквы ы и и после приставок на согласные. Правописание соединительных гласных о и е. 192

Описание помещения, структура этого текста, языковые особенности. Систематизация материала к сочинению; сложный план. Выборочный пересказ исходного текста. 192

7.Морфология. Орфография. Культура речи. 192

Имя существительное 192

Повторение сведений об имени существительном, полученных в 5 классе. 192

Склонение существительных на -мя. Несклоняемы существительные. Текстообразующая роль существительных. Словообразование имён существительных. 192

Не с существительными. Правописание гласных в суффиксах –ек и –ик; буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах –ок (-ек), -онк, -онок. Согласные ч и щ в суффиксе –чик (-щик). 192

Различные сферы употребления устной публичной речи. 192

Имя прилагательное. 192

Повторение пройденного об имени прилагательном в 5 классе. 192

Качественные, относительные и притяжательные прилагательные. Степени сравнения имён прилагательных; образование степеней сравнения. Словообразование имён прилагательных. 192

Не с именами прилагательными. Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах имён прилагательных. Правописание гласных в суффиксах имён прилагательных. Слитное и дефисное написание сложных прилагательных. 192

Описание природы, структуры данного текста, его языковые особенности. 192

Публичное выступление о произведении народного промысла. 192

Имя числительное. 193

Имя числительное как часть речи. 193

Склонение количественных числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях; буква ь знак в середине и на конце числительных. Слитное и раздельное написание числительных. 193

Склонение порядковых числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях порядковых числительных. 193

Публичное выступление – призыв, его структура, языковые особенности. Пересказ исходного текста с цифровым материалом. 193

Местоимение. 193

Местоимение как часть речи. Синтаксическая роль местоимений в предложении. Склонение местоимений. 193

Раздельное написание предлогов с местоимениями. Образование неопределённых местоимений, их дефисное написание. 193

Не в неопределённых местоимениях. Слитное и раздельное написание не и ни в отрицательных местоимениях. 193

Рассказ по воображению, по сюжетным рисункам; строение, языковые особенности данных текстов. 193

Рассуждение как тип текста, его строение, языковые особенности. 193

Глагол. 193

Повторение пройденного о глаголе в 5 классе. 193

Переходные и непереходные глаголы. Наклонения глагола. Разноспрягаемые глаголы. Безличные глаголы. Словообразование глаголов. 193

Рассказ на основе услышанного, его строение, языковые особенности. Пересказ исходного текста от лица кого-либо из его героев. Рассказ по сюжетным картинкам с включением части готового текста. 193

8.Повторение и систематизация пройденного в 5- 6 классах. 193

Разделы науки о языке. 193

Орфография. 193

Пунктуация. 193

Лексика и фразеология. 194

Словообразование. 194

Морфология. 194

Синтаксис. 194

2.2.2.2. Литература 194

2.2.2.3. Английский язык. 208

2.2.2.5. Французкий язык. 222

2.2.2.6. История России. Всеобщая история 227

История. Содержание тем учебного курса. 5 класс. 227

История России. Всеобщая история 232

История России. Содержание тем учебного курса. 6 класс. 232

Всеобщая История . Содержание тем учебного курса. 6 класс. 238

2.2.2.7. Обществознание 246

Содержание тем учебного курса. 5 класс. 246

Содержание тем учебного курса. 6 класс. 247

^ ЧЕЛОВЕК В СОЦИАЛЬНОМ ИЗМЕРЕНИИ 247

ЧЕЛОВЕК – ЛИЧНОСТЬ 247

Личность. Социальные параметры личности. Индивидуальность человека. Качества сильной личности 247

^ ПОТРЕБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА 248

Потребности человека – биологические, социальные, духовные. Индивидуальный характер потребностей. Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями. Духовный мир человека. Мысли и чувства 248

^ НА ПУТИ К ЖИЗНЕННОМУ УСПЕХУ 248

Привычка к труду. Проблема выбора профессии. Важность взаимопонимания и взаимопомощи 248

ЧЕЛОВЕК СРЕДИ ЛЮДЕЙ 248

МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ 248

^ ЧЕЛОВЕК И ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ 248

2.2.2.8. География 249

2.2.2.9. Математика. 255

Содержание тем учебного курса. 5 класс. 255

Арифметика 255

Натуральные числа 255

Дроби 255

Величины. Зависимости между величинами 256

Числовые и буквенные выражения. Уравнения 256

Элементы статистики, вероятности. Комбинаторные задачи 256

Геометрические фигуры. Измерения геометрических величин 256

Математика в историческом развитии 257

Содержание тем учебного курса. 6 класс. 257

2.2.2.10. Информатика 259

2.2.2.11. Биология 263

Содержание тем учебного курса. 5 класс. 263

Содержание тем учебного курса. 6 класс. 264

2.2.2.12. Изобразительное искусство 264

Содержание тем учебного курса. 5 класс. 264

5 класс 265

Изобразительное искусство в жизни человека - 34 часа 265

Рабочая программа рассматривает следующее распределение учебного материала 265

Содержание 265

Кол-во часов 265

«Древние корни народного искусства» 265

9 265

«Связь времен в народном искусстве» 265

8 265

«Декор - человек, общество, время» 265

10 265

«Декоративное искусство в современном мире». 265

7 265

Всего 265

34 265

I четверть – 9 часов 266

«Древние корни народного искусства» (9 ч) 266

Учащиеся во время уроков знакомятся с традиционными образами в народном искусстве (мать-земля, древо жизни, конь-лось-олень, птица, солнечные знаки), крестьянским домом, рассматривается как художественный образ, отражающий взаимосвязь космоса и мира человека, жизненно важные участки крестьянского интерьера, освоении языка орнамента на материале русской народной вышивки, знакомство с народно-праздничными обрядами. 266

Древние образы в народном искусстве. 266

Убранство русской избы. 266

Внутренний мир русской избы. 266

Конструкция, декор предметов народного быта. 266

Русская народная вышивка. 266

Народный праздничный костюм. 266

Народные праздничные обряды. 266

1 тема. Древние образы в народном искусстве 266

Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства — солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жиз­ни — как выражение мифопоэтических представлений человека о мире, как память народа. Декоративные изображения и их условно-символический характер. 266

Задание: выполнение рисунка на тему древних образов в узорах вышивки, росписи, резьбе по дереву (древо жизни, мать-земля, птица, конь, солнце). 267

Материалы: гуашь, кисть или восковые мелки, акварель или уголь, сангина, бу­мага. 267

Дом – мир, обжитой человеком, образ освоенного пространства. Избы севера и средней полосы России. Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение картины мира в трехчастной структуре и в декоре крестьянского дома (крыша, фронтон - небо, рубленая клеть - земля, подклеть (подпол) - подземно-водный мир). 267

Декоративное убранство (наряд) крестьянского дома: охлупень, полотенце, причелина, лобовая доска, наличники, ставни. 267

Задание: создание эскиза декоративного убранства избы: украшение деталей дома (полотенце, причелина, лобовая доска, наличники и т.д.) солярными знаками, рас­тительными и зооморфными мотивами, геометрическими элемен­тами, выстраивание их в орнаментальную композицию. 267

Материалы: сангина и уголь или восковые мелки и акварель, кисть, бумага. 267

2-3 тема. Убранство русской избы 267

Дом – мир человека. Избы севера и средней полосы России. Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение картины мира в трехчастной структуре и в декоре крестьянского дома (крыша, фронтон - небо, рубленая клеть - земля, подклеть (подпол) - подземно-водный мир). 267

Декоративное убранство (наряд) крестьянского дома: охлупень, полотенце, причелина, лобовая доска, наличники, ставни. 267

Задание: создание эскиза декоративного убранства избы: украшение деталей дома (полотенце, причелина, лобовая доска, наличники и т.д.) солярными знаками, рас­тительными и зооморфными мотивами, геометрическими элемен­тами, выстраивание их в орнаментальную композицию. 268

Материалы: сангина и уголь или восковые мелки и акварель, кисть, бумага. 268

4 тема. Внутренний мир русской избы 268

Деревенский мудро устроенный быт. Устройство внутреннего пространства крестьянского дома. Жизненно важные центры в крес­тьянском доме: печное пространство, красный угол, круг предме­тов быта, труда и включение их в пространство дома. Единство пользы и красоты. 268

Задание: изображение внутреннего убранства русской избы с включением деталей крестьянского интерьера (печь, лавки, стол, предметы быта и труда) 268

Материалы: карандаш или восковые мелки, акварель, кисти, б 268

5 тема. Конструкция, декор предметов народного быта 268

Русские прялки, деревянная резная и расписная посуда, предметы тру­да — область конструктивной фантазии, умелого владения мате­риалом. Единство пользы и красоты, конструкции и декора. Подробное рассмотрение различных предметов народ­ного быта, выявление символического значения декоративных эле­ментов. 268

Задание: выполнение эскиза декоративного убранства предметов крестьянского быта (ковш, прялка и т.д.). 268

Материалы: смешанная техника (рисунок восковыми мелками и акварельная заливка или сангиной разных оттенков), кисть, бумага. 268

6 тема. Русская народная вышивка 268

Крестьянская вышивка — хранительница древнейших образов и мотивов, их устойчивости и вариативности. Условность языка орнамента, его символическое значение. Особенности орнамен­тальных построений в вышивках на полотенце. 269

Задание: создание эскиза вышитого полотенца по мотивам народной вышивки; украшение своего полотенца вырезанными из тонкой бумаги кружевами. 269

Материалы: гуашь или восковые мелки, акварель, тонкая кисть, фломастеры, бумага ножницы.. 269

7-8 тема. Народный праздничный костюм 269

Народный праздничный костюм — целостный художественный образ. Северорусский и южнорусский комплекс одежды. Разно­образие форм и украшений народного праздничного костюма в различных республиках и регионах России. 269

Свадебный костюм. Форма и декор женских головных уборов. Выражение идеи це­лостности мира, нерасторжимой связи земного и небесного в об­разном строе народной праздничной одежды. 269

Задание: создание эскизов народного праздничного костю­ма (женского или мужского) северных и южных районов России в одном из вариантов: а) украшение съемных деталей одежды для картонной игрушки –куклы; б) украшение крупных форм крестьянской одежды (рубаха, душегрея, сарафан) нарядным орнаментом. 269

Материалы: бумага, ножницы, клей, ткань, гуашь, кисти, мел­ки, пастель. 269

9 тема. Народные праздничные обряды (обобщение темы) 269

Календарные народные праздники — это способ участия чело­века, связанного с землей, в событиях природы (будь то посев или созревание колоса), это коллективное ощущение целостности мира. Обрядовые действия народного праздника, их символичес­кое значение. 270

Активная беседа 270

II четверть — 8 часов. 270

«Связь времен в народном искусстве» (8 ч) 270

Включение детей в поисковые группы по изучению традиционных народных художественных промыслов России (Жостово, Хохломы, Гжели). При знакомстве учащихся с филимоновской, дымковской, каргопольской народными глиняными игрушками, следует обратить внимание на живучесть в них древнейших образов: коня, птицы, бабы.  При изучении борисовской керамики обратить внимание на разнообразие скульптурных форм посуды, мелкой пластики; на органическое единство формы и декора; на орнаментальные и декоративно-сюжетные композиции росписи; на главные отличительные элементы. 270

Древние образы в современных народных игрушках. 270

Искусство Гжели. 270

Городецкая роспись. 270

Хохлома. 270

Жостово. Роспись по металлу. 270

Искусство Борисовской керамики. Истоки и современное развитие промысла. 270

Роль народных художественных промыслов в современной жизни. 270

10 тема. Древние образы в современных народных игрушках 271

Магическая роль глиняной игрушки в глубокой древности. Традиционные древние образы (конь, птица, баба). Особенности пластической формы глиняных игрушек, принадлежащих различ­ным художественным промыслам. Единство формы и декора в иг­рушке. Цветовой строй и основные элементы росписи филимоновской, дымковской, каргопольской и других местных форм иг­рушек. 271

Задание: создание игрушки (пластилин или глина) своего образа и украше­ние ее декоративными элементами в соответствии с традицией одного из промыслов. 271

Материалы: пластилин или глина, стеки, подставка для леп­ки, водоэмульсионная краска для грунтовки, гуашь и тонкие ки­сти для росписи. 271

271

271

11 тема. Искусство Гжели 271

Краткие сведения из истории развития гжельской керамики, слияние промысла с художественной промышленностью. Разнообразие и скульптур­ность посудных форм, единство формы и декор. 271

Особенности гжельской росписи: сочетание синего и белого, игра тонов, тоновые контрасты, виртуозный круговой мазок с рас­тяжением, дополненный изящной линией. 271

Задание: изображение выразительной посудной формы с характерными деталями (носик, ручка, крышечка) на листе бумаги нарядной гжельской росписью. 271

Материал: белая бумага, ножницы, клей, акварель, большие и маленькие кисти. 271

12 тема. Городецкая роспись. 271

Краткие сведения из истории развития городецкой росписи. Изделия Городца – национальное достояние отечественной культуры. Своеобразие городецкой росписи, единство предметной формы и декора. Бутоны, розаны и купавки — традиционные элементы городецкой росписи. Птицы и конь – традиционные мотивы городецкой росписи. Ос­новные приемы городецкой росписи. 272

Задание: выполнение эскиза одного из предметов быта (доска для резки хлеба, подставка под чайник, коробочка, лопасть прялки и др.) украшение его традиционными элементами и мотивами городец­кой росписи. 272

Материалы: гуашь, большие и маленькие кисти, тонирован­ная под дерево бумага. 272

13-14 тема. Хохлома. 272

Краткие сведения из истории развития хохломского промысла. Своеобразие хохломской росписи. Травный узор,. Существует два типа письма: верховое и фоновое. Классическим примером «верхового» письма может служить «травка» Для «фоновой» росписи было характерно применение чёрного или красного фона, тогда как сам рисунок оставался золотым. 272

Задание: выполнение фрагмента росписи по мотивам хохломской росписи с использованием элементов «травная» роспись, роспись «под листок» или «под ягодку», роспись «пряник» или «рыжик, «Травная роспись». 272

Материалы: гуашь, акварель, большие и маленькие кисти, формочки под роспись. 272

Зрительный ряд: слайды и репродукции с изображением про­изведений хохломского промысла, подлинные образцы Хохломы. 272

15 тема Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла 272

Краткие сведения из истории художественного промысла. Разнообразие форм подносов, фонов и вариантов построения цветочных композиций, сочетание в росписи крупных, средних и мелких форм цветов. 273

Основные приемы жостовского письма, формирующие букет: замалевок, тенежка, прокладка, бликовка, чертежка, привязка. 273

Задание: выполнение фрагмента по мотивам жостовской росписи, включающего крупные, мелкие и средние формы цветов; составление на подносе большого размера общей цветочной композиции. 273

Материалы: гуашь, большие и маленькие кисти, белая бумага 273

16 тема Искусство Борисовской керамики. Истоки и современное развитие промысла. 273

Краткие сведения из истории возникновения гончарного промысла Борисовки. Своеобразие формы и декора борисовской керамики. Слияние промысла с художественной промышленностью. Природные мотивы в изделиях борисовских мастеров. Сочетание мазка-пятна с тонкой прямой волнистой, спиралевидной линией. 273

Задание: изображение выразительной посудной формы с характерными деталями (носик, ручка, крышечка), используя для этого обклеенную пластилином баночку; украшение объемной формы характерным узором борисовской росписи. 273

Материалы: пластилин, банка, стеки. 273

17 тема. Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы) 273

Выставка работ и беседа на темы «Традиционные народные промыслы – гордость и достояние национальной отечественной культуры». «Промыслы как искусство художественного сувенира». «Место произведений традиционных народных промыслов в современной жизни и быту». 273

Проведение беседы или занимательной викторины. Поисковые группы активно используют собранный материал во время обоб­щения информации о тех промыслах, которые не были затрону­ты на уроках этой четверти, а также задают вопросы классу, предлагают открытки для систематизации зрительного материала по определенному признаку. 274

К этому занятию учащиеся готовят выставку работ для более полного обобщения темы четверти. 274

III четверть — 10 часов. 274

Декор – человек, общество, время. 274

Проявление эмоционального отклика, интереса к многообразию форм и декора в классическом декоративно-прикладном искусстве разных народов, стран, времен. Акцентирование внимание на социальной функции этого искусства, представление его роли в организации жизни общества, в формировании и регулировании человеческих отношений, в различении людей по социальной и профессиональной принадлежности. Разговор о социальной роли декоративного искусства следует замкнуть на современности, чтобы показать учащимся, что костюм, его декор и сегодня сообщает информацию, закрепленную в форме знаков-отличий. Эти знаки имеют общественно-символическое значение. При знакомстве с образом художественной культуры древних египтян, древних греков, Востока на примере Японии, Западной Европы периода Средневековья основной акцент переносится на декоративно-знаковую, социальную роль костюма и, кроме того, закрепляется эмоциональный интерес учащихся к образному, стилевому единству декора одежды, предметов быта, интерьера, относящихся к определенной эпохе. 274

Ознакомление с гербами и эмблемами Белгородской области происходит при определении символического характера языка герба как отличительного знака, его составных частей, символического значения изобразительных элементов и цвета в искусстве геральдики 275

275

275

18 тема. Зачем людям украшения. 275

Предметы декоративного искусства несут на себе печать определенных человеческих отношений. Украсить - ­значит наполнить вещь общественно значимым смыслом, определить соци­альную роль ее хозяина. Эта роль ска­зывается на всем образном строе вещи: характере деталей, рисунке орнамента, цветовом строе, композиции. 275

Особенности украшений воинов, древних охотников, вождя племени, царя и т. д. 275

Задание: рассмотрение и обсужде­ние (анализ) разнообразного зритель­ного ряда, подобранного по теме; роль украшения в жизни современного человека; выполнение объемного украшения в соответствии с современными модными тенденциями. 275

Материалы: картон, фломастеры, клей, цветная бумага, ножницы. 275

19-20 тема. Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. 275

Роль декоративно-прикладного ис­кусства в Древнем Египте. Подчеркива­ние власти, могущества, знатности еги­петских фараонов с помощью декора­тивно-прикладного искусства. 275

Символика элементов декора в произведениях Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян (изображение лотоса, жука-скарабея, ладьи вечности и др.). 275

Различие одежд людей высших и низших сословий. Символика цвета в украшениях. 275

Задание: 1. Выполнение эскиза ук­рашения (солнечного ожерелья, под­вески, нагрудного украшения-пектора­ли, браслета и др.), в котором исполь­зуются характерные знаки-символы. 276

2. Выполнение эскиза костюма древних египтян высших и низших сословий общества. 276

Материалыв обществе, а также выявлять и подчер­кивать определенные общности людей по классовому, сословному и профес­сиональному признакам. 276

Черты торжественности, параднос­ти, чрезмерной декоративности в декоративно-прикладном искусстве 17-го века. Причудливость формы, пышная декоративная отделка интерьеров, мебели, предметов быта. Костюм придворной знати, акцент в костюме на привилегированное положение человека в обще­стве. Одежда буржуазии, простых горо­жан. 276

Задание: 1. Выполнение эскиза костюма Древней Греции или Древнего Рима с учетом отличий в одежде у людей разных сословий. 276

2. Моделирование одежды императора Древнего Китая или знатной китаянки. Составление коллективной композиции. 276

3. Выполнение эскиза костюма Западной Европы 17-го века высших и низших сословий общества в технике «коллаж». 276

Материалы: гуашь, кисти, бумага, салфетки, ножницы, нитки, клей, цветная бумага, восковые мелки. 276

276

21-22-23 тема. Одежда «говорит» о человеке. 276

Декоративно-прикладное искусство Древней Греции. Древнего Рима и Древнего Китая. Строгая регламента­ция в одежде у людей разных сословий. Символы правителей и императоров. Знаки отличия в одежде высших чиновников. Одежды знатных горожанок, их украшения. 276

Декоративно-прикладное искусство Западной Европы хуп века (эпоха ба­рокко), которое было совершенно не похоже на древнеегипетское, древнегреческое и древнеки­тайское своими формами, орнаменти­кой, цветовой гаммой. Однако суть декора (украшений) остается та же ­выявлять роль людей, их отношения Зачем людям украшения. 277

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. 277

Одежда «говорит» о человеке. 277

Коллективная работа «Бал в интерьере дворца» 277

О чём рассказывают нам гербы Белгородской области. 277

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы 277

Задание: 1. Выполнение эскиза костюма Древней Греции или Древнего Рима с учетом отличий в одежде у людей разных сословий. 277

2. Моделирование одежды императора Древнего Китая или знатной китаянки. Составление коллективной композиции. 277

3. Выполнение эскиза костюма Западной Европы хуп века высших и низших сословий общества в технике «коллаж». 277

Материалы: гуашь, кисти, бумага, салфетки, ножницы, нитки, клей, цветная бумага, восковые мелки. 277

277

24-25 тема. Коллективная работа «Бал в интерьере дворца» 277

Одежда, костюм не только служат практическим целям, но и являются особым знаком - знаком поло26 тема. О чём рассказывают нам гербы Саратовской области. 277

Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность гербов Саратова и городов Саратовской области. История создания герба Саратова и Саратовской области и районных центров. Преемственность цветового и символического значения элементов гербов 17 века и современности. 277

Задания: Создание по образцу гербов Саратовской области (коллективная работа). 278

Материалы: картон, цветная бумага, клей, ножницы. 278

278

26 тема. О чём рассказывают нам гербы Саратовской области. 278

Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность гербов Саратова и городов Саратовской области. История создания герба Саратова и Саратовской области и районных центров. Преемственность цветового и символического значения элементов гербов 17 века и современности. 278

Задания: Создание по образцу гербов Саратовской области (коллективная работа). 278

Материалы: картон, цветная бумага, 278

27 тема. Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы). 278

Итоговая игра-викторина с привлечением учебно-творческих работ, про­изведений декоративно- прикладного искусства разных времен, художественных открыток, репродукций и слайдов, собранных поисковыми группами. 278

Задания: выполнение различных аналитически - творческих заданий, например, рассмотреть костюмы и определить их владельцев, увидеть неточности, которые допустил художник при изображении костюма, или систематизировать зрительный материал (предмета быта, костюм, архитектура) по стилистическому признаку. 278

IV четверть — 7 часов 278

Декоративное искусство в современном мире. 278

 Знакомство на уроках с богатством разновидностей керамики, художественного стекла, металла и т. д., определение образного строя произведений, восприятие их с точки зрения единства формы, способствует выявлению средств, используемых художником в процессе воплощения замысла. 279

Современное выставочное искусство. 279

Ты сам - мастер декоративно-прикладного ис­кусства (Витраж) 279

Ты сам - мастер декоративно-прикладного ис­кусства ( мозаичное панно) 279

Создание декоративной композиции «Здравствуй, лето!». 279

28-29 тема. Современное выставочное искусство. 279

Многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладно­го искусства (художественная керами­ка, стекло, металл, гобелен, роспись по ткани, моделирование одежды). 279

Современное понимание красоты профессиональными художниками ­мастерами декоративно-прикладного искусства. Насыщенность произведе­ний яркой образностью, причудливой игрой фантазии и воображения. 279

Пластический язык материала, его роль в создании художественного обра­за. Творческая интерпретация древних образов народного искусства в работах современных художников. 279

Задание: восприятие (рассматрива­ние) различных произведений совре­менного декоративного искусства; рас­суждение, участие в диалоге, связанном с выявлением отличий современного декоративного искусства от народного традиционного, с осознанием роли выразительных средств в создании де­коративного образа в конкретном мате­риале, с пониманием выражения «про­изведение говорит языком материала» на примере экспозиции музея, создание дневника экскурсии. 279

30-31 тема. Ты сам - мастер декоративно-прикладного ис­кусства (Витраж) 280

Коллективная реализация в конк­ретном материале разнообразных твор­ческих замыслов. 280

Технология работы, постепенное, поэтапное выпол­нение задуманного витража. Выполнение эскиза будущей работы в натуральную величину. Деление об­щей композиции на фрагменты. Соеди­нение готовых фрагментов в более крупные блоки. Их монтаж в общее де­коративное панно. 280

Задания: 1. Выполнение творческой работы, в разных материалах и техниках. 280

2. Участие в отчетной выставке работ по декоративно-прикладному искусству на тему «Украсим кабинет своими рука­ми». 280

Материалы: бу­мага, кисти, гуашевые краски, фломастеры. 280

32-33 тема. Ты сам - мастер декоративно-прикладного ис­кусства (мозаичное панно) 280

Коллективная реализация в конк­ретном материале разнообразных твор­ческих замыслов. 280

Технология работы с бумагой, постепенное, поэтапное выпол­нение задуманного панно. Выполнение эскиза будущей работы в натуральную величину. Деление об­щей композиции на фрагменты. Соеди­нение готовых фрагментов в более крупные блоки. Их монтаж в общее де­коративное панно. 280

Пластический язык материала, его роль в создании художественного обра­за. Творческая интерпретация древних образов народного искусства в работах современных художников. 280

Задание: восприятие (рассматрива­ние) различных произведений совре­менного декоративного искусства; рас­суждение, участие в диалоге, связанном с выявлением отличий современного декоративного искусства от народного традиционного, с осознанием роли выразительных средств в создании де­коративного образа в конкретном мате­риале, с пониманием выражения «про­изведение говорит языком материала» на примере экспозиции музея. 281

6 класс. Изобразительное искусство в жизни человека - 34 часа 281

Рабочая программа рассматривает следующее распределение учебного материала 281

Содержание 281

Кол-во часов 281

I четверть. Виды изобразительного искусства и основы их изобразительного языка. 281

9 281

II четверть. Мир наших вещей. Натюрморт. 281

8 281

III четверть. Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве. 281

10 281

IV четверть. Человек и пространство. Пейзаж. 281

7 281

Всего 281

34 281

I четверть – 9 часов 282

Виды изобразительного искусства и основы их образного языка 282

Учащиеся в ходе занятий знакомятся с понятиями «пространственные виды искусства», «пластические искусства», «искусство выразительной формы»,»конструктивные виды искусства», «Декоративно-прикладные виды искусства», «Изобразительные виды искусства. 282

На практических занятиях учитель предлагает учащимся работать в с различными художественными материалами(живописными, графическими и скульптурными. 282

Понятия «цвет», «колорит», «гармония цвета».Выразительные возможности объемного изображения. 282

Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств. 282

Рисунок – основа изобразительного творчества 282

Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий. 282

Пятно как средство выражения. Ритм пятен 282

Цвет. Основы цветоведения 282

Цвет в произведениях живописи 282

Объемные изображения в скульптуре 282

Основы языка изображения 282

1-я тема 282

Искусство и его виды.Пластические или пространственные виды искусства и их деление на три группы: конструктивные, декоративные и изобразительные. 283

2-я тема 283

Рисунок – основа мастерства художника. Творческие задачи рисунка. Виды рисунка. Зарисовка. Набросок с натуры. Рисунок как самостоятельное графическое произведение. Графические материалы и их выразительные возможности. 283

Задания:попробовать на листе бумаги возможности различных художественных материалов. 283

Материалы: акварель, гуашь, карандаши, уголь, тушь, пастель, сепия. 283

3-4-я темы 283

Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен. Роль пятна в изображении и его выразительные возможности. Понятие силуэта. Тон и тональные отношения: темное и светлое. Тональная шкала. Композиция места. Ритм пятен. Доминирующее пятно. Линия и пятно. 283

Задание: изображение различных осенних состояний в природе: ветер, дождь, туман, яркое солнце и тени. 283

Материалы: акварель. 283

5-я тема 283

Цвет. Основы цветоведения. Основные составные цвета. Дополнительные цвета. Цветовой круг. Теплое и холодное.Цветовой контраст. Насыщенность цвета и его светлота Изучение свойств цвета. 283

Задание: изобразить сказочное царство, используя ограниченную палитру.Темы: «Царство Снежной королевы», «Изумрудный город», «Розовая страна вечной молодости», «Страна золотого солнца». 284

Материал: акварель. 284

6-я тема 284

Цвет в произведениях живописи. Понятия: «локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония цвета». Цветовые отношения. Живое смешение красок. Взаимодействие цветовых пятен и цветовая композиция. 284

Задание: изобразить осенний букет. 284

Материал : гуашь. 284

7-я тема 284

Выразительные возможности объемного изображения. Связь объема с окружающим пространством и освещением. Художественные материалы в скульптуре и их свойства: глина, камень, металл, дерево и др. 284

Объемное изображение животного. 284

Материал 6 пластилин. 284

8-я- 9-я темы. 284

Основы языка изображения. Обобщение материала темы: Виды изобразительного искусства, художественные материалы и их выразительные возможности, Художественное творчество и художественное восприятие. 284

Задание: свободная тема. 284

Материалы:гуашь, акварель, карандаши. 284

II четверть. – 8 часов. 284

Мир наших вещей. Натюрморт. 285

Учащиеся в ходе занятий знакомятся с многообразием форм окружающего мира, с изображением предмета на плоскости и понятием линейной перспективы. Значение цвета и света в натюрморте. Выразительные возможности натюрморта и символика предметов в разные рериоды развития изобразительного искусства. 285

10 тема. 285

Изображение предметного мира. – Натюрморт. Происхождение слова «натюрморт».Выражение в натюрморте отноше.Выражение в натюрморте отношеие к вещам, изображенным в натюрморте, отошение человека. Натюрморты разных эпох. Символика натюрморта. 285

Задание: выполнить натюрморт красками. 285

Материал: акварель. Гуашь, карандаши. Сепия, сангина. 285

11 тема. 285

Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира. Усвоение учащимися понятий формы, линейных, плоскостных и объемных форм.Умение видетьгеометрические тела в основе различных предметов окружающего мира. 285

Задание: констуирование из бумаги геометрических тел( куба, параллепипеда, конуса) 285

Материал: ножницы, бумага, клей. 285

12 тема. 285

Изображение предмета на плоскости и линейная перспектива. 286

Знакомство учащихся с перспективой как способом изображения предметов в пространстве. Понятия линейной и воздушной перспективы. Обратная перспектива. 286

Задание: построение конструкций из нескольких объемных геометрических тел. 286

Материал: бумага, ножницы, карандаши, линейка, клей. 286

13 тема 286

Освещение. Свет и тень. 286

Освезщение как средство выявления объема предмета. Понятие «блики», «полутени», «собственная тень», «падающая тень». Свет как средство организации композиции в картине. 286

Задание: выполнение рисунка куба с боковым освещением. 286

Материал:бумага, карандаш. 286

14 -15 тема. 286

Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте. 286

Расширение представлений учащихся о цвете в живописи, богатстве его выразительных возможностей. Выражение в натюрморте настроения и переживания с помощью цвета и ритма цветовых пятен. 286

Задание: выполнить натюрморт в каком-либо эмоциональном состоянии (Грусть. Таинственность, праздничность) 287

Материалы:акварель, гуашь, карандаши. 287

16-17тема. 287

Выразительные возможности натюрморта. 287

Обобщение знаний учащихся о предметном мире в изобразительном искусстве и выражении переживаний и мыслей художника. Натюрморты И. Хруцкого и М. Сарьяна. 287

Домашнее задание: реферат на тему «Натюрморт в творчестве художника… (по выбору) 287

III четверть. - 10 часов. 287

Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве. 287

18 тема. 287

Образ человека — главная тема в искусстве. 287

Портрет - образ реального человека. Смысл портрета — в интересе к его личности, наделенной индивидуальными качествами. Раскрывая образ человека, художник говорит и о себе. Человек и время. Идеал эпохи. Римский портрет, портрет эпохи Возрождения, портреты 18-го — 19-го веков 287

19 тема. 287

Конструкция головы человека и ее основные пропорции. 287

Изображение головы человека в ракурсе. Голова человека как конструкция. Положение линии глаз, носа и подбородка. Что такое пропорция. «Канон» Поликлета. 288

Задание : создать портрет в технике аппликации. 288

Материал: цветная бумага, клей, ножницы. 288

20 тема. 288

Изображение головы человека в пространстве. 288

Значение светотени в передаче образа. А. Дюрер — рисунки из трактата «О перспективе и пропорции». П.-П. Рубенс — Штудия голов в разных ракурсах. 288

21-я тема. 288

Портрет в скульптуре. 288

Скульптура монументальная и камерная. Значение материала. Из которого сделана скульптура . В создании образа. М. Аникушин, А. Голубкина, Е. Белашева. 288

Задание: сделать скульптурный портрет литературного героя. 288

Материал: пластилин. 288

21-я тема. 288

Графический портретный рисунок. 288

Особенности графического портретного рисунка. Условность и лаконичность графического языка. Работы В. Фаворского, Рембрандта, А. Дюрера. 289

Задание: создать портрет-зарисовку 289

Материал: тушь Черная гелевая ручка, бумага. 289

22-я тема. 289

Сатирические образы человека. 289

Что такое карикатура. Приемы художественного преувеличения. Традиции сатирического рисунка. Сатирические рисунки Леонардо да Винчи, О. Домье, Пю ПикассоХ. Битструпа 289

Задание: нарисовать в нескольких рисунках юмористический рассказ. 289

Материал: бумага, карандаши, гелевая ручка, тушь. 289

23-я тема. 289

Образные возможности освещения в портрете. 289

Значение света в создании образа. Свет искусственный и естественный. Рембрандт - «Христос в Эмманусе», Ге - «Что есть истина?» 289

Задание: сделать два портретных изображения — по свету и против света. 289

Материал: гуашь бумага кисти. 289

24-я тема. 290

Роль цвета в портрете. 290

Роль цвета в создании настроения. Портреты В. Серова, О, Ренуара, В. Борисова- Мусатова, М. Врубеля. 290

Задание : создать портрет. 290

Материалы: акварельные краски, пастель, восковые мелки. 290

25-я тема. 290

Великие портретисты прошлого. 290

Портреты в творчестве Рафаэля, Леонардо да Винчи, П.-П. Рубенса, Рембрандта, И. Репина, И. Крамского 290

Задание: создать живописный портрет. 290

Материал: Акварель, гуашь. 290

26 тема. 290

Портрет в изобразительном искусстве 20-го века. 290

Новые средства выразительности художников 20-го века Портреты С. Дали, А. Матиссв, Модильяни, К.Петрова-Водкина, З. Серебряковой. 290

Задание: ответить на вопросы викторины. 290

IV – я четверть- 8 часов. 290

Человек и пространство. Пейзаж. 291

27 тема. 291

Жанры в изобразительном искусстве. 291

Виды и жанры. Жанры — портрет, пейзаж, натюрморт, анималистический жанр, исторический и бытовой жанры. Что такое жанр. Характерные скульптурные жанры. 291

Задание : составить рассказ по одной из предложенных картин. 291

28 тема 291

Изображение пространства 291

Изображение пространства в Древнем Египте. Изображение пространства в римских росписях, в иконе, в эпоху Возрождения. 291

Задание: изготовить «сетку Альберти», провести исследовательскую работу с использованием этой рамки. 291

29 тема. 291

Правила построения перспективы. Воздушная перспектива. 291

Что такое перспектива.. Основные правила перспективы. Линия горизонта. Точка схода. Понятие воздушной перспективы. 292

Задание: выполнить рисунок на тему «Линейная перспектива» и на тему «Воздушная перспектива». 292

Материал» уголь, гуашь бумага. 292

30 тема 292

Пейзаж — большой мир. Пейзаж настроения. 292

Пейзаж в Древнем Китае. Первые пейзажи в европейской живописи.Романтические пейзажи И. Айвазовского. 292

Задание :нарисовать дорогу или путь реки, уходящие вдаль. 292

Материал:тушь, гелевая ручка , акварель. 292

31-я тема 292

Пейзаж в русской живописи и западно-европейской живописи. 292

Пейзажи импрессионистов. Особенности пейзажей импрессионистов.К. Моне, П. Синьяк, А. Сислей, В. Ван Гог, П. Сезанн. 292

А. Венецианов, Ф. Васильев, А. Саврасов, И. Шишкин, И. Левитан. 292

Задание: передать утреннее или вечернее состояние природы. 292

Материал : акварель., гуашь 292

32-я тема 292

Пейзаж в графике. 292

Зарисовки и наброски.И. Левитан, В. Ван Гог, В. Фаворский. 293

Задание:Выполнить графическую работу «Весенний пейзаж». 293

Материалы — соус, тушь, гуашь акварель. 293

33-я тема 293

Городской пейзаж 293

Понятие — городской пейзаж.Городские пейзажи Ф. Алексеева, В. Фаворского. 293

Задание: создать городской пейзаж в технике аппликации. 293

Материалы: цветная бумага, клей, тушь. 293

34-я тема. 293

Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл. 293

Художественное произведение — это всегда диалог между художником и зрителем. Значение искусства в жизни человека. 293

293

293

2.2.2.13. Музыка 293

Содержание тем учебного курса. 5 класс. 293

Содержание тем учебного курса. 6 класс. 295

2.2.2.14. Технология 296

Содержание тем учебного курса. 5 класс. 296

Содержание тем учебного курса. 5 класс. 304

Содержание тем учебного курса. 6 класс. 306

2.2.2.15. Физическая культура 309

Содержание тем учебного курса. 5 класс. 309

Теоретический раздел 309

(информационный компонент физкультурно-оздоровительной 309

и спортивно-оздоровительной направленности) 309

Физическая культура и спорт в формировании здорового образа жизни. Характеристика видов дыхания (брюшное, грудное, смешанное). Значение питания для жизнедеятельности организма человека. Предупреждение простудных заболеваний в разное время года, при различной температуре и влажности воздуха. Планирование двигательного режима на один день. 309

Олимпийские чемпионы, проживающие в городе, районе, области, стране. Историческая справка об одном из видов плавания, включённых в Олимпийские игры. Организация тренировочной и игровой деятельности с группой одноклассников до 5—7 человек (упражнения на развитие гибкости и других физических качеств, народные игры). Самоконтроль в процессе занятий физическими упражнениями, направленный на определение уровня двигательной подготовленности с учётом индивидуальных особенностей и состояния здоровья. Правила безопасности при выполнении физических упражнений. Требования к внешнему виду, одежде и обуви во время занятий. 309

Практический раздел 309

(формирование потребности в творческом использовании средств 309

физической культуры для организации и ведения здорового образа жизни) 309

Методико-практические занятия предусматривают овладение учащимися умениями осознанного выполнения физических упражнений, направленных на развитие физических качеств, в ходе тренировочной и игровой деятельности с учётом состояния их здоровья и возможностей. 310

При проведении методико-практических занятий целесообразно придерживаться следующей схемы: учитель заблаговременно даёт учащимся задание для обдумывания и высказывания собственных суждений на занятии; во время занятия учитель напоминает методы деятельности, а при необходимости и объясняет их; учащиеся практически под наблюдением учителя воспроизводят соответствующие приёмы и способы действий; под руководством учителя проводятся обсуждение и занятия, в ходе которых вырабатываются индивидуальные рекомендации по практическому применению способов и приёмов, 310

укрепляющих здоровье и содействующих общему развитию. 310

^ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНАЯ ЧАСТЬ 310

(физическая культура для практического применения приобретённых знаний и умений в повседневной жизни) 310

Лёгкая атлетика 310

Содержание тем учебного курса. 6 класс. 313

2.3. Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования 316

2.3.3 Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации обучающихся. Планируемые результаты, основное содержание, виды деятельности и формы занятий с обучающимися по каждому из направлений. 323

2.3.7. Организация работы по формированию экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни 356

План работы ЦО № 1239 по формированию экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни. 359

359

2.3.9. Мониторинг эффективности реализации образовательным учреждением Программы воспитания и социализации обучающихся 367

2.3.10. Методологический инструментарий мониторинга воспитания и социализации обучающихся 369

2.4. Программа коррекционной работы 371

Направления работы 374

Характеристика содержания 375

3.1. Учебный план основного общего образования 384

3.2. Система условий реализации основной образовательной программы 386

3.2.2. Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования 398

3.2.3. Финансовое обеспечение реализации основной образовательной программы основного общего образования 400

3.2.4. Материально-технические условия реализации основной образовательной программы 404

3.2.5. Информационно-методические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования 409

Приложение 1 425

Приложение 2 448

Приложение 3. 461

Приложение 4 480


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   31

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка 22 Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования 40 2 Общие положения 40 iconПояснительная записка планируемые результаты освоения обучающимися...
Планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ

Пояснительная записка 22 Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования 40 2 Общие положения 40 iconПояснительная записка. 4 Планируемые результаты освоения обучающимися...
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования 13

Пояснительная записка 22 Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования 40 2 Общие положения 40 iconПояснительная записка 5 Планируемые результаты освоения обучающимися...
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования 9

Пояснительная записка 22 Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования 40 2 Общие положения 40 iconПояснительная записка. 1 Цели и задачи реализации основной образовательной...
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования

Пояснительная записка 22 Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования 40 2 Общие положения 40 iconПояснительная записка. 1 Планируемые результаты освоения обучающимися...
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования 88

Пояснительная записка 22 Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования 40 2 Общие положения 40 iconПояснительная записка
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования

Пояснительная записка 22 Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования 40 2 Общие положения 40 iconПояснительная записка 3 Возрастные этапы ступени основного общего...
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования 99

Пояснительная записка 22 Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования 40 2 Общие положения 40 iconПояснительная записка ооп основного общего образования 3 2 Особенности...
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы. 10

Пояснительная записка 22 Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования 40 2 Общие положения 40 iconПояснительная записка стр. 4 1 Цели и задачи реализации основной...
Цели и задачи реализации основной образовательной программы основного общего образования

Пояснительная записка 22 Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования 40 2 Общие положения 40 iconПояснительная записка 3-6
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования


авто-помощь


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
auto-ally.ru
<..на главную