Морская арбитражная комиссия при торгово-промышленной палате российской федерации






НазваниеМорская арбитражная комиссия при торгово-промышленной палате российской федерации
страница1/41
Дата публикации09.02.2019
Размер5.84 Mb.
ТипДокументы
auto-ally.ru > Право > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   41
ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННАЯ ПАЛАТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МОРСКАЯ АРБИТРАЖНАЯ КОМИССИЯ ПРИ

ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННОЙ ПАЛАТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИЗ ПРАКТИКИ МОРСКОЙ АРБИТРАЖНОЙ КОМИССИИ

ПРИ ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННОЙ ПАЛАТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1987 - 2005 ГОДЫ
Под редакцией

С.Н. ЛЕБЕДЕВА, А.И. ЛОБОДЫ, Д.Б. ФИЛИМОНОВА
Авторы-составители:
И.И. Баринова - раздел "Спасание судов и другого имущества" (1987 - 1999 гг.);

О.В. Кулистикова - раздел "Морская перевозка грузов" (1987 - 1999 гг.), кроме дел N 21/1986, 46/1992, 60/1996, 13/1998, 26/1998;

А.И. Лобода - раздел "Морское страхование" (1987 - 1999 гг.), столкновение морских судов, все категории дел за 2000 г., кроме дела N 40/1999, за 2001 г., кроме дела N 12/2001, и за 2005 г., а также дела N 46/1992, 26/1998, 2/2003, указатели;

А.И. Муранов - разделы "Буксировка", "Морское агентирование и морское посредничество", кроме дела N 23/1994, "Купля-продажа морских судов", "Ремонт морских судов", "Прочие дела" (1987 - 1999 гг.), кроме дела N 48/1993, а также дело N 60/1996;

М.Ю. Соколов - раздел "Возмещение убытков от столкновения судов" (1987 - 1999 гг.);

Д.Б. Филимонов - разделы "Фрахтование судов на время (тайм-чартер)", "Фрахтование судов без экипажа (бербоут-чартер)" (1987 - 1999 гг.), практика МАК по всем категориям дел за 2002 - 2005 гг., кроме дела N 2/2003, а также дела N 21/1986, 48/1993, 23/1994, 13/1998.
Используемые сокращения
Англ. ф. ст. - английский фунт стерлингов.

БИМКО - Балтийская и Международная морская конференция.

ВС - Верховный Совет.

Гааго-Висбийские правила - правила, составляющие Международную конвенцию 1924 г. об унификации некоторых правил о коносаменте (Брюссель, 25 августа 1924 г.), с изменениями, внесенными Протоколом об изменении Международной конвенции об унификации некоторых правил о коносаменте, подписанной в Брюсселе 25 августа 1924 г. (Брюссель, 23 февраля 1968 г.).

Гаагские правила - правила, составляющие Международную конвенцию 1924 г. об унификации некоторых правил о коносаменте (Брюссель, 25 августа 1924 г.).

ГК - Гражданский кодекс Российской Федерации.

ГП - государственное предприятие.

ГПК - Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации.

дол. - доллар.

Европейская конвенция о внешнеторговом арбитраже 1961 г., Конвенция 1961 г. - Европейская конвенция о внешнеторговом арбитраже (Женева, 21 апреля 1961 г.).

ИМО - Международная морская организация.

ИЧП - индивидуальное частное предприятие.

Конвенция о столкновениях, Конвенция о столкновениях 1910 г., Брюссельская конвенция 1910 г. - Международная конвенция для объединения некоторых правил относительно столкновения судов (Брюссель, 23 сентября 1910 г.).

Коп. - копейка.

КТМ РФ - Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации 1999 г.

КТМ СССР, КТМ Союза ССР - Кодекс торгового мореплавания СССР 1968 г.

МАК - Морская арбитражная комиссия.

МКАС при ТПП РФ - Международный коммерческий арбитражный суд при ТПП РФ.

Московская конвенция 1972 г. - Конвенция о разрешении арбитражным путем гражданско-правовых споров, вытекающих из отношений экономического и научно-технического сотрудничества (Москва, 1972 г.).

МП - муниципальное предприятие.

МППСС 1972 г. - Международные правила предупреждения столкновений судов в море 1972 г. - Конвенция о международных правилах предупреждения столкновений судов в море (Лондон, 20 октября 1972 г.).

МТП - Международная торговая палата.

Нью-Йоркская конвенция об арбитраже 1958 г., Нью-Йоркская конвенция 1958 г. - Конвенция о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений (Нью-Йорк, 29 декабря 1958 г.).

ОГЗ 1961 г. - Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик от 8 декабря 1961 г.

ОГЗ 1991 г. - Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик от 31 мая 1991 г.

Положение о МАК - Положение о Морской арбитражной комиссии.

Положение о МАК 1980 г. - Положение о Морской арбитражной комиссии при Торгово-промышленной палате СССР, утвержденное Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 октября 1980 г. N 3062-10.

Положение о МАК 1993 г. - Положение о Морской арбитражной комиссии, Приложение 2 к Закону РФ от 7 июля 1993 г. N 5338-1 "О международном коммерческом арбитраже".

Правила производства дел в МАК - Правила производства дел в Морской арбитражной комиссии при Торгово-промышленной палате СССР (утверждены Постановлением Президиума Торгово-промышленной палаты СССР от 13 января 1982 г.).

ПРАС 90 - Положение о порядке классификации, расследования и учета аварийных случаев с судами, утвержденное Приказом министра Морского флота СССР от 29 декабря 1989 г. N 118.

Регистр, Регистр судоходства - Российский морской регистр судоходства, ранее - Регистр Союза ССР.

Регламент МАК, Регламент - Регламент Морской арбитражной комиссии при Торгово-промышленной палате РФ (утвержден Приказом ТПП РФ от 21 декабря 2006 г. N 93).

Руб. - рубль.

С/с - спасательное судно.

СП - совместное предприятие.

Т - тонна.

Т/х - теплоход.

Тб/х - турбоход.

Типовой закон ЮНСИТРАЛ - Типовой закон ЮНСИТРАЛ о международном торговом арбитраже (Комиссия Организации Объединенных Наций по праву международной торговли, 21 июня 1985 г.; Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 11 декабря 1985 г. N 40/72).

ТПП - Торгово-промышленная палата.

УК - Уголовный кодекс Российской Федерации.

ЦБ - Центральный банк Российской Федерации.

ЮНКТАД - Конференция ООН по торговле и развитию.

ЮНСИТРАЛ - Комиссия ООН по праву международной торговли.
Предисловие
В настоящий сборник включены решения и определения Морской арбитражной комиссии при Торгово-промышленной палате Российской Федерации за период с 1987 по 2005 г. Из огромного массива накопленной за этот период практики мы постарались выбрать те дела, в ходе разбирательства которых были подняты вопросы, имеющие наибольшее значение с точки зрения теории и практики морского права и торгового мореплавания.

В том, что касается применимого российского права, сборник объединяет материалы, основывающиеся как на прежде действовавшем Кодексе торгового мореплавания СССР 1968 г., так и на новом Кодексе торгового мореплавания РФ 1999 г. Представляется, что с принятием нового КТМ накопленная МАК практика применения норм прежнего Кодекса не утратила своего значения. Оба Кодекса, и старый и новый, построены на сходных правовых принципах и учитывают регулирование, установленное в области частного морского права международными договорами.

МАК, созданная на основании закона в 1930 г., является первым постоянно действующим третейским судом в нашей стране и одним из старейших морских арбитражей в мире. Ее образование и развитие диктовались потребностями торгового мореплавания и внешней торговли, в осуществлении которой важнейшая роль принадлежит морскому транспорту. Учреждена она была при торговой палате, призванной в рамках содействия торговле создавать условия для использования арбитража. За время существования МАК менялись правила, касающиеся ее организации и деятельности, в том числе в части расширения круга споров, могущих передаваться на ее рассмотрение. В настоящее время ее статус определяется Положением о МАК при ТПП РФ, являющимся приложением к Закону РФ от 7 июля 1993 г. "О международном коммерческом арбитраже". Российский Закон, разработанный на базе типового закона, подготовленного Комиссией ООН по праву международной торговли, отвечает мировым стандартам в части регулирования арбитража как внесудебного, частноправового метода разрешения споров, используемого по договоренности между предпринимателями и иными участниками гражданского оборота из разных стран. В своей деятельности Комиссия ранее руководствовалась Правилами производства дел в МАК. С 1 января 2007 г. вступил в силу Регламент МАК, утвержденный Приказом ТПП от 21 декабря 2006 г. Порядок производства дел в Комиссии охватывает в сжатой форме основные фазы арбитражного разбирательства: назначение арбитров, предъявление иска и отзыва на него, слушание дела и вынесение решения.

Комиссия является специализированным арбитражем по морским делам, в который стороны в соответствии с Положением о МАК вправе ныне предъявить гражданско-правовые споры, связанные с торговым мореплаванием. Наряду с традиционными спорами из отношений из морской перевозки грузов, фрахтования судов, морского страхования, спасания на море, рыболовства, столкновений судов предметом разбирательства в МАК являются все чаще споры, вытекающие из брокерских и агентских соглашений, продажи и ремонта судов, отношений между учредителями совместных предприятий, осуществления морских промыслов и многообразных иных отношений, которые в рыночных условиях могут возникать в сфере торгового мореходства. Заметное место в практике МАК занимают споры с участием речных пароходств, которые осуществляют смешанные перевозки. Среди нескольких поколений арбитров МАК - видные отечественные ученые, юристы-практики, капитаны дальнего плавания и экономисты. Согласно Регламенту МАК стороны могут избирать арбитрами также лиц, не состоящих в списке членов МАК, из числа как посетителей, так и иностранных граждан.

Участниками споров выступают судовладельцы и страховые компании, экспортно-импортные фирмы и другие пользователи транспортных услуг, порты и ремонтные предприятия, иные организации, имеющие отношение к торговому мореплаванию. Положения Закона от 7 июня 1993 г. и Регламента МАК применяются независимо от того, являются ли сторонами спорных отношений субъекты российского или иностранного либо только российского или только иностранного права.

В общей сложности Комиссией было рассмотрено более 4000 дел, истцами и ответчиками в которых выступали лица из более чем 70 стран.

Качеством рассмотрения дел и объективностью выносимых решений МАК завоевала авторитет как в России, так за рубежом.

В практике Комиссии получили толкование многие нормы отечественного законодательства; типовых проформ, условий и оговорок, применимых в практике торгового мореплавания.

В подборе материалов и реферировании решений, включенных в настоящий сборник, приняли участие следующие авторы:

Баринова И.И. (раздел "Спасание судов и другого имущества" за период с 1988 по 1999 г.);

Кулистикова О.В. (раздел "Морская перевозка грузов" за период с 1987 по 1999 г., кроме дел N 21/1986, 46/1992, 60/1996, 13/1998, 26/1998);

Лобода А.И. (раздел "Морское страхование" за период с 1987 по 1996 г., столкновение морских судов, все категории дел за 2000 г. <1> (кроме дела N 40/1999), 2001 г. (кроме дела N 12/2001) и 2005 г., а также дела N 46/1992, 26/1998, 2/2003), алфавитно-предметный указатель; указатель нормативных актов и проформ документов, на которые имеются ссылки в решениях МАК;

--------------------------------

<1> В практике МАК и в настоящем сборнике принята систематизация дел по годам, основывающаяся на дате окончательного разрешения арбитрами дела.
Муранов А.И. (разделы "Буксировка", "Морское агентирование и морское посредничество" (кроме дела N 23/1994), "Купля-продажа морских судов", "Ремонт морских судов", "Прочие дела" за период с 1987 по 1999 г. (кроме дела N 48/1993), а также дело N 60/1996);

Соколов М.Ю. (раздел "Возмещение убытков от столкновения судов" за период с 1989 по 1996 г.);

Филимонов Д.Б. (разделы "Фрахтование судов на время (тайм-чартер)", "Фрахтование судов без экипажа (бербоут-чартер)" за 1999 г., практика МАК по всем категориям дел за 2002 - 2005 гг. (кроме дела N 2/2003), а также дела N 21/1986, 48/1993, 23/1994, 13/1998).

Надеюсь, настоящий сборник будет полезен всем, кто интересуется проблемами частного морского права, гражданского права международного коммерческого арбитража.
Председатель Морской арбитражной комиссии

при Торгово-промышленной палате РФ, профессор

С.Н.Лебедев
^ 1. СПАСАНИЕ СУДОВ И ДРУГОГО ИМУЩЕСТВА
1.1. Решение от 7 апреля 1988 г. по иску Советского Дунайского пароходства, Измаил, СССР, к фирме "Петер Дайльманн Реедерай", Нойштадт-ин-Хольштайн, ФРГ (дело N 77/1986).
Состав арбитража вправе выносить решение о своей компетенции по делу ("компетенция компетенции" арбитров).

Сама по себе недействительность договора о спасании автоматически не влечет за собой недействительность соглашения о разбирательстве споров в МАК, включенного в качестве арбитражной оговорки в договор о спасании (концепция "автономности" арбитражной оговорки).

Спор, возникающий из спасания судна внутреннего плавания другим судном внутреннего плавания на международных реках, входит в предметную компетенцию МАК.

Спасатель не утрачивает право на получение справедливого вознаграждения в связи с отказом от его услуг и привлечением другого спасателя для завершения операции. Владелец спасенного судна не освобождается от обязательств по оплате тех результативных услуг, которые были уже оказаны спасателем до привлечения другого спасателя.
Обстоятельства дела
Пассажирский т/х "Дунайская принцесса", следовавший из Корненбурга в Линц для ремонта, 9 ноября 1984 г. получил пробоину от удара о подводные камни, в результате чего его машинное отделение оказалось затопленным водой. В течение нескольких минут его двигатели отключились, и теплоход сел на мель, изобилующую каменными глыбами и валунами. Попытки двух буксиров, югославского "Люботен" и венгерского "Инота", стянуть его с мели оказались неэффективными из-за малой мощности их двигателей даже после того, как австрийским речным инспекторам удалось путем использования помп снизить уровень воды в машинном отделении теплохода. В связи с этим капитан т/х "Дунайская принцесса" обратился за помощью к т/х "Ульяновск", который, заведя буксир на корму теплохода, стянул его с мели и вывел на безопасную глубину. После этого началась буксировка т/х "Дунайская принцесса": т/х "Ульяновск" толкал теплоход в кормовую часть, "Инота" являлся головным буксиром, речные инспектора продолжали откачку воды, буксир "Люботен" сопровождал караван. 11 ноября во время буксировки произошло новое соприкосновение т/х "Дунайская принцесса" с подводными каменными глыбами, вследствие чего в рулевом отсеке теплохода образовалась водотечность. По просьбе его капитана т/х "Ульяновск" вновь ошвартовался к борту теплохода и сумел после нескольких попыток обеспечить его плавучесть. Для откачки воды из рулевого отсека теплохода использовались помпы т/х "Дунайская принцесса", работа которых обеспечивалась путем подачи т/х "Ульяновск" электроэнергии на его борт. 13 ноября представителем судовладельца и капитаном т/х "Дунайская принцесса" было принято решение привлечь для участия в операции фирму "Гебрудер Ф. Бранднер", специализирующуюся на гидротехнических работах и обладающую специальным техническим оборудованием, так как речные инспектора не смогли обеспечить подъем теплохода на уровень 1,8 м над грунтом, что являлось условием получения разрешения властей на продолжение буксировки. 14 ноября капитан теплохода известил капитанов т/х "Ульяновск" и буксира "Люботен" о том, что он не нуждается больше в их услугах. Три буксира фирмы "Гебрудер Ф. Бранднер" произвели необходимые работы по откачке воды, подъем теплохода с грунта и доведение уровня его осадки до 1,8 м. 16 ноября по получении соответствующего разрешения буксиры приступили к буксировке и 17 ноября доставили т/х "Дунайская принцесса" в Линц.

В 1985 г. фирма "Петер Дайльманн Реедерай" - владелец т/х "Дунайская принцесса" - уплатила Советскому Дунайскому пароходству за услуги т/х "Ульяновск" 25259,86 марки ФРГ. 10 ноября 1986 г. Советское Дунайское пароходство предъявило иск в МАК к указанной фирме о взыскании вознаграждения за спасение т/х "Дунайская принцесса" в сумме 600000 марок ФРГ. Ответчик иска не признал. Его представители - адвокаты английской адвокатской фирмы "Вильям А. Крамп и сын" в возражениях на иск от 17 августа 1987 г. и в заседании МАК заявляли, что:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   41

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Морская арбитражная комиссия при торгово-промышленной палате российской федерации iconСписок предприятий, участвующих в мини-выставке автокомпонентов в...
Олег Алексеевич, заместитель директора направления автоэлектроники и контрактного производства

Морская арбитражная комиссия при торгово-промышленной палате российской федерации iconОтдел по связям с общественностью сзту
Однако задача таможни не в том, чтобы любой ценой собирать деньги в казну, считают в Торгово-промышленной палате России, которую...

Морская арбитражная комиссия при торгово-промышленной палате российской федерации iconМинистерство экономического развития российской федерации
Правительства Российской Федерации от 29 марта 2005 г n 166 "О внесении изменений в Таможенный тариф Российской Федерации в отношении...

Морская арбитражная комиссия при торгово-промышленной палате российской федерации iconТехническое задание на техническое обслуживание и ремонт торгово-технологического...
Перечень работ, проводимых по техническому обслуживанию и ремонту торгово-технологического оборудования

Морская арбитражная комиссия при торгово-промышленной палате российской федерации iconКомиссия таможенного союза решение
В соответствии со статьей 13 Соглашения о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике...

Морская арбитражная комиссия при торгово-промышленной палате российской федерации iconКомиссия таможенного союза решение
В соответствии со статьей 13 Соглашения о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Казахстан, Республике...

Морская арбитражная комиссия при торгово-промышленной палате российской федерации iconКомиссия таможенного союза решение
В соответствии со статьей 13 Соглашения о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике...

Морская арбитражная комиссия при торгово-промышленной палате российской федерации iconКомиссия таможенного союза решение
В соответствии со статьей 13 Соглашения о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике...

Морская арбитражная комиссия при торгово-промышленной палате российской федерации iconКомиссия таможенного союза решение
В соответствии со статьей 13 Соглашения о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике...

Морская арбитражная комиссия при торгово-промышленной палате российской федерации iconКомиссия таможенного союза решение
В соответствии со статьей 13 Соглашения о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике...


авто-помощь


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
auto-ally.ru
<..на главную