Исполнение государственного оборонного заказа России в 2015 году






Скачать 379.47 Kb.
НазваниеИсполнение государственного оборонного заказа России в 2015 году
страница1/4
Дата публикации09.02.2019
Размер379.47 Kb.
ТипДокументы
auto-ally.ru > Право > Документы
  1   2   3   4
Исполнение государственного оборонного заказа России в 2015 году
Андрей Фролов
Определение
В этой статье под Государственным оборонным заказом (ГОЗ) мы понимаем общую сумму расходов федерального бюджета Российской Федерации на ремонт и модернизацию имеющихся вооружений и военной техники (ВВТ), на закупку новых ВВТ, а также на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР) только в интересах Министерства обороны (МО) России. ГОЗ по линии МВД, ФСБ, Росатома и других силовых структур не учитывается.
^ Общая ситуация
В течение 2015 г. система ГОЗ Министерства обороны подверглась значительной трансформации. Отметим наиболее важные перемены. Так, еще в конце 2014 г. МО сформировало департамент государственных закупок, который с 2015 г. взял на себя все функции ликвидированного в 2015 г. Федерального агентства по поставкам вооружений, военной и специальной техники (Рособоронпоставка)1. Таким образом, был осуществлен возврат к схеме, действовавшей до создания агентства в 2007 г.
Расширились и функции Федеральной службы по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) в части ГОЗ. В течение 2015 г. была создана межведомственная система контроля, в соответствии с которой Росфинмониторинг, Федеральная антимонопольная служба, Министерство обороны, Центральный банк России теперь имеют доступ к бухгалтерии предприятий, задействованных в кооперации по производству вооружений, необходимый для отслеживания выделенных Министерству обороны средств2. Причем в структуре Национального центра управления обороной при Министерстве обороны России был создан департамент мониторинга, который позволит аккумулировать всю банковскую информацию по ГОЗ и осуществлять необходимый мониторинг ситуации с его исполнением3.
Кроме того, в соответствии с новыми поправками в Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе», исполнители ГОЗ должны открыть специальные счета в уполномоченных банках, которых стало девять. Эти банки имеют уставной капитал не менее 100 млрд руб. и долю государства не менее 50% («Сбербанк», ВТБ, «Россельхозбанк», ВТБ24, «Газпромбанк», «Российский капитал», банк «Россия», Новикомбанк и ВЭБ)4. Впрочем, по решению президента и правительства России в этот перечень может быть включен какой-либо другой банк, хотя, как признавали сами официальные лица, на конец 2015 г. из 700 российских банков только девять и могли сопровождать контракты в сфере ГОЗ, причем даже они не всегда могли справиться с этой задачей5. Предложение расширить число уполномоченных банков до 50 было заблокировано Министерством обороны.
Согласно поправкам, со специального счета нельзя направлять средства на цели, не предусмотренные контрактом. Кроме того была внедрена система идентификационного номера для каждого контракта, что позволяет отслеживать его реализацию, причем номер присваивается Министерством обороны6. Поправками стали запрещены те операции, которые не идут на прямое выполнение ГОЗ. Это приобретение ценных бумаг, драгоценных металлов в слитках, выплата авансов по процентам и ряд других7.
Продолжилась работа по повышению оперативности обмена информацией между различными органами исполнительной власти, банками и предприятиями, связанной с исполнением государственных контрактов.
Одновременно предпринимались усилия для повышения контроля и над ценообразованием – в мае правительство России утвердило порядок определения начальной (максимальной) цены государственного контракта при закупках товаров, работ, услуг по государственному оборонному заказу. Отныне при закупках продукции, на которую распространяется государственное регулирование цен, цена соответствующего госконтракта определяется исходя из прогнозных цен на продукцию, которые учитывались при формировании и утверждении ГОЗ, а в отношении продукции, поставляемой единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), до заключения государственного контракта проводится регистрация цен на такую продукцию8.
Продолжалось восстановление функций военной приемки – в 2015 г. полномочия представителей военной приемки были расширены. С 2015 г. предприятия начали отчитываться перед ней о своих затратах, а военпреды получили право выносить заключение об оправданности цены контракта9. Кроме участия в контроле цен военпреды стали проверять ход сервисного обслуживания, ремонта и модернизации существующей, а также испытаний перспективной техники.
Министерство обороны продолжало «наводить порядок» в сфере исполнителей ГОЗ – предприятий ОПК. В 2015 г. были установлены дополнительные требования к участникам ГОЗ. Потенциальный поставщик должен будет подтвердить наличие необходимых финансовых ресурсов, производственных мощностей, опыта работы в данном направлении, а также квалифицированных кадров и положительной деловой репутации. Были выделены 34 группы продукции, на которые будут распространяться дополнительные требования. Это, в частности, вооружение, военная техника и комплектующие, боеприпасы, ракеты, обмундирование и расходные материалы10.
Хотя власти на разных уровнях в течение всего года заявляли о том, что ГОЗ сокращаться не будет, уже в его начале допускалось, что выполнение некоторых программ придется отложить из-за «внешних причин»11. Под ними, в частности, понималось импортозамещение комплектующих, производимых на Украине и тех странах, которые ввели санкции против России в 2014 г. Их доля в начале 2015 г. в среднем оценивалась в 10%, хотя по некоторым достигала 15-20%12. Также делались заявления и о «корректировке» ГОЗ в соответствии с экономической обстановкой и ситуацией с размещением контрактов, причем она была запланирована на середину года13.
Удалось сохранить и тенденцию на стабилизацию уровня качества. По данным Министерства обороны, в 2013-2015 гг. фиксировалось порядка 14 рекламаций на 100 единиц продукции, то есть это показатель оставался на стабильном уровне.
^ Динамика и структура гособоронзаказа
Расходы по разделу федерального бюджета «Национальная оборона» в 2015 г. после корректировок составили 3,116 трлн руб., что составило практически 30% рост по сравнению с показателями 2014 г.14 Общая сумма ГОЗ планово должна была превысить показатели 2014 г. на 20%, то есть достичь 2 трлн руб. или 61% от общего военного бюджета15. Практически тот же показатель (доля ГОЗ в объеме 62% от всего военного бюджета) была подтверждена заместителем министра обороны Татьяной Шевцовой в марте 2015 г.16 Впрочем, та же Татьяна Шевцова уже в 2016 г. заявляла о доле ГОЗ в бюджете МО в размере 55%, что дает общую сумму в 1,741 трлн руб.17 Практически тот же показатель был озвучен и заместителем председателя комитета Госдумы России по обороне Павлом Дорохиным, по словам которого ГОЗ-2015 составил 1,8 трлн руб.18 разница в цифрах может быть вызвана тем, что, как представляется, в середине 2015 г. явочным порядком могли быть утверждены новые показатели ГОЗ, откорректированные в меньшую сторону, что отражало реальное положение дел в этой области.
Традиционно даже общая структура ГОЗ оставалось закрытой. Известно лишь, что на НИОКР планировалось потратить 252,4 млрд руб. или 14%19 Доля ремонта и модернизации, вероятно, составила средний в последние годы показатель в 20%, соответственно, 64% пришлось на новые закупки.
В отличие от прошлых лет, намного сложнее стало оценить долю государственных гарантий в ГОЗ. Известно лишь о выделении 8,33 млрд руб. для шести различных предприятий ОПК (в основном, авиационных), и 16 млрд руб. АО «НПК «Уралвагонзавод». Причем в этой связи следует отметить, что в 2015 г. несколько упростился порядок предоставления госгарантий20.
^ Схема 1. Государственный оборонный заказ РФ в 2011–2015 гг., млрд руб. в текущих ценах

Источники: Юрий Борисов: «В структуре гособоронзаказа свыше 65% выделено на серийные закупки новых образцов» // Национальная оборона, 2015, №2; данные СМИ; расчеты автора.
^ Контрактация ГОЗ
Как и в 2013-2014 гг. процент размещения ГОЗ превысил 90%. Так, на начало сентября ГОЗ по линии Министерства обороны был размещен на 94,3%21.
^ Ценообразование и исполнение ГОЗ-2015
В 2015 г. продолжилась практика авансирования предприятий ОПК, хотя и с некоторыми изменениями. Министерство обороны в 2015 г. отошло от практики 100% авансирования, вместо которой стал применяться принцип авансирования приоритетных образцов вооружений в объеме 80%, а всех остальных – в размере 50%22. Одной из целей этого было добиться снижения уровня просроченной дебиторской задолженности, которая в отдельные периода 2015 г. достигала 220 млрд руб. и ее уровень планировалось сократить до 80 млрд руб. до конца года23. Впрочем, сделать этого не удалось, и она составила 108,7 млрд руб.24
К концу февраля в рамках авансирования заданий ГОЗ было выплачено почти 1 трлн руб. или 50% от годового объема25. Однако, как представляется, финансирование было неравномерным по регионам - к примеру, на тот же период предприятия Сибирского федерального округа получили порядка 40% от годового объема, и этот показатель должен был весной быть доведен до 80%26. Нельзя исключать, что эта диспропорция была связана с концентрацией в том или ином федеральном округе головных предприятий производственной цепочки, которые и получали средства в первую очередь. Тем не менее, согласно официальным заявлениям Министерства обороны, к середине апреля все авансы были выплачены27. Впрочем, эти показатели могли меняться – так, для «должников» по исполнению ГОЗ стали применяться меры воздействия – например, снижение до 10% авансирования на последующие работы28. Как бы то ни было, в течение года процент авансирования контрактов неуклонно рос и к сентябрю достиг 74% от плановых значений по году29.
По итогам года исполнение ГОЗ составило 97,3% по поставленной продукции30. Известно, что МО не получило в установленные сроки 15 самолетов, восемь кораблей и судов, 17 единиц средств связи и автоматизированных систем управления, три ракеты-носителя «Рокот» и один разгонный блок «Бриз», 253 ракеты различного назначения, 240 единиц бронетанкового вооружения и техники31.
^ Проблемные вопросы
Остается неясным, как в 2015 г. был решен вопрос с курсовыми разницами при изготовлении военной техники. Об этой проблеме заявлялось еще в конце 2014 г., причем в 2015 г. Министерство обороны планировало обратиться правительство компенсировать курсовые потери в рамках ГОЗ, так как в противном случае не исключалось сокращение объема заказа32. Общая сумма убытков в связи с этим оценивалась в 195 млрд руб. или почти 10% от объема ГОЗ33. Правительство России планировало компенсировать эту разницу в своем антикризисном плане, разработанным в начале 2015 г., но и практических шагах публично не сообщалось34
Серьезным вызовом стал рост цен. Одним из вариантов по борьбе с ним в сфере ГОЗ было обращение к Федеральному агентству по государственным резервам (Росрезерв) в части поставки необходимых материалов, а также распространить схему квотирования, которая используется в основном на нефтепродукты, также на сырье и стратегические материалы, которые необходимы для производства военной техники35. Этот подход в конечном счете получил одобрение президента и правительства.
К росту цен на военную продукцию также приводила и стоимость заемных средств, которые предприятия ОПК привлекали для исполнения ГОЗ. К примеру, в начале 2015 г. банк ВТБ увеличил процентную ставку с 11,2% до 20,8% годовых по кредитной линии на 5 млрд руб. для ОАО «Нижегородский машиностроительный завод», или почти в два раза36. Известно, что в некоторых случаях процентная ставка достигала 35%37! В этой связи правительство разработало ряд мер по облегчению кредитного бремени предприятиям ОПК, в частности, программу льготного кредитования в рамках Федеральной целевой программы по развитию ОПК, к которой было подключено семь банков с государственным участием, но их эффективность остается неизвестной38.
Отмечались и негативные последствия от указанных выше нововведений. Так, из-за переноса сроков авансирования, по некоторым оценкам, сроков поставки увеличатся на 30%, а затраты на 10% из-за необходимости дробить контрактацию с поставщиками, и, как следствие, отсутствие возможности делать комплексные закупки со стороны головных исполнителей39.
Вероятно, продолжилась практика закупки товаров и услуг в рамках ГОЗ по завышенной цене. Сумма только штрафов по этим нарушениям достигла 3 млрд руб.40 О масштабах проблемы косвенно может говорить тот факт, что она была отмечена президентом Владимиром Путиным в начале 2015 г. При этом он призвал ужесточить контроль за расходованием средств ГОЗ41. За нарушения в этой области предприятия несли ответственность, например, СПБ ОАО «Красный Октябрь»42.
Не удалось добиться и стабильности в сроках размещения ГОЗ. Это было вызвано рядом причин, в частности, недоработок со стороны предприятий ОПК по выпускаемой продукции и неполучение военным ведомством от них расчетно-калькуляционных материалов в намеченные сроки43. С другой стороны, фиксировалось и наличие задолженности со стороны МО за поставленную продукцию – к примеру, по предприятиям Свердловской области по итогам она составила 1,56 млрд руб.44
Традиционно не обходилось и без нарушений законодательства. В течение первого полугодия 2015 г. в ходе прокурорских проверок было устранено почти 10 тыс. нарушений, по материалам прокуратуры возбуждено 121 уголовное дело45. Так, имел место сговор картельный компаний в сфере исполнения ГОЗ во избежание снижения цены на торгах. Причем этот случай был выявлен ФАС46. В течение года было выявлено порядка 100 предприятий ОПК, вовлеченных в теневые финансовые схемы, например, открывали фирмы-«однодневки»47.
^ Вооружение для Стратегических ядерных сил
Планами предусматривалось получение РВСН 24 межконтинентальных баллистических ракет (МБР) «Ярс»48. Но фактически в Вооруженные силы было поставлена только 21 МБР «Ярс»49.
Из перспективных систем фактически закончился этап испытаний новой МБР РС-26 «Рубеж» (произведен четвертый завершающий пуск)50. До конца 2015 г. планировалось официально принять ее на вооружение и начать серийное производство. Продолжалась разработка боевого железнодорожного ракетного комплекса с МБР «Баргузин» и новой МБР «Сармат», по которой были завершены опытно-конструкторская работа и изготовлен первый прототип для бросковых испытаний51.
Из боевой техники в РВСН также поступили две машины дистанционного разминирования «Листва»52. Вероятно, прошли и закончились испытания перспективной интегрированной автоматизированной системы боевого управления пятого поколения для РВСН53.
В войска было поставлено более 100 тренажеров различного назначения, включая тренажерные системы для МБР «Ярс» мобильного и стационарного базирования, боевых противодиверсионных машин БПДМ «Тайфун-М», машин инженерного обеспечения и маскировки МИОМ и дистанционного разминирования МДР «Листва»54.
Для морской компоненты СЯС было передано, видимо, порядка 19 баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ) «Булава» и «Синева».
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Исполнение государственного оборонного заказа России в 2015 году iconРешение №1171-фас52-кт-67-09/06-16(379-нб)-гоз
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок за счёт средств государственного...

Исполнение государственного оборонного заказа России в 2015 году iconИнформация о работе оспп в 2015 году
В прошедшем 2015 году экономика России активно противодействовала мировым кризисным явлениям, использовала международную конъюнктуру...

Исполнение государственного оборонного заказа России в 2015 году iconПротоко л вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе...
Вскрытие конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе на размещение государственного заказа на 2008 году на закупку автотранспорта...

Исполнение государственного оборонного заказа России в 2015 году iconО докладе о состоянии законодательства Московской области в 2015 году
Рассмотрев Доклад о состоянии законодательства Московской области в 2015 году, внесенный рабочей группой, созданной распоряжением...

Исполнение государственного оборонного заказа России в 2015 году iconПриказ минтруда россии от 17. 08. 2015 n 551Н "об утверждении правил...
Российской Федерации, 2012, n 26, ст. 3528; 2013, n 22, ст. 2809; n 36, ст. 4578; n 37, ст. 4703; n 45, ст. 5822; n 46, ст. 5952;...

Исполнение государственного оборонного заказа России в 2015 году iconАнализ творческой деятельности учреждения Анализ деятельности учреждения...
Концепция развития бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Няганский детский музыкально-драматический театр»на...

Исполнение государственного оборонного заказа России в 2015 году iconОтчетный период
Фас россии представляются ежеквартально всеми организациями оборонного-промышленного комплекса (далее опк), заключившими государственные...

Исполнение государственного оборонного заказа России в 2015 году iconАнализ деятельности краевого государственного бюджетного
Основные направления деятельности педагогического коллектива, реализованные в 2014-2015 учебном году

Исполнение государственного оборонного заказа России в 2015 году iconОб индикативном плане правительства республики бурятия по реализации...
Бурятия на 2011 2015 годы в 2015 году, повышения эффективности государственного управления социально-экономическими процессами в...

Исполнение государственного оборонного заказа России в 2015 году iconИ. о руководителя агентства государственного заказа и конкурентной...
Уполномоченный орган – агентство государственного заказа и конкурентной политики Архангельской области проводит открытый аукцион...


авто-помощь


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
auto-ally.ru
<..на главную