Методические рекомендации для общеобразовательных организаций по проведению мероприятий «уроки доброты»






НазваниеМетодические рекомендации для общеобразовательных организаций по проведению мероприятий «уроки доброты»
страница1/14
Дата публикации14.03.2019
Размер1.85 Mb.
ТипМетодические рекомендации
auto-ally.ru > Право > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ПРОВЕДЕНИЮ МЕРОПРИЯТИЙ «УРОКИ ДОБРОТЫ» ПО ПОНИМАНИЮ ИНВАЛИДНОСТИ И ФОРМИРОВАНИЮ ТОЛЕРАНТНЫХ УСТАНОВОК

Москва, 2017 год

ОГЛАВЛЕНИЕ



  1. ВВЕДЕНИЕ




3

  1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ




5

  1. ХАРАКТЕРИСТИКА СТРУКТУРЫ И ЭТАПОВ «УРОКА ДОБРОТЫ»

5


  1. ^ МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ К ПРОВЕДЕНИЮ УРОКОВ




12

  1. ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИСТОЧНИКИ




37

  1. ^ ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ПРИМЕРНЫЕ КОНСПЕКТЫ УРОКОВ ПО ПОНИМАЮ ИНВАЛИДНОСТИ И ФОРМИРОВАНИЮ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 1-11 КЛАССОВ




39

  1. ^ ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ОПИСАНИЕ МЕТОДОВ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ



124




  1. Введение.

В мае 2012 года Россия ратифицировала конвенцию о правах инвалидов. Ратификация данной конвенции обозначила новый виток в развитии отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, закрепленный в настоящее время во многих правовых документах, регулирующих процесс образования, оказания социальной поддержки и медицинской помощи.

Ключевые позиции, касающиеся формирования толерантного отношения к людям с ОВЗ и инвалидностью отражены в Федеральном законе ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года (далее - Закон об образовании). Данный закон впервые закрепил право на получение обучающимися с ОВЗ инклюзивного образования, которое определяется как обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

В последние годы благодаря усилиям государства и общественных организаций в образовательных организациях начат процесс активного включения людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в жизнь социума. В настоящее время люди с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья принимают активное участие в формировании и инспектировании доступной среды, информировании о возможности получения помощи и поддержки, а также выступают активными организаторами интеграционных мероприятий.

Достижения российских паралимпийцев, появление информации о общественных деятелях с инвалидностью, актерах и «обычных» людях с инвалидностью, добившихся успеха способствовало повышению информированности общества о возможностях людей с инвалидностью. Однако уровень знаний людей об особенностях инвалидов и лиц с ОВЗ, о допустимых и недопустимых действиях при общении с ними остается пока достаточно низким. Это препятствует полноценной социальной интеграции людей с инвалидностью и ОВЗ.

Реализация принципов интеграции и инклюзии в образовании требует создания условий для организации продуктивного взаимодействия обучающихся с ОВЗ с их сверстниками как в образовательном процессе, так и за его пределами. Решение данной задачи возможно при условии подготовки к этому взаимодействию как самих обучающихся с инвалидностью и ОВЗ, так и их сверстников.

Важное значение в работе с детьми, не имеющими ограничений по здоровью отводится формированию позитивного отношения к людям с ОВЗ, их знакомству с особенностями таких людей и со способами общения и взаимодействия с ними.

Данные методические рекомендации предназначены для педагогов образовательных организаций общего образования, реализующих мероприятия «Уроки доброты» по пониманию инвалидности и формированию толерантных установок.

  1. ^ Цели и задачи методических рекомендаций.

Целью данных методических рекомендаций является оказание содействия педагогическим работникам в проведении мероприятий «Уроки доброты» по пониманию инвалидности и формированию толерантных установок среди школьников.

В рамках методических рекомендаций решаются следующие задачи:

  • определение теоретических основ формирования толерантных установок у обучающихся, не имеющих ограничений по здоровью;

  • совершенствование умений по разработке структуры «Уроков доброты» и содержания каждого его этапа;

  • характеристика особенностей людей с инвалидностью;

  • характеристика способов сопровождения обучающихся с ОВЗ;

  • определение способов организации продуктивного общения и взаимодействия между обучающимися с ОВЗ и их сверстниками, не имеющими ограничений по здоровью.




  1. ^ Характеристика структуры и этапов «Урока Доброты».

Проведение мероприятий «Уроки доброты» (далее – Уроки Доброты) по пониманию инвалидности и формированию толерантных установок должно быть направлено на формирование взаимного уважения и равенства между обучающимися с ОВЗ и их сверстниками. Как нельзя лучше это иллюстрируют положения Декларации независимости инвалида, созданной Норманом Кюнком.

– Не рассматривайте мою инвалидность как проблему.

– Не надо меня жалеть, я не так слаб, как кажется.

– Не рассматривайте меня как пациента, так как я просто ваш соотечественник.

– Не старайтесь изменить меня. У вас нет на это права.

– Не учите быть меня покорным, смиренным и вежливым. Не делайте мне одолжения.

– Признайте, что реальной проблемой, с которой сталкиваются инвалиды, является их социальное обесценивание и притеснение, предубежденное отношение к ним.

– Поддержите меня, чтобы я мог по мере сил внести свой вклад в общество.

– Помогите мне познать то, что я хочу.

– Будьте тем, кто заботится, не жалея времени, и кто не борется в попытке сделать лучше.

– Будьте со мной, даже когда мы боремся друг с другом.

– Не помогайте мне тогда, когда я в этом не нуждаюсь, даже если это доставляет вам удовольствие.

– Не восхищайтесь мною. Желание жить полноценной жизнью не заслуживает восхищения.

– Узнайте меня получше. Мы можем стать друзьями.

– Будьте союзниками в борьбе против тех, кто пользуется мною для собственного удовлетворения.

– Давайте уважать друг друга. Ведь уважение предполагает равенство. Слушайте, поддерживайте и действуйте.

Положения данной декларации отображают ту систему взаимоотношений, которая является целью при проведении Уроков Доброты.

Занятия по пониманию инвалидности и формированию толерантных установок должны иметь практикоориентированный характер и предусматривать применение интерактивных методов обучения. Организация такого рода обучения позволяет создавать модели ситуаций непосредственного взаимодействия, сопровождения, благодаря которым школьники, не имеющие ограничений по здоровью, могут ощутить себя в различных ситуациях, с которыми сталкивается человек с ОВЗ ежедневно, самостоятельно сделать выводы, а также обменяться с другими участниками занятия своими мыслями и чувствами.

Организация дискуссии и обмена мнениями на разных этапах занятия позволяет ребятам глубже понять и прочувствовать возможности и достижения ребят с ОВЗ, а также их ежедневные проблемы.

Интерактивные1 методы ориентированы на более широкое взаимодействие обучающихся не только с педагогом, но и друг с другом.

Задачами интерактивных форм обучения на Уроках Доброты являются:

  • пробуждение у обучающихся интереса;

  • эффективное усвоение учебного материала;

  • самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);

  • обучение работать в команде, проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства;

  • формирование у обучающихся мнения и отношения;

  • формирование жизненных навыков;

  • выход на уровень осознанной компетентности обучающегося.

Организация Уроков Доброты в ходе интерактивного обучения предусматривает децентрализацию позиции педагога. Он лишь регулирует процесс и занимается организацией занятия (готовит заранее необходимые задания, формулирует вопросы и темы для обсуждения и анализа, контролирует работу на каждом этапе занятия).

Основными формами организации занятий должны быть:

Case-study (анализ конкретных ситуаций)

Мини-лекция

Дискуссия

Дебаты

Мозговой штурм (брейнсторм)

Деловая игра

Мастер класс

Дискуссионная технология «Аквариум»

Социально-психологический тренинг

Методика «Займи позицию»

Групповое обсуждение

Методика «Дерево решений»

Методика «Попс-формула»

Выбор формы занятия осуществляется с учетом возраста обучающихся.

В 7-11 классах возможно применение метода Проектов и метода Портфолио.

Использование интерактивных форм в ходе Уроков Доброты позволяет создать условия для обращения участников к социальному опыту, как собственному, так и других людей, коммуникации друг с другом, решения проблемных ситуаций и т.д.

Данные методы предполагают активное участие в работе на занятии каждого обучающегося и основываются на следующих принципах:

  • занятие – не лекция, а общая работа.

  • все участники равны независимо от возраста, социального статуса, опыта, места работы.

  • каждый участник имеет право на собственное мнение по любому вопросу.

  • нет места прямой критике личности (подвергнуться критике может только идея).

  • все сказанное на занятии – не руководство к действию, а информация к размышлению.

Уроки доброты проводятся для обучающихся всех классов – с 1 по 11 и, хотя тематика занятий может быть одинаковой в разных классах, но в зависимости от возраста обучающихся используются различные методы и формы подачи материала.

Ниже представлены примерные темы, которые могут быть использованы при проведении Уроков Доброты.

Класс

Тема

1 класс



Люди с инвалидностью: что мы знаем о них?



Подходы к пониманию проблем инвалидности (медицинский и социальный)



Каждый росток тянется к солнцу



Друг в беде не бросит… Давай дружить!



Невредные советы: Как дружить по-настоящему



Игры, в которые мы играем



Особенные люди. О внешности, способностях и возможностях



О силе духа и слабости



Видеть руками



Доступная архитектурная среда для людей с инвалидностью



Особенные люди. О способностях и возможностях в спорте



Особенные люди. О способностях и возможностях в творчестве



Не надо ограничивать возможности



Учиться вместе



Слышать сердцем



Пойми меня



В темноте и тишине



Стереотипы по отношению к людям с инвалидностью. Минус» на «плюс» …или кое–что из математики жизни



Жизнь в движении



Верить в себя



Упасть и снова подняться



Мой жизненный выбор



Преодоление каждый день



Быть особенным – жить как все



Мы с тобой одной крови



Что за птица – «белая ворона»? или инвалидность как форма жизни



Моя позиция = моя жизнь



Счастье жить



Человек с инвалидностью: любить и быть любимым



Как слово наше отзовется…Образ инвалидов в СМИ



Социальная интеграция



Пусть меня научат… Профессиональная самореализация



Профессиональное образование. Трудоустройство



Защита или сотрудничество?



Волонтер, социальный куратор – это …?



Социальные проекты. Что я могу сделать?



Особенности сопровождения людей с инвалидностью


На изучение одной темы может быть отведено не одно, а несколько занятий. Длительность одного занятия для обучающихся 1-4 классов – 30-35 минут, для обучающихся 5-11 классов - 45 минут.

Рекомендуемое количество детей на занятии 20-25. При большей наполняемости класса возможно расширение количества участников при условии деления их на подгруппы при выполнении практических заданий.

Периодичность Уроков Доброты определяется образовательной организацией самостоятельно. Рекомендуемая периодичность уроков не менее 1-2 раз в месяц. Курс занятий рассчитан на 12 занятий в течение одного учебного года. Такое количество занятий позволяет изучить особенности каждой нозологической группы из числа людей с ОВЗ, а также включает занятия установочного цикла о понимании инвалидности и занятия итогового цикла, обобщающие знания и представления обучающихся о людях с ОВЗ и своем участии в их жизни.

Уроки Доброты должны проходить в комфортной неформальной обстановке. Занятия в зависимости от цели могут быть организованы не только в помещении класса, но в других помещениях образовательной организации, а также вне ее (на спортплощадке, во дворе школы, в другой образовательной организации, на стадионе, в парке и т.д.)

При проведении урока в помещении класса рекомендуется создать комфортную атмосферу для дискуссии (отодвинуть столы, организовать полукруг, подготовить пространство для безопасного проведения практических тренировок и т.д.)

Уроки Доброты должны проводить подготовленные педагоги, знающие особенности людей с ОВЗ и способы общения и взаимодействия с ними.

Важно при планировании курса занятий предусмотреть приглашение в качестве соведущих занятия людей с инвалидностью, готовых принять участие в дискуссии и ответить на любые вопросы детей (даже не очень корректные). С этой целью рекомендуется организовать взаимодействие с общественными организациями, занимающимися проблемами людей с инвалидностью и ОВЗ, оказывающими им волонтерскую помощь, а также ближайшими образовательными организациями, реализующими адаптированные образовательные программы для организации интегрированного образовательного пространства.

Взаимодействие нормально развивающихся школьников и их сверстников, имеющих ОВЗ, способствует их взаимообогащению, формированию эмпатии и гуманности. Дети становятся более терпимыми по отношению друг к другу. Обучающиеся, не имеющие ограничений по здоровью, учатся опыту взаимодействия, сопровождения и позитивному отношению. Включенность воспитанников с особыми нуждами в среду нормально развивающихся сверстников (в ходе проведения интегрированных мероприятий, инклюзивного образования) повышает их опыт общения, формирует навыки коммуникации, межличностного взаимодействия в разных ролевых и социальных позициях, что в целом повышает их адаптационные возможности.

Структура каждого урока включает три этапа.

1. Вводный этап.

2. Основной этап:

3. Заключительный этап.

Необходимым условием проведения уроков является тщательно подготовительная работа. В ходе ее проведения осуществляются подбор темы, ситуации для обсуждения, конкретной формы интерактивного занятия, которая может быть эффективной для работы с данной темой в данной группе.

Кроме того при подготовке урока должна быть четко определена цель занятия; подготовлены наглядные и раздаточные материалы, которые позволяют детям лучше запомнить и усвоить новые понятия или названия технических средств, используемых людьми с ОВЗ в своей жизнедеятельности; обеспечено техническое оборудование; определены участники, основные вопросы, их последовательность; подобраны практические примеры из жизни.

Первый из этапов в структуре Уроков Доброты – Вводный этап - предусматривает знакомство обучающихся с темой и целью занятия.

В ходе первого этапа урока обучающиеся знакомятся с предлагаемой темой/ситуацией, с проблемой, которую им предстоит обсудить и над решением которой предстоит работать. Педагог информирует участников о рамочных условиях, правилах работы в группе, дает четкие инструкции о том, в каких пределах участники могут действовать на занятии. Также в рамках этого этапа осуществляется знакомство с приглашенными гостями, а если предусмотрена форма работы с несколькими классами, то знакомство обучающихся друг с другом с помощью игровых и тренинговых упражнений на формирование эмпатийного принятия и др.

Данный этап также необходим для формирования однозначного семантического понимания терминов, понятий, которые будут использоваться на уроке. Для этого с помощью вопросов и ответов следует уточнить понятийный аппарат, определения изучаемой темы. На уроках по пониманию инвалидности и формированию толерантных установок школьники знакомятся со множеством возможно неизвестных им прежде понятий: «безбарьерная среда», «интеграция», «инклюзивное образование», «социальная адаптация», «толерантность», «универсальный дизайн», «синдром Дауна», «точечно-рельефный шрифт Брайля», «жестовый язык», «дактилология», «азбука слепоглухих» и т.д.

Уточнение понятийного аппарата повышает информированность ребят и делает работу на уроке более осознанной.

В ходе вводной части урока также обучающимся напоминаются правила работы на уроке:

быть активным;

уважать мнение участников;

быть доброжелательным;

не перебивать;

быть открытым для взаимодействия;

быть заинтересованным;

стремится найти истину;

придерживаться регламента (если это предусмотрено формой работы на занятии);

Особенности работы на втором этапе – Основной этап - определяются выбранной формой интерактивного занятия, и включают в себя:

Содержательное раскрытие темы урока (демонстрация видеофильма, чтение рассказа, рассказывание примера из жизни и т.д.).

Выяснение позиций участников и работу по вопросам в ходе дискуссии.

Практические упражнения.

Формулирование вывода.

В ходе основного этапа в рамках мини-лекций, при помощи мультимедийных средств обучающиеся погружаются в тему урока. Благодаря четким и структурированным вопросам педагога они анализируют содержание изучаемого материала, соотносят его с имеющимся личным опытом, выявляют проблемные моменты и предлагают пути их решения. При анализе темы урока педагогом должна быть определена последовательность проблемных вопросов, которые наталкивают обучающихся не только на рассмотрение конкретной ситуации о которой идет речь, но и на анализ сходных ситуаций и размышления по их поводу.

Следующей обязательной формой работы на Основном этапе занятия являются практические упражнения. Они могут быть направлены на более глубокое, понимание трудностей, с которыми сталкиваются люди с ОВЗ (имитационные упражнения - при передвижении на коляске, на костылях, с палочкой – при отсутствии опоры на одну из конечностей, снижении слухового и зрительного восприятия). При проведения такого рода практических упражнений целесообразно применение разного рода приспособлений, которые помогут школьникам ощутить на себе эти трудности.

Другие виды практических упражнений направлены на подведение ребят к решению поставленных на занятии вопросов.

Неотъемлемой частью всех видов упражнений должно быть формулирование вывода и обмен мнениями по сути изученного материала.

На третьем, Заключительном этапе, осуществляется рефлексия и дается домашнее задание (если это предусмотрено темой занятия).

Рефлексия начинается с концентрации на эмоциональном аспекте, чувствах, которые испытывали школьники в процессе урока при обсуждении темы занятия. Далее ребятам предлагается высказать свое отношение в отношении опыта, полученного на занятии, актуальности выбранной темы и др.

При проведении рефлексии могут быть использованы следующие вопросы:

Что произвело на вас наибольшее впечатление?

Есть ли что-либо, что поразило, удивило вас на занятии?

Какие выводы Вы для себя сделали?

Завершается занятие подведением итогов педагогом (или приглашенным гостем, ведущим занятие), а также формулировкой домашнего задания. Домашнее задание дается с целью интериоризации, полученных знаний и практической реализации изученного на уроке материала. В качестве домашних заданий обучающимся предлагается осуществить наблюдение, нарисовать плакат, подготовить выступление, памятку, сделать презентацию социального проекта и т.д.


  1. ^ Методические материалы к проведению уроков.

Характеристика особенностей людей с инвалидностью и способов организации сопровождения, общения и взаимодействия.

Согласно статье 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» к категории «инвалид» относятся лица, которые имеют нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации для общеобразовательных организаций по проведению мероприятий «уроки доброты» iconМетодические рекомендации к проведению мероприятий по социальной кампании Октябрь 2011
Результатом этих кампаний стало повышение уровня безопасности на дорогах. В настоящем методическом пособии обозначены рекомендации...

Методические рекомендации для общеобразовательных организаций по проведению мероприятий «уроки доброты» iconМетодические рекомендации по планированию, подготовке и проведению...
Методические рекомендации предназначены для сотрудников территориальных и местных органов управления по делам гочс, глав администраций...

Методические рекомендации для общеобразовательных организаций по проведению мероприятий «уроки доброты» iconМетодические рекомендации Под редакцией А. А. Кашаева
Организация образовательного процесса в 9-х классах общеобразовательных организаций Рязанской области в соответствии

Методические рекомендации для общеобразовательных организаций по проведению мероприятий «уроки доброты» iconМетодические рекомендации по планированию, подготовке и проведению...
Методические рекомендации предназначены для сотрудников территориальных и местных органов управления по делам гочс, глав администраций...

Методические рекомендации для общеобразовательных организаций по проведению мероприятий «уроки доброты» iconМетодические рекомендации по организации работы сенсорной комнаты...
Методические рекомендации предназначены специалистам служб психолого-педагогического сопровождения (педагогам-психологам, учителям-логопедам,...

Методические рекомендации для общеобразовательных организаций по проведению мероприятий «уроки доброты» iconМетодические рекомендации по проведению занятий в рамках программы...
«Неделя подростка»: осуществление комплекса организационных мер по подготовке и проведению операции «Подросток»

Методические рекомендации для общеобразовательных организаций по проведению мероприятий «уроки доброты» iconМетодические рекомендации по проведению занятий по безопасности дорожного...
В связи с проведением в Навашинском районе с 03. 03. 2014г по 03. 04. 2014г месячника безопасности дорожного движения направляем...

Методические рекомендации для общеобразовательных организаций по проведению мероприятий «уроки доброты» iconУчебное пособие методические рекомендации по планированию, подготовке...
Методические рекомендации предназначены для сотрудников местных органов управления по делам гочс, глав администраций городов (районов),...

Методические рекомендации для общеобразовательных организаций по проведению мероприятий «уроки доброты» iconМетодические рекомендации по формированию школьных и сетевых образовательных...
Методические рекомендации по организации образовательного процесса в малокомплектных общеобразовательных учреждениях

Методические рекомендации для общеобразовательных организаций по проведению мероприятий «уроки доброты» iconМетодические рекомендации
Методические рекомендации предназначены для использования специалистами предприятий, организаций, учреждений и служб, эксплуатирующих...


авто-помощь


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
auto-ally.ru
<..на главную