Отчет по технологической практике «Технология ремонта цилиндропоршневой группы двигателей и кривошипно-шатунного механизма»






Скачать 253.08 Kb.
НазваниеОтчет по технологической практике «Технология ремонта цилиндропоршневой группы двигателей и кривошипно-шатунного механизма»
Дата публикации21.03.2014
Размер253.08 Kb.
ТипОтчет
auto-ally.ru > Авто-ремонт > Отчет
Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Калужский филиал МГТУ им. Н.Э Баумана

Кафедра К4-КФ «Агропромышленная инженерия»

Отчет

по технологической практике

«Технология ремонта цилиндропоршневой группы двигателей и кривошипно-шатунного механизма»

Выполнил: Решетов В.А.

студент группы МСХ_С1–81

Проверил: Булычёв В.В.

Калуга 2012.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………стр.31. Краткая характеристика СПК «Жерелёво».……………...……...…...…..стр.4 2. Выполняемая работа……………………………………………………….стр.7 3. Детали цилиндропоршневой группы (ЦПГ) и кривошипно-шатунного механизма……………………………………………………..……….…….стр.12 4. Техническое обслуживание кривошипно-шатунного механизма и механизма газораспределения……………...…………………………........стр.22 Заключение……………………………...…………………………………...стр.29 Литература…………………………………………………………………...стр.30

Введение

Технологическую практику на тему «Технология ремонта цилиндропоршневой группы двигателей и кривошипно-шатунного механизма» я проходил в СПК «Жерелёво», расположенном на юго-западе Калужской области на расстоянии 220 километров от областного центра города Калуги, в Куйбышевском районе, село Жерелёво. Работал в качестве механизатора, а так же помощником комбайнёра.

В отчете рассмотрены следующие вопросы:

  1. Место расположения СПК «Жерелёво», имеющаяся в хозяйстве техника и ее назначение, условия ее хранения, содержания, и ремонта.

  2. Работы, проводимые во время прохождения практики – ремонт двигателя Д–144.

  3. Производственная эксплуатация силосоуборочного комбайна.

  4. Техническое обслуживание силосоуборочного комбайна.



  1. Краткая характеристика предприятия.

СПК «Жерелёво» (сельскохозяйственный производственный кооператив «Жерелёво») расположен на юго-западе Калужской области на расстоянии 220 километров от областного центра города Калуги, в Куйбышевском районе, село Жерелёво. Расстояние до районного центра пос. Бетлица и Московской железной дороги – 25 км. По территории хозяйства проходит автодорога Бетлица-Кузьминичи областного значения. В 6 километрах от центральной усадьбы СПК «Жерелёво» проходит автомагистраль федерального значения Брест-Москва. СПК «Жерелёво» был образован в 1930 году, во время начала коллективизации в Куйбышевском районе. Район исключительно сельскохозяйственный с животноводческим уклоном.

В землепользовании хозяйства находится 6653 гектара, в том числе сельхозугодья – 4082 гектара, из них: пашня – 3646 га; залежи – 2 га; сенокосы – 210 га; пастбища – 210 га; многолетние насаждения (яблони) – 14 га; среднегодовая численность работающих – 182 человека; стоимость основных фондов – 32720 тысяч рублей. Наличие техники в хозяйстве: трактора всех марок – 36 единиц; автомобили грузовые – 27 единиц; комбайны зерноуборочные – 5 единиц. Также имеется белорусский зерноуборочный комбайн «Палессе GS12». Пожарная машина на базе автомобиля ГАЗ-66, а также бензовоз на базе автомобиля ГАЗ-53. Техника аккуратно расставлена по периметру автомобильного парка. Часть техники стоит в гараже, а комбайны, плуги, сеялки и другие сельскохозяйственные машины располагаются под навесом. Техника, находящаяся на ремонте и плановом техническом обслуживании находится в ремонтной мастерской.

Поголовье крупного рогатого скота на 1 января 2004 года 1654 головы, в том числе 600 коров, поголовье свиней 36 голов. Основное производственное направление – молочно-мясное скотоводство. Основное стадо крупного рогатого скота содержится на четырёх молочно-товарных фермах, в трёх населённых пунктах, молодняк крупного рогатого скота на пяти скотных дворах, в населённом пункте. Содержание скота в зимнее-стойловый период – привязное, в летнее-пастбищный период – беспривязное, с содержанием в летних лагерях.

С 1997 года хозяйство является племенным репродуктором по разведению крупного рогатого скота холмогорской породы.

За последнее время улучшены качественные и количественные показатели хозяйства СПК «Жерелёво». Увеличены посевные площади, выросло поголовье скота, увеличено производство молока, мяса.

Хозяйство СПК «Жерелёво» не имеет просроченной задолженности по оплате труда и платежам в бюджет всех уровней, своевременно осуществляет платежи в Фонд социального страхования и во внебюджетные фонды.


  1. ^ Выполняемая работа.

Практику проходил в качестве слесаря по ремонту автомобилей. Мной выполнялась разборка грузовых автомобилей, кроме специальных и дизельных, легковых автомобилей, автобусов длиной до 9,5 м и мотоциклов. Ремонт, сборка простых соединений и узлов автомобилей. Снятие и установка несложной осветительной арматуры. Разделка, сращивание, изоляция и пайка проводов. Выполнение крепежных работ при первом и втором техническом обслуживании, устранение выявленных мелких неисправностей.

Слесарная обработка деталей по 12-14-м квалитетам (5-7-м классам точности) c применением приспособлений, слесарного и контрольно-измерительного инструмента. Выполнение работ средней сложности по ремонту и сборке автомобилей под руководством слесаря более высокой квалификации.

Слесарь должен знать: основные сведения об устройстве автомобилей и мотоциклов; порядок сборки простых узлов; приемы и способы разделки, сращивания, изоляции и пажи электропроводов; основные виды электротехнических и изоляционных материалов, их свойства и назначение; способы выполнения крепежных работ и объемы первого и второго технического обслуживания; назначение и правила применения наиболее распространенных универсальных и специальных приспособлений и средней сложности контрольно-измерительного инструмента; основные механические свойства обрабатываемых материалов; назначение и применение охлаждающих и тормозных жидкостей, масел и топлива; правила применения пневмо- и электроинструмента; основные сведения o допусках и посадках, квалитетах (классах точности) и параметрах шероховатости (классах чистоты обработки); основные сведения по электротехнике и технологии металлов в объеме выполняемой работы.

При выполнении слесарных работ возможны несчастные случаи в результате неправильной организации труда плохого состояния инструмента или при нарушении правил безопасной работы. Ручной и механизированный инструмент, применяемый при слесарных, ремонтных, сборочных операциях, а также при производстве строительно-монтажных работ, сравнительно быстро изнашивается, и поэтому необходим постоянный контроль за его состоянием.

Перед работой рабочий должен внимательно и тщательно проверить и подготовить к работе инструмент, приспособления и убедиться в их исправности. Нельзя пользоваться незнакомым, случайным, непроверенным и некачественным инструментом. Необходимо особо осторожно обращаться с заточенным инструментом во избежание порезов.

Особое внимание должно уделяться рациональной организации рабочего места слесаря. Как правило, работа должна выполняться на верстаке. Рациональный тип верстака для выполнения слесарных работ показан на (рис.1).



Рис.1 – Верстак для выполнения слесарных работ

Слесарный верстак должен быть оборудован предохранительной сеткой для защиты людей, находящихся поблизости, от возможных ранений отлетающими кусками обрабатываемого материала. При рубке металла в тисках обрабатываемую деталь нужно устанавливать так, чтобы куски металла отлетали в сторону защитной сетки. При выполнении слесарных работ не в мастерской, а в производственных помещениях или на монтажных площадках следует применять переносные верстаки. На полу у рабочих мест должны быть установлены деревянные решетки.

Обрабатываемые детали очищают от грязи и масла в керосине или специальными растворами для горячей промывки (например, на 1 л воды 7 г каустической соды, 11 г кальцинированной соды, 9 г фосфорнокислого натрия и 1,5 г жидкого мыла при температуре 60—80 ° C). Этот раствор причиняет ожоги, поэтому при работе с ним необходимо надевать резиновые перчатки и защитные очки. После промывки деталей их сушат горячим воздухом.

Зубила, применяемые для рубки металла, должны иметь длину не менее 150 мм. Молотки и кувалды должны иметь слегка выпуклую поверхность бойка. Длина рукоятки слесарного молотка должна быть 300—400 мм. Небольшое утолщение на конце рукоятки предохраняет молоток от выскакивания из рук при взмахе и ударе.

Хвостовики напильников закрепляют в деревянных ручках. Во избежание раскалывания деревянные ручки снабжают металлическими кольцами.

При выполнении слесарных работ широко используют ручные машины, относящиеся к одному из наиболее распространенных средств малой механизации. С их помощью можно механизировать практически любые технологические операции, выполняющиеся вручную.

Анализ условий эксплуатации ручных машин различных типов позволил выбрать оптимальные с точки зрения эргономики формы их рукояток. Установлено, что для ручных машин направленного действия (рубильные молотки, сверлильные машины, отдельные типы гайковертов) наиболее приемлема рукоятка пистолетного типа. Ее поперечное сечение имеет форму прямоугольника с овальными короткими сторонами. Для ручных машин ненаправленного действия (шлифовальные машины, щетки) целесообразна круглая форма сечения рукоятки.

Ручные (переносные) электрофицированные инструменты (электродрели, электрогайковерты, шлифовальные и полировальные машинки, электропояльники, резьбонарезатели, вибраторы и т. п.) применяются на напряжение не выше 42 В. Токоведущие части штепсельных соединений, предназначенные для подключения электроинструментов и ручных (переносных) электросветильников, должны быть недоступными для прикосновения.

Электроинструмент должен иметь порядковый номер и паспорт. Перед выдачей его рабочему проверяют отсутствие замыкания на корпус, исправность заземляющего провода, затяжку винтов, крепящих узлы и детали, целостность изоляции и др. При обнаружении каких-либо неисправностей инструмент выдавать рабочему запрещается.

В процессе работы при обнаружении каких-либо неисправностей в электроинструменте или в переносных светильниках следует немедленно прекращать работу. При прекращении подачи напряжения или при перерыве в работе электроинструмент отсоединяется от электросети. Нельзя допускать соприкосновения электропроводов и кабелей с металлическими, горячими, масляными и влажными поверхностями или предметами.

Запрещается передавать электроинструмент другим лицам хотя бы на непродолжительное время. Запрещается также разбирать электроинструмент и самим производить какой-либо ремонт, в том числе ремонт проводов и контактных соединений; держаться за провод электроинструмента во время работы; касаться вращающегося режущего инструмента; удалять стружку или опилки до полной остановки инструмента.

Капитальный и планово-предупредительный ремонт пневматического инструмента на предприятии (в цехе) производится централизованно согласно инструкции завода — изготовителя инструмента. Ремонт этого инструмента на месте производства работ запрещается. Качество ремонта проверяется ОТК: при проверке определяются амплитуды вибрации рукоятки и корпуса инструмента, полученные результаты записываются в паспорт инструмента.

Ручные пневматические инструменты (клепальные и рубильные молотки, сверлильные и шлифовальные машинки) должны быть обязательно оборудованы эффективными глушителями шума выхлопа сжатого воздуха. Клапаны в закрытом положении не должны пропускать воздух.

По окончании работы необходимо привести в порядок рабочее место. Инструмент не следует оставлять на рабочем месте, его необходимо убрать в шкаф. Нельзя мыть руки в масле, керосине, бензине и вытирать их концами обтирочного материала, загрязненными стружкой. Электро - и пневмоинструмент следует сдать в инструментальную кладовую, где проверяют его исправность, а также измеряют параметры шума и вибрации.

  1. ^ Детали цилиндропоршневой группы (ЦПГ) и кривошипно-шатунного механизма.

К деталям цилиндропоршневой группы двигателя относятся: цилиндры (гильзы цилиндров); поршни; поршневые кольца; поршневые пальцы (рис.1.)

http://www.pulscen.ru/system/pages/motor5.gif

Рис. 1. Детали цилиндропоршневой и шатунной группы.
1 - пружинный расширитель маслосъемного кольца; 2 - второе компрессионное кольцо; 3 - первое компрессионное кольцо; 4 - стопорное кольцо поршневого пальца; 5 - поршневой палец; 6 - поршень; 7 - втулка верхней головки шатуна; 8 - шатун; 9 - болт крепления крышки шатуна; 10 - крышка шатуна; 11 - гайка крепления крышки шатуна; 12 - вкладыш (подшипник скольжения); 13 - маслосъемное кольцо.

К деталям кривошипно-шатунного механизма двигателя относятся: шатуны и крышки шатунов; коленчатый вал и крышки коленчатого вала и маховик. Часть двигателей с малым числом цилиндров (до четырёх) могут иметь балансирные валы, которые также следует относить к деталям КШМ.

Цилиндры. В рядных двигателях, если блок цилиндров отливается из чугуна, цилиндры изготавливаются совместно с блоком. В чугунных блоках многорядных двигателей и блоках выполненных из алюминиевых сплавов цилиндры могут изготавливаться в виде отдельных гильз из чугуна, специальной стали или металлокерамики.

Гильзы, которые устанавливаются непосредственно в рубашку охлаждения блока цилиндров, носят название «мокрых». Наружная поверхность «мокрых» гильз омывается охлаждающей жидкостью. Мокрые гильзы устанавливаются в отверстия блока с зазором, и удерживаются от перемещения в этом отверстии головкой блока цилиндров. Для надёжного закрепления гильзы головкой блока цилиндров верхний бурт гильзы должен выступать за верхнюю плоскость блока на величину, регламентируемую техническими условиями (для разных типов двигателей эта величина лежит в пределах 0,02 – 0,12мм).

Гильзы, наружная поверхность которых не контактирует с охлаждающей жидкостью, носят название – «сухие гильзы». «Сухие» гильзы устанавливаются в блок с натягом. Сборка соединений с натягом означает, что диаметр втулки (гильзы) больше диаметра посадочного отверстия, в которое эта втулка устанавливается. Величина натяга измеряется в миллиметрах и определяется как разница диаметров сопрягаемых деталей. Натяг обеспечивает неподвижность гильзы при тепловом расширении материала блока в процессе прогрева работающего двигателя.

Внутренняя рабочая часть цилиндра обрабатывается на специальном оборудовании до определённой чистоты (шероховатости) и имеет ровную поверхность, которую называют «зеркалом цилиндра». При финишной (окончательной) обработке цилиндра на его поверхность наносятся пространственно ориентированные риски, способствующие удержанию в них масла нужного для смазки поршневых колец и поршней. На рабочие поверхности алюминиевых цилиндров могут наноситься дополнительные покрытия типа «никасил» (никель с кремнием) или кремниевые покрытия, получаемые кислотным травлением поверхности. Рабочие поверхности чугунных цилиндров, как правило, термической обработке не подвергаются и покрытий не имеют. Технология ремонта алюминиевых и чугунных цилиндров может существенно отличаться.

По внутреннему диаметру цилиндры номинальных размеров разбиваются заводом изготовителем на категории (классы) с шагом 0,01 мм. Категории цилиндров обозначаются обычно буквами латинского алфавита (A, B, C…..) и клеймятся на привалочной плоскости картера двигателя или ином месте. Класс (категория, группа) цилиндра, так же может обозначаться краской, цифрой, печатным оттиском, или другим способом.

На рис. 2а. показаны корпусные детали рядного шестицилиндрового двигателя, гильзованого мокрыми чугунными гильзами.

http://www.pulscen.ru/system/pages/motor6.gif

Рис. 2а.
1 - уплотнительные кольца; 2 - блок цилиндров; 3 - гильза; 4 - прокладка головки блока. 

На рис. 2б. показан блок-картер рядного четырёхцилиндрового двигателя традиционной конструкции с цилиндрами, выполненными заодно с блоком.

http://www.pulscen.ru/system/pages/motor7.gif

Рис. 2б.
1 - болт крепления крышки коренных подшипников коленчатого вала; 2 - крышка крепления коленчатого вала; 3 - блок цилиндров (блок-картер).

Поршни изготавливаются из алюминия легированного кремнием и другими металлами методом литья в кокиль (специальная форма) или методом штамповки с последующей обработкой детали резанием. Для некоторых типов автомобильных двигателей, работающих с высокими удельными нагрузками на детали, поршни изготавливаются из стали и металлокерамики. Поршни воспринимают давление газов, обеспечивают передачу усилий на шатун и герметизируют камеру сгорания. Верхняя часть поршня носит название - головка поршня, нижняя направляющая часть поршня называется юбкой поршня. На рис. 3. показана конструкция поршня  бензинового двигателя и дизельного двигателя с полу раздельной камерой сгорания.

the image “http://cms.pulscen.ru/system/pages/motor8.gif” cannot be displayed, because it contains errors.

^ Рис. 3. Конструкция поршня бензинового (а) и дизельного (б) двигателя.
1 - юбка поршня; 2 - днище поршня; 3 - бобышка; 4 - чугунная ставка под верхнее компрессионное кольцо; 5 - Т-образный разрез.

^ Головка поршня – наиболее усиленная часть поршня, где толщина стенок может достигать нескольких мм. На головке поршня выполнены канавки под поршневые кольца. В нижней канавке маслосъёмного кольца прорезаются дренажные отверстия для отвода масла. В головку поршня, для повышения износостойкости поршня, могут заделываться чугунные вставки, а на днище поршня (верхняя часть головки) и зону «огневого пояса» (часть головки поршня от днища до канавки первого компрессионного кольца) наноситься специальные покрытия. Днище поршня может иметь плоскую, выпуклую, вогнутую и иную форму. В днище поршней части двигателей выполняются углубления под клапаны (цековки) или камеры сгорания.

^ Юбка поршня. Толщина стенок юбки современных поршней может быть меньше 1,5 мм. Для лучшей приработки поршня в цилиндре на юбку поршня напыляют тонкий слой олова или графитовое покрытие. Для этих же целей на юбке поршня выполняют «накатку» в виде микроканавок глубиной до 0,02 мм, в которых при работе двигателя удерживается масло. Юбки поршней двигателей с цельно алюминиевыми цилиндрами могут покрываться тонким слоем железа. В средней части юбки имеются отверстия под поршневой палец. Стенки юбки у отверстия под поршневой палец имеют утолщения (приливы), именуемые бобышками. У большинства поршней ось отверстия под поршневой палец смещена относительно плоскости симметрии поршня в сторону на 0,5 – 2,5 мм.

Поршни автомобилей российского, европейского и американского производства часто изготавливаются со стальными терморегулирующими вставками в юбке у отверстия под поршневой палец. Вставки, имеющие по сравнению с материалом поршня, меньший коэффициент теплового расширения, препятствуют расширению юбки поршня при нагревании. С той же целью уменьшения теплопередачи от головки поршня к юбке с наружной стороны бобышек выполняются подрезы, которые носят название «холодильников», а по нижней канавке маслосъёмного кольца или на юбке поршня, сквозные разрезы «Т» - или «П» – образной формы. Юбка поршня в плане имеет форму овала, большая ось которого перпендикулярна оси отверстия поршневого пальца. В продольном разрезе поршень имеет форму конуса, расширяющегося к юбке. Эллипсность юбки и разница диаметров поршня в верхней и нижней его части может быть более 0,50 мм.

Поршень устанавливается в цилиндр с зазором. Зазор должен компенсировать расширение поршня при нагревании и обеспечивать присутствие масла между трущимися деталями. Величина установочного зазора строго регламентируется заводом изготовителем и в зависимости от конструкции того или иного двигателя лежит в пределах 0,01 – 0,09 мм (большинство двигателей будут нормально работать с зазором 0,04 – 0,06 мм.). Установочный зазор между стенкой цилиндра и поршнем обеспечивается по большей оси овала юбки поршня. Поршни для одного двигателя не должны отличаться по массе более чем на 2-4 грамма или не более чем на 1 -1,5% среднего арифметического от суммы масс всех поршней данного двигателя.

Заводы выпускают поршни номинального и ремонтного размеров. По наружному диаметру и диаметру отверстия под поршневой палец поршни номинального размера, разбиваются на категории (классы). Информация о размерности и весе поршня, а так же иная информация, выбивается на днище поршня (рис. 4).

http://www.pulscen.ru/system/pages/motor9.gif

Рис. 4. Маркировка поршня и шатуна.
1 - метка "группа поршня по массе"; 2 - метка "стрелка", по направлению стрелки поршень ориентируется в цилиндре; 3 - метка "ремонтный размер; 4 - класс поршня; 5 - класс отверстия в поршне под поршневой палец; 6 - отверстие для смазки стенки цилиндра.

^ Поршневые кольца (рис. 5) изготавливаются из чугуна легированного никелем, хромом, молибденом и другими металлами или стали и выполняют следующие функции: 1).Уплотняют поршень в цилиндре; 2). Снимают излишки масла со стенок цилиндров; 3).Отводят тепло от поршня в стенки цилиндров. Кольца имеют прямой вырез, называемый замком кольца. Замок позволяет кольцу пружинить.

the image “http://cms.pulscen.ru/system/pages/motor10.gif” cannot be displayed, because it contains errors.

Рис. 5. Поршневые кольца.
1 - компрессионные кольца и формы рабочей части компрессионных колец; 2 - маслосъемное кольцо и форма рабочей части маслосъемного кольца; 3 - диски (верхний и нижний) составного маслосъемного кольца; 4 - осевой ленточный расширитель; 5 - радиальный ленточный расширитель.

На поршнях современных двигателей устанавливают по два – три кольца. По назначению кольца делятся на компрессионные кольца и маслосъёмные кольца.
^ Компрессионные кольца устанавливаются в верхней части головки поршня и отвечают за уплотнение поршня в цилиндре.
Маслосъёмные кольца устанавливаются под компрессионными кольцами и отвечают за снятие излишек масла со стенок цилиндров. Излишки масла через прорези в кольце и отверстия в поршневой канавке маслосъёмного кольца сбрасываются под поршень и далее стекают в картер двигателя. Маслосъёмные кольца – составные и имеют в своём составе непосредственно кольцо (или два кольца - диска) и пружинный расширитель.

Рабочую поверхность верхних компрессионных колец, работающих в условиях высоких температур и при недостатке смазки, покрывают слоем пористого хрома или молибденом для повышения износоустойчивости. Кромки рабочих поверхностей колец имеют сложную форму в связи с чем, кольца должны устанавливаться на поршень в строго определённом положении. Неправильная установка колец может привести к прорыву газов в картер двигателя, снижению компрессии и повышению расхода масла на угар. Для правильной установки кольца на поршень на верхней части кольца делается специальная метка («тор», «верх»). При отсутствии меток следует обратиться к инструкции завода-изготовителя колец.

Заводы выпускают в продажу кольца номинальных и ремонтных размеров. На верхнюю часть колец ремонтных размеров ставится цифровая маркировка (например, 40 или 80), соответствующая увеличению наружного диаметра кольца (цилиндра) на ремонтный размер (на 0,4 или 0,8 мм, соответственно).

^ Поршневые пальцы шарнирно соединяют поршень с шатуном. Поршневые пальцы изготавливаются из низкоуглеродистых сталей легированных никелем и хромом и представляют собой короткую стальную толстостенную трубку. Поверхность пальцев обрабатывается с высокой точностью и полируется. Для придания поверхности пальца необходимой прочности, поверхность закаливается токами высокой частоты, цементируется или азотируется.

По способу соединения поршневого пальца с верхней головкой шатуна и с поршнем различают поршневые пальцы плавающего типа и пальцы, запрессованные в верхнюю головку шатуна.
^ Пальцы плавающего типа устанавливаются в верхнюю головку шатуна через, запрессованную в отверстие головки, сталебронзовую, сталеалюминевую или бронзовую втулку. Между втулкой и пальцем должен быть зазор, величина которого регламентируется техническими условиями. В бобышки поршня палец вставляется с небольшим натягом. От осевого перемещения палец удерживается стопорными кольцами.
^ Пальцы, запрессованные в верхнюю головку шатуна, в бобышках поршня перемещаются свободно, а в головку шатуна устанавливаются со значительным натягом. Натяг должен обеспечивать неподвижное положение пальца при существенных нагрузках, действующих на детали.

По наружному диаметру пальцы подразделяются на классы, через 0,004 мм. Класс маркируется краской на торце пальца или, если позволяет толщина стенки, цифрой или буквой.

Шатун передаёт усилие от поршня на коленчатый вал двигателя и совместно с валом преобразует поступательное движение поршня во вращательное движение вала.
Шатуны изготавливаются из углеродистых сталей легированных марганцем, хромом, никелем, молибденом и др. металлами методом ковки в штампах с промежуточной и финишной термообработкой и обработкой резанием.

Шатун является одной из самых нагруженных деталей в двигателе. Шатун состоит из стержня, имеющего двутавровое сечение, поршневой (верхней) и кривошипной (нижней) головок. Для установки на коленчатый вал, нижняя головка выполнена разъёмной и имеет крышку. Так как отверстие в нижней головке шатуна выполняется и обрабатывается в сборе с крышкой, крышки шатунов не взаимозаменяемы и устанавливаются на головку в строго определённом положении. Для правильной установки крышек на них и нижних головках шатунов выбиваются специальные метки. С этой же целью на привалочных плоскостях крышки и головки шатуна могут выполняться соединительные ступеньки (выступы). Крышка крепится к нижней головке шатуна шатунными болтами. Для обеспечения высокой прочности болтов для их изготовления используются специальные стали, особые технологии производства и обработки.

  1. ^ Техническое обслуживание кривошипно-шатунного механизма и механизма газораспределения.

1. Проверка технического состояния кривошипно-шатунного механизма.

- Суммарный зазор в верхней головке шатуна и шатунном подшипнике
- Количество газов, прорывающихся в картер
- Расход сжатого воздуха, подаваемого в цилиндры


2. Проверка технического состояния механизма газораспределения.
- Расход сжатого воздуха, подаваемого в цилиндры
- Изменение разрежения во впускном трубопроводе
- Упругость клапанных пружин

3. Работы, выполняемые при ТО кривошипно-шатунного механизма и механизма газораспределения.

Проверка технического состояния кривошипно-шатунного механизма.
Техническое состояние кривошипно-шатунного механизма оценивают по характеристикам виброударных импульсов в характерных точках двигателя, суммарному размеру зазоров в верхней головке шатуна и шатунном подшипнике, количеству газов, прорывающихся в картер, давлению в цилиндрах в конце такта сжатия (компрессии), расходу или падению давления сжатого воздуха, подаваемого в цилиндры.
Виброакустический метод дает наиболее достоверные и исчерпывающие результаты диагностирования при использовании комплекта виброакустической аппаратуры. Однако из-за большой стоимости и сложности, требующей высокой квалификации операторов-диагностов, его применение ограничено.
Наиболее простым и доступным устройством для виброакустического контроля является стетоскоп. В корпусе стетоскопа размещены источник питания н усилитель, с одной стороны корпуса выведен наконечник-щуп, с другой - головной телефон с соединительным кабелем.
Перед диагностированием двигатель прогревают до температуры охлаждающей жидкости 85...95°С и прослушивают, прикасаясь остриём щупа к проверяемым участкам.

Работу сопряжения поршень - цилиндр прослушивают по всей высоте цилиндра при малой частоте вращения коленчатого вала с переходом на среднюю.
Сильный, глухого тона стук, иногда напоминающий дрожащий звук колокола и усиливающийся с увеличением нагрузки, возможен при увеличенном зазоре между поршнем и цилиндром, изгибе шатуна, перекосе оси шатунной шейки или поршневого пальца. Скрипы и шорохи указывают на начинающееся заедание, вызванное малым зазором или недостаточным количеством смазки.
Состояние сопряжения поршневое кольцо-канавка поршня проверяют на уровне НМТ хода поршня у всех цилиндров при средней частоте вращения коленчатого вала. Слабый, щелкающий стук высокого тона, похожий на звук от ударов колец одно о другое, свидетельствует об увеличенном зазоре между кольцами и поршневой канавкой либо об изломе кольца.
Сопряжение поршневой палец-втулка верхней головки шатуна проверяют на уровне ВМТ при малой частоте вращения коленчатого вала с резким переходом на среднюю. Сильный звук высокого тона, похожий на частые удары молотком по наковальне, указывает на ослабление сопряжения недостаточность. Смазки или чрезмерно большое опережение начала подачи топлива.
Работу сопряжения коленчатый вал - шатунный подшипник прослушивают в зоне от ВМТ до НМТ сначала при малой, а затем при средней частоте вращения коленчатого вала. Глухой звук среднего тона свидетельствует об износе или проворачивании вкладыша, звонкий, сильный металлический звук об износе или под плавлении шатунного подшипника.
Суммарный зазор в верхней головке шатуна и шатунном подшипнике определяют при неработающем двигателе с помощью устройства КИ-11140. С проверяемого цилиндра двигателя снимают свечу зажигания (у дизельных двигателей - форсунку) и на ее место устанавливают наконечник устройства,
К основанию через штуцер присоединяют компрессорно-вакуумную установку.
Установив поршень за 0,5…1 от ВМТ на такте сжатия, стопорят коленчатый вал от проворачивания и попеременно создают в цилиндре давление 200 кПа, и разрежение 60 кПа, вследствие чего поршень поднимается и опускается, выбирая зазоры. Суммарный размер зазоров фиксируется индикатором.

У двигателей КамАЗ-740 возможен изгиб шатунного вкладыша, что может привести к его проворачиванию. Для измерения изгиба вкладыша в цилиндре создают давление 0, 6 МПа и через 30с (дав вкладышу прогнуться) устанавливают стрелку индикатора на нулевую отметку. Сняв давление, по показаниям индикатора определяют изгиб шатунного вкладыша, предельное значение которого — 48 мкм.

Количество газов, прорывающихся в картер, позволяет установить состояние сопряжения поршень - поршневые кольца - цилиндр двигателя. Проверку осуществляют на прогретом двигателе с помощью прибора (расходомера) КИ-4887-1. Прибор снабжен трубой с вмонтированными в нее входным и выходным дроссельными кранами. Входной патрубок присоединяют к масло заливной горловине двигателя, эжектор для отсоса газов устанавливают внутри выхлопной трубы или присоединяют к вакуумной установке. Картерные газы отсасывают через расходомер за счет разрежения в эжекторе. Количество отсасываемых газов регулируют дроссельными кранами и так, чтобы давление в полости картера было равно атмосферному, жидкость в столбиках и манометра должна находиться на одном уровне. Дроссельным краном устанавливают перепад давления Аh, одинаковый для всех измерений, по шкале прибора определяют количество прорывающихся газов и сравнивают его с нормативным.
Если при контроле поочередно отключать цилиндры (например, вывертывая свечи зажигания), то по снижению количества прорывающихся газов можно оценить герметичность отдельных цилиндров.

Перед измерением компрессии промывают воздушный фильтр, контролируют фазы газораспределения и регулируют тепловые зазоры клапанов. Компрессию в цилиндрах определяют компрессометром, представляющим собой корпус с вмонтированным в него манометром. Манометр соединен с одним концом трубки, на другом конце которой имеется золотник с резиновым наконечником, плотно вставляемым в отверстие для свечи зажигания. Проворачивая коленчатый вал двигателя стартером или пусковой рукояткой, измеряют максимальное давление в цилиндре и сравнивают его с нормативным.

Для карбюраторных двигателей номинальные значения компрессии составляют 0,75...0,8 МПа, а предельные — 0,65 МПа. Предельные значения компрессий двигателей ЯМЗ и КамАЗ составляют соответственно 2,7 и
1,8......2 МПа.

Падение компрессии ниже предельной возможно при закоксовывании поршневых колец, их залегании в связи с потерей упругости или поломке.

Расход сжатого воздуха, подаваемого в цилиндры, измеряют прибором К-69М. Сжатый воздух подается в цилиндр от компрессорной установки через штуцер, ввернутый в отверстие свечи зажигания или форсунки, при неработающем двигателе. Рукояткой редуктора давления прибор настраивают так, чтобы при полностью закрытом клапане штуцера стрелка манометра находилась против нулевого деления, а при полностью открытом клапане и утечке воздуха в атмосферу — против деления 100 %.

Проворачивая пусковой рукояткой коленчатый вал, устанавливают поршень в положение конца такта сжатия (в этот момент свисток-сигнализатор, надетый на штуцер, перестает свистеть). Сняв свисток, надевают на штуцер быстросъемную муфту соединительного шланга прибора. Как только стрелка прибора остановится, определяют расход сжатого воздуха, подаваемого в цилиндр, и сравнивают его с предельным значением. Если расход превышает, предельное значение, возможны следующие неисправности: зависание, обогревание клапанов (слышен сильный шум через отверстие для свечей); поломка или пригорание колец (слышен сильный шум через масло заливную горловину); прогорание прокладки головки цилиндров (наблюдается обильное появление пузырей воздуха между головкой и блоком при смачивание места их стыка мыльной эмульсией или в заливкой горловине радиатора); прогорание перемычек прокладки между цилиндрами (слышен сильный шум воздуха, перетекающего в смежный цилиндр).

Проверка технического состояния механизма газораспределения.
Техническое состояние механизма газораспределения оценивают по расходу сжатого воздуха, подаваемого в цилиндры, характеристике изменения во времени разрежения во впускном трубопроводе, упругости клапанных пружин.
Расход сжатого воздуха, подаваемого в цилиндры, характеризует техническое состояние, как цилиндропоршневой группы, так и механизма газораспределения.
Для выявления конкретной неисправности после измерения этого диагностического параметра рассмотренным выше способом в цилиндры заливают моторное масло и повторяют измерение. Разность результатов измерений в первом и втором случаях покажет расход сжатого воздуха через клапаны и прокладку головки цилиндров.
Изменение разрежения во впускном трубопроводе фиксируют с помощью помещенные в трубопровод датчиков. При работе двигателя в установившемся режиме измеряют амплитуды и продолжительность импульсов впуска и выпуска газов и фазовый сдвиг импульса относительно ВМТ поршня. Амплитуда пульсаций газов определяет герметичность клапанов, продолжительность импульса - зазоры в клапанах, а фазовый сдвиг - состояние механизма газораспределения.

Упругость клапанных пружин проверяют как без снятия их с двигателя, так и после разборки клапанного механизма. Для контроля пружин непосредственно на двигателе снимают крышки клапанного механизма и устанавливают поршень в ВМТ при такте сжатия. Прибор КИ-723 ставят ножками на тарелку клапанной пружины, перемещают подвижное кольцо в крайнее верхнее положение и нажимают на рукоятку до тех пор, пока клапанная пружина не осядет на 0,5...1 мм. Затем прибор снимают с клапана, фиксируют его показания и повторяют измерение. Если усилие сжатия пружины окажется меньше предельного, пружину необходимо заменить или подложить под нее прокладку.

Работы, выполняемые при ТО кривошипно-шатунного механизма и механизма газораспределения. При ЕО двигатель очищают от грязи, проверяют его состояние визуально и прослушивают работу в разных режимах.

При ТО-1 проверяют крепление опор двигателя к раме автомобиля, в случае необходимости расшплинтовывают гайки, подтягивают их до отказа и вновь зашплинтовывают. Если имеются отслоения и разрушения резиновых элементов, последние заменяют. У автомобилей КамАЗ по мере усадки резиновых амортизаторов задних опор двигателя положение поддерживающей опоры силового агрегата регулируют с помощью регулировочных накладок, устанавливаемых между поперечиной и кронштейнами на лонжеронах рамы. Проверяют герметичность соединения головки цилиндров (отсутствие потеков на стенках блока цилиндров), поддона картера и сальника коленчатого вала (отсутствие потеков масла). Прослушивают работу клапанного механизма и при необходимости регулируют зазоры между клапанами и коромыслами. Ослабив и удерживая ключом контргайку регулировочного винта, поворачивают винт отверткой до получения необходимого зазора между коромыслами и стержнями клапанов. Размер зазора контролируют щупом, затягивают контргайку и снова проверяют зазор.

При ТО-2 дополнительно к работам, выполняемым при ТО-1, проверяют и при необходимости подтягивают крепление крышки распределительных шестеренок.

Заключение.

На практике закреплены темы: технология ремонта цилиндропоршневой группы двигателей и кривошипно-шатунного механизма. Приобретены знания слесаря по ремонту автомобилей и тракторов.

Литература.

  1. Дубровский В.А. Пособие слесаря-ремонтника; Колос,1973г.

  2. Костенко Е.Н. Настольная книга слесаря; Основа, 2000г.

  3. Новиков В.Ю. Слесарь-ремонтника; Академия, 2007г.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Отчет по технологической практике «Технология ремонта цилиндропоршневой группы двигателей и кривошипно-шатунного механизма» iconПреимущества линейного двигателя
В привычных для нас двигателях внутреннего сгорания начальное звено поршни, совершают возвратно-поступательное движение. Затем это...

Отчет по технологической практике «Технология ремонта цилиндропоршневой группы двигателей и кривошипно-шатунного механизма» iconОтчёт по технологической практике по профилю специальности змк. 190604. 01. 103
Характеристика и режим работы зон то и ремонта, производственных участков, вспомогательных отделений, промежуточного склада и основного...

Отчет по технологической практике «Технология ремонта цилиндропоршневой группы двигателей и кривошипно-шатунного механизма» iconОтчёт по первой технологической практике
Цель первой технологической практики – формирование технологических навыков по техническому обслуживанию и ремонту автомобиля. Её...

Отчет по технологической практике «Технология ремонта цилиндропоршневой группы двигателей и кривошипно-шатунного механизма» iconОтчет По технологической практике «Технология сборки рулевого управления»
Рабочее место находилось в монтажном цехе ckd (от англ. Сomplete Knock Down, полная сборка автомобилей). Линия состоит из 14 тактов:...

Отчет по технологической практике «Технология ремонта цилиндропоршневой группы двигателей и кривошипно-шатунного механизма» iconОтчет по производственно- технологической практике

Отчет по технологической практике «Технология ремонта цилиндропоршневой группы двигателей и кривошипно-шатунного механизма» iconОтчет по ознакомительно-технологической практике в ОАО «Можгинская...
Целью учебной практики является введение студентов в основы практической работы по осваиваемой специальности на примерах производства...

Отчет по технологической практике «Технология ремонта цилиндропоршневой группы двигателей и кривошипно-шатунного механизма» iconОтчет по производственно-технологической практике Студента Авдеева Никиты Дмитриевича
Специальность: 190604 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

Отчет по технологической практике «Технология ремонта цилиндропоршневой группы двигателей и кривошипно-шатунного механизма» iconОтчет по практике технология отраслевого производства (машиностроение)
Ознакомление с номенклатурой изделий основных цехов, программой выпуска продукции цехом

Отчет по технологической практике «Технология ремонта цилиндропоршневой группы двигателей и кривошипно-шатунного механизма» iconОтчет о выполнении проекта реализации Технологической платформы «Авиационная...
Ежегодный отчет о выполнении проекта реализации Технологической платформы «Авиационная мобильность и авиационные технологии» в 2011...

Отчет по технологической практике «Технология ремонта цилиндропоршневой группы двигателей и кривошипно-шатунного механизма» iconОтчет по технологической практике Место прохождения: рс (Я) г. Якутск,...
Она является видом учебно-вспомогательного процесса, в ходе которого закрепляется теоретические знания на производстве. Практика...


авто-помощь


Заказать интернет-магазин под ключ!

При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
auto-ally.ru
<..на главную