Контроль за соблюдением правил и его роль в воспроизводстве социального института дорожного движения






Скачать 322.46 Kb.
НазваниеКонтроль за соблюдением правил и его роль в воспроизводстве социального института дорожного движения
страница1/2
Дата публикации29.04.2014
Размер322.46 Kb.
ТипАвтореферат
auto-ally.ru > Авто-ремонт > Автореферат
  1   2


На правах рукописи

ХАЛИУЛЛИНА

Лейсан Ильгизаровна

КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВИЛ

И ЕГО РОЛЬ В ВОСПРОИЗВОДСТВЕ СОЦИАЛЬНОГО

ИНСТИТУТА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

22.00.04 – социальная структура, социальные институты и процессы

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата социологических наук

Санкт-Петербург-2008

Работа выполнена в НОУ ИДПО Европейский Университет в Санкт-Петербурге

Научный руководитель: доктор социологических наук, профессор

Волков Вадим Викторович

Официальные оппоненты: доктор социологических наук, профессор

Веселов Юрий Витальевич

кандидат социологических наук, доцент

Белоусов Константин Юрьевич

Ведущая организация: Государственный Университет –

Высшая Школа Экономики (Москва)

С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале библиотеки Социологического института Российской Академии наук

Защита состоится «29»сентября 2008 года в 16.30 час. на заседании объединенного диссертационного совета ДМ 002.129.01 при Социологическом институте Российской Академии наук по адресу: 198005 Санкт-Петербург, 7-ая Красноармейская ул., 25/14, ауд. 518.

Автореферат разослан « » __________ 2008 года

Ученый секретарь

диссертационного совета,

кандидат социологических наук О.Н. Бурмыкина

^ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ:

Актуальность исследования Показатели аварийности на дорогах и смертности в результате ДТП в России являются одними из самых высоких в Европе – и это при сравнительно невысокой степени автомобилизации и неадекватных методах ведения статистики правонарушений и смертей. По данным, представленным в Федеральной Целевой Программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах», средняя смертность в результате ДТП в России - примерно двадцать четыре человека на сто тысяч жителей, что составляет более трети от общего числа всех летальных исходов в результате ДТП в Европе. Проблема выработки эффективной и действенной политики в сфере безопасности дорожного движения является крайне актуальной и требующей скорейшего решения.

Попытки объяснить существование неблагоприятной ситуации в сфере дорожного движения отсутствием адекватных правовых норм являются весьма распространенными как среди специалистов в области обеспечения безопасности дорожного движения, так и среди политологов, социологов и представителей иных общественных дисциплин [Cohen and Dehejia 2004; Moore 2001; Posner 1999]. Такой подход предполагает, что стоит лишь сформулировать и ввести в действие полный, непротиворечивый свод правил – и агенты станут автоматически им подчиняться. Однако, как отмечает Т.И. Заславская, между формальными правилами (нормами права) и действительными формами и способами, то есть практиками, функционирования социальных институтов нет однозначной взаимозависимости. Существует целый ряд факторов, опосредующих правила и практики. Важнейшим фактором, который оказывает влияние на практики функционирования институтов, являются действия организаций, контролирующих соблюдение правил [Заславская 2002]. Организацией, деятельность которой опосредует взаимодействие формальных правил и общественных практик в рамках института дорожного движения, является Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД).

Актуальность исследования связана с необходимостью и важностью изучения контролирующих действий, осуществляемых ГИБДД. Посредством координирующих мероприятий и санкций ГИБДД оказывает существенное влияние на поведение участников дорожного движения. Именно данная организация несет непосредственную ответственность за превращение «правил на бумаге» в «реальный», действующий институт, воплощенный в практиках следования правилам, то есть за воспроизводство института [Polinsky, Shavell 2001].

Тем не менее, в существующих исследованиях контролирующим действиям не уделяется должного внимания. Исследователи либо считают контролирующие действия производными от правил или норм [критическое рассмотрение такого подхода см.: Гельман 2003], либо рассматривают контролирующие организации в качестве элемента, разрушительного для функционирования социальных институтов [Роуз-Аккерман 2003]. Складывается парадоксальная ситуация. С одной стороны, изучение контролирующих действий чрезвычайно актуально как с теоретической, так и с практической точки зрения, с другой стороны, в существующих исследованиях данные действия не выступают в качестве самостоятельного фактора. Таким образом, проблемой настоящего исследования является сложившееся одностороннее представление о том, что действия контролирующих соблюдение правил организаций, подобных ГИБДД, следует рассматривать либо как пассивное приложение к институциональным правилам, либо в качестве феномена, деструктивного для функционирования института. Подобная точка зрения остается преобладающей несмотря на то, что в области теоретических изысканий (в частности в сфере экономической теории права) действия контролирующих организаций рассматриваются в качестве отдельного фактора, заслуживающего эмпирического изучения, а не априорного моделирования. Однако как исследования, так и практическая политика в сфере безопасности дорожного движения по-прежнему остаются фокусированными на системе правил, что ведет к неэффективному использованию ресурсов и административного потенциала государства.

^ Степень изученности проблемы Признание того факта, что контролирующие организации оказывают определенное влияние на деятельность социальных институтов, произошло сравнительно недавно. Вплоть до конца XIX века правоведение считалось объективной научной дисциплиной, близкой к естественным наукам. Судьям, законодателям и правоохранительным учреждениям отводилась роль интерпретации правовых максим и приложения их к соответствующим случаям [Mercuro, Medema 1999].

Исключением из общего правила являлся экономически ориентированный анализ права и правоохранительной деятельности, появление которого датируется XVIII веком. Среди авторов, внесших в него вклад, - Шарль Монтескье (1748), Чезаре Беккариа (1770), и Иеремия Бентам (1789). Однако лишь в XX веке, с появлением в юриспруденции школы «правового реализма», ведущим представителем которой являлся Карл Ллевеллин, и Чикагской школы (в частности работ Гэри Беккера) в рамках экономической теории, важная роль контролирующих организаций в функционировании институтов стала бесспорной как для теоретиков, так и для исследователей.

В настоящее время контролирующие организации, в частности ГИБДД (или ее эквиваленты), изучаются специалистами самых разных областей знания: социологами, криминологами, специалистами в области обеспечения дорожного движения (междисциплинарная сфера, включающая в себя «транспортную» социологию и психологию и другие дисциплины), юристами, наконец, экономистами.

Все существующие исследования могут быть поделены на две категории: часть их предполагает безусловный приоритет правил над деятельностью агентов, которые занимаются контролем за соблюдением правил (подход специалистов в области дорожного движения, криминологов, правоведов и социологов), другая часть предполагает приоритет действий агентов (экономические концепции).

К работам первой разновидности относятся исследования специалистов в области обеспечения безопасности дорожного движения (H. Almb; M. Cameron, K. Dowler; A. Kirchera; W. Leaf; L.M. Legget; S. Newstead; A. McCartt; L. Nilssonа; R. Noland; V. Shabanova; M. Sivak; S. Stylianou; J.R. Tishler; K. Vogel), криминологов (P. Harris; F. Jorgensen; I. Lichtenberg; H. Pederson; A. Smith), специалистов в области юриспруденции (R. Elvik; R. Fajardo; K. McCabe; E. W. Moore). Эти и подобные исследования объединены нами под общим заголовком «правовая модель» (термин заимствован у Маргит Кон (Сohn). В рамках данных подходов предполагается, что система формализованных правил способна определять поведение агентов, не оставляя места для случайных разночтений или сознательного оппортунизма.

Социологические исследования в области права также ориентированы на правила, однако, в отличие от исследований, придерживающихся «правовой модели», они придают большее значение социальному контролю и неформальным правилам, на которые ориентированы и которым подчиняются интеракции внутри правоохранительных организаций (J. Ryan; E. Paoline; W. King; B. Lange; H. Becker; В.А. Бачинин, К.Ю. Белоусов, В.М. Сырых). Данные работы можно объединить под заголовком «социальная модель».

К работам, ориентированным на «социальную модель», примыкают и исследователи критической направленности (critical legal studies), которые полагают, что правоохранительные агентства реализуют интересы определенных социальных групп, выделенных по гендерной, расовой принадлежности, по отношению к ресурсам (M. Petrocelli; A. Piquero; M. R. Smith; А.В. Кива, О.А. Коленникова, Л.Я. Косалс, Р.В. Рывкина).

Однако знание социальных норм, действующих в том или ином обществе, не всегда способно помочь в предсказании поведения агентов – равно как и знание формальных правил, поскольку действия агентов не детерминированы ни нормами, ни правилами. Именно этот момент подчеркивается экономической традицией анализа правоохранительных организаций. Разделом экономической теории, который изучает вопросы возникновения, эволюции и применения норм права, является «право и экономика» (law and economics). К нему принадлежит Чикагская школа, упомянутая нами выше, а также еще несколько крупных направлений: теория общественного выбора, институциональная и новая институциональная экономика (включая неоинституциональную экономику). Идее о том, что право может быть понято лишь через призму традиционных правовых концептов справедливости и законности (на которые ориентированы как «правовая», так и «социальная модель»), экономисты противопоставляют иное истолкование, дополняющее, а подчас и подменяющее традиционные понятия экономическими, в первую очередь понятием экономической эффективности. Среди авторов, внесших вклад в данную дисциплину, – Р. Коуз; Д. Норт; Г. Саймон; О. Уильямсон; J. Goodman; R. Innes; P. Jost; R. Langlois; P. Porter; R. Posner; E. Rasmusen; A. Torre; F. Tulder.

Таким образом, недостатка в исследованиях контролирующих соблюдение правил организаций не существует. Однако большинство исследователей не склонны полагать, что данные организации и агенты, их составляющие, представляют собой нечто большее, нежели пассивное приложение к правилам. В том числе это верно и для экономистов, для эмпирических исследований которых характерно, как отмечают Полински и Шейвел, следующее: «Поскольку исследования фокусируются на выработке социально оптимальной правоохранительной политики, по умолчанию предполагается, что правоохранители действуют исключительно в целях улучшения общественного благосостояния» [Polinsky, Shavell: 329]. В настоящей же работе мы полагаем, что ориентированная на реализацию собственного интереса деятельность контролирующих организаций является фактором воспроизводства социального института.

Объект исследования: Дорожно-Патрульная Служба (ДПС ГИБДД) как подразделение Государственной автоинспекции, которое отвечает за мониторинг и санкционирование нарушителей правил дорожного движения.

^ Предмет исследования: практики контроля за соблюдением правил, осуществляемые ДПС ГИБДД.

Целью исследования является изучение воспроизводства социального института дорожного движения.

Исходя из данной цели, задачи исследования сформулированы таким образом:

1. Проанализировать и сравнить основные подходы к социальным институтам (экономические, социологические);

2. Сопоставить подходы к организациям, которые занимаются контролем за соблюдением правил;

3. Составить и проанализировать перечень формальных правил, регламентирующих взаимодействие агентов правоохранительных организаций и участников дорожного движения;

4. Эмпирически исследовать и описать практики контроля за соблюдением правил, осуществляемые ДПС ГИБДД;

5. Опираясь на полученные данные, раскрыть представление о контролирующих действиях ГИБДД как факторе воспроизводства социального института дорожного движения.

^ Теоретическая и эмпирическая база исследования

Теоретической базой исследования выступили концепции и исследования социальных институтов: социологические (Э. Гидденс), экономические (Д. Норт) и философские (Л. Витгенштейн); положения о социальных агентах и деятельности, свойственные неоинституциональной экономической теории и экономической социологии (П. Вайзе, В.В. Волков, Ю.В. Веселов, Д. Норт, В.В. Радаев, Ю. Эльстер); эмпирические исследования и теоретические положения, разработанные в области «права и экономики» (Г. Беккер, Р. Коуз).

^ Эмпирическая база исследования:

  1. 16 полуструктурированных интервью, проведенных с сотрудниками государственной автоинспекции (инспекторами Дорожно-Патрульной Службы ГИБДД, сотрудниками отдела пропаганды ГИБДД, начальствующим составом);

  2. Данные наблюдений за деятельностью инспекторов ДПС ГИБДД (фиксированные в полевом дневнике);

  3. 15 свободных интервью, взятых «в поле» у инспекторов ДПС ГИБДД;

  4. Публикации в периодической печати и Интернете, а также телевизионные репортажи, связанные с темой обеспечения безопасности дорожного движения и деятельностью ГИБДД.

^ Методами исследования являлись:

- анализ документов (периодических изданий, Интернет-ресурсов и телевизионных репортажей, освещающих вопросы обеспечения безопасности дорожного движения и работы ГИБДД);

- неконтролируемое полевое наблюдение, единицей которого являлась интеракция инспектора ДПС ГИБДД и участника дорожного движения (данные наблюдения фиксировались в полевом дневнике);

- свободное интервьюирование;

- стандартизованное полуструктурированное интервьюирование.

Исследование осуществлялось в два этапа.

На первом этапе (2002-2006 гг.) проводились сбор эмпирического материала и анализ литературы по проблеме исследования.

На втором этапе (2003-2008 гг.) анализировались полученные результатов, оформлялись теоретическая, эмпирическая и аналитическая части диссертации.

^ Научная новизна исследования:

  1. Изучены и описаны практики контроля за соблюдением правил, реализуемые инспекторами Дорожно-Патрульной Службы ГИБДД: практика идентификации нарушителя правил дорожного движения, практика переговоров и практика санкционирования.

  2. Выявлены основные факторы, которые влияют на практики контролирующей деятельности инспекторов ДПС ГИБДД: экономическая мотивация инспектора (которая предписывает ему максимизировать полезность и экономить на издержках), институциональные и организационные ограничения деятельности.

^ Теоретическая значимость исследования:

  1. Разработана оригинальная классификация издержек правоохранительной деятельности.

  2. Разработана оригинальная модель спроса на правонарушения, формируемого контролирующей соблюдение правил организацией (ГИБДД), которая дополняет модель предложения правонарушений, сформулированную Г.Беккером.

^ Практическая значимость

  1. Исследование помогает понять значение контролирующих соблюдение правил организаций для функционирования социальных институтов, в частности, раскрывает представление о контролирующей деятельности ДПС ГИБДД как факторе воспроизводства института дорожного движения.

  2. Данная работа и подход, в ней используемый, может способствовать выработке более адекватной политики в сфере обеспечения дорожной безопасности.


В соответствии с целью и задачами исследования положения, выносимые на защиту:

1. Концепции институтов как правил, принятые в социологическом и экономическом институционализме, отличаются: правила в социологии обладают как регулятивной, так и конститутивной силой, то есть не только ограничивают человеческую деятельность, но и создают предпосылки для ее осуществления (в отличие от исключительно регулятивных правил экономической теории).

2. Контролирующее действие, которое реализуют сотрудники ДПС ГИБДД, не является механической реакцией на правила, а представляет собой целенаправленное действие, преследующее собственный интерес и стремящееся экономить на издержках - типичное «экономическое действие».

3. Институциональные и организационные ограничения значимо влияют на контролирующую деятельность сотрудников ДПС ГИБДД, однако выступают не в качестве ее абсолютных детерминант, а в качестве мягких ограничителей, то есть допускают возможность манипулирования.

4. Практики контроля за соблюдением правил (идентификация правонарушителя, переговоры и санкционирование) являются важным фактором воспроизводства социального института дорожного движения, поскольку оказывают воздействие на калькуляцию выгод и издержек от совершения правонарушения, осуществляемую потенциальным нарушителем. Санкции, применяемые сотрудниками ДПС ГИБДД в отношении правонарушителей, увеличивают издержки и риски нарушающего правила поведения, заставляя потенциальных правонарушителей делать выбор в пользу поведения, следующего правилам.

5. Особое значение для воспроизводства социального института имеет такое организационное ограничение, как «план», которое создает ненулевой спрос на правонарушения со стороны ГИБДД.

^ Апробация результатов исследования: результаты исследования отражены в научных статьях (в том числе в журналах «Гуманизация образования», «Новая правовая мысль», «Экономическая социология»), а также были представлены автором на Международной конференции «Векторы развития современной России» (Москва, 2005), Всероссийской научно-практической конференции (Саранск, 2005), Десятой международной научно-практической конференции «Здоровьесберегающее образование: опыт, проблемы, прогнозы» (Казань, 2007).

Структура работы. Диссертация состоит из Введения, двух глав, шести параграфов, Заключения, библиографии, приложений.

^ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во Введении обосновывается актуальность темы исследования, определяются цели и задачи исследования, предлагается понятийный аппарат, формулируется научная новизна и демонстрируется практическая значимость работы.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Контроль за соблюдением правил и его роль в воспроизводстве социального института дорожного движения iconОсмотр орган, осуществляющий контроль за соблюдением установленных...
Инспекция (лат inspectio — осмотр) — орган, осуществляющий контроль за соблюдением установленных государством правил. Инспектор по...

Контроль за соблюдением правил и его роль в воспроизводстве социального института дорожного движения iconГибдд усилит контроль за соблюдением Правил
Сводки дорожно – транспортных происшествий области пестрят количеством автоаварий. Только за период с 10 по 13 августа, на территории...

Контроль за соблюдением правил и его роль в воспроизводстве социального института дорожного движения iconНадзору за соблюдением правил, стандартов, технических норм и иных...
Российской Федерации исполнения госу-дарственной функции по государственному контролю (надзору) за соблюдением правил, стандартов,...

Контроль за соблюдением правил и его роль в воспроизводстве социального института дорожного движения iconСоблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения...
В целях совершенствования деятельности органов внутренних дел в сфере контроля и надзора за соблюдением участниками дорожного движения...

Контроль за соблюдением правил и его роль в воспроизводстве социального института дорожного движения iconStels
Проводимое мероприятие проводится со строгим соблюдением Правил Дорожного Движения РФ

Контроль за соблюдением правил и его роль в воспроизводстве социального института дорожного движения iconРоссийской Федерации исполнения государственной функции по контролю...
В целях совершенствования деятельности органов внутренних дел в сфере контроля и надзора за соблюдением участниками дорожного движения...

Контроль за соблюдением правил и его роль в воспроизводстве социального института дорожного движения iconРоссийской Федерации исполнения государственной функции по контролю...
В целях совершенствования деятельности органов внутренних дел в сфере контроля и надзора за соблюдением участниками дорожного движения...

Контроль за соблюдением правил и его роль в воспроизводстве социального института дорожного движения iconРоссийской Федерации исполнения государственной функции по контролю...
В целях совершенствования деятельности органов внутренних дел в сфере контроля и надзора за соблюдением участниками дорожного движения...

Контроль за соблюдением правил и его роль в воспроизводстве социального института дорожного движения iconПравила, контроль выполнения и требования к результатам работ сто нострой №41
Распространение настоящего стандарта осуществляется в соответствии с действующим законодательством и с соблюдением правил

Контроль за соблюдением правил и его роль в воспроизводстве социального института дорожного движения iconКакие травмы типичны для этого времени года, и как их избежать?
Ет роль взрослых, которые должны научить ребенка правилам поведения, позволяющим избежать получения травм, и усилить контроль за...


авто-помощь


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
auto-ally.ru
<..на главную