Методические указания для практических занятий новосибирск 2007






Скачать 412.74 Kb.
НазваниеМетодические указания для практических занятий новосибирск 2007
страница1/5
Дата публикации18.01.2014
Размер412.74 Kb.
ТипМетодические указания
auto-ally.ru > Авто-руководство > Методические указания
  1   2   3   4   5


Новосибирский государственный аграрный университет
Инженерный институт

ВОЖДЕНИЕ АВТОМОБИЛЯ




Методические указания для практических занятий



НОВОСИБИРСК 2007
Кафедра механизации сельского хозяйства и производственного обучения
УДК 631.372.014.9(07)
Составители: Н.А. Усатых, доц., Г.М. Крохта, д-р.техн.наук, проф.



Рецензент канд. техн. наук, доц. П.И.Федюнин

Вождение автомобиля: метод. указания для практ. занятий/ Новосиб. гос. аграр. ун-т; сост.: Н.А. Усатых, Г.М.Крохта. – Новосибирск, 2007.–32 с.

Методические указания предназначены для студентов очного отделения Инженерного института НГАУ, обучающихся по программе подготовки водителей транспортных средств.

Утверждены и рекомендованы к изданию методической комиссией Инженерного института (протокол №8 от 26 апреля 2007 г.).

© Новосибирский государственный аграрный университет, 2007

© Инженерный институт, 2007

^ ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ
Растущая насыщенность потоков автомобилей на дорогах требует от водителя хороших навыков управления автомобилем, обеспечивающих безопасность вождения в различных дорожных условиях. Поэтому одним из главных требований к подготовке водительских кадров является качество обучения практическому вождению транспортных средств.

В задачи практического обучения вождению автомобиля входят:

- воспитание бережного отношения к технике;

- более глубокое усвоение теоретического материала;

- приобретение профессиональных навыков по управлению современными автомобилями;

- адаптация к условиям реального дорожного движения;

- обучение технике управления автомобилем в различных дорожно-транспортных ситуациях, при различных климатических условиях;

- воспитание уважительного отношения к другим участникам дорожного движения;

- приобретение навыков по техническому обслуживанию автомобилей;

- изучение методики проведения квалификационных экзаменов на получение удостоверения водителя и системы оценки навыков.
^ ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Занятия по практическому вождению автомобиля проводит мастер производственного обучения (инструктор) индивидуально с каждым обучаемым. Без разрешения инструктора обучаемому запрещается запускать двигатель, трогать автомобиль с места даже на самое короткое расстояние. В соответствии с требованиями Правил дорожного движения первоначальное обучение проводится на закрытой площадке (автодроме), затем в условиях реального дорожного движения по дорогам с малоинтенсивным и, наконец, с интенсивным движением. Маршруты движения учебных автомобилей согласовываются с органами ГИБДД.

За каждым инструктором на весь период обучения закрепляют определенное количество обучаемых. Продолжительность одного занятия по вождению автомобиля составляет два часа, включая время на проведение ежедневного технического обслуживания автомобиля, на подготовку автомобиля к выполнению упражнения, заполнение учебной документации, на смену обучаемых.

Программой подготовки водителей транспортных средств предусмотрено обучение практическому вождению в объеме 32 часов. Занятия проводятся вне сетки учебного времени по теоретическим дисциплинам. Перечень упражнений приведен в таблице 1.
Таблица 1. Тематический план по предмету «Вождение автомобиля»

Номер

упраж.

Наименование тем, упражнений

Количество часов




^ ТЕМА 1. НАЧАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ




1

Посадка. Приемы пользования органами управления, КИП

1(тренаж)

2

Приемы управления автомобилем

1(тренаж)

3

Движение с переключением передач

2(тренаж)

4

Движение с переключением передач в восходящем и нисходящем порядке

2(тренаж)

5

Движение с изменением направления движения

2




^ ТЕМА 2. ВОЖДЕНИЕ В ОГРАНИЧЕННЫХ ПРОЕЗДАХ




6

Остановка в заданном месте, развороты

2

7

Маневрирование в ограниченных проездах

2

8

Сложное маневрирование

2




Контрольное занятие

0,5




^ ТЕМА 3. ВОЖДЕНИЕ ПО УЧЕБНЫМ МАРШРУТАМ




9

Вождение по маршрутам с малой интенсивностью движения

6

10

Вождение по маршрутам с большой интенсивностью движения

6




Контрольное занятие

1




^ ТЕМА 4. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАВЫКОВ УПРАВЛЕНИЯ АВТОМОБИЛЕМ




11

Вождение автомобиля в различных условиях дорожной обстановки

2




Экзамен внутренний

1,5




Экзамен ГИБДД

1




В С Е Г О

32


Результаты текущей успеваемости за выполнение отдельных упражнений на автомобиле, а также результаты контрольных проверок оцениваются по четырехбалльной шкале. При этом учитываются технические ошибки (по технике управления автомобилем) и ошибки по Правилам и безопасности дорожного движения, которые могут вызвать опасные (аварийные) последствия.

К техническим ошибкам следует отнести:

- остановка двигателя при трогании с места;

- неполный выжим или резкое отпускание педали привода сцепления;

- рывки при трогании с места или переключении передач;

- трогание с места при затянутом стояночном тормозе или преждевременное снятие со стояночного тормоза до включения передачи;

- недостаточный или затяжной разгон при переключении передач;

- резкие действия органами управления;

- нахождение ноги на педали сцепления во время движения.

Ошибки, которые могут вызвать опасные последствия:

- отвлечение внимания от наблюдения за дорожной обстановкой на органы управления (педали и рычаги);

- перекрещивание рук при резком (экстренном) повороте рулевого колеса;

- несвоевременное включение или выключение указателей поворота;

- нажатие на педаль подачи топлива вместо педали тормоза;

- начало обгона или объезда в непосредственной близости от транспортных средств;

- неиспользование стояночного тормоза после остановки транспортного средства;

- пуск двигателя при включенной передаче.

Применяются следующие оценочные показатели:

отлично – не допускает ошибок;

хорошо – допускает не более двух технических ошибок;

удовлетворительно – допускает не более трех технических ошибок;

неудовлетворительно – допускает более трех технических ошибок или ошибки, которые могут вызвать опасные (аварийные) последствия.

Повторяющиеся ошибки считаются за одну.

За каждое занятие инструктор проставляет обучаемому оценку в индивидуальную книжку по учету практического вождения автомобиля. Без предъявления индивидуальной книжки учета практического вождения обучаемый не допускается к занятиям.
^ КОНТРОЛЬНЫЙ ОСМОТР АВТОМОБИЛЯ ПЕРЕД ВЫЕЗДОМ
Перед выездом проводят контрольный осмотр автомобиля для определения исправности всех систем, агрегатов, механизмов, узлов и приборов, особенно тех, которые непосредственно влияют на безопасность движения: двигатель, трансмиссия, тормозная система, механизмы управления, приборы освещения и сигнализации.

При осмотре обучаемый под руководством инструктора проверяет:

- внешний вид автомобиля, при необходимости удаляет загрязнения, пыль, влагу, снег;

- целость стекол кузова, приборов освещения и световой сигнализации;

- состояние шин, давление в них воздуха, крепление дисков колес;

- крепление регистрационных знаков и их чистоту;

- уровень масла в картере двигателя, наличие охлаждающей жидкости, отсутствие следов подтекания масел и технических жидкостей, при необходимости доливает масло и жидкости;

- наличие топлива в баке;

- работу двигателя на холостом ходу и повышенной частоте вращения коленчатого вала после его пуска и прогрева;

- работу приборов освещения, световой и звуковой сигнализации, стеклоочистителя;

- величину свободного хода рулевого колеса;

- легкость управления автомобилем на ходу, работу тормозов.

Выявленные в процессе осмотра неисправности обучаемый устраняет совместно с инструктором.
^ ВОЖДЕНИЕ АВТОМОБИЛЯ
Обучение практическому вождению автомобиля включает в себя начальное обучение на закрытой площадке (автодроме), вождение автомобиля в ограниченных проездах, вождение по дорогам с малоинтенсивным движением, вождение автомобиля по дорогам с высокой интенсивностью движения.
^ Упражнение №1. Начальное обучение

Цель упражнения – научиться быстро и правильно занимать рабочее место водителя, умело пользоваться ремнями безопасности, выполнять действия, соответствующие троганию с места, движению и остановке автомобиля (при неработающем двигателе), выходить из автомобиля. От правильной посадки водителя на рабочем месте во многом зависит лучший обзор дорожной обстановки, меньшая утомляемость, удобство пользования органами управления, удобство считывания показаний контрольно-измерительных приборов, расположенных на щитке. Обучаемый изучает правильное положение корпуса, ног и рук на рабочем месте водителя (рис. 1,2).

Рис. 1. Посадка водителя за рулем автомобиля

На рисунке 1а показана правильная поза водителя за рулем автомобиля, спина полностью прилегает к спинке сиденья, ноги легко достают до педалей, руки слегка согнуты в локтях. В этом положении водитель может быстро реагировать на меняющуюся дорожную обстановку, меньше утомляется. На рисунке 1б сиденье слишком близко придвинуто к рулевому колесу, ноги не имеют опоры, слишком согнутые руки затрудняют свободное управление. На рисунке 1в сиденье отодвинуто слишком далеко назад, спина не имеет опоры, ухудшается обзорность, повышается утомляемость.


Рис. 2. Положение рук на рулевом колесе:

а – правильное; б и в – неправильные


Рис. 3. Варианты хвата рулевого колеса:

а – закрытый хват; б – неполный хват; в – открытый хват
Поскольку водитель должен быть постоянно готов к действиям в критических ситуациях, рекомендуется закрытый хват (рис. 3а) – он естественнее. Неполный хват (рис. 3б) приемлем только при движении на больших скоростях, где требуется высочайшая точность руления. Благодаря тому, что большие пальцы упираются в обод рулевого колеса, «чувство руления» возрастает.

Открытый хват (рис. 3в) является неправильным, так как при внезапном наезде автомобиля на препятствие водитель может не удержать рулевое колесо.


Рис. 4. Положение ног на педалях сцепления и тормоза:

1 – правильное (средней частью стопы); 2 и 3 – неправильное (передней или задней частью стопы
Стопа водителя может быть условно разделена на три части (рис. 4).

Часть Ι – передняя, гибкая и чувствительная, но не способная передавать большие усилия. Ею можно нажимать педаль управления подачей топлива, но обязательно при этом опираясь на каблук, чтобы нога меньше уставала.

Часть ΙΙ – средняя, сильная и гибкая часть стопы. Ею нажимают педали сцепления и тормоза, требующие значительного усилия для их нажатия.

Часть ΙΙΙ – пятка, наиболее сильная, но нечувствительная часть стопы. Она обычно служит опорой для ноги, нажимать ею педали неудобно.

Во время движения автомобиля левая нога должна опираться на пол с левой стороны от педали привода сцепления, но быть всегда готовой к переносу на эту педаль, а правая нога должна находиться на педали управления подачей топлива с готовностью переноса влево на педаль тормоза.

Нажатием на педаль привода сцепления достигается кратковременное разобщение коленчатого вала двигателя и механизмов трансмиссии при пуске холодного двигателя, переключении передач, торможении и остановке автомобиля. При отпускании педали привода сцепления плавно соединяют двигатель с трансмиссией при трогании с места и переключении передач. При нажатии на педаль тормоза движение замедляется и автомобиль останавливается. В случае возникновения опасности для движения путем экстренного торможения предупреждают столкновения, наезд на препятствие и т.д. При нажатии на педаль управления подачей топлива увеличивается частота вращения коленчатого вала двигателя, а, значит, и скорость движения автомобиля, при уменьшении нажатия на эту педаль скорость движения уменьшается.

С помощью рычага переключения передач изменяют величину и направление крутящего момента, передаваемого с коленчатого вала двигателя на ведущие колеса, а также длительное отсоединение коленчатого вала двигателя от механизмов трансмиссии. Перемещением вверх рычага стояночного тормоза затормаживают задние колеса автомобиля для удержания его в неподвижном состоянии как на горизонтальном участке дороги, так и на уклонах. При движении стояночным тормозом можно воспользоваться только в случае внезапного отказа рабочего тормоза.

Задание. Отработать приемы раздельного и совместного действия педалями привода сцепления, управления подачей топлива и рычагом переключения передач.

^ Выполнение задания. Педаль сцепления нажать быстро и обязательно до отказа, а отпускать медленно (плавно), в противном случае будет наблюдаться рывок или остановка двигателя при трогании с места и при переключении передач. Нажатие на педаль управления подачей топлива осуществляется постепенно (медленно) передней частью стопы (с опорой каблука на пол) на нужную величину (рис. 4). Педаль управления подачей топлива отпускать медленно, а при переключении передач и торможении – быстро. При пользовании педалями и рычагами нельзя смотреть на органы управления, взор должен быть обращен только на дорогу.

Положение правой руки на рычаге переключения передач показано на рисунке 5.


Рис. 5. Положение руки на рычаге переключения передач:

а – хват пальцами (неправильное); б – обратный хват (неправильное); в и г – основной закрытый хват (правильное)
Порядок трогания автомобиля с места: включить указатель поворота, выключить сцепление, включить первую передачу, убедившись, что не создаются помехи другим участникам движения, равномерно увеличить подачу топлива и плавно включить сцепление, одновременно отпуская рычаг стояночного тормоза, затем убрать ногу с педали сцепления и поставить ее на пол. Для замедления движения или его прекращения следует пользоваться рабочим тормозом.

Плавно тормозят в такой последовательности: отпустить педаль управления подачей топлива, плавно с возрастающим усилием нажать на педаль тормоза, одновременно нажимая на педаль привода сцепления. Снизить скорость до желаемого значения или до полной остановки.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические указания для практических занятий новосибирск 2007 iconМетодические указания для практических занятий Часть IV
Технология механизированных сельскохозяйственных работ: метод указания для практ занятий. Ч. IV: Средства механизации для защиты...

Методические указания для практических занятий новосибирск 2007 iconМетодические указания для практических занятий Часть II
Технология механизированных сельскохозяйственных работ: метод указания для практ занятий. Ч. II: Технология посева зерновых культур,...

Методические указания для практических занятий новосибирск 2007 iconМетодические указания для практических занятий Часть I
Технология механизированных сельскохозяйственных работ: метод указания для практ занятий. Ч. I: Технология проведения основной и...

Методические указания для практических занятий новосибирск 2007 iconМетодические указания для лабораторно-практических занятий новосибирск 2007
Методические указания предназначены для студентов инженерного института, обучающихся по специальностям 190601 Автомобили и автомобильное...

Методические указания для практических занятий новосибирск 2007 iconМетодические указания для практических занятий Рабочее место №1
...

Методические указания для практических занятий новосибирск 2007 iconМетодические указания к выполнению практических работ и варианты заданий
Методические указания предназначены для проведения практических занятий и выполнения домашних заданий для студентов специальности...

Методические указания для практических занятий новосибирск 2007 iconМетодические указания по проведению преподавателями основных видов...
Темы семинарских и практических занятий для магистрантов отделения очного обучения

Методические указания для практических занятий новосибирск 2007 iconМетодические указания по проведению практических занятий
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Методические указания для практических занятий новосибирск 2007 iconМетодические указания для проведения практических занятий по учебному...
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования

Методические указания для практических занятий новосибирск 2007 iconМетодические указания Новосибирск 2009 Кафедра механизации сельского...
Методические указания предназначены для студентов i-го курса Новосибирского государственного аграрного университета, обучающихся...


авто-помощь


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
auto-ally.ru
<..на главную