«Реальность и перспективы развития электронных картографических систем», на котором обсуждались следующие вопросы






Скачать 119.76 Kb.
Название«Реальность и перспективы развития электронных картографических систем», на котором обсуждались следующие вопросы
Дата публикации13.11.2013
Размер119.76 Kb.
ТипАнализ
auto-ally.ru > Авто-руководство > Анализ


Рекомендации Семинара

«Реальность и перспективы развития электронных картографических систем»

 

25-26 января 2005 г. г. Санкт Петербург

 

 

В связи с вводом в действие с 1 июля 2002 г новой Главы 5 Конвенции SOLAS, подтверждающей возможность использования на судах оборудования электронных картографических навигационно-информационных систем (ЭКНИС) в качестве конвенционного и возможной замене бумажных морских навигационных карт официальными электронными, а также с целью уточнения порядка внедрения средств электронной картографии в России, Государственной морской академией (ГМА) имени адмирала С.О.Макарова по согласованию с Федеральным агентством морского и речного транспорта (ФАМРТ) Минтранса России 25-26 января 2005 года был организован семинар на тему «Реальность и перспективы развития электронных картографических систем», на котором обсуждались следующие вопросы:

 

  • Анализ нормативных международных и национальных документов, касающихся использования электронных картографических систем (ЭКНИС и ЭКС) на судах.

  • Требования Парижского Меморандума для Port State Control (PSC) при проверке судов, оборудованных электронными картографическими системами.

  • Эффективность использования электронных картографических систем различного типа на судах морского флота.

  • Анализ аварийности на морском флоте по причине сбоя, отказа работы оборудования ЭКНИС и ЭКС, отсутствия тренажерной подготовки судоводителей.

  • Использование оборудования ЭКС при выполнении лоцманской проводки.

  • Нормативные требования к сертификации/лицензированию компаний, занимающихся производством электронных карт. Требования к качеству неофициальных электронных карт и технологии их производства.

  • Структурная деятельность региональных координационных центров RENC по хранению, корректуре и распространению электронных карт.

  • Основные ограничения электронных картографических систем.

  • Эффективность использования электронных картографических систем на внутренних водных путях.

  • Анализ подготовки судоводителей для работы с оборудованием ЭКНИС и ЭКС на тренажерах и борту судна. Корректировка минимальных требований к вахтенным помощникам.

  • Требования по освидетельствованию тренажерных центров и подготовке инструкторов.

  • Перспективы развития электронных картографических систем в комплексе оборудования интегрированных навигационных систем и интегрированного навигационного мостика.

  • Использование электронных карт в системах управления движением судов.

  • Подготовка судоводителей по использованию АИС в свете внедрения электронных картографических систем.

  • Новые навигационные тренажеры.

 

 

 

На совещании присутствовали представители различных организаций Федерального агентства морского и речного транспорта (ФАМРТ) Минтранса России, ГУНиО МО, ВМФ, Российского Морского Регистра Судоходства, Российского Речного Регистра, научных и проектных организаций, компаний – разработчиков оборудования и электронных карт. Всего присутствовало 86 человек. Список участников прилагается.

 

 

С сообщениями по перечисленным вопросам выступили:

Ольшевский А.Н. (Управление обеспечения судоходства ФАМРТ), Егоров С.В. (ЦКП ГУНиО МО), Губернаторов С.С. (компания C-MAP), Решетняк С.В. (ГГП), Чернышов А.В. (ГУР РМРС), Афанасьев В.В., Гагарский Д.А., Маринич А.Н., Логиновский В.А. ( все от ГМА им. адмирала С.О.Макарова), Головко В.И., Суйтс Г.Т. (все от ФГУП «Морсвязьспутник»), Секачев В.В., Трофимов Е.В., Вайгачев В.А. (все от группы компании «Транзас»), Баргман С.А. (ЗАО «Морские Компьютерные системы»), Фролов Ю.Д. (РС УДС «Раскат»), Гайсенок А.А., Ширяев А.В. (все от ООО «Моринтех»), Пономаренко Н.Г. (Северо-Западная Территориальная инспекция Госгеонадзора), Климов Е.Р. (НТЦ ОАО СМП), Десятерик М.Н. , Долгов А.Н. (все от КБ МЭ «Вектор»), Рыков В.И. (ООО «Чарт Пилот»), другие лица

 

В ходе обсуждений выступили более 20 представителей от различных организаций.

 

 

Заслушав и обсудив информацию о новых международных требованиях к картографическому обеспечению судовождения, перспективах внедрения средств электронной картографии на морском флоте, организации производства электронных карт и ЭКНИС российскими производителями, участники совещания отметили следующее.

 

В соответствии с требованиями правила 19.2.1.4. Главы 5 Конвенции SOLAS все морские суда, независимо от их размера, обязаны иметь морские навигационные карты, с помощью которых должна выполняться предварительная прокладка при планировании предполагаемого рейса, а в ходе рейса осуществляться исполнительная прокладка.

Как указано в Правиле 34 Главы 5, до выхода в море капитан должен обеспечить, чтобы намеченный рейс был спланирован с использованием откорректированных морских навигационных карт и пособий на район плавания. При этом должен учитываться порядок, установленный Руководством по планированию рейса, принятый Резолюцией IMO А.893 (21).

Наличие на судне электронной картографической навигационно-информационной системы, отвечающей эксплуатационным требованиям к этой аппаратуре, изложенным в Резолюции IMO А.817(19) с принятыми к ней дополнениями, может обеспечить выполнение требований правила 19.2.1.4 в том случае, если в базе данных ЭКНИС содержится коллекция официальных электронных навигационных карт (ENC), откорректированных на уровень современности. При отсутствии официальных ENC, ЭКНИС может использоваться с неофициальными электронными картами в качестве вспомогательного навигационного оборудования с индикацией об этом на дисплее ЭКНИС. В этом случае ЭКНИС не признается эквивалентом бумажной навигационной карты, на которой необходимо производить прокладку.

Для надежного выполнения функциональных требований, предъявляемых к ЭКНИС, судно должно быть оснащено независимыми дублирующими средствами резервирования, обеспечивающими навигационную безопасность в случае выхода из строя указанной электронной системы. В качестве резервирования ЭКНИС может быть использован резервный комплект аналогичного электронного оборудования (Back up) или комплект бумажных морских навигационных карт и пособий. Указанные средства должны обеспечивать, чтобы при возможном выходе из строя основного комплекта ЭКНИС не возникала угроза для навигационной безопасности плавания. В соответствии с Дополнением 6 к Резолюции А.817(19), дублирующая система должна выполнять требования, предъявляемые к основному комплекту ЭКНИС и автоматически переходить в этот режим работы. При этом должен обеспечиваться перенос на нее предварительной прокладки, ранее выполненной на ЭКНИС, и производство исполнительной прокладки, осуществлявшейся на ЭКНИС основного комплекта.

В настоящее время на многих судах (20-25%) мирового флота уже имеются электронные картографические системы, из которых около 5% представлены ЭКНИС и используются в качестве конвенционного оборудования.

Многие суда (более 15% мирового флота) оснащены электронными картографическими системами (ЭКС), в которых используются неофициальные навигационные карты, производимые разными фирмами. Подобную аппаратуру в мире изготавливают более 100 фирм. По своим параметрам эти системы могут не соответствовать требованиям, предъявляемым к ЭКНИС, но они эффективно используются на многих судах как дополнительное средство.

Средства электронной картографии обладают целым рядом важных достоинств, стимулирующих их применение на морских судах. К ним относятся:

        Автоматическое ведение исполнительной прокладки;

        Возможность оперативного контроля со стороны штурмана за текущим местоположением судна в любое время;

        Возможность объединения на едином индикаторе всей судовой навигационной информации при работе оборудования в режиме интегрированного навигационного мостика (IBS) или интегрированной навигационной системы (INS).

        Автоматический контроль за движением по заданной траектории, установленной в ходе предварительной прокладки;

        Автоматическая сигнализация при подходе судна к опасностям, указанным судоводителем районам, при подходе судна к точке поворота;

        Автоматическая сигнализация о нарушениях в работе ЭКНИС (использование карт ненадлежащего масштаба, разных систем координат, выход из строя навигационных датчиков и неисправность системы).

        Автоматическая архивация информации о работе основных навигационных датчиков и окружающей навигационной обстановки с возможностью последующего анализа движения своего судна и окружающих его судов.

        Автоматическая архивация электронных записей судового журнала.

 

Благодаря указанным достоинствам ЭКНИС обеспечивается более эффективное и наглядное представление навигационной информации, что позволяет снизить нагрузку на штурманский состав при ведении прокладки и, благодаря этому, больше времени уделять наблюдению за окружающей обстановкой и выработке обоснованных решений по управлению судном.

Следует отметить, что Россия поддержала стандарт ISO .. на коммерческие электронные карты, и в настоящее время прорабатывается порядок национальной сертификации таких карт.

Системы ЭКС в лоцманском комплекте эффективно используются лоцманами, особенно в районах с недостаточным навигационно-гидрографическим обеспечением и при плохой видимости, и практически являются основным навигационным средством, используемым для контроля за движением судна.

К сожалению, в настоящее время в деле внедрения электронных картографических систем на отечественном морском флоте имеется много проблем и нерешенных вопросов.

 

1.                       Судовладельцы не заинтересованы в их приобретении, т.к. это увеличивает их расходы на содержание судна. Их применение не стимулируется соответствующими решениями национальных Морских Администраций.

2.                       Одной из главных проблем является отсутствие глобальной коллекции электронных карт и пособий, изданных ГУНиО МО. Вопросы безопасности судовождения в данном случае не стоят на первом месте.

3.                       По этой причине многие отечественные суда по уровню оснащенности современной техникой отстают от темпов иностранных компаний, где этот вопрос регулируется экономической заинтересованностью компаний в поддержании оборудования на уровне современности (Канада).

4.                       В США с 01.01.2007 года вводится запрет на вход в порты государства судам, не оснащенным электронными картографическими системами. Причиной подобных действий государств является стремление к уменьшению риска создания аварийных ситуаций и борьбы за чистоту экологии своих территориальных вод. Этим самым они способствуют поддержанию национального флота на современном уровне. Российские компании должны уже сейчас готовиться к этому, т.к. установки такого оборудования на суда потребует времени и обучения для работы с ним.

5.                       В настоящее время не достаточно отчетливо определен статус ЭКС, которые очень эффективно используются на судах при решении навигационных задач, но выполняют функции только вспомогательного навигационно-информационного оборудования, требования к которому не закреплены в официальных международных и национальных документах.

6.                       Детальный анализ ограничений растровых карт и моделирование на тренажере, выполненные ГМА им.Адм.С.О.Макарова, и представленные в ноте Морской администрации на КБМ 70, показывают, что использование растровых карт в стесненных водах может привести к навигационной аварии.

7.                       Вопросы автоматической доставки на суда корректуры ЭНК к настоящему времени не решены, а покрытие территориальных вод России официальными электронными навигационными картами не позволяет использовать их для безопасного судовождения, т.к. многие участки покрыты картами мелкого масштаба. Отсутствуют национальные нормативно-правовые решения, определяющие порядок снабжения отечественных морских судов электронными навигационными картами, пособиями и корректурным материалом.

8.                       Необходимо разработать требования к навигационным помощникам, использующим электронные картографические системы различного типа и процедуры работы с этим оборудованием. О необходимости принятия подобных национальных решений, начиная с июля 2001 г. , неоднократно отмечалось в ходе обсуждений этого вопроса на сессиях Подкомитета по безопасности мореплавания ИМО.

9.                       Существует проблема с использованием в ЭКНИС и других навигационных приборах единой системы координат. Согласно требованиям ИМО и Международной электротехнической комиссии (МЭК), в ЭКНИС и АИС должна применяться всемирная система координат WGS-84, в то время как во многих отечественных бумажных морских навигационных картах используется система координат СК-42. На это обстоятельства ИМО неоднократно обращала внимание национальных морских властей.

10.                   Важным является вопрос возможности использования ЭКНИС в ИНС в качестве основного модуля. В 2005г. МЭК планирует опубликовать новый стандарт, в соответствии с которым ИНС будут подразделяться на категории А, B или C.

11.                   Как положительные стороны, так и ограничения в применении ЭКНИС должны быть хорошо понятны судоводителям при применении этой новой техники. Необходимо особое внимание обратить на тренажерную подготовку судоводителей по применению электронных картографических систем. Качество подготовки должно контролироваться компетентными организациями. Исходя из того, что ИМО уже опубликовала модельный курс для обучения работы с оборудованием IBS (IBS/INS), в котором ЭКНИС выполняет роль основного модуля, следует рассмотреть вопросы возможности и целесообразности совмещения подготовки судоводителей на тренажере ЭКНИС с подготовкой на тренажере IBS/INS.

12.                   Отдельно следует отметить необходимость рассмотрения целесообразности совмещенной подготовки судоводителей и лоцманов по использованию ЭКНИС и АИС, а также вопрос о статусе подготовки судоводителей (обязательная/необязательная).

 

С учетом вышеперечисленного, участники семинара отмечают, что для выполнения нормативно-правовых требований и стандартов международных организаций (ИМО, МГО, МЭК) в части внедрения и эффективного использования на морском флоте электронных картографических систем необходимо:

 

 


 

1.       Провести анализ статистики аварий и организовать совещание с участием страховых компаний для информирования их о снижении риска возникновения аварийных ситуаций для судов, имеющих на борту ЭКНИС и экипаж, прошедший соответствующую подготовку по его использованию.

2.       Рассмотреть вопрос о целесообразности создания центра при ГМА Макарова по независимой экспертизе электронных карт, используемых в картографических системах и другом оборудовании для решения вопросов безопасности судовождения.

3.       Рекомендовать российским участникам мероприятий, проводимых ИМО и МГО по вопросам обеспечения безопасности мореплавания, поддерживать предложения об обязательном перспективном оснащения ЭКНИС всех конвенционных судов.

4.       В целях обеспечения безопасности мореплавания рекомендуется запретить использование растровых карт в зоне ответственности Морской администрации Российской Федерации. Это обусловлено известными ограничениями таких карт (SN Circ.207), а также отсутствием актуализированных крупномасштабных растровых карт на отечественные воды.

5.       Ускорить решение вопроса создания картографического центра при ГБУ «Волго-Балт» и нормативно-правовой базы для обеспечения создания и внедрения электронных карт на судах ВВП.

6.       Принять меры к обеспечению выполнения требований Морской администрации России об обязательной тренажерной подготовке судоводительского состава для судов, оснащенных электронными картографическими системами любого уровня.

7.       Определить статус обязательности тренажерной подготовки и периодичность переподготовки судоводителей по электронной картографии.

8.       Организовать на базе Морского УТЦ ГМА периодическое повышение (1 раз в пять лет) квалификации для инструкторов учебно-тренажерных центров по электронной картографии, для чего разработать программу и направить соответствующее циркулярное письмо.

 9.       Рассмотреть вопрос возможности уменьшения лоцманских сборов для судов, оборудованных конвенционным оборудованием ЭКНИС.

10.   Подготовить рекомендацию для районов, где навигационно-гидрографическое обеспечение не отвечает требованиям безопасности судовождения, осуществлять проводку судов при наличии на них ЭКНИС, одобренных в установленном порядке. В случае их отсутствия на судах, рекомендовать лоцманам применять лоцманский комплект с одобренным программным обеспечением.

 11.   Разработать проект ТЭТ к тренажерам интегрированного навигационного мостика/интегрированной навигационной системы (IBS/INS) на базе имеющегося оборудования тренажерных центров.

12.   Разработать требования к тренажеру АИС;

13.   Ввести в порядок освидетельствования учебно-тренажерных центров по электронной картографии процедуры проверки документированного и фактического подтверждения актуализации документации (технической, сертификации преподавательского состава) и оборудования на соответствие текущим требованиям ТЭТ.

14.   Рассмотреть вопрос об организации сокращенной (при повторной) подготовки судоводителей по ЭКНИС.

15.   Изучить опыт Канады по стимулированию оснащения судов ЭКНИС путем предоставления льгот судам, имеющим такие системы и в срок до 31.12.05 представить информацию в ФАМРТ.

16.   Разработать инструкцию к помощникам капитанов, отвечающим за эксплуатацию электронных картографических систем различного типа (ЭКНИС, ЭКС), обновление коллекции электронных карт и выполнение корректуры в срок до 31.12.05 и представить на утверждение в ФАМРТ.

17.   Разработать процедуру оценки системы качества обучения по электронной картографии в тренажерных центрах России и представить в ФГУП «Морсвязьспутник до 01.06.06г. для включения в порядок освидетельствования УТЦ ЭКНИС.

18.   Принять меры для предотвращения применения на судах контрафактной продукции (картографические системы и электронные карты) для решения вопросов безопасности судовождения.

19.   Рассмотреть возможность идентификационной маркировки каждой судовой электронной картографической системы (название судна, судовладелец, номер электронного ключа).

20.   Разработать национальные требования по проработке маршрута перехода в соответствии с требованиями Резолюции IMO А.893(21) и автоматизации решения этого вопроса в электронной картографической системе.

21.   Рекомендовать судоходным компаниям направить информацию в Главное управления Российского морского регистра судоходства об оснащении своих судов оборудованием электронных картографических систем в срок до 31.12.05г.

 

 

ОРГКОМИТЕТ

 

 

 

 

 



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Реальность и перспективы развития электронных картографических систем», на котором обсуждались следующие вопросы icon«Реальность и перспективы развития электронных картографических систем»,...
«Реальность и перспективы развития электронных картографических систем», состоявшегося 25-26 января 2005 г в Государственной морской...

«Реальность и перспективы развития электронных картографических систем», на котором обсуждались следующие вопросы iconОбсуждались вопросы
В период с 19-28 сентября проводилось Всероссийское профилактическое мероприятие «Декада дорожной безопасности детей»

«Реальность и перспективы развития электронных картографических систем», на котором обсуждались следующие вопросы iconПроект реализации технологической платформы «технологии мехатроники,...
Перспективы развития и распространения технологий, которые предполагается развивать в рамках технологической платформы 13

«Реальность и перспективы развития электронных картографических систем», на котором обсуждались следующие вопросы iconПрограмма фундаментальных исследований президиума ран «перспективы...
Перспективы скоординированного социально-экономического развития россии и украины

«Реальность и перспективы развития электронных картографических систем», на котором обсуждались следующие вопросы iconВ процессе переговоров с каждым участником обсуждались вопросы: комплектации...
Всего на заседании присутствовало 5 членов Единой комиссии. Кворум имеется, заседание правомочно

«Реальность и перспективы развития электронных картографических систем», на котором обсуждались следующие вопросы iconФорма проведения
Мбдоу детский сад «Детство» прошли общие родительские собрания, на которых обсуждались вопросы безопасности дорожного движения. Вашему...

«Реальность и перспективы развития электронных картографических систем», на котором обсуждались следующие вопросы iconВ 2006 году автором было издано учебное пособие «Периферийные устройства...
Пу в вычислительных системах; 2 организации обмена данными в эвм; 3 назначения, принцип действия, структуры и программирования последовательного...

«Реальность и перспективы развития электронных картографических систем», на котором обсуждались следующие вопросы iconМелков илья Сергеевич 08. 12. 1983 390044 Рязань, ул. Крупской, д. 16 кв. 20
Чтение электронных схем. Ремонт и настройка радиоэлектронной аппаратуры. Навыки проектирования блоков систем. Знание устройства двс...

«Реальность и перспективы развития электронных картографических систем», на котором обсуждались следующие вопросы iconСигналов датчиков автомобильных систем управления
Тестер имитатор сигналов smc-115 – это современный и точный прибор производства фирмы ООО «юнисов-сервис». Прибор предназначен для...

«Реальность и перспективы развития электронных картографических систем», на котором обсуждались следующие вопросы iconГлобальные перспективы развития автомобильных двигателей по мнению ведущих специалистов


авто-помощь


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
auto-ally.ru
<..на главную