Пояснительная записка Цели и задачи Особенности организации учебного процесса. Основные принципы спортивной тренировки






Скачать 351.6 Kb.
НазваниеПояснительная записка Цели и задачи Особенности организации учебного процесса. Основные принципы спортивной тренировки
страница1/4
Дата публикации15.02.2014
Размер351.6 Kb.
ТипПояснительная записка
auto-ally.ru > Спорт > Пояснительная записка
  1   2   3   4


СОДЕРЖАНИЕ

1.

Пояснительная записка

2.

Цели и задачи

3.

Особенности организации учебного процесса.




Основные принципы спортивной тренировки




Планирование и периодизация спортивной тренировки.

4.

Содержание и организация учебного процесса.




^ Тематический план и примерная схема проведения занятия секции картинга в рамках цикла "Безопасность дорожного движения" (переменный состав учащихся начальных (1-4) классов средних школ).




^ Тематический план и содержание обучения в секции картинга первого года обучения.




Тематический план и содержание обучения в секции картинга второго года обучения

5.

Обеспечение программы

6.

Список литературы









^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Картинг - это один из популярных и наиболее доступных видов автомобильного спорта, которым можно заниматься с раннего возраста. В нашей стране в официальных соревнованиях разрешается участвовать с 8-летнего возраста. Это дает возможность детям овладеть слесарным инструментом, научиться тонкостям регулирования двигателя и ходовой части, освоить работу на различных металлообрабатывающих станках, проявить конструкторские способности, овладеть приемами управления автомобилем. Работая с картом, дети с интересом трудятся и пользуются плодами своих трудов /испытывают, обкатывают свою машину, тренируются и участвуют на ней в соревнованиях/. По окончании школы полученные знания и умения помогут выбрать нужную профессию.

В основу деятельности секции картинга положено освоение техники вождения карта, изучение ПДД и безопасности движения, т. к. анализ дорожно-транспортных происшествий показывает, что большинства из них можно было бы избежать, если бы за рулем находились бы более квалифицированные водители, обладающие большими знаниями, умениями и навыками в управлении автомобилем, а на дорогах более грамотные пешеходы, способные прогнозировать обстановку на дороге. Кроме освоения техники вождения карта, изучения ПДД и БД в основе деятельности секции лежит постройка гоночных и учебно-развлекательных картов, что дает возможность детям развиваться более разносторонне.

Данная программа рассчитана на учащихся 1-11 классов.

Программа может корректироваться с учетом имеющейся материально-технической базы секции, контингента учащихся. Количество обучаемых в группе зависит от уровня обучения и востребованности этого вида деятельности у школьников, устава Учреждения и может составлять:

- в рамках раздела "Безопасность дорожного движения в России" (1-4 класс) - 20-30 человек (переменный состав);

- первого -второго года обучения - 8-12 человек;

- второго года обучения - 6-8 человек;

- третьего и последующих лет обучения - 4-6 человек.

Занятия организуются в учреждении дополнительного образования в специально оборудованном учебном классе и специально оборудованной площадке (картодроме).

На современном этапе картинг переживает большие трудности. Для того, чтобы спортсмен-картингист показал высокие результаты в соревнованиях, кроме спортивного мастерства обязательным условием является наличие хорошей материальной базы, так как картингист не имеет права участвовать в соревнованиях, если у него нет полной экипировки, согласно строгим стандартам. В нашем спортивно-техническом объединении картинга мы стараемся решать эти проблемы привлекая спонсорские средства.

Навыки и умения, приобретенные в процессе обучения в спортивно-техническом объединении часто становятся основополагающими в выборе будущей профессии.

^ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ.

Цель: развития позитивных личностных качеств, познавательных и творческих способностей учащихся посредством освоения системы знаний по безопасности дорожного движения, формирования навыков поведения в различных ситуациях на дороге, ориентирования учащихся на достижение высокого результата в процессе занятий в секции картинга.

Реализация поставленной цели предусматривает решение следующих задач:

Обучающих:

· формирования навыков поведения в различных ситуациях на дороге, как в роли пешехода, так и в роли водителя;

· изучить устройство карта и двигателя внутреннего сгорания, принцип работы ДВС;

· овладение техникой вождения карта;

· конструирование, изготовление и доводка карта;

· изучение правил проведения соревнований по картингу.

Развивающих:

· развить умение учащихся прогнозировать дорожную обстановку и принимать правильное решение в различных ситуациях;

· совершенствовать спортивное мастерство;

· содействовать процессам самопознания и саморазвития личности

· развивать интерес учащихся к выбранному профилю деятельности.

Воспитательных:

· формировать волевые качества для успешной деятельности, такие как собранность, настойчивость, эмоциональная уравновешенность;

· создавать условия для самоопределения учащихся в профессиональном выборе;

· мотивировать стремление к доброжелательным отношениям в коллективе.

· выработать стремление к достижению высоких спортивных результатов;

^ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА.

Цель работы нашей секции поставлена так: наши спортсмены, соответственно и карты должны быть лучшими в России. В этом случае процесс обучения должен быть направлен на достижение результата в качественном отношении выше предыдущего. Это достигается при индивидуальном обучении. Многолетняя практика показала целесообразность привлечения к занятиям картингом родителей занимающихся детей. В этом случае намного возрастает качество теоретической и практической подготовки спортсменов. Создается дух соревнования как между родителями, так и между детьми. А конечные результаты, т. е. результаты участия в спортивных соревнованиях, должны говорят сами за себя.

^ Основные принципы спортивной тренировки.

Спортивная тренировка в картинге является основным педагогическим процессом обучения, воспитания, совершенствования техники вождения и физического развития. Она осуществляется на основе общедидактических и присущих ей некоторых специфических принципах.

Основными общедидактическими принципами тренировки являются: сознательность, активность, наглядность, систематичность и последовательность, постепенность и доступность, прочность.

^ Формы и методы проведения тренировочных занятий

Основной формой проведения спортивной тренировки является учебно-тренировочное занятие, продолжительность которого зависит от подготовленности спортсмена, от периода тренировки, от вида соревнований и трассы. В картинге продолжительность учебно-тренировочного занятия примерно составляет 2-4 часа.

Каждое учебно-тренировочное занятие состоит из 3 частей: подготовительной, основной и заключительной.

^ Подготовительная часть (разминка) проводится в течение 10-20 минут и обеспечивает подготовку организма спортсмена к предстоящей работе в основной части занятия. Подготовительная часть занятия начинается с построения, проверки наличия занимающихся и их экипировки. Затем следует объяснение темы, задачи и содержания занятия. Здесь же уместно проверить и качество усвоения ранее изученного теоретического материала.

Прибыв к месту тренировки, спортсмены под руководством тренера, с учетом проделанной работы, выполняют общеразвивающие и специальные упражнения. Общеразвивающие упражнения выполняют в составе команды, а специальные - в составе команды и индивидуально. Физическая нагрузка должна при этом соответствовать задачам основной части и уровню подготовки спортсмена.

^ Основная часть занятия длится 1,5-2 часа, в ней решается главная задача тренировочного занятия: совершенствование техники вождения карта, выработка тактики, повышение уровня физических и волевых качеств спортсмена.

Основная часть занятия проводится одним из четырех методов: повторным, переменным, равномерным или контрольным.

^ Повторный метод характеризуется многократным преодолением элементов или участков трассы (поэлементная тренировка). Этот метод направлен на развитие скоростной выносливости и координации, и может применяться с перерывами и без них.

Он включает в себя отработку способов и приемов преодоления участков трассы и всей трассы в целом. При этом добиваются максимальной скорости движения, иногда даже выше соревновательной. Например, 3-5 раз преодолевается одно препятствие, элемент или участок трассы, затем 3-5 повторений с максимальной скоростью. После этого небольшой отдых (5-10 мин), и снова повторение тех же элементов.; и так 5-8 повторений. На следующем занятии может быть поставлена та же задача, но с измененным количеством препятствий ил кругов в каждом заезде.

^ Переменный метод заключается в периодическом изменении интенсивности занятий и протяженности непрерывного преодоления препятствий или участков трассы и направлен на развитие скорости движения и быстроты действий. При этом методе трасса разбивается на участки, которые проходятся с различной скоростью: одни участки с большей, другие - с меньшей. Средняя скорость движения в основном ниже соревновательной.

^ Равномерный метод характеризуется выполнением тренировочного задания по равным частям с постепенным сокращением времени отдыха между ними и направлен на развитие специальной выносливости. Основная задача - "накатывание", отработка комплекса упражнений, способа преодоления отдельных препятствий трассы и продолжительности непрерывно выполняемой работы при управлении картом. В этом случае добиваются равномерного прохождения дистанции в одинаковом темпе, однако протяженность дистанции должна быть больше, чем на соревнованиях. Равномерный метод обычно применяется в тех случаях, когда спортсмен имеет невысокую спортивную подготовку или длительное время не тренировался, а также для начинающих спортсменов.

^ Контрольный метод предполагает выполнение тренировочного задания с наибольшей интенсивностью в условиях, максимально приближенным к соревновательным, с соблюдением установленных правил. Этот метод направлен на закрепление ранее выработанных навыков и качеств. На занятии всю дистанцию (или часть ее) спортсмен проходит в высоком темпе с обязательным учетом времени.

Во всех случаях в начале основной части занятия рекомендуется направлять внимание на обеспечение необходимой скорости движения, а в конце - на выносливость. Такая последовательность объясняется тем, что для овладения быстротой и точностью действий, необходимых при движении на большой скорости, требуется хорошее восприятие, которое достигается оптимальной возбудимостью нервной системы после проведения разминки. Для тренировки выносливости определенные предпосылки создаются именно к концу основной части, т. к. предшествовавшая отработка участков ил всей трассы на высокой скорости в необходимой мере подготавливает к этому спортсмена-картингиста.

Нагрузку в процессе основной части занятия следует распределять согласно избранному тренером методу тренировки, при этом следует учитывать цель тренировочного занятия и особенности трассы.

^ Заключительная часть в зависимости от уровня подготовленности спортсменов и метеорологических условий проводится в течении 20-40 минут и имеет задачу снять усталость и привести организм в относительно спокойное состояние. С этой целью спортсмены ездят по трассе с медленной скоростью, собирают предметы оборудования трассы, выполняют физические упражнения на расслабление и восстановление дыхания.

В конце заключительной части подводятся итоги занятия, делается разбор и дается краткая оценка деятельности каждого спортсмена, а также даются задания для самостоятельной работы.

^ Планирование и периодизация спортивной тренировки.

Условиями достижения высоких спортивных результатов в картинге являются длительная, непрерывная, круглогодичная тренировка и правильное планирование на протяжении года применяемых средств, объема и интенсивности тренировочных нагрузок. Тренировка, как правило, проводится в командах, организуется отдельно для начинающих спортсменов и для разрядников.

Понятие “спортивная подготовка” более емкое, чем понятие “спортивная тренировка”. Последняя образует основу спортивной подготовки, но эффективность тренировки, в свою очередь, зависит от качества работы по всем направлениям.

Спортивная тренировка как специализированный педагогический процесс обучения и воспитания имеет целью прежде всего повышение спортивно-технической подготовленности. Вместе с тем, регулярная тренировка и повышение спортивного мастерства должны способствовать укреплению здоровья спортсменов. И все это направлено на достижение высоких спортивных результатов.

Содержание спортивной тренировки в любом виде спорта обычно рассматривается в плане общей и специальной подготовки спортсмена. Под специальной подготовкой спортсмена понимаются те части подготовки, которые непосредственно связаны со спортивной спецификой, причем в разных видах спорта выраженность, объем, содержание и другие особенности спортивной подготовки имеют существенные различия.

Многообразие форм проведения соревнований по картингу ( кольцевые гонки, гонки по ледяному теку, фигурное вождение, скоростное маневрирование, заезды на рекорд скорости ) и соответствующее многообразие типов и классов картинговой техники предъявляют к знаниям, навыкам, умению и личностным качествам спортсменов-картингистов большой комплекс разнообразных требований.

Например, гонщик-картингист специализирующийся на кольцевых гонках должен уметь двигаться на большой скорости в “толпе”, правильно выбирать скорость и траекторию движения, предугадывать тактику и действия соперника, быстро и точно реагировать на ошибки соперника, правильно настроить двигатель и шасси для каждой конкретной трассы, метеорологических условий, “слышать” двигатель и задать оптимальный режим его работы. Гонщику-картингисту необходимо досконально знать теорию и устройство автомобиля (карта), его динамические и прочностные характеристики, выявлять и устранять в кратчайшее время возникающие неисправности.

Даже этот не полный перечень требований наглядно свидетельствует о многообразном характере подготовки картингиста и ее большом объеме. Однако основными частями подготовки спортсменов-картингистов, которые имеют определяющее значение для их спортивного совершенствования и успешного выступления в соревнованиях являются теоретическая, физическая, спортивно-техническая (или скоростная), инженерно-техническая, психологическая и тактическая подготовка.

В настоящее время в системе спортивной тренировки принято делить тренировочный цикл на три периода: подготовительный, соревновательный (основной), и переходный. Такое планирование обеспечивает высокую эффективность процесса спортивной тренировки, позволяет успешно проводить подготовку к спортивному сезону и к периоду наиболее ответственных соревнований.

Основой периодизации спортивной тренировки является разность развития спортивной формы, которая зависит от насыщенности календаря соревнований.

Спортивная форма спортсмена представляет собой оптимальную готовность у достижению высоких результатов, соответствующих конкретному уровню его спортивного мастерства.

Другими словами - в целом процесс совершенствования спортивного мастерства представляется чередованием трех фаз: приобретения, сохранения (относительной стабилизации) и временной утраты спортивной формы. Продолжительность этих фаз зависит от исходного уровня тренированности спортсмена, его возраста, индивидуальных особенностей, от сезонности, а также от того, в каком классе (классах) гоночных автомобилей карт он готовится выступать. Фазы спортивной формы последовательно чередуются, каждый раз на более высоком уровне.

Уровень развития каждой фазы достигается при строго определенном содержании тренировки. Так подготовительный период обеспечивает становление спортивной формы, соревновательный - создает условия для сохранения и реализации приобретенных возможностей в спортивных достижениях, переходный период обеспечивает активных отдых, поддерживает тренированность на определенном уровне и тем самым связывает между собой оба цикла тренировки.

Каждый из указанных процессов представляет собой часть общего процесса спортивной тренировки и вместе с тем имеет свои задачи, содержание и продолжительность.

В подготовительный период основное внимание обращается на теоретическую подготовку, подготовку материальной части карта, освоение более совершенной техники вождения, разностороннюю физическую подготовку и укрепление здоровья, достижения соответствующего уровня работоспособности, совершенствования морально-психологических качеств. Этот период принято делить на два этапа: общеподготовительный , который направлен на повышение работоспособности и специальноподготовительный , обеспечивающий специализированную подготовку, в большей степени направленный на совершенствование техники вождения карта и становление спортивной формы.

Для становления спортивной формы большое значение имеют контрольные заезды и внутренние соревнования, которые помогают картингисту к концу периода достигнуть высокой степени тренированности.

Продолжительность подготовительного периода зависит от уровня подготовленности и индивидуальных особенностей спортсмена, а также от обеспеченности его материальной базой. Для спортсменов-картингистов в годичном цикле это период составляет 3-4 месяца (для летнего картинга).

Соревновательный период направлен на поддержание уровня работоспособности, сохранение спортивной формы и реализации приобретенных возможностей в спортивных достижениях.

В ходе соревнований, в процессе спортивной борьбы на трассе спортсмен совершенствует технику вождения и практическое мастерство, приобретает необходимый соревновательный опыт. Соревнования требуют также максимальной мобилизации физических, волевых качеств и тем самым способствует их дальнейшему развитию.

Тренировочные занятия в этот период строятся на выполнении комплексных соревновательных элементов, а все части подготовки спортсмена соединяются воедино.

Необходимо помнить, что однотипная тренировочная работа приводит к утомлению спортсмена, поэтому для предупреждения или снятия утомления рекомендуется разнообразить тренировочные занятия.

В картинге продолжительность соревновательного периода зависит от финансового состояния, климатических условий и от спортивного календаря. Для летнего картинга (при стабильном финансовом обеспечении) он составляет 5-6 месяцев.

^ Переходный период завершает цикл спортивной тренировки. В нем осуществляется активный отдых, завершаются восстановительные процессы в организме, поддерживается тренированность, ликвидируются недостатков спортивно-технической подготовке. Активный отдых обеспечивается постепенным снижением нагрузок с использованием средств общефизической подготовки.
^ СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА.

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Цели и задачи Особенности организации учебного процесса. Основные принципы спортивной тренировки iconПояснительная записка … возрастные и индивидуальные особенности контингента...
Цели и задачи деятельности по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Пояснительная записка Цели и задачи Особенности организации учебного процесса. Основные принципы спортивной тренировки iconПояснительная записка 3 1 Возрастные и индивидуальные особенности...
Цели и задачи образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Пояснительная записка Цели и задачи Особенности организации учебного процесса. Основные принципы спортивной тренировки iconПояснительная записка 3 1 Возрастные и индивидуальные особенности...
...

Пояснительная записка Цели и задачи Особенности организации учебного процесса. Основные принципы спортивной тренировки iconПояснительная записка. Цели и задачи. Принципы программы. Направления...
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования

Пояснительная записка Цели и задачи Особенности организации учебного процесса. Основные принципы спортивной тренировки iconПояснительная записка. 3-5 Особенности организации образовательного процесса в мкоу сош №3 5-7
Содержание реализуемых основных образовательных программ (федеральный компонент государственного образовательного стандарта)

Пояснительная записка Цели и задачи Особенности организации учебного процесса. Основные принципы спортивной тренировки iconПояснительная записка. 1 Возрастные и индивидуальные особенности...
Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении

Пояснительная записка Цели и задачи Особенности организации учебного процесса. Основные принципы спортивной тренировки iconПояснительная записка 1 Возрастные и индивидуальные особенности контингента...
Особенности осуществления образовательного процесса в Учреждении (национально-культурные, демографические, климатические и др.)

Пояснительная записка Цели и задачи Особенности организации учебного процесса. Основные принципы спортивной тренировки iconПояснительная записка Сведения о доу
Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в доу, сведения о квалификации педагогических кадров и...

Пояснительная записка Цели и задачи Особенности организации учебного процесса. Основные принципы спортивной тренировки iconПояснительная записка введение Цели, задачи реализации основной образовательной...
Принципы и подходы к формированию образовательной программы основного общего образования

Пояснительная записка Цели и задачи Особенности организации учебного процесса. Основные принципы спортивной тренировки iconПояснительная записка
Цели и задачи деятельности учреждения по реализации оопдо


авто-помощь


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
auto-ally.ru
<..на главную