Методические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов Всероссийской олимпиады школьников по основам






НазваниеМетодические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов Всероссийской олимпиады школьников по основам
страница1/4
Дата публикации19.08.2014
Размер0.5 Mb.
ТипМетодические рекомендации
auto-ally.ru > Спорт > Методические рекомендации
  1   2   3   4
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В.Н. Латчук

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по разработке заданий для школьного и муниципального

этапов Всероссийской олимпиады школьников по основам

безопасности жизнедеятельности в 2009/2010 учебном году

Москва 2009
СОДЕРЖАНИЕ



Введение………………………………………………………………………

Порядок организации и проведения школьного этапа

олимпиады по ОБЖ…………………………………………………………..

Порядок организации и проведения муниципального этапа олимпиады по ОБЖ………………………………………………………………………..

Методические рекомендации по подготовке материальной базы

школьного и муниципального этапов олимпиады…………………………

Методические рекомендации по подготовке олимпиадных заданий

теоретического тура………………………………………………………….

Методические рекомендации по подготовке олимпиадных заданий практического тура…………………………………………………………...

Методические рекомендации по оцениванию результатов олимпиадных задний………………………………………………………………………...

Использование учебной литературы и Интернет-ресурсов при подготовке школьников к Олимпиаде………………………………………………...

Использование учебной литературы и Интернет-ресурсов при подготовке школьников к Олимпиаде………………………………………………..

Приложение 1………………………………………………………………..

Приложение 2………………………………………………………………..




3
5
9
16
20
23
27
29
31

35

39


Введение

Осознание касающихся любого гражданина России проблем глобальной безопасности и национальных про­блем, изменившихся в новых условиях и обозначенных в Концепции национальной безопасности России, опреде­ляет необходимость корректировки направленности общего образования по ОБЖ, поиску и применения новых педагогических технологий, форм и методов организации учебно-воспитательного процесса. К таким технологиям можно смело отнести и Всероссийскую олимпиаду школьников по основам безопасности жизнедеятельности.

Основная идея, которой, по мнению многих специалистов, должны придерживаться устроители Олимпиад школьников по ОБЖ любого уровня – от школьного до Всероссийского, и которая должна отличать любое мероприятие с участием детей, заключается в том, что, в первую очередь, Олимпиады должны обучать и воспитывать, а уж потом – выявлять лучших.

Опыт проведения Всероссийских олимпиад школьников показывает, что наибольшие затруднения организаторы и устроители испытывают из-за недостатка информации организационно-методического характера. Это и послужило основанием для разработки настоящих методических рекомендаций, которые подготовлены Центральной предметно-методической комиссией по ОБЖ для оказания помощи соответствующим методическим комиссиям и жюри в составлении заданий для школьного и муниципального этапов Всероссийской олимпиады школьников по основам безопасности жизнедеятельности в субъектах Российской Федерации.

Методические материалы содержат рекомендации по порядку проведения школьного и муниципального этапов Олимпиады, требования к структуре и содержанию олимпиадных заданий, рекомендуемые источники информации для подготовки задач, а также рекомендации по оцениванию результатов участников школьного и муниципального этапов Олимпиады.

Центральная предметно-методическая комиссия по ОБЖ выражает надежду, что представленные методические рекомендации окажутся полезными при проведении школьного и муниципального этапов Олимпиады по ОБЖ, и желает успехов организаторам в их проведении. В случае необходимости, дополнительную информацию по представленным методическим материалам можно получить по электронной почте, обратившись по адресу Latchuk@yandex.ru в Центральную предметно-методическую комиссию по ОБЖ.

Методические рекомендации для школьного и муниципального этапов Всероссийской олимпиады школьников по основам безопасности жизнедеятельности в 2009/2010 утверждены на заседании Центральной предметно-методической комиссии по ОБЖ (протокол № 6 от 3 сентября 2009 г.).

Председатель Центральной предметно-методической

комиссии Всероссийской олимпиады школьников по

основам безопасности жизнедеятельности

В.Н. Латчук


^ Порядок организации и проведения школьного этапа

олимпиады по ОБЖ
Организатором школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по основам безопасности жизнедеятельности (далее - Олимпиада) являются государственные, муниципальные и негосударственные образовательные организации, реализующие общеобразовательные программы, в том числе образовательные организации Российской Федерации, расположенные за пределами территории Российской Федерации (далее - образовательные организации).

Организатором школьного этапа являются - образовательные организации (далее - организатор школьного этапа Олимпиады).

Школьный этап Олимпиады проводится образовательными организациями в октябре месяце, дата проведения которого устанавливается организатором муниципального этапа Олимпиады.

В школьном этапе Олимпиады принимают участие обучающиеся 5-11 классов образовательных организаций, желающие участвовать в Олимпиаде. Квоты на участие в школьном этапе Олимпиады не устанавливаются.

Для проведения школьного этапа организатором данного этапа создаются организационный комитет (далее - Оргкомитет) и жюри школьного этапа Олимпиады.

Оргкомитет осуществляет общее руководство проведением школьного этапа Олимпиады и ее организационное обеспечение. Его состав целесообразно формировать из представителей органов местного самоуправления, муниципальных и городских округов в сфере образования, образовательных, научных и общественных организаций.

Оргкомитет школьного этапа Олимпиады выполняет следующие функции:

  • разрабатывает программу проведения школьного этапа Олимпиады и обеспечивает ее реализацию;

  • организует предусмотренные в школьном этапе Олимпиады состязания в соответствии с требованиями Положения о всероссийской олимпиаде школьников, утвержденного приказом Минобрнауки России от 22 октября 2007 г. № 286;

  • обеспечивает тиражирование заданий, шифровку и дешифровку работ участников;

  • обеспечивает помещения материально-техническими средствами в стро-гом соответствии с рекомендациями, разработанными предметно-методи-ческой комиссией муниципального этапа Олимпиады, с учетом методических рекомендаций Центральной предметно-методической комиссии;

  • обеспечивает жюри помещением для работы и техническими средствами;

  • обеспечивает оказание медицинской помощи участникам в случае необходимости;

  • рассматривает возникшие конфликтные ситуации, заслушивает отчеты апелляционной комиссии и жюри школьного этапа Олимпиады;

  • по представлению жюри утверждает списки победителей и призеров школьного этапа Олимпиады, оформляет протокол (приложение 2);

  • оформляет дипломы победителей и призеров школьного этапа Олимпиады и составляет отчет по итогам школьного этапа Олимпиады.

Работа жюри школьного этапа Олимпиады осуществляется под руководством председателя, функции которого выполняет педагогический работник – специалист в области безопасности жизнедеятельности.

Состав жюри школьного этапа Олимпиады формируется, как правило, из числа педагогических работников, аспирантов и студентов образовательных организаций высшего профессионального образования, специалистов научных и общественных организаций в разных направлениях безопасности жизнедеятельности, педагогов-специалистов в области безопасности жизнедеятельности муниципальных и городских округов в сфере образования, преподавателей-организаторов, учителей ОБЖ и др.

Жюри школьного этапа Олимпиады выполняет следующие функции:

  • изучает олимпиадные задания, критерии оценивания и материально-технические средства, необходимые для проведения школьного этапа Олимпиады, подготовленные предметно-методической комиссией муниципального этапа Олимпиады;

  • осуществляет проверку выполненных олимпиадных заданий школьного этапа Олимпиады;

  • объясняет критерии оценивания каждого из заданий теоретического и практического туров (конкурсов), проводит анализ выполненных олимпиадных заданий и организует разбор их выполнения с участниками олимпиады;

  • рассматривает совместно с оргкомитетом школьного этапа Олимпиады апелляции участников;

  • составляет рейтинговые таблицы по результатам выполнения заданий и итоговый рейтинг участников школьного этапа Олимпиады;

  • определяет победителей и призеров школьного этапа Олимпиады в соответствии с квотой для победителей и призеров школьного этапа установленной организатором муниципального этапа Олимпиады;

  • оформляет протокол заседания по определению победителей и призеров школьного этапа Олимпиады;

  • готовит отчет об итогах выполнения участниками олимпиадных заданий и передает его в Оргкомитет.

Школьный этап Олимпиады проводится по заданиям, разработанным предметно-методической комиссией муниципального этапа Олимпиады, с учетом методических рекомендаций Центральной предметно-методической комиссии Олимпиады и составленным на основе общеобразовательных программ по ОБЖ, реализуемых на ступенях основного общего и среднего (полного) общего образования.

Участники школьного этапа Олимпиады, набравшие наибольшее количество баллов, признаются победителями школьного этапа Олимпиады при условии, что количество набранных ими баллов превышает половину максимально возможных баллов. В случае, когда победители не определены, в школьном этапе Олимпиады определяются только призеры, количество которых определяется исходя из квоты, установленной организатором муниципального этапа Олимпиады.

Призерами школьного этапа Олимпиады в пределах установленной квоты признаются все участники школьного этапа Олимпиады, следующие в итоговой таблице за победителями. В случае, когда у участника, определяемого в пределах установленной квоты в качестве призера, оказывается количество баллов такое же, как и у следующих за ним в итоговой таблице, решение по данному участнику и всем участникам, имеющим равное с ним количество баллов, определяется следующим образом:

  • все участники признаются призерами, если набранные ими баллы больше половины максимально возможных;

  • все участники не признаются призерами, если набранные ими баллы не превышают половины максимально возможных.

Список победителей и призеров школьного этапа Олимпиады утверждается организатором школьного этапа Олимпиады.

Победители и призеры школьного этапа Олимпиады награждаются дипломами, образцы которых утверждаются Минобрнауки России.

Победители и призеры школьного этапа Олимпиады определяются на основании результатов участников школьного этапа с Олимпиады, которые заносятся в итоговую таблицу результатов участников соответствующих, представляющую собой ранжированный список участников, расположенных по мере убывания набранных ими баллов. Участники с равным количеством баллов располагаются в алфавитном порядке

^ Порядок организации и проведения муниципального этапа олимпиады по ОБЖ
Организатором муниципального этапа Всероссийской олимпиады школь-ников по основам безопасности жизнедеятельности (далее - Олимпиада) являются органы местного самоуправления муниципальных и городских округов в сфере образования (далее - организатор муниципального этапа Олимпиады). В городах федерального значения Москва и Санкт-Петербург муниципальный этап Олимпиады проводится в соответствии с их административно-территориальным делением.

Муниципальный этап Олимпиады проводится организатором муниципального этапа Олимпиады образовательными организациями в ноябре месяце, дата проведения которого устанавливается организатором регионального этапа Олимпиады.

В муниципальном этапе Олимпиады принимают участие обучающиеся 7-11 классов образовательных организаций - победители и призеры школьного этапа Олимпиады текущего учебного года. Квоты на участие в муниципальном этапе Олимпиады определяются организатором муниципальном этапа Олимпиады.

Для проведения муниципального этапа организатором данного этапа создаются организационный комитет (далее - Оргкомитет), предметно-методическая комиссия и жюри муниципального этапа Олимпиады.

Оргкомитет осуществляет общее руководство проведением муниципального этапа Олимпиады и ее организационное обеспечение. Его состав целесообразно формировать из представителей органов местного самоуправления, муниципальных и городских округов в сфере образования, образовательных, научных и общественных организаций.

Оргкомитет муниципального этапа Олимпиады выполняет следующие функции:

  • разрабатывает программу проведения муниципального этапа Олимпиады и обеспечивает ее реализацию;

  • обеспечивает участников муниципального этапа Олимпиады и сопровождающих лиц программой проведения муниципального этапа;

  • организует встречу и регистрацию участников олимпиады муниципального этапа Олимпиады и сопровождающих их лиц;

  • организует предусмотренные в муниципальном этапе Олимпиады состязания в соответствии с требованиями Положения о всероссийской олимпиаде школьников, утвержденного приказом Минобрнауки России от 22 октября 2007 г. № 286;

  • обеспечивает тиражирование заданий, шифровку и дешифровку работ участников;

  • обеспечивает помещения материально-техническими средствами в стро-гом соответствии с рекомендациями, разработанными предметно-методи-ческой комиссией регионального этапа Олимпиады, с учетом методических рекомендаций Центральной предметно-методической комиссии;

  • обеспечивает жюри помещением для работы и техническими средствами;

  • обеспечивает оказание медицинской помощи участникам и их сопровождающим в случае необходимости;

  • обеспечивает безопасность участников, сопровождающих их лиц в период официальной программы Олимпиады;

  • рассматривает возникшие конфликтные ситуации, заслушивает отчеты апелляционной комиссии и жюри муниципального этапа Олимпиады;

  • по представлению жюри утверждает списки победителей и призеров муниципального этапа Олимпиады, оформляет протокол;

  • оформляет дипломы победителей и призеров муниципального этапа Олимпиады и составляет отчет по итогам муниципального этапа Олимпиады;

  • составляет отчет по итогам муниципального этапа Олимпиады направляет его в орган государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования в течение 10 дней после закрытия муниципального этапа Олимпиады;

  • осуществляет информационную поддержку муниципального этапа Олимпиады.

Методическое обеспечение проведения муниципального этапа Олимпиады осуществляет предметно-методическая комиссия муниципального этапа Олимпиады, которая формируется из числа научных и педагогических работников; педагогов-специалистов в области безопасности жизнедеятельности муниципальных и городских округов в сфере образования, методистов, преподавателей-организаторов, учителей ОБЖ и др.

Кандидатура председателя и состав предметно-методической комиссии муниципального этапа Олимпиады рассматривается и утверждается приказом руководителем органа управления в сфере образования. Председатель предметно-методической комиссии муниципального этапа Олимпиады распределяет поручения между членами комиссии с учетом их компетенции и опыта.

Предметно-методические комиссии муниципального этапа Олимпиады выполняет следующие организационные функции:

  • анализируют содержание предметной области и школьного курса ОБЖ с целью разработки олимпиадных заданий школьного этапа Олимпиады;

  • разрабатывают олимпиадные задания школьного этапа Олимпиады, с учетом методических рекомендаций Центральной предметно-методи-ческой комиссии Олимпиады;

  • разрабатывают формы для ответов, критерии и показатели оценки ответов на задания школьного этапа Олимпиады;

  • подготавливают информационные и методические материалы для рас­сылки в местные органы управления в сфере образования и образовательные организации;

  • определяют принципы судейства, правила и порядок проведения консультаций по итогам выполнения заданий туров муниципального этапа Олимпиады с конкурсантами.

Предметно-методическая комиссия муниципального этапа Олимпиады по просьбе учащихся и/или педагогов организует очные консультации; публикует статьи в центральных и региональных изданиях в сфере безопасности жизнедеятельности, в которых называются фамилии лауреатов олимпиады, дается оценка уровню теоретической и практической подготовки участников олимпиады, предлагается перечень мер, направленных на повышение их эффективности.

В составе предметно-методической комиссии муниципального этапа Олимпиады создается рабочая группа, которая занимается не только подготовкой методических материалов, но и координирует работу всех членов комиссии. Кроме этого, рабочей группе поручается методическое сопровождение муниципального этапа Олимпиады.

Рабочую группу возглавляет председатель предметно-методической комиссии муниципального этапа Олим­пиады. В состав рабочей группы целесообразно включать не менее трех - пяти специалистов в области образования, которые, помимо соответствующей научной квалификации, должны иметь опыт подготовки и сопровождения подобных мероприятий.

На этапе подготовки рабочая группа предметно-методической комиссии муниципального этапа Олимпиады выполняет следующие функции:

  • организует подготовку и рассылку информационных и методических
    материалов в местные органы управления в сфере образования и образовательные организации для формирования состава участников муниципального этапа Олимпиады;

  • участвует вместе с оргкомитетом муниципального этапа Олимпиады в формировании состава жюри муниципального этапа Олимпиады;

  • организует подготовку конкурсных заданий всех туров муниципального этапа Олимпиады;

  • организует разработку оригинал-макетов заданий и бланков ответов.

Во время проведения олимпиады рабочая группа предметно-методической комиссии:

  • осуществляет судейство в составе жюри муниципального этапа Олимпиады;

  • осуществляет наблюдение за выполнением принципов и правил судей­ства членами жюри;

  • организует научно-методическое сопровождение всех туров муниципального этапа Олимпиады;

  • организует и проводит консультации с членами жюри, руководителями команд и конкурсантами;

  • участвует вместе с рабочей группой оргкомитета в организации всех туров муниципального этапа Олимпиады на правах консультантов и наблюдателей.

Работа жюри муниципального этапа Олимпиады осуществляется под руководством председателя, функции которого выполняет научный или педагогический работник – специалист в области безопасности жизнедеятельности, который не является председателем (членом) предметно - методической комиссии муниципального этапа Олимпиады.

Председатель предметно-методической комиссии муниципального этапа Олимпиады обязательно получает статус сопредседателя жюри со всеми вытекающими правами и обязанностями и сопровождает деятельность председателя жюри муниципального этапа Олимпиады.

Состав жюри муниципального этапа Олимпиады формируется, как правило, из числа научных и педагогических работников, аспирантов и студентов образовательных организаций высшего профессионального образования, специалистов научных и общественных организаций в разных направлениях безопасности жизнедеятельности, педагогов-специалистов в области безопасности жизнедеятельности муниципальных и городских округов в сфере образования, методистов, преподавателей-организаторов, учителей ОБЖ и др.

Жюри муниципального этапа Олимпиады выполняет следующие функции:

  • изучает олимпиадные задания, критерии оценивания и материально-технические средства, необходимые для проведения муниципального этапа Олимпиады, подготовленные предметно-методической комиссией регионального этапа Олимпиады;

  • осуществляет проверку выполненных олимпиадных заданий муниципального этапа Олимпиады;

  • объясняет критерии оценивания каждого из заданий теоретического и практического туров (конкурсов), проводит анализ выполненных олимпиадных заданий и организует разбор их выполнения с участниками олимпиады;

  • рассматривает совместно с оргкомитетом муниципального этапа Олимпиады апелляции участников;

  • составляет рейтинговые таблицы по результатам выполнения заданий и итоговый рейтинг участников муниципального этапа Олимпиады;

  • определяет победителей и призеров муниципального этапа Олимпиады в соответствии с квотой для победителей и призеров муниципального этапа установленной организатором регионального этапа Олимпиады;

  • оформляет протокол заседания по определению победителей и призеров муниципального этапа Олимпиады;

  • готовит отчет об итогах выполнения участниками олимпиадных заданий и передает его в Оргкомитет.

Для судейства отдельных этапов теоретического и практического туров муниципального этапа Олимпиады формируется жюри предметных секций Олимпиады.

Для руководства деятельностью жюри предметных секций муниципального этапа Олимпиады приглашают специалистов в соответствующих областях знаний, которые помимо высокой научной квалификации, пользуются авторитетом у коллег и имеют опыт работы с учащимися. Руководители жюри предметных секций муниципального этапа Олимпиады формируют состав судейских коллективов и представляют их председателю жюри.

Члены жюри предметных секций муниципального этапа Олимпиады приступают к выполнению своих обязанностей после инструктивного занятия, на котором председатель жюри рассказывает о принципах и правилах работы жюри муниципального этапа Олимпиады и судейства, а также знакомит с особенностями ведения документации (протоколов, отчетов).

После окончания работы жюри предметных секций Олимпиады, его руководитель представляет всю требуемую документацию председателю жюри муниципального этапа Олимпиады.

Муниципальный этап Олимпиады проводится по заданиям, разработанным предметно-методической комиссией регионального этапа Олимпиады, с учетом методических рекомендаций Центральной предметно-методи-ческой комиссии Олимпиады и составленным на основе общеобразовательных программ по ОБЖ, реализуемых на ступенях основного общего и среднего (полного) общего образования.

Участники муниципального этапа Олимпиады, набравшие наибольшее количество баллов, признаются победителями муниципального этапа Олимпиады при условии, что количество набранных ими баллов превышает половину максимально возможных баллов. В случае, когда победители не определены, в муниципальном этапе Олимпиады определяются только призеры, количество которых определяется исходя из квоты, установленной организатором регионального этапа Олимпиады.

Призерами муниципального этапа Олимпиады в пределах установленной квоты признаются все участники муниципального этапа Олимпиады, следующие в итоговой таблице за победителями. В случае, когда у участника, определяемого в пределах установленной квоты в качестве призера, оказывается количество баллов такое же, как и у следующих за ним в итоговой таблице, решение по данному участнику и всем участникам, имеющим равное с ним количество баллов, определяется следующим образом:

  • все участники признаются призерами, если набранные ими баллы больше половины максимально возможных;

  • все участники не признаются призерами, если набранные ими баллы не превышают половины максимально возможных.

Список победителей и призеров муниципального этапа Олимпиады утверждается организатором муниципального этапа Олимпиады.

Победители и призеры муниципального этапа Олимпиады награждаются дипломами, образцы которых утверждаются Минобрнауки России.

Победители и призеры муниципального этапа Олимпиады определяются на основании результатов участников муниципального этапа Олимпиады, которые заносятся в итоговую таблицу результатов участников соответствующих, представляющую собой ранжированный список участников, расположенных по мере убывания набранных ими баллов. Участники с равным количеством баллов располагаются в алфавитном порядке.
^ Методические рекомендации по подготовке материальной базы школьного и муниципального этапов Олимпиады
Для проведения всех мероприятий школьного и муниципального этапов Олимпиады необходима соответствующая материальная база, подготовкой которой занимается технический персонал под руководством членов рабочей группы Оргкомитета и при участии специалистов предметно-методической комиссии.

Для торжественного открытия и закрытия Олимпиады требуется акто­вый зал, способный вместить всех участников, руководителей команд, членов жюри, представителей оргкомитета и гостей.

Материальная база конкурсных мероприятий школьного и муниципального этапов Олимпиады включает в себя два тура:

а) первый тур – теоретический, определяющий уровень теоретической подготовки участников Олимпиады;

б) второй тур – практический, определяющий:

  • уровень подготовленности участников Олимпиады в выполнении приемов оказания первой медицинской помощи;

  • уровень подготовленности участников Олимпиады по выживанию в условиях природной среды, по действиям в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, а также по основам военной службы.

^ Первый теоретический тур необходимо проводить в помещениях, обеспечивающих комфортные условия для участников Олимпиады: тишина, чистота, свежий воздух, достаточная освещенность рабочих мест, температура 20-22 оС, влажность 40-60%. В качестве помещений для первого теоретического тура целесообразно исполь­зовать школьные кабинеты или студен-ческие аудитории, обстановка которых привычна участ­никам и настраивает их на работу.

Расчет числа аудиторий определяется числом участников и посадоч-ных мест в аудиториях. Лучше всего подходят учебные аудитории способные вместить не менее 25-30 учащихся. Каждому участнику должен быть предоставлен отдельный стол или парта.

Участники разных возрастных групп должны выполнять задания конкурса в разных аудиториях. В помещении (аудитории) и около него должно быть не менее чем по 1 дежурному.

^ Второй практический тур школьного и муниципального этапов рекомендуется проводить на заранее спланированном организаторами Олимпиады участке местности, а если климатические и погодные условий не позволяют, его целесообразно провести в специализированных помещениях: кабинетах ОБЖ, на базе медпункта или учебных лабораториях физиологии, анатомии и экологии человека (если олимпиадные задания выполняются на базе вузов), спортивных залах и др. Расчет числа таких помещений определяется числом участников. Кроме того, в них должны находиться статисты (не менее 2 человек), выступающие в роли пострадавших и дежурные (2 человека).

Для проведения практического тура, в каждом помещении, где выполняются олимпиадные задания по выполнению приемов оказания первой медицинской помощи организаторам необходимо предусмотреть следующее оборудование: робот-тренажер «Гоша», робот «Гаврюша», кровоостанавливающий жгут, транспортная шина, косынка, перевязочный материал, носилки, гипотермический пакет, таблетки анальгина, бутылка с водой. При отсутствии указанных тренажеров на школьном и муниципальном этапах Олимпиады допускается применение других манекенов.

При выполнении олимпиадных заданий по выживанию в условиях природной среды, где предполагается индивидуальное преодоление участниками препятствий в экстремальной ситуации все участники должны иметь брезентовые рукавицы, спортивную обувь без металлических шипов, каску, компас, часы.

При выполнении олимпиадных заданий по действиям в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера организаторам необходимо предусмотреть: гражданские противогазы марок ГП-5, ГП-7 или их модификации; защитные костюмы ОЗК; шашки для задымления местности; деревянный забор высотой 1,7 м и шириной 2 м.; комплект боевой одежды и снаряжения пожарного на участника; противень (длиной 1,5 м и шириной 1 м, высота борта 20 см с горящей жидкостью); огнетушитель воздушно-пенный на каждого участника; пожарный автомобиль (АЦ), укомплектованный пожарно-техническим вооружением необходимым для выполнения практического задания; спасательный круг; спасательный «конец Александрова».

Олимпиадные задания по основам военной службы выполняются только старшеклассниками, учащимися 10-11 классов. Для их выполнения организаторам необходимо предусмотреть: муляжи гранаты Ф-1, учебные автоматы Калашникова (АКМ, АК-74) для проведения конкурса по их неполной разборке и сборке, магазин и патроны для его снаряжения, пневматические винтовки и пули к ним для выполнения стрельбы, мишени, электронный тир (при необходимости), погоны офицерского, сержантского и рядового состава, нарукавные знаки, эмблемы видов, родов войск и служб Вооруженных Сил Российской Федерации и др.

Приведенный перечень средств оснащения для проведения практического тура школьного и муниципального этапов Олимпиады может быть изменен в зависимости от места его проведения и содержания олимпиадных заданий.

Все участники практического тура должны иметь: допуск, заверенный медицинским работником; спортивную форму одежды в соответствии с погодными условиями. При выполнении практических заданий участниками, где это необходимо, организуется судейская страховка.

Для организации и планирования практических заданий третьего тура целесообразно привлечь специалистов Центров детско-юношеского туризма системы дополнительного образования детей, представителей местных органов управления ГОЧС, ГУВД, военных комиссариатов и воинских частей.

Среди участников соревнований осуществляется постоянный контроль за состоянием здоровья и предупреждение травматизма. В месте проведения практического тура предусматриваются (в случае необходимости) мероприятия по оказанию медицинской помощи, транспортировке пострадавших в лечебные учреждения. Медицинские работники, обслуживающие полевой тур, должны быть обеспечены ясно видимыми отличительными знаками.
^ Подготовка методической базы школьного и муниципального этапов Олимпиады
Методическая база школьного и муниципального этапов Олимпиады должна быть сориентирована не только на знаниевый, но в первую очередь на деятельностный компонент образования, что позволит в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы участников по обеспечению безопасности личности, общества и государства, а также повысить мотивацию обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути.

Ответственность за подготовку методической базы школьного этапа возлагается на предметно-методическую комиссию муниципального этапа Олимпиады, а за подготовку методической базы муниципального этапа на предметно-методическую комиссию регионального этапа Олимпиады. Эту деятельность предметно-методические комиссии в лице специалистов рабочей группы начинают до объявления Олимпиады, и осуществляют в определенной последовательности.

Во-первых, уточняются принципы и подходы к построению содержа­ния конкурсных мероприятий Олимпиады. Эффективной формой организации этой работы являются совещания и круглые столы с привлечением широкого круга представителей и специалистов системы образования в области безопасности жизнедеятельности, системы здравоохранения, МЧС России, МВД России, военных комиссариатов и воинских частей.

Во-вторых, на основе уточненной методологической базы, начинается формирование содержания конкурсов олимпиады и в первую очередь устанавливается объем теоретических и практических знаний, которыми должны владеть участники. Для этого рекомендуется использовать программно-методические материалы, в которых раскрывается обязательное базовое содержание образовательной области и требования к уровню подготовки выпускников основной и средней школы по основам безопасности жизнедеятельности, а именно:

  • стандарт основного общего образования по ОБЖ;

  • стандарт среднего (полного) общего образования по ОБЖ на базовом уровне;

  • стандарт среднего (полного) общего образования по ОБЖ на профильном уровне;

  • методические рекомендации по организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» за счет времени вариативной части базисного учебного плана (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 27 апреля 2007 г. № 03-898);

  • примерные программы по ОБЖ для основного общего образования, в т.ч.: программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» в V - IX классах общеобразовательных учреждений, автор А.Т. Смирнов (изд-во «Просвещение», 2001); программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 5-9 классов общеобразовательных учреждений авторов В.Н. Латчука, С.К. Миронова, С.Н. Вангородского (изд-во «Дрофа», 2005);

  • примерные программы по ОБЖ среднего (полного) общего образования на базовом уровне, в т.ч.: программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для X - XI классов общеобразовательных учреждений, автор А.Т. Смирнов (изд-во «Просвещение», 2001); программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений (базовый уровень) авторов В.Н. Латчука, С.К. Миронова, С.Н. Вангородского (изд-во «Дрофа», 2005);

  • примерные программы по ОБЖ среднего (полного) общего образования на профильном уровне.

В- третьих, анализируется содержание курса ОБЖ на ступенях основного общего и среднего (полного) общего образования с целью определения полного объема информации, которая будет использована для составления конкурсных заданий.

Только после такой предварительной процедуры специалисты присту-пают к самому трудоемкому этапу подготовки методической базы школьного и муниципального этапов Олимпиады – разработке конкурсных заданий теоретического и практического туров.

Председатель предметно-методической комиссии раздает поручения по разработке заданий специалистам и назначает сроки выполнения этого поручения. Для новой Олимпиады разрабатываются оригинальные, новые по содержанию задания.

После создания массива олимпиадных заданий предметно-методичес-кая комиссия приступает к процедуре корректировки и уточнения критериев и показателей оценки их выполнения.

Разработка заданий завершается их экспертизой. Оценка качества конкурсных заданий должна быть проведена не менее чем тремя специалистами.

На основе разработанной документации рабочая группа предметно-методической комиссии готовит информационные и методические материалы для рассылки в местные органы управления в сфере образования и образовательные организации для формирования состава участников Олимпиады. Кроме того, предметно-методическая комиссия пересылает организации-устроителю школьного и муниципального этапов Олимпиады документацию с перечнем необходимого оснащения, оборудования и объектов, необходимых для проведения школьного и муниципального этапов Олимпиады.
^ Методические рекомендации по подготовке олимпиадных заданий теоретического тура
Олимпиадные задания теоретического тура школьного и муниципального этапов Олимпиады состоят из двух частей:

а) первая часть – теоретическая, где участники выполняют теоретические задания (примеры заданий приведены в приложении 1);

б) вторая часть – тестирование.

В теоретическом туре школьного и муниципального этапов Олимпиады предметно-методическим комиссиям необходимо разработать задание, состоящее не менее, чем из 20 вопросов, а также не менее 20 тестов, раскрывающих обязательное базовое содержание образовательной области и требования к уровню подготовки выпускников основной и средней (полной) школы по основам безопасности жизнедеятельности, при этом уровень их сложности должен быть определен таким образом, чтобы, на их решение участник смог затратить в общей сложности не более 90 минут.

Теоретические задания по тематике оказания первой медицинской помощи в первом туре не предусматриваются, поскольку эта тематика пред-ставлена на втором (практическом) туре Олимпиады.

При составлении олимпиадных заданий необходимо учитывать реальный уровень знаний испытуемых, поэтому предметно-методической комиссии муниципального и регионального этапов Олимпиады необходимо подготовить задания отдельно для обучающихся на ступени основного общего и среднего (полного) общего образования.

Олимпиадные задания теоретического тура должны отвечать следующим общим требованиям:

а) вопросы задания должно быть сформулировано ясно и четко, и способствовать формулированию правильного ответа, не допускать их двусмыс-ленного толкования;

б) вопросы задания должны быть построены по принципам: «как читается задание легко, так и понимается легко», «время, выделенное на выполнение задания, должно быть потрачено на поиск ответа, а не на понимание условия вопроса»;

в) при любом варианте ответа вопрос не должен принимать неопределенное значение, т.е. высказывательная форма условия должна всегда принимать значение «истина» или «ложь» при любом допустимом значении ответа. При изменении допустимых условий вопроса задания, правильный ответ никогда не должен стать неправильным;

г) задания следует разнообразить по форме и содержанию, при этом около 80% заданий следует ориентировать на уровень теоретических зна­ний, установленный программно-методическими материалами, в которых рас­крывается обязательное базовое содержание образовательной области и требования к уровню подготовки выпускников основной и средней школы по ОБЖ;

д) при разработке ситуационных задач включаемых в вопросы исключить не информативность их содержания для поиска ответа, а также возможные противоречия: между содержанием условия ситуационной задачи и содержанием требуемого ответа; между образным мышлением участников и содержанием некоторых позиций алгоритмов; между содержанием условия ситуации и имеющимися у участников общеучебными навыками.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов Всероссийской олимпиады школьников по основам iconМетодические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального...
Олимпиады должны выявлять (напишем аккуратно) толковых детей, а не учеников умудренных опытом преподавателей

Методические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов Всероссийской олимпиады школьников по основам iconМетодические рекомендации по проведению муниципального этапа всероссийской...
В муниципальном этапе Олимпиады принимают участие обучающиеся 9–11 классов общеобразовательных учреждений – победители и призеры...

Методические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов Всероссийской олимпиады школьников по основам iconПрика з
Районный этап Всероссийской олимпиады школьников по общеобразовательным предметам в 2012 учебном году, олимпиады школьников младшего...

Методические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов Всероссийской олимпиады школьников по основам iconМуниципальное образовательное учреждение
«О подготовке и проведении школьного этапа всероссийской олимпиады школьников в 2012-2013 учебном году» №443 от 05. 10. 2012г, согласно...

Методические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов Всероссийской олимпиады школьников по основам iconМуниципальный этап
Всероссийской олимпиады школьников по основам безопасности жизнедеятельности (далее Олимпиада по обж) в 2013 – 2014 учебном году...

Методические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов Всероссийской олимпиады школьников по основам icon8 класс победитель муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников...
Аликов Дмитрий Алексеевич, 9 класс – 3 место в городском интеллектуальном марафоне по русскому языку и математике среди учащихся...

Методические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов Всероссийской олимпиады школьников по основам iconПедагогического опыта
Подготовивших победителей и призеров регионального и заключительного этапов всероссийской олимпиады школьников

Методические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов Всероссийской олимпиады школьников по основам iconРекомендации по подготовке школьников Хабаровского края к региональному...
Рекомендации по подготовке школьников Хабаровского края к региональному этапу Всероссийской олимпиады школьников

Методические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов Всероссийской олимпиады школьников по основам iconУправление образования
«Об организации и проведении регионального этапа всероссийской олимпиады школьников в 2013-2014 учебном году», на основании приказа...

Методические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов Всероссийской олимпиады школьников по основам iconМетодические рекомендации по проведению второго (окружного) этапа...
Методические рекомендации предназначены для управленческих и педагогических работников образовательных учреждений начального и среднего...


авто-помощь


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
auto-ally.ru
<..на главную