Бензин — это смесь из нефти, получаемая для использования в автомобилях и других транспортных средствах с ХХ века. С прошлого времени качество топлива было значительно улучшено, а нормы и требования к составу продукта регулируются ГОСТами и другими спецификациями. Но, всё же, потребителям приходится пользоваться некачественным бензином.
Опасность низкосортного бензина
Низкосортный бензин может привести к проблемам с двигателем, расходу топлива и выбросам шлаков. Чтобы избежать нежелательных последствий, нужно выбирать надежные АЗС и пользоваться качественными топливными смесями.
Состав и Марки бензина
Всегда сложно определить состав бензина, так как он включает в себя несколько тяжелых и легких фракций нефти, а также кислосодержащие соединения. Для оценки качества используются физико-химические свойства, а для производства используется нефть. Откуда берется нефть, где находятся скважины — все это не без значения для производства бензина. В отечественных месторождениях может присутствовать увеличенное количество серы, поэтому требуется дополнительная очистка фракций. Существуют международные эко-стандарты, в соответствии с которыми содержание серы в готовом бензине должно быть сведено к минимальному значению.
Производство бензина
Получение бензина из нефти является длительным и усложнённым процессом. Начиная с отбора образцов из сырой нефти, как источника получения информации о элементном и групповом составе, и плотности нефти, затем идёт процедура очистки, перегонки, крекинга и риформинга. Для получения бензина с одним из октановых чисел нужно выполнить регулировку содержания изобутана и пропан-бутана в топливной смеси в газофракционирующей установке.
Производство бензина
Изготовление бензина — длительный и усложнённый процесс. Началом может считаться взятие проб с нефти для изучения её элементного и группового состава. Затем происходит очистка, перегонка, крекинг и риформинг сырья. Затем для получения бензина сконцентрированного по октановому числу нужно провести регулировку содержания изобутана и пропан-бутана в топливной смеси в газофракционирующей установке.
Требования к качеству бензина
Поскольку этилированные бензины в России и в большинстве стран мира запрещены из-за их высокой токсичности и содержания тетраэтилсвинца, для оценки параметров качества бензина применяются только неэтилированные марки горючего. Характеристики химического и фракционного состава продукта многоступенчатой переработки указаны в трех ГОСТах и одном ТУ (№0251−001–12150839–2015). Для автомобильных и мотоциклетных бензинов требования к качеству определяются в зависимости от октанового числа.
Межгосударственный документ ГОСТ 2084−77 для стран СНГ
ГОСТ 2084−77 является межгосударственным документом, распространяющимся на страны СНГ. В Российской Федерации он распространяется только на бензин АИ-76.
ГОСТ Р 51105−97
ГОСТ Р 51105−97 распространяется на бензины марок Нормаль-80 и Регуляр-92, также известные как АИ-80 и АИ-92, основанные на европейском стандарте EN 228–1993.
ГОСТ Р 51866−2002
ГОСТ Р 51866−2002 распространяется на бензины с октановым числом 95 и 98, такие как Premium Euro-95 и Super Euro-98, и их типы. Документ адаптирован из стандарта EN 228–2004.
GOST 32513−2013: Руководящие указания по составу бензинов
ГОСТ 32513−2013 устанавливает общие технические требования и классификацию для всех видов бензинов. Он может быть использован при оценке новых марок топлива, таких как ЭКТО-100 (Pulsar 100, Ultimate 100 или АИ-100), а также спортивного класса 100+ с октановым числом 102 (С-102) или 105. Такое топливо, как правило, рекомендуется для гоночных автомобилей и суперкаров, но еще не получило широкого распространения в повседневной эксплуатации.
Дифференциация сортов бензина
Октановое число — это шкала, используемая для измерения устойчивости бензина к детонации. Это наиболее популярная и распространенная система классификации топлива. Чем выше октановое число, тем выше степень сжатия, что приводит к более плавному и равномерному сгоранию топливно-воздушной смеси в камере сгорания.
Типы бензина, продаваемого на АЗС
На автозаправочных станциях предлагается широкий ассортимент бензинов, отличающихся октановым числом. Это число является показателем мощности и топливной экономичности двигателя, а также качественных параметров применительно к различным конструкциям двигателей и коробок передач.
Дифференциация октановых чисел бензина
Октановое число бензина определяется тремя различными методами: лабораторным, исследовательским и моторным. Неотъемлемой частью процесса является использование профессиональных установок, имитирующих условия движения в городе (исследовательский метод, низкие обороты двигателя) и при максимальной нагрузке на двигатель (моторный метод). В российском государственном стандарте (ГОСТ) указаны все официальные марки бензина с соответствующими октановыми числами. С апреля 2003 года водителям в России на АЗС доступны четыре вида бензина, о чем говорится в № 34-ФЗ от 22.03.2003.
Разнообразный текст
В ГОСТ Р 51105−97 АИ-80 обозначается как А-76, Н-80 или бензин Нормаль-80, а в ГОСТ Р 51866−2002 АИ-92 — как Регуляр-92, АИ-95 — как Премиум-95 или Премиум-Евро-95, а АИ-98 — как Супер-98 или Супер-Евро-98. Кроме того, номер, которым обозначается вид топлива, отражает его экологическую безопасность: более высокий номер означает более экологичный состав.
Классы топлива в России
В России классы топлива К1, К2 и К3 объявлены вне закона, а К4 снят с производства. Таким образом, вопрос о том, какое топливо лучше, еще не решен. В такой ситуации при выборе топлива, соответствующего автомобилю и бюджету, лучше всего опираться на рекомендации производителя. Минимальное октановое число рекомендуемого бензина можно найти на внутренней стороне крышки топливного бака.
Двигатели и различные октановые числа
Не каждый двигатель будет иметь наилучшую работу клапанов при использовании бензина с самым высоким октановым числом. Тип используемого бензина следует выбирать в зависимости от конструкции и мощности двигателя: средние по литражу и оборотам двигатели не выиграют от использования АИ-95. Напротив, для турбированных версий и гибридных моделей лучше использовать бензин с октановым числом 98, например, спортивное топливо или октан-корректоры с искусственными присадками.
Заблуждения о присадках к бензину
Спорить о том, хороши или плохи присадки к бензину, не приходится, поскольку перечень разрешенных, а значит, безопасных присадок для автомобилей изложен в регламенте Таможенного союза ТР ТС 013/2011. В этом документе указано, что при производстве бензина в его состав не должны входить такие соединения, как железо, свинец и марганец. Такие же строгие стандарты должны применяться и при выборе присадок для заливки в бак автомобиля.
Следует соблюдать осторожность при использовании N-метиланилина
Несмотря на то, что N-метиланилин пользуется популярностью у тех, кто стремится повысить октановое число бензина, применять его следует с осторожностью. Исследования показали, что октановое число бензина составляет 280, однако его добавление в бензин может негативно сказаться на деталях и узлах двигателя. Неправильное смешивание N-метиланилина с бензином может привести к образованию смолистых соединений и увеличению износа деталей.
Преимущества МТБЭ
МТБЭ, объявленный ТР ТС 013/2011 безвредным для бензина и автомобильных двигателей, известен тем, что его октановое число составляет 115–135 в зависимости от метода исследования. Он не токсичен, способствует равномерному сгоранию топлива и минимизации риска коррозии.
Промышленное производство бензина
Промышленное производство бензинов позволяет добавлять присадки, однако смешивание различных фракций должно производиться на специализированных установках для обеспечения однородности конечного продукта.
Необходим ли октан-усилитель?
При покупке на АЗС топлива, соответствующего требованиям двигателя и рекомендациям автопроизводителя, октаноповышающий коэффициент не нужен. Необоснованное применение таких усилителей может негативно сказаться на работе двигателя внутреннего сгорания. Вместо октаноповышающих средств лучше рассмотреть возможность использования катализаторов gorenje.
Двигатели, работающие на топливе АИ, нуждаются в октаноповышающих присадках
Если на автомобиль устанавливается двигатель АИ-95 или АИ-98, а топливо такого типа отсутствует, необходимо использовать октаноповышающую присадку. Без добавления корректора происходит сбой в работе датчика детонации, что приводит к увеличению опережения зажигания. Это приведет к снижению мощности двигателя, а при неудачном исходе — к прогоранию поршней, детонации и выходу двигателя из строя.
Недобросовестные продавцы топлива
Недобросовестные поставщики на рынке автомобильного топлива могут воспринимать уведомления об использовании вредных примесей как абсолютное одобрение таких действий. В результате владельцы автомобилей, не зная, что заправляют бензин, смешанный с другими смесями, могут наблюдать дефекты двигателя.
Как приобрести качественное топливо
Если вы хотите приобрести качественный бензин, то лучше всего обращаться на надежные АЗС от производителей с хорошей репутацией и широкой сетью сбыта. На них можно получить паспорт качества и сертификаты на каждую партию топлива. Чтобы найти ближайшую надежную АЗС в незнакомом городе, воспользуйтесь картой АЗС от программы, организующей сеть надежных нефтегазовых компаний: производителей, поставщиков и розничных продавцов ГСМ.
Каков состав бензина?
Бензин представляет собой комбинацию четко выраженных алифатических углеводородов, то есть молекул углерода и водорода, соединенных в линию. Независимо от состава топлива, в него не входят ароматические углеводороды, имеющие в своей конфигурации кольцевые и другие замкнутые элементы. Эти структуры эластичны и трудноразрушимы. Бензин — испаряющееся вещество, поэтому он не обладает ароматическими связями.
Что входит в состав бензина?
В состав бензина, помимо линейки алифатических углеводородов, могут входить различные присадки и модификаторы, улучшающие и стабилизирующие его свойства. Кроме того, в состав топлива могут входить загрязняющие вещества, образующиеся в процессе его производства, такие как соединения свинца, серы, азота, кислорода и т. д. В целом химический состав бензина достаточно сложен.
Маркировка бензина в соответствии с ГОСТ Р 54283−2010
Маркировка бензина в России обозначается октановым числом, которое определяется либо исследовательским, либо моторным методом. В марке топлива буквы и цифры обозначают следующее:
- А — автомобильный бензин
- И — октановое число рассчитывается исследовательским методом
- При отсутствии символа — октановое число определяется моторным методом × 80, 92, 95, 98 и т. д. — это собственно октановое число
Цифры экологического класса топлива
Цифры от 2 до 5 указывают на экологический класс топлива. Так, маркировка топлива АИ-95/4 означает, что это топливо с октановым числом 95, оцененным исследовательским методом, и экологическим классом 4.
Какова формула бензина?
Вопрос о химической формуле бензина не является точным, поскольку топливо состоит из комбинации летучих нефтяных фракций с температурами кипения 30–200°С, а также других примесей и присадок. Если говорить исключительно об углеводородных компонентах, то это, как правило, углеводороды С6-С9.
Каково назначение бензина?
В первую очередь он служит топливом для двигателей внутреннего сгорания, например, автомобильных, авиационных, ракетных и других специализированных. Кроме того, он является растворителем, горючим материалом, а также ключевым компонентом для производства парафина и других продуктов нефтехимии.