Является ли высокооктановый бензин правильным выбором?
В очередной раз проверяется уравновешенность автовладельцев. Может ли октановое число топлива быть 100 и выше? Стоит ли тратиться на бензин ECTO 100? Будет ли реальное преимущество, если вы выберете премиум-бренд, а не обычное топливо? Эти вопросы вызвали бурные дебаты среди автомобилистов с момента появления 98-октанового бензина, но единого ответа на них не существует для всех сценариев.
Разные двигатели, режимы работы, возраст автомобилей и другие особенности — все это влияет на топливную экономичность, независимо от типа бензина. Высокооктановое топливо не является исключением. Давайте разберемся, кому подходит такое топливо, а кто не увидит никаких улучшений по сравнению с АИ-98 или даже предпочтет АИ-95.
АИ 100 или ECTO 100 бензин с пояснениями
Для начала объясним, что такое «Экто» и чем он отличается от других обычных бензинов той же группы. Формально «Экто» — это маркировка, обозначающая принадлежность топлива к компании «Лукойл». В их подборку вошли дизельное топливо, 92-й, 95-й и новинка 100-го года, все они имеют маркировку «ECTO», что означает, что топливо имеет высокое октановое число по методике исследования (режим «город»). Кроме того, были усовершенствованы компоненты и экологические свойства, благодаря чему качество соответствует стандартам EURO-5.
Другие компании также предлагают аналогичное топливо, но с собственными названиями: G-Drive от «Газпромнефти», V-Power от Shell, Pulsar от «Роснефти». На практике все эти виды топлива относятся к АИ-100 (маркировка АИ-100-К5), разница лишь в присадках, которые каждая компания добавляет в бензин.
АИ 100 — для кого он подходит?
Автовладельцы, опробовавшие топливо АИ 100 в течение месяца или более, отмечают, что оно экономичнее других видов бензина. Некоторые водители, которые несколько раз заправляли бак новым топливом, утверждают, что не видят разницы между АИ 100 и АИ 98 или АИ 95. Так что же на самом деле?
Чтобы найти ответ, необходимо взглянуть на характеристики двигателя. Инженеры, проектирующие силовые агрегаты, учитывают все детонации, которые происходят при сгорании бензина. Каждый вид топлива обладает своим сопротивлением детонации. Если этот показатель низкий, бензин сгорает слишком быстро, что приводит к дополнительной нагрузке на двигатель и ускоренному износу стенок деталей. Октановое число указывает на тот же уровень сопротивления детонации. Чем оно выше, тем медленнее и равномернее сгорает бензин, а давление на детали двигателя остается в допустимых пределах.
Современные двигатели и противоударные датчики стука
Можно сказать, что современные двигатели оснащены противоударными датчиками, и цилиндры находятся под защитой. Но это верно лишь отчасти: датчики есть, однако они лишь определяют момент детонации, но не предотвращают ее. Высокооктановое топливо, в отличие от датчиков, способно предотвратить вероятность внезапного воспламенения в цилиндрах.
Октановое число и степень сжатия: неразрывная связь
Важно отметить взаимосвязь между октановым числом и степенью сжатия — разницей между минимальным и максимальным объемами цилиндра. Существуют оптимальные сочетания и того, и другого, и в соответствии с этим сгорание топлива происходит наиболее эффективно. Если производитель указывает оптимальное топливо с октановым числом 98, то использование топлива с меньшим значением приводит к стукам, дребезжанию, снижению мощности двигателя и, в конечном счете, к его поломке. Кроме того, это приведет к увеличению расхода бензина.
Обратная логика
Предполагается, что, используя обратную логику, все двигатели будут работать лучше и прослужат дольше, если будут потреблять сотый бензин. Отчасти это верно, ведь теоретически силовые агрегаты не будут работать хуже, а покупать топливо с более высоким октановым числом и более высокой стоимостью, чем обычное, не имеет смысла. Тем не менее в реальности наблюдаются необычные эффекты, и использование различных видов топлива с октановым числом выше рекомендованного производителем может негативно сказаться на работе двигателя.
Проверка заблуждений при выборе топлива
Выбор топлива может стать источником путаницы, и вам предстоит разобраться с пятью распространенными заблуждениями. Дело не только в типе топлива, марке или возрасте вашего автомобиля, будь то иномарка или отечественный автомобиль. Ответ кроется в конструкции двигателя.
Стоимость топлива и турбодвигатели.
Как ни удивительно, но двигатели внутреннего сгорания с турбонаддувом и изменяемыми фазами газораспределения прекрасно работают на сотом бензине.
Нужны ли цифры детонационной стойкости?
Накал споров в автомобильных интернет-сообществах о плюсах и минусах цифр детонационной стойкости снизился, учитывая, что теплотворная способность трех бензинов — АИ-95, АИ-98 и АИ-100 — примерно одинакова. Таким образом, при любой категории топлива в камере сгорания высвобождается одинаковое количество энергии, что напрямую не приведет к увеличению мощности. Тем не менее, то, как двигатель использует эту энергию, зависит от его конструкции. Это означает, что потенциал детонационной устойчивости реализуется не за счет бензина, его октанового числа или сложной конструкции автомобиля, а за счет конструктивных возможностей двигателя. В связи с этим возникает вопрос: так ли уж необходимы 100? Но есть один момент, который стоит отметить.
Турбированные моторы: осторожная история
Двигатели с турбонаддувом особенно уязвимы перед топливом низкого или ненадлежащего качества. Форсунки испытывают дополнительную нагрузку, происходит коксование и образование налета. Это ухудшает распыление топливно-воздушной смеси, что приводит к сбоям в работе двигателя на низких оборотах, потере мощности и повышенному расходу топлива.
Высокооктановое топливо: мощность и очистка
Высокооктановое топливо обладает отличными очищающими свойствами. Различные марки топлива часто содержат присадки, которые гораздо лучше предотвращают образование углеродистых отложений и другого мусора по сравнению с Аи-98 и Аи-95. Если загрязнение небольшое, оно может остаться незамеченным, однако увеличение расхода топлива — признак ухудшения работы двигателя. При умеренном загрязнении форсунок двигатель начинает «скипать», снижается динамика разгона, изменяется запах выхлопа. При сильном загрязнении форсунок двигатель начнет работать нестабильно, цилиндры будут работать не так, как ожидалось, что приведет к поломке.
Почему АИ-100?
Форсунки остаются чистыми, впрыск равномерный, нет потери мощности, расход топлива остается прежним. Поэтому ездить на АИ-100 дешевле — это подтверждают владельцы автомобилей, проработавших на этом топливе не менее месяца.
И АИ-98, и АИ-100 — высокооктановые топлива, но АИ-100 лучше и для двигателя, и для окружающей среды. Ему присвоен 5-й экологический класс, но оно легко пройдет более жесткий 6-й экологический стандарт, который сейчас внедряется в России.
Преимущества АИ-98
У АИ-98 есть несколько очевидных преимуществ, которые стоит рассмотреть:
- Вождение дает вам возможность использовать весь потенциал двигателя, не беспокоясь о недостаточном качестве топлива.
- Концентрация бензола и серы ниже, а значит, меньше коррозии и дольше служат свечи зажигания.
- После двух-трех недель использования вы будете расходовать меньше топлива благодаря его очищающим свойствам.
Переход на более высокооктановое топливо: нужно или нет?
Надежность двигателя даже при низких температурах повышается, а его экологические показатели становятся лучшими. Так стоит ли переходить на более высокое октановое число? Единогласный ответ — да, для тех, кто использует это топливо не разово, а регулярно. Возможно, оно не сразу проявит свои лучшие качества, но после нескольких недель испытаний мало кто решает от него отказаться.