Каждому водителю важно знать правильное давление в шинах своего автомобиля. Допустимые значения можно найти на наклейке, обычно расположенной рядом с дверным проемом или на лючке бензобака. Несмотря на то, что обычно водители проверяют эти показатели только при сезонном ремонте шин, их следует контролировать более регулярно, поскольку давление может колебаться. Чтобы помочь водителям понять, какое давление является нормальным зимой и летом, как правильно его измерить и что произойдет, если шины накачаны неправильно, мы подготовили данное руководство.
Измерение давления в шинах автомобиля
С помощью специальных приборов, называемых манометрами, можно определить давление газа или жидкости. Такие манометры используются во многих пневматических и гидравлических системах и имеют различные формы. Компактные модели, созданные специально для автомобильных шин, можно разделить на две категории в зависимости от способа представления данных.
Аналоговый прибор
Аналоговый прибор — это устройство с круглой шкалой и стрелкой. Эта стрелка соединена с трубкой или мембраной, которая управляется с помощью рычага. Давление воздуха влияет на степень деформации трубки или мембраны и, таким образом, изменяет положение стрелки. По окончании измерения стрелка возвращается в исходное положение благодаря пружине или нажатию кнопки.
Цифровые и мембранные манометры
Цифровые манометры часто оснащаются жидкокристаллическими дисплеями (ЖК-дисплеями), на которых отображается значение измеряемого давления. Как правило, такие манометры отличаются высокой точностью, но цифровые модели обычно еще точнее. Кроме того, считывать показания с цифрового дисплея удобнее.
С другой стороны, мембранные манометры имеют преимущество по прочности и надежности. Стрелочные манометры не нуждаются в батарейках, поэтому они лучше приспособлены к работе в тяжелых условиях.
Датчики давления в современных автомобилях
Многие современные автомобили поставляются с уже установленными датчиками давления. Измерительное устройство устанавливается в каждом колесе и передает данные по беспроводной связи. В бортовом компьютере показания давления в шинах отображаются в соответствующем разделе. Водителю остается только сравнить показания с заводской таблицей.
Неоригинальные системы на современном рынке автомобильной электроники
В современной автомобильной электронике существует возможность использования неоригинальных систем. Эти системы состоят из датчиков давления для каждого колеса, которые передают измеренные значения на отдельный приемник. Этот приемник представляет собой небольшую «коробочку» с дисплеем, на котором отображаются данные по каждому колесу. Он может работать как от электросети автомобиля через USB-разъем, так и от прикуривателя. Кроме того, существуют модели с батарейным питанием.
Контроль давления в шинах
Некоторые машины оснащаются системой «контроля давления», которая не измеряет давление напрямую. Вместо этого она использует данные с датчиков ABS, которые отображают скорость вращения каждого колеса. При снижении давления воздуха в шине изменяется ее диаметр, что приводит к разбросу скорости вращения колес. На основании этого электроника может послать сигнал о проколе. Это весьма полезно, однако при использовании такой системы невозможно задать точное давление в шине.
Измерение давления в шинах
Какая единица измерения используется для измерения давления в шинах? В международной системе измерения давления обозначается паскаль (Па); 1 Па эквивалентен 1 Н/м2. В автомобильной промышленности этот вид измерения используется редко. Каждый производитель автомобилей выбирает свою единицу измерения давления в шинах. Американские автопроизводители обычно используют для этих целей psi (фунт/дюйм2), а европейские и японские — bar (бар), который имеет ту же размерность, что и паскаль: 1 бар = 100 000 Па.
Давление в шинах в зависимости от сезона
Термин «атмосфера» (АТ) может быть узнаваем, однако он не регистрируется ни на одном измерительном приборе. Хотя величина давления, равная 1 атм, эквивалентна 1 бар, поэтому никаких преобразований не требуется. При использовании американской системы все несколько сложнее. Если округлить в большую сторону, то 1 psi будет равен 1 бар / 14,5.
Давление в шинах зависит от температуры
Величина давления воздуха в шинах меняется в зависимости от времени года. В зимнее время давление в шинах должно быть выше, чем в летние месяцы. Это связано с тем, что в холодную погоду воздух внутри шины сжимается. В результате давление в шинах должно быть соответствующим образом отрегулировано.
Необходимое давление в шинах для каждого автомобиля
Давление в шинах каждого автомобиля, исходя из целого ряда параметров, точно определяется производителем. К этим элементам относятся:
-
Распределение массы автомобиля.
-
Конструктивные характеристики и настройки подвески.
-
Размер штатно установленных колес.
-
Грузоподъемность автомобиля.
Крайне важно знать допустимые значения давления, поэтому они указаны в руководстве, а также на технологических табличках. Эти таблички обычно находятся в двери со стороны водителя или внутри проема топливного бака.
Таблица давления в шинах
Заводская таблица давления в шинах содержит множество разнообразных данных. В ней учтены все штатные режимы работы и особенности настроек шасси. Рассмотрим, сколько атмосфер нужно закачать в колеса автомобиля, показав на конкретном примере, каким должно быть давление в шинах автомобиля. В левой колонке перечислены все размеры колес, которые подходят к определенной модели. Необходимо найти те, которые установлены на машине в данный момент. Первая цифра обозначает ширину, вторая (через косую черту) — высоту профиля в долях от ширины, а число после буквы «R» — посадочный диаметр шины в дюймах. Ко второму и третьему столбцам мы обратимся в последнюю очередь: там указано рекомендуемое давление в шинах для передней и задней осей. А пока вспомним, сколько человек обычно едет в машине и сколько вещей помещается в багажнике. Если в салоне обычно находятся один-два человека и пара небольших сумок, то ориентируйтесь на пиктограмму с двумя схематичными фигурками; если же путешествует вся семья или перед каждой поездкой приходится загружать внутрь много тяжелых вещей, то подойдут линии с четырьмя «человечками».
Таблица давления в шинах
В данной ситуации существует таблица для выбора давления в шинах. Мало того, что давление для зимних шин такое же, как и для летних, так еще и вопрос «какое атмосферное давление должно быть в шинах автомобиля» не нужен, поскольку рекомендации меняются при изменении размера колеса и ширины шины. Как правило, для легкового автомобиля рекомендуемые значения давления не должны опускаться ниже 2 бар или превышать 2,8 бар.
Давление в шинах: от чего оно зависит?
Газ, находящийся в шинах, способен расширяться или сжиматься в зависимости от температуры. Поэтому зимой давление в шинах падает, а в теплую погоду повышается. Помимо атмосферы, на температуру шин влияют также скорость и стиль вождения. Шины и воздух в них нагреваются от трения о дорогу и деформации резины при движении. Если проверить давление в шинах сразу после поездки, то результат будет выше среднего.
Измерение давления в шинах
Для наиболее точного и надежного измерения давления лучше всего снимать показания на «холодных» шинах, до начала движения автомобиля. Исключение составляют случаи, когда температура в помещении значительно отличается от температуры на улице. В этом случае необходимо сделать поправку на 0,2 бар относительно табличных значений.
Зимой может потребоваться «подкачка» шин, если автомобиль провел ночь на теплой стоянке, когда на улице холодно. И наоборот, если летом в гараже достаточно холодно, то идеальным вариантом будет «недокачать» шины.
Накачка автомобильных шин
Подкачка автомобильных шин — необходимый процесс, обеспечивающий необходимое давление в колесах легкового автомобиля. Для этого обычно используется механический насос или электрический компрессор. Наиболее элементарным типом является ножной насос. Это устройство выглядит как воздушный шарик с «педалью» и встроенным аналоговым манометром. Другой, менее распространенный тип — ручной насос, в котором поршень приводится в действие нажатием на рукоятку двумя руками.
Накачивание колеса с помощью механического насоса
Чтобы наполнить колесо воздухом с помощью механического насоса, необходимо выполнить следующие действия:
-
Открутите крышку ниппеля на колесе.
-
Подсоедините штуцер насоса к ниппелю.
-
Накачивайте воздух до тех пор, пока манометр не покажет ожидаемое давление в колесе. Можно добавить еще немного воздуха, если при отсоединении насоса произошла временная утечка воздуха из шины.
Как легко прокачать колеса
-
Отсоедините насос
-
Надежно закрепите колпачок на ниппеле
Несмотря на простоту выполнения этих действий, процесс накачивания колес будет длительным из-за моторного привода насоса. Однако электрические компрессоры могут ускорить этот процесс. Эти портативные устройства получают питание от 12-вольтовой сети автомобиля и обычно имеют два способа подключения: зажимные клеммы на аккумуляторе или штекер, вставляемый в гнездо прикуривателя.
Шаги по накачиванию шин
-
Подключите компрессор к электросети автомобиля.
-
Закрепите штуцер на ниппеле шины.
-
Включите подачу воздуха.
-
Как только компрессор покажет правильное значение давления, выключите его и отсоедините от сети.
Как правило, механические и электрические насосы различаются по способу крепления. Первые имеют быстросъемные механизмы — достаточно присоединить штуцер к ниппелю шины и повернуть рычаг. При этом ниппель сжимается, образуя герметичное соединение, и одновременно открывается обратный клапан ниппеля, что облегчает закачку воздуха в шину.
Повышенное давление
Компрессор создает большее давление, что делает соединение недостаточным. Накручивание фитингов на ниппель более надежно, хотя и занимает больше времени.
Требования к использованию
Компрессор необходимо использовать только при работающем двигателе. Мощность насоса повышается при более высоком напряжении в электрической системе. Кроме того, при работе с выключенным двигателем аккумулятор может быстро разрядиться, так как компрессору требуется много электроэнергии.
Последствия езды с плохим давлением
Шины — это связующее звено между нашим автомобилем и дорожным покрытием. Их эксплуатационные характеристики тесно связаны с давлением в шинах. Компоненты автомобиля настроены на определенное давление в шинах, поэтому поддержание рекомендованного производителем давления необходимо для обеспечения нормальной динамики, маневренности и тормозного пути.
Проверка давления в шинах
Следует отметить, что шина и колесо в сборе не обеспечивают абсолютной герметичности. Воздух может вытекать из вентиля, по краям колеса и даже через мелкие трещины в резине. Поэтому важно проверять давление в шинах перед длительными поездками и раз в неделю при коротких поездках. Это необходимо делать как в зимнее, так и в летнее время года.
Последствия низкого давления в шинах
Если не следить за давлением в шинах, это может привести к неприятным последствиям. Если шины не накачаны должным образом:
-
Реакция автомобиля на рулевое управление ухудшается.
-
Управляемость автомобиля будет менее стабильной.
-
Вы будете расходовать больше топлива.
-
Резина будет изнашиваться быстрее.
-
При резком падении давления в шине может произойти отрыв колеса на повороте.
Высокая вероятность повреждения дисков
Удар колес о яму, скорее всего, приведет к повреждению дисков. Перекачанные колеса имеют несколько негативных побочных эффектов:
-
Снижение комфорта при езде
-
Увеличение тормозного пути
-
Ухудшение сцепления шины с дорогой
-
Дополнительная нагрузка на элементы подвески, их более быстрый износ.
Исключения
Хотя это обычные результаты, возможны и исключения. Снижение давления в шинах может быть полезно при движении по бездорожью, особенно по неустойчивым поверхностям, таким как песок, снег, грязь. В таких условиях шина лучше приспосабливается к местности и не застревает в ней.
Измерение давления в шинах
Одним из наиболее очевидных признаков неправильно накачанных шин является неравномерный износ протектора. Если шина перекачана, то быстрее изнашивается ее средняя часть. Если шина недокачана, то быстрее изнашиваются внешняя и внутренняя части шины.
Измерение давления в шинах
Давление в шинах измеряется с помощью манометра. Наиболее распространенным типом манометра, используемого в автомобилях, является манометр в барах или фунтах на квадратный дюйм (psi).
Нормы давления в шинах
Для каждого автомобиля существует своя норма давления в шинах, которая может зависеть от размера шин, массы автомобиля и условий движения. Рекомендуемое давление и необходимый объем подкачки для конкретного автомобиля можно найти на табличке в дверном проеме или на крышке бензобака. Кроме того, зимой и летом может потребоваться разное давление в шинах, если на автомобиль установлены разные шины.
Подкачка зимних шин в жару
В жаркую погоду зимние шины следует накачивать сильнее.
Регулярно проверять давление в шинах
Для обеспечения безопасности движения необходимо постоянно проверять и регулировать давление в шинах автомобиля.
Последствия неправильно накачанных колес
Если шины накачаны неправильно, это может повлиять на управляемость автомобиля и ускорить износ шин.