Неэтилированный и этилированный бензин

На своей работе я увидел термин «неэтилированный бензин» и, естественно, захотел разобраться, что это такое и чем он отличается от других видов топлива. Мы часто слышим такие названия, как Аи-92, Экто, ДТ и т. д. Большинство владельцев современных автомобилей в инструкции по эксплуатации могут заметить, что в их машинах разрешено использовать только неэтилированный газ или запрещено использовать этилированный. По сути, эти два понятия идентичны, однако не все знают, по каким причинам и как их различать.

Повышение октанового числа переработанного топлива

В процессе переработки нефти получается газовая смесь, которая далека от оптимальной. Ее октановое число колеблется в пределах от 56 до 60, что значительно ниже нормы 92. Чтобы сделать топливо пригодным для использования в автомобилях, производителю необходимо повысить октановое число.

Для этого существует два метода: опасный, который уже не используется, и более экологичный альтернативный. Ответ на наш вопрос о том, как повысить октановое число, кроется в этих двух методах.

Этилированный бензин

Этилированный бензин получают из топливной смеси, содержащей определенные присадки. Наиболее эффективным способом получения смеси является добавление в исходное топливо тетраэтилсвинца, получаемого при перегонке. Однако уже почти два десятилетия этот способ запрещен из-за его токсичности. Известно, что такое топливо содержит большое количество свинца в выхлопных газах, который при вдыхании может вызывать рак. Кроме того, этилированный газ оказывает негативное воздействие на нейтрализаторы выхлопных газов, которыми оснащены многие автомобили. После одной заправки нейтрализатор, а также барашковый датчик контроля уровня кислорода могут получить повреждения, приводящие к неисправности иномарки. Это связано с тем, что многие импортные автомобили не могут нормально работать при нарушении работы нейтрализатора (катализатора).

Неэтилированный бензин

Неэтилированный бензин создается путем смешивания других компонентов, которые могут быть не столь мощными, но гораздо более экологичными (не содержат свинца). Конкретные присадки могут быть самыми разными: для повышения октанового числа часто используются спирты и эфиры. Несмотря на то что эти присадки слабее, они все равно помогают защитить окружающую среду, так как не содержат свинца, что является большим плюсом. Кроме того, на таком топливе автомобили могут проезжать тысячи километров.

Неэтилированный бензин

Топливо, не содержащее свинца, спирта или других присадок, называется неэтилированным бензином. Ярким примером свинцовосодержащего топлива в бывшем СССР был 93-й бензин, который был запрещен примерно 25 лет назад. В настоящее время в России используется только неэтилированное топливо.

Происхождение этилированного топлива

Заслуживает внимания вопрос о происхождении этилированного топлива.

Неэтилированный бензин: Путешествие во времени

На протяжении десятилетий автомобильная промышленность борется с проблемой детонации топлива в двигателях внутреннего сгорания. При первичной переработке нефти октановое число топлива, как правило, слишком низкое для использования в двигателях, так как оно редко превышает 60, в то время как рекомендуется не менее 80–92. Вторичная переработка для повышения октанового числа является дорогостоящей и сложной, поэтому производители ищут более экономичное решение.

В 1920-х годах компания General Motors нашла способ повышения октанового числа путем добавления в бензин этиловых примесей (тетраэтилсвинца). Компания построила собственный завод по производству такого этилированного топлива, которое было дешевле обычного бензина, но значительно токсичнее, хотя это и не афишировалось.

Этилированный и неэтилированный бензин

В Америке на рынке появился этилированный и неэтилированный бензин, причем с заметной разницей в цене. Правда о его пагубном влиянии на здоровье человека скрывалась, поэтому спрос на этилированный бензин быстро вырос. Вскоре он вытеснил неэтилированный в качестве основного вида топлива. Правда о добавлении тетраэтилсвинца в процессе производства и его токсичности для человека была скрыта ради денежной выгоды. Прискорбные случаи отравления парами на заводах, производящих этилированный газ, объяснялись не правдой, а случайными химическими авариями.

Влияние этилированного топлива

Прошло два десятилетия, прежде чем стало очевидным пагубное влияние этилированного топлива на окружающую среду и человека. Прошло еще 30–40 лет, прежде чем в Америке был введен запрет на его производство, а вскоре после этого топливо было снято с автозаправочных станций. Европа запретила использование этилированного топлива в 2000 г., и только в 2002 г. Россия последовала этому примеру.

Бензин