За 25 лет существования российского государства автомобильный рынок так и не смог наладить нормальные, цивилизованные отношения. Амбиции государства в отношении ЭРА-ГЛОНАСС и «черных ящиков» направлены в основном на выбивание денег из бюджета или смежных структур. Вторичный рынок оставляет у покупателей сомнения и потенциальные проблемы, а дилеры могут предоставить информацию об истории автомобиля только в гарантийный период. Что касается послегарантийного периода или иномарок, то здесь ситуация загадочная. Необходим тщательный осмотр, а если есть возможность, то и диагностика в сервисе. Однако наиболее распространенный способ оценки автомобиля — по одометру и пробегу, особенно если внешний вид машины обманчиво полирован.
Существует ли надежный способ определения фактического пробега?
Если в США, Японии и Европе с этим все в порядке, то в России дело обстоит иначе. По состоянию на декабрь 2014 года мечта о создании единого автомобильного «информационного банка» была практически реализована. Просто не сложились финансовые и рыночные условия.
Для автомобилей, выпущенных в 90-е годы, все было так же. Внимание уделялось пробегу, так как он влиял на стоимость. Но сейчас, в условиях дефицита надежных ресурсов и необходимости тратить деньги, психологический фактор пробега стал играть гораздо большую роль. Для многих «немцев» или «англичан» 100 тыс. км пробега — это грань между старым и новым автомобилем. Двигатель, «автомат», кузов различаются кардинально. Так существует ли надежный способ определения реального пробега?
Изучение пробега автомобиля
Для автомобилей, приобретенных в дилерском центре, важно изучить сервисную документацию и сопоставить ее с цифрами на одометре. Если таких записей нет, то можно обратиться за информацией в соответствующие органы. Как правило, дилеры предоставляют информацию о пробеге и обслуживании независимо от того, где эксплуатировался автомобиль. Но для этого необходимо разрешение нынешнего владельца и его присутствие. Если автомобиль эксплуатировался и предлагается в другом регионе, сделать это может быть затруднительно.
Крупные СТО предлагают сервисные книжки
Многие крупные СТО, особенно входящие в сеть, предоставляют клиентам сервисные книжки. В этих книжках фиксируются операции и пробег. Вряд ли владелец автомобиля не захочет продемонстрировать это свидетельство. Однако при желании сервисные книжки могут быть получены на альтернативных станциях технического обслуживания и заполнены владельцем. К сожалению, у дилеров сервисные книжки есть на каждый автомобиль, что затрудняет манипуляции с ними.
Пробег против внешнего вида
Глупо полагаться на внешний вид автомобиля, чтобы определить его пробег, особенно в России. Дороги здесь могут быть как ухоженными, так и запущенными, поэтому сколы на кузове автомобиля не будут надежным индикатором. Даже если дороги «ремонтируются», защитное покрытие из гравия и битума часто наносится неправильно, что со временем приводит к повреждениям кузова.
Однако для внедорожников и кроссоверов все обстоит несколько иначе. Оценить пробег по внешнему виду по-прежнему сложно, но на больших автомобилях это более реально.
Обратить внимание на днище
При выборе полноприводного автомобиля всегда полезно обратить внимание на днище. Ведь эти автомобили часто берут в дальние и частые поездки, будь то экспедиции или официальные вояжи в места, оставшиеся нетронутыми цивилизацией.
За 100 000, а тем более за 200 000 км пробега днище автомобиля неизбежно изнашивается от гравийных дорог. Новая краска и другие покрытия могут выглядеть подозрительно, поэтому стоит оценить состояние днища автомобиля. Оно говорит громче, чем кузовные панели, и расскажет о том, сколько километров проехал автомобиль. Будет видно, как с автомобилем обращались.
Качество окраски современных автомобилей
Действительно, окраска современных автомобилей не превосходит окраску автомобилей, созданных в девяностые годы прошлого века. Более того, автомобили европейского производства, как правило, окрашены лучше, чем азиатские. При этом необходимо учитывать множество факторов: экологию, год выпуска, происхождение. Поэтому определиться с эталоном бывает довольно сложно.
Качество кабины указывает на пробег
Часто говорят, что по состоянию салона можно судить о пробеге автомобиля. По износу панелей, обивки дверей, рулевого колеса, рычага переключения передач, педалей и обшивки сидений можно судить о том, насколько интенсивно эксплуатировался автомобиль. Однако необходимо учитывать, что разные марки автомобилей стареют по-разному. Некоторые немецкие автомобили класса «люкс» могут проявить признаки старения только после 30–50 тыс. км пробега, в то время как корейские автомобили могут выглядеть очень изношенными уже после 100 тыс. км пробега. Перед покупкой автомобиля имеет смысл проверить степень износа пластиковых, кожаных и тканевых деталей.
Индикаторы пробега
Подушка водительского сиденья, расположенная ближе всего к двери, может указывать на пробег автомобиля. При посадке и высадке людей она испытывает повышенное давление. После 100 000 миль пробега на этой подушке, скорее всего, появятся признаки износа, например, разрывы или вытирание обивки. Кроме того, о пробеге могут рассказать и валики на спинке. Однако определить точный пробег не представляется возможным. Кроме того, в зависимости от марки и модели, сиденье может не дослужить до конца гарантии в 100 000 миль.
Омоложение автомобилей премиум-класса
Возможно, ничего страшного не произойдет, если рассматривать автомобили из одного и того же премиум-сегмента. Покупка какой-нибудь модели BMW ×5 или Range Rover по низкой цене в Европе настолько выгодна при продаже ее в нашей стране, что может потребовать «обновления». Речь идет не о простой чистке, а о замене руля, дверных панелей, обшивки и даже сидений или их перетяжке. Это по-прежнему популярно, и курс валют на это никак не повлиял.
Является ли пробег хорошим показателем технического обслуживания автомобиля?
Не углубляясь в конструкцию, о пробеге могут свидетельствовать и технические элементы. Например, наличие синего дыма из выхлопной трубы — серьезный тревожный признак. Современные двигатели, как правило, с самого начала имеют низкий расход масла на угар. Кроме того, густой дым из выхлопной трубы является верным признаком плохого технического обслуживания и может заставить усомниться в исправности автомобиля — без учета пробега.
С другой стороны, некоторые современные модели двигателей (например, BMW и VAG) после 100–150 тыс. км пробега могут расходовать до одного-двух литров на тысячу километров. Обычно это заметно по выхлопным газам.
Возможные признаки автомобиля с большим пробегом
Когда речь идет о двигателях с турбонаддувом, важно учитывать их долговечность. Согласно правилам эксплуатации, такие турбины обычно служат до 150 тыс. км пробега. Таким образом, отличить автомобиль с полностью исправным турбокомпрессором от автомобиля с неисправным можно без применения диагностического оборудования. Если на автомобиле установлен турбокомпрессор с изменяемой геометрией (VGT), то о большом пробеге может свидетельствовать неисправность сервопривода, регулирующего работу соплового аппарата.
Эксплуатация и обслуживание транспортных средств
Автомобили, выпущенные в последние 5–10 лет, как правило, не имеют срока службы более 50–60 тыс. км. Важно обращать пристальное внимание на бирки и наклейки, которые можно найти на СТО под капотом или в дверных проемах. На этих бирках содержится важная информация о замене различных масел и технических жидкостей, а также ремня/цепи ГРМ. Кроме того, поинтересуйтесь у владельца о недавних ремонтах, например, о замене ступичных подшипников, если их пробег не превышает 30–40 тыс. штук. В настоящее время выход из строя ступичных подшипников происходит примерно при пробеге 50–60 тыс. км.
Фальсификация пробега
Не стоит вмешиваться в показания пробега, если кажется, что некоторые узлы или агрегаты неисправны или близки к отказу. В первую очередь это делается для того, чтобы сократить время и затраты на диагностику. Кроме того, при ремонте необходимо обращать внимание не только на неисправную деталь, но и на другие элементы. С любых устройств можно стереть реальные показания пробега. Все блоки данных переписываются, и после этого ни один сканер не сможет определить исходные показания. Это дороже, чем просто скрутить пробег, что стоит всего около 1500 рублей, но это стоит того, если речь идет об автомобилях, поставляемых из Европы, где пробег больше.
Сколько пробежал автомобиль?
Определить, сколько проехал автомобиль, можно по осмотру сальника коленчатого вала, резиновых манжет и других деталей. Важен не только пробег, но и состояние деталей и систем. Если вы рассматриваете возможность покупки автомобиля, важно при первой же возможности определить, насколько он эксплуатировался. Если ответ окажется неутешительным, следует обратиться к специалисту, который проведет тщательную диагностику, включая ЦПГ, без ее демонтажа. Это необходимо для современных автомобилей.
Больше не нужно оценивать глаза
Больше нельзя оценивать состояние автомобиля на глаз. Если речь идет о двигателе, то не стоит рисковать — лучше обратиться к специалистам по диагностике. Компьютерная диагностика, возможно, не даст полной картины, но с помощью эндоскопа можно измерить компрессию и показать состояние ЦПГ. Это может стоить около 10 000 рублей.
Другая группа постоянных клиентов
Помимо тех, кто наматывает километры, есть и те, кто стремится экономить на бензине. В основном это водители служебных автомобилей, которые должны отчитываться о расходе топлива. Чтобы избежать этой проблемы, можно воспользоваться топливными картами типа CARDEX.