Раскоксовка — это процесс, позволяющий избавиться от нагара — лаков, углеродистых отложений и шлама, образующихся на деталях двигателя, особенно на маслосъемных поршневых кольцах и дренажных каналах поршня. Основными целями этого процесса являются прекращение расхода масла и дымности отработавших газов, нормализация компрессии, расхода топлива, мощности двигателя, снижение детонации и аномальных вибраций.
Диагностика коксования
Отключение коксования необходимо только в том случае, если двигатель закоксовался и вызывает проблемы. Чтобы определить, так ли это, проводится диагностика, включающая:
- Видеоэндоскопия цилиндров — определяется износ цилиндро-поршневой группы. Очень важно осмотреть стенки по периметру на предмет признаков износа и повреждений. Без профессионального эндоскопа «шнурки» дадут лишь беглый обзор днища поршней, предоставляя ограниченную информацию. Масляные пятна на стенках цилиндров, которые не удаляются маслосъемным кольцом, могут быть признаком коксования.
- Поворот камеры — позволяет осмотреть верхнюю часть камеры сгорания и определить, не протекают ли маслосъемные колпачки.
Эндоскопическая видеоинспекция турбомоторов
Видеоэндоскопия турбомотора проводится с целью изучения его состояния: наличия повреждений лопаток турбины и ее корпуса, несоосности вала, наличия масла. Кроме того, измеряется компрессия (давление сжатия) для оценки состояния компрессионных колец и, соответственно, системы маслоудаления. Наконец, проверяется система вентиляции картера на предмет наличия в ней масла или отложений.
Обеспечение чистоты масляной системы
Желательно провести проверку элементов масляной системы на наличие отложений.
Посмотреть результаты качественного коксования
Посмотрите на результаты коксования, выполненного профессионально (как показано на прилагаемых изображениях).
Достичь эффективного коксования
Задача состоит в том, чтобы очистить все детали двигателя от любых отложений. Это необходимо для того, чтобы химический состав для коксования мог успешно и эффективно вступить в контакт с этими деталями.
Химическая очистка, необходимая для декоксования
Для успешного удаления кокса необходимо, чтобы объем используемых химикатов был достаточным, химическая активность — достаточной для разрушения отложений, а продолжительность контакта — достаточной. Другими словами, сильнодействующее химическое вещество должно использоваться в достаточном количестве и находиться в контакте с очищаемыми деталями в течение необходимого времени, чтобы процесс был завершен. Существуют три подхода к удалению кокса с помощью химической подачи:
Процедуры, используемые для очистки внутренних деталей
При использовании цилиндров смесь проходит через свечные колодцы (а иногда и через форсунки) в течение определенного времени. Как правило, очищаются днище поршня, соответствующие поршневые кольца с их канавками, верхняя часть камеры сгорания, клапаны и их сопрягаемые поверхности. Кроме того, используется масляная система, в которой очищающая химия помещается в масло и затем циркулирует вместе с ним по всей масляной системе, очищая места доступа масла, маслоотвод, а также, по крайней мере, некоторые компрессионные кольца и дренаж поршня.
Попадание химических веществ
Химические вещества добавляются в топливо или непосредственно во впуск, днища поршней, компрессионные кольца, клапаны и верхние части камер сгорания. Этот вид очистки не поможет уменьшить водородную очистку или расход масла. Тот, кто утверждает, что это поможет, нечестен. Этот метод полезен только для предотвращения коксования в камерах сгорания, а также для поддержания компрессии и очистки форсунок непосредственного впрыска.
Использование цилиндров — лучший вариант
Для решения большинства проблем, связанных с коксованием, лучше всего использовать первый способ — баллоны. Это полная процедура восстановления при использовании мощной химии. Кроме того, при правильном использовании она максимально безопасна, особенно при использовании метода с масляной системой. Если абразив каким-то образом попадет в масляную систему, то его промывка может привести к повреждению масляного насоса и балансировочных валов.
Коксование нефтяной системы
Коксование нефтяной системы возможно в следующих случаях:
-
В масляной системе имеются значительные остатки;
-
Используются двигатели противоположных типов;
-
Машины, в которых доступ к цилиндрам затруднен из-за особенностей конструкции (дизели, некоторые V-образные двигатели, двигатели, в которых доступ к цилиндрам затруднен, например, из-за плохо снимаемого впускного коллектора, и т. д.).
Различные составы для коксования
Имеющиеся в магазинах средства для коксования сильно различаются по своей эффективности и безопасности. Многие сильнодействующие составы при контакте с окрашенными деталями двигателя (поршень, крышки) могут содрать краску и вызвать засорение маслоприемника, что приведет к масляному голоданию и, в конечном итоге, к повреждению двигателя. В неумелых руках или при многократном применении некоторые из этих средств могут даже вызвать химическое повреждение гильз (GZox и Mitsubishi Shumma), образуя неровности на стенках цилиндров.
Поиск решения для коксования
Многие продукты для растворения масла, представленные на рынке, неэффективны и не могут очистить остатки масла или слив поршней, что делает их ненадежным выбором. Диагностические центры немногочисленны, и при обнаружении масляных загрязнений они часто предлагают дорогостоящую замену или очистку водородом, которая не приносит существенной пользы. В результате человек получает большой счет и мало надежд на долговременное решение проблемы.
Образование углеродистых отложений и способы его предотвращения
Основная причина образования углеродистых отложений — невероятно редкая замена масла. Замена масла в двигателе не требуется, как указано в инструкции производителя (в основном там указаны интервалы замены масла в 15 000 км, независимо от вида эксплуатации и климатических условий), что просто дает вам масляную горелку, которая, согласно той же инструкции, якобы в определенных объемах, регулярно, даже в течение гарантийного срока, и с регулярными интервалами 5 000–7 500−10 000 км, в зависимости от вида эксплуатации: город — город/межгород — межгород.
Остаточное масло легко воспламеняется
При выработке масла температура вспышки резко снижается, что приводит к ускоренному горению. Кроме того, в масле снижается содержание щелочей, что приводит к коррозии и образованию отложений. Чтобы избежать закоксовывания двигателя, единственным надежным решением является своевременная замена масла.
Расход масла
Классический пример влияния расхода масла можно рассмотреть на примере двух разных владельцев автомобилей. Первый владелец имел автомобиль с пробегом 100 000 км и расходовал по литру масла через каждые 1000 км, меняя масло только через 15 000 км. Поршень был уже сильно изношен и требовал ремонта. У другого владельца, напротив, был автомобиль с таким же двигателем, но с большим пробегом — 400 000 км. Масло они меняли каждые 7–8 тыс. км, но допускали несколько ошибок, что приводило к небольшому расходу масла — 100–200 мл на 1000 км. К удивлению, поршень оказался в хорошем состоянии, и расход удалось остановить. После этого двигатель смог проехать еще 200–300 000 км.
Регулярная замена масла
Не затягивайте, своевременно заменяйте масло. Кроме того, регулярно проворачивайте двигатель — это позволит сохранить его в отличном состоянии.