Сжиженный углеводородный газ (СУГ) — это один из видов альтернативного топлива, обладающий многочисленными преимуществами перед традиционными видами топлива. Это топливо, состоящее из смеси пропана (C3H8) и бутана (C4H10), широко используется в качестве заменителя бензина и дизельного топлива.
По сравнению с другими видами ископаемого топлива СУГ сгорает гораздо чище, а значит, выделяет меньше загрязняющих веществ и оказывает меньшее воздействие на окружающую среду. Кроме того, он значительно безопаснее других видов топлива благодаря меньшей воспламеняемости и горючести.
Кроме того, стоимость сжиженного газа значительно ниже стоимости бензина или дизельного топлива, что делает его отличным выбором для тех, кто хочет сэкономить на расходах на топливо. Он также более эффективен, чем другие виды топлива, а значит, может обеспечить большую мощность при меньшем расходе топлива. Наконец, сжиженный газ легко транспортировать и хранить, что делает его удобным вариантом для тех, кому необходимо путешествовать с топливом.
Причины создания пропан-бутановой смеси
Чистый бутан нельзя использовать при температуре ниже нуля, а использование чистого пропана в условиях сильной жары опасно, так как может привести к резкому повышению давления в газовом баллоне. Поэтому для предотвращения подобных проблем создается комбинация пропана и бутана, известная как сжиженный нефтяной газ (СУГ). В состав этой смеси дополнительно входят изобутан, пропилен, этан, этилен и другие углеводороды.
Получение сжиженного нефтяного газа
Сжиженный углеводородный газ (СУГ) можно получить двумя способами:
-
Путем переработки нефти на нефтеперерабатывающих заводах.
-
При добыче нефти и природного газа.
Этот газ востребован в качестве топлива благодаря своим особым физико-химическим свойствам. Среди них следует отметить высокие температуры кипения при атмосферном давлении. Это позволяет хранить пропан-бутановую смесь в диапазоне температур от −40 до +45°С при сравнительно низком давлении (до 1,6 мпа).
Преимущества сжиженного газа
СУГ имеет множество преимуществ, к которым относятся его долговременная стабильность и отсутствие эрозии. Кроме того, октановое число СУГ выше, чем у бензина и дизельного топлива,— 90–110, и зависит от соотношения пропана и бутана в смеси.
Однако энергетическая эффективность СУГ ниже, чем традиционных топлив, из-за более низкой энергии на единицу объема. Это приводит к увеличению расхода на 10–20% по сравнению с бензиновым топливом, но компенсируется его стоимостью, которая в два раза ниже.
Сжигание сжиженного газа на холодном двигателе
Сжиженный газ сгорает более эффективно и надежно, даже в холодном двигателе, не образуя дыма и золы, что делает его более экологичным. По сравнению с дизельным топливом он дает: — на 90% меньше твердых частиц — на 90% меньше оксидов азота — на 60% меньше CO2 — Не загрязняет почву, так как не растворяется в воде.
Дополнительный текст:
Температуры кипения каждого компонента газа специфичны, поэтому давление паров СУГ определяется как температурой, так и его компонентным составом. Состав сжиженного углеводородного газа регулируется ГОСТ 20448−90 «Газы сжиженные углеводородные топливные для коммунально-бытового потребления». Стандарт устанавливает три марки газа.
Технический пропан, комбинация технического пропана и бутана, технический бутан
Соотношение пропана, бутана и других компонентов в СУГ оказывает влияние на его характеристики, в частности, на октановое число и плотность паров топлива. Октановое число (ОЧ) показывает устойчивость топлива к детонации и повышается при увеличении содержания насыщенных углеводородов (пропана, н-бутана, изобутана и т. д.).
Ненасыщенные углеводороды: Потенциальные предшественники шлама
Полимеризация ненасыщенных углеводородов может привести к накоплению осадка в топливном баке, топливной системе и камере сгорания. Эластичность паров (летучесть смеси) является важнейшим фактором при низких температурах. Поддержание ее на необходимом уровне позволяет СНГ выходить из бака. Оба компонента смеси находятся в газообразном состоянии и имеют низкие температуры кипения.
Давление паров и смеси
Пропан кипит [при атмосферном давлении] при гораздо более теплой температуре, чем бутан, −42°C, в то время как бутан кипит при −0,5°C. Поэтому в зимние месяцы количество пропана в топливном газе увеличивают, чтобы повысить эластичность паров газа. В летнее время смесь составляет около 40% пропана и 60% бутана, а в зимнее — наоборот: соотношение 60/40. Поскольку пропан дороже бутана, «зимняя» смесь дороже «летней».
Обман на АЗС
Необходимо внимательно следить за тем, чтобы на АГЗС не производилась замена зимней топливной смеси на летнюю. АГНКС, напротив, используют природный газ, поступающий по трубопроводам. Производство сжиженного газа осуществляется двумя способами:
-
Попутный нефтяной газ (ПНГ) извлекается при добыче нефти.
-
Этан, пропан, бутан и пентан выделяются из резервуаров стабилизации.
Каталитический риформинг
СУГ образуется на НПЗ в результате крекинга и гидрогенизации сырой нефти с выходом около 2%.
Изоляция природного газа
Природный газ, получаемый в результате переработки нефти, выделяется путем отделения углеводородов от газа тяжелее этана.