АИ-92 больше не встречается в Европе, что привело к снижению его использования в последние годы. Однако в связи с пандемией спрос на 92-й вырос больше, чем на 95-й, так как люди в целях экономии предпочитали добираться до мест отдыха на автомобиле, а не летать.
Бензин в России и Америке
АИ-92 — топливо, которое до сих пор продается во многих странах, в том числе в России, Китае и Америке. Вопреки распространенному мнению, бензин в России действительно дешевле, чем в США,— пять рублей за литр против всего двух.
Однако с начала года цена на АИ-92 в России значительно выросла. Она выросла более чем на четыре рубля, в то время как цена в Америке снизилась почти на семь.
Правда о бензине
Бензин АИ-92 содержит свинец, смолы и другие вредные присадки, которые невозможно убрать полностью. Широко распространено мнение, что октановое число обратно пропорционально чистоте бензина, однако это неверно. Для современного бензина экологического класса 5 массовая доля серы ограничена 10 мг/кг, свинца — 5 мг/дм3, смол — 50 мг/дм3. Эти нормы одинаковы для всех видов бензина, независимо от октанового числа.
Заправка могучих казаков
В советское время вместо 92-го бензина в обиход вошел АИ-93. Тогда он считался более качественным топливом. На этом бензине работали ранние модели Lada ВАЗ-2101, Москвичи-412, некоторые версии Запорожцев.
Запорожец создавался как экономичный автомобиль. Однако 50-сильный двигатель МеМЗ-968БЭ с увеличенной степенью сжатия (8,4 вместо 7,2) требовал более дорогого бензина АИ-93!
Действительно ли АИ-93 лучше?
92-й и 93-й топливо вполне аналогичны, разница лишь в том, что в конце 90-х годов АИ-93 был заменен на АИ-92, чтобы соответствовать вновь введенным стандартам.
Привычки расходования
В те времена 1 литр АИ-93 стоил 10 копеек, а заправка бака ВАЗ-2101 обходилась примерно в 4 рубля. Для ГАЗ-24 − 5 с половиной рублей. По тем временам это считалось довольно дорого.
Сравнение цен
Посмотрим на зарплаты того времени: на чистую зарплату в 150 рублей можно было купить 1500 литров 93-го бензина. Сегодня при средней зарплате в 49 000 рублей можно купить лишь чуть более тысячи литров. Это означает, что в прошлом бензин был более доступным, а наши родители были богаче нас.
Получение более дешевого бензина
Чтобы получить более дешевый бензин, необходимо было приобрести государственный автомобиль, требующий такого же топлива. Обычно это были Урал-375 и автобус ЛиАЗ-677, имевшие 300-литровые баки. Расход топлива у этих машин был достаточно высоким — до 75 литров на сто километров. Бака хватало на полторы смены. Кроме того, на автобазах бензин учитывался не слишком строго, и водители часто пользовались этим, чтобы торговать им. Государственное топливо можно было купить в два раза дешевле обычного.
Заливка высокоэффективного газа
Общепринятым заблуждением является то, что 92-й и 95-й бензин смешивать нельзя. Считается, что они имеют разную удельную плотность, что приводит к расслоению полученной смеси: одно топливо плавает, а другое тонет. Однако стандарт требует одинаковой плотности для любого октанового числа, поэтому расслоение невозможно. Смешивание двух видов газа не принесет никакого вреда. Другой вопрос — зачем это делать?
Использование АИ-92 вместо АИ-95
Многие автопроизводители дают разрешение на использование АИ-92. Однако обычно указывается, что основным топливом должен оставаться 95-й или даже 98-й. Если в этом есть острая необходимость, например, если на заправке нет другого топлива, то можно использовать АИ-92. Владельцы старых автомобилей, рассчитанных на 76-е и 80-е топливо, могут заправляться 92-м, но при этом желательно увеличить угол опережения зажигания. Кроме того, некоторые АЗС, например «Магистраль», предлагают и АИ-80.
Температура кипения бензина
Вы полагаете, что для кипения бензина необходимо сильное нагревание? Это далеко не так — кипение легких фракций можно наблюдать при температуре около 33°С! Многие владельцы старых автомобилей, квадроциклов и скутеров сталкиваются с одной и той же проблемой: в жаркую погоду техника глохнет и не заводится. Если так постоит некоторое время, то потом снова заводится. Причиной этого является выкипевший бензин и возникающие при этом паровые пробки. Ставить в данном случае бензин, отличный от АИ-92, также бессмысленно: сегодня любое октановое число топлива начинает кипеть при одной и той же температуре.
Octane и цвет
В настоящее время никто не обращает внимания на цвет бензина, поскольку мы редко заправляем им емкости. На большинстве фирменных АЗС за нас это делают сотрудники. А ведь еще пятьдесят лет назад цвет топлива имел большое значение — он был связан с октановым числом! До 1979 года АИ-93 красили в синий цвет, а потом стали использовать оранжевый. Интересно, что сейчас, согласно ГОСТу, бензин может быть окрашен в любой цвет, кроме зеленого и синего, но октановое число с цветом не связано.