Даже если вы покупаете топливо на самой качественной заправке, оно не может быть абсолютно чистым. На нефтеперерабатывающем заводе оно может быть чистым, но при прохождении через насосы, клапаны, металлические или полимерные трубки в него попадают частицы резины, металла и ржавчины.
Для защиты двигателя от таких загрязнений используется топливный фильтр. Задача этого фильтра — задерживать весь мусор, чтобы бензин поступал в двигатель в наилучшем состоянии.
Частота замены фильтра зависит от качества топлива и количества загрязнений. Вообще говоря, лучше всего заменять его раз в год или через 10 000 км пробега.
Топливные фильтры
Если топливо закупается у ненадежного продавца, то это еще хуже. Они могут разливать топливо в нечистые емкости, контейнеры или бочки. Чтобы предотвратить попадание загрязнений в топливную систему, на каждом автомобиле устанавливаются топливные фильтры.
Типы топливных фильтров
Топливные фильтры в автомобилях бывают двух типов.
Фильтр с крупной сеткой
Как правило, фильтр с мелкой сеткой обеспечивает защиту от крупных частиц. Такой фильтр обеспечивает более надежную защиту хрупкого топливного оборудования, такого как:
Топливный насос
Этот компонент непрерывно подает топливо из бака к топливным форсункам под постоянным давлением.
Топливные форсунки
Топливо распыляется в камеру сгорания через топливные форсунки. Фильтр предназначен для борьбы с частицами, которые невозможно увидеть невооруженным глазом, а также с износом топливного насоса, поступающего из бензобака.
Топливный фильтр
В корпусе установлен топливный фильтр высочайшего качества. Фильтрующий элемент расположен внутри алюминиевого корпуса. Стрелка на внешней поверхности корпуса показывает направление потока топлива. Данный элемент устанавливается на инжекторных двигателях. Возможна ли эксплуатация автомобиля без топливного фильтра?
Доступность
Системы фильтрации топлива как грубой, так и тонкой очистки имеются в самых фундаментальных автомобилях с карбюраторными двигателями. Есть только два исключения, в которых что-то может отсутствовать.
Проблемы, связанные с топливным насосом
Топливный насос может быть неправильно настроен или установлен, что, к сожалению, является распространенной ошибкой среди автомехаников. При ремонте или анализе топливной системы можно направить поток топлива напрямую, минуя фильтр. Например, при очистке топливных форсунок на крючок капота подвешивается специальный компрессор, который подключается прямо к топливной рампе. Топливный насос отключается, а компрессор заполняется специальной жидкостью для очистки топливной системы. Двигатель при этом работает. При работе с топливной аппаратурой механику необходимо быть предельно внимательным, так как чистота должна соблюдаться неукоснительно.
Без фильтра — большие проблемы
Без фильтра устройство может быть повреждено, а рабочее место не будет содержаться в чистоте. Фильтр грубой очистки не позволит системе пострадать от более крупных частиц, но быстро засорится. Топливный насос может сломаться, если в него попадет крупная песчинка. Если же частицы невелики, насос все равно будет работать с большим усилием, перемалывая все, что находится в топливном баке, например песок, грязь и ржавчину.
Ухудшение ситуации без тонкой фильтрации
Без исправного фильтра результаты гораздо хуже: не будут работать такие дорогостоящие топливные механизмы, как топливные форсунки и топливные насосы. Особенно страдают поршень и гильза в топливном насосе высокого давления; попадание в эту пару одной частицы может привести к серьезному повреждению насоса и снижению его эффективности.
На конце топливной форсунки находится распылитель с отверстиями. Чем они меньше и чем выше давление топлива, тем эффективнее происходит смешивание топлива с воздухом, в результате чего двигатель становится более мощным и экономичным. Например, дизельные двигатели КАМАЗ имеют четыре отверстия диаметром 0,2–0,3 мм. Любая песчинка может легко забить одно или несколько отверстий, что приведет к неправильной работе двигателя и увеличению расхода топлива.
Установка топливного фильтра
Топливный фильтр тонкой очистки выполнен в виде бескорпусного картриджа, изготовленного из плиссированной бумаги и свернутого в цилиндр. Модели различаются: картридж может быть снабжен уплотнительными кольцами сверху и небольшой рамкой снизу для сбора воды, либо иметь трубки или каналы для слива воды без полного демонтажа.
Корпус является частью топливной системы
Корпус в данной ситуации относится к топливной системе и имеет вид своеобразной полости с крышкой, которую можно снять. На корпусе или крышке может находиться специальный штуцер для слива воды. Важно обратить внимание на качество упаковки фильтра, так как помимо картонной коробки он должен надежно храниться в герметичном пакете или пленке. Это гарантирует защиту от попадания влаги. На фотографии топливный фильтр от нового Volkswagen Tiguan с дизельным двигателем с добавлением трубки для отвода воды, скапливающейся на дне отсека. Фото: Henadzi Kilent / Shutterstock
Фильтр корпуса
Фильтр корпуса обычно располагается в нижней части двигателя и, как правило, изготавливается из алюминия, поскольку этот материал наиболее устойчив к коррозии. Возможно также использование пластмассы. Внутри корпуса находится цилиндрическая гармошка, изготовленная из фильтровальной бумаги.
Для карбюраторов
В карбюраторах давление топлива невелико, поэтому корпус имеет небольшие размеры и изготавливается из тонкого прозрачного пластика. Это облегчает контроль за состоянием фильтра, так как загрязнения легко обнаружить на картридже. При наличии большого количества загрязнений фильтр необходимо заменить.
Инжекторы и дизели
Инжекторы требуют более высокого давления и соблюдения тех же стандартов очистки топлива. Корпус обычно изготавливается из алюминия, а при наличии редукционного клапана обычно указывается рабочее давление. Эти клапаны обычно имеют три патрубка: впускной, выпускной и обратный в топливный бак.
Для дизельных двигателей топливный фильтр обычно располагается вертикально и может быть изготовлен либо из алюминия, либо из толстостенного непрозрачного пластика. Он имеет четыре штуцера: входной, выходной, возврат из топливной рампы и возврат в топливный бак. В фильтре также может быть предусмотрен штуцер для слива воды или датчик воды.
Фильтры без датчиков и фитингов
Некоторые фильтры могут не иметь ни датчика, ни фитинга. Вместо них может быть просто заглушка. В этом случае необходимо переставить датчик из старого фильтра. На корпусе бензинового фильтра указано рабочее давление, на которое он настроен. Топливный насос нагнетает топливо с большим давлением, чтобы оно текло хорошо и без разрывов. Редукционный клапан помогает снизить избыточное давление и направляет часть топлива обратно в бак.
Конструкция топливного фильтра
Несмотря на внешнюю идентичность, топливные фильтры должны разрабатываться с учетом рабочего давления в топливной системе. Например, для атмосферных двигателей с одним топливным насосом в баке требуется давление 4 бар. Для турбодвигателей с непосредственным впрыском давление в топливном насосе должно достигать 6,6 бар. Затем оно повышается до 40–60 бар. Сами фильтры в зависимости от двигателя могут иметь маркировку 4,5 или 3,8 бар.
Топливные фильтры без обслуживания
Топливные фильтры, не требующие обслуживания, устанавливаются в топливный насос в топливном баке и остаются там на весь срок службы автомобиля. При замене такого фильтра вы столкнетесь с рядом трудностей. Во-первых, это не совсем обычная процедура, поэтому стоимость ее будет очень высокой. Кроме того, сам фильтр может быть недоступен как отдельная деталь — придется покупать весь топливный насос в сборе с фильтром.
Топливный фильтр Фольксваген Туарег
Корпус топливного фильтра бензинового Volkswagen Tuareg не регламентирован для замены и расположен над топливным насосом. Он продается как отдельный элемент, и достать его бывает непросто.
Выбор подходящего фильтра
Важно определить фильтр по VIN-номеру. Невыполнение этого требования может привести к неадекватной работе двигателя и даже к его повреждению. Если взять топливный фильтр от атмосферного двигателя с давлением 4 бар и установить его на двигатель с турбонаддувом с давлением 6,6 бар, это может привести к перебоям в подаче топлива. На холостом ходу двигатель будет работать ровно, но под нагрузкой из-за недостатка давления могут возникнуть осечки. Блок управления двигателем может попытаться отрегулировать топливно-воздушную смесь в некоторых диапазонах оборотов, но с увеличением скорости могут возникнуть сложности.
Последствия установки фильтра высокого давления в маломощный двигатель
Установка фильтра высокого давления в менее мощный двигатель может привести к нежелательным последствиям. Это может привести к избыточной подаче топлива, что приведет к обогащению смеси и возникновению детонации. В этом случае топливно-воздушная смесь воспламеняется раньше, чем должна. Если электроника не обнаружит эту проблему, двигатель потребует серьезного ремонта.
Альтернативы покупке оригинального топливного фильтра
Не всегда есть возможность приобрести оригинальный топливный фильтр. Он может быть недоступен или слишком дорог. Однако обычно существуют хорошие альтернативы. Обратитесь к специалисту станции технического обслуживания и получите консультацию о том, какой фильтр лучше использовать.
Если вы выберете свой собственный фильтр.
Держитесь подальше от дешевых фильтров. У некоего фильтра китайского производства есть проблема с редукционным клапаном: каждый десятый фильтр издает ужасный свист при работе топливного насоса. Неизвестно, поддерживают они нужное давление или нет, но люди возвращают их в магазин в спешке. Буксировать машину не придется, но хлопотно все равно.
Когда менять топливный фильтр
В зависимости от производителя автомобиля топливный фильтр необходимо периодически заменять. Например, на Volkswagen Polo Sedan его необходимо менять каждые два года или 30 000 км пробега. Фильтр расположен рядом с топливным баком, в нижней части автомобиля, поэтому доступ к нему не должен вызывать затруднений. В моделях Kia Rio фильтр находится в корпусе топливного насоса, внутри бака. Для его замены необходимо снять и проверить топливный насос. По регламенту это необходимо делать через каждые 60 тыс. км пробега.
Правила эксплуатации дизельных автомобилей
В отношении дизельных двигателей грузовых автомобилей действуют правила, отличные от тех, которые действуют в отношении легковых автомобилей.
Например, на Volkswagen Transporter T6 топливный фильтр необходимо менять через каждые 40 тыс. км пробега, а не как обычно — второй раз.
Чтобы узнать о сроках замены фильтра, необходимо обратиться к руководству по эксплуатации автомобиля.
Если в руководстве ничего не сказано о замене фильтра, то следует ориентироваться на характеристики автомобиля, а также на работу двигателя.
При засорении топливного фильтра начинают проявляться определенные признаки:
Проблемы с двигателем
Двигатель начинает глохнуть, иногда останавливается. После длительной стоянки трудно завести двигатель. При движении в гору или под нагрузкой двигателю не хватает мощности, он вибрирует и расходует больше топлива. При появлении любого из этих признаков целесообразно обратиться в автосервис для диагностики, но первоначально рекомендуется заменить топливный фильтр. Необходимо устранить самую основную проблему и, если потребуется, продолжить обследование.
Топливный фильтр
Очень важно обратить внимание на топливный фильтр. Не затягивайте с его заменой. Соблюдайте правила или даже меняйте его чаще, если приходится заправляться в труднодоступных местах. Если вы планируете заменить его самостоятельно, будьте готовы к тому, что он будет забит грязью и столкнется с определенными осложнениями, связанными с загрязнением или коррозией.
Знать стоимость замены фильтра
Если вам необходимо заменить фильтр в автомобиле, обязательно узнайте, сколько это будет стоить. Самостоятельная замена может обойтись в несколько раз дороже, чем обращение к профессиональному механику. Как правило, такие фильтры необходимо менять каждые два года.
Остерегайтесь дешевых фильтров
Не покупайте самые дешевые фильтры. Проблемы с ними могут проявиться не сразу, а когда вы находитесь далеко от дома. В этом случае вам придется нести дополнительные расходы на вызов эвакуатора.