Топливо — это горючая смесь легких углеводородных частиц с плотностью 0,71–0,77 г/см2. Его температура замерзания составляет −60 °C, а температура кипения — 33–205 °C. Бензин имеет несколько основных областей применения: моторное топливо различных марок, сырье для органического синтеза, источник для получения этилена и парафина, а также материалы для производства красок, лаков, растворителей, мастик и других продуктов.
Тип бензина в России
В России существует несколько видов топлива с различными характеристиками. Основным фактором для их классификации является октановое число (ОЧ). Кроме того, ключевое значение имеет количество загрязняющих веществ. Горючая жидкость состоит из изооктана и гептана, сочетание которых определяет, насколько хорошо топливо будет гореть в замкнутом пространстве. OCH конечного продукта является следствием соотношения этих двух компонентов.
Виды бензина в России и странах ТС
В России и странах ТС существует множество видов бензина. Согласно ГОСТ 32513−2013, существуют следующие виды автомобильного топлива: 80, 92, 95, 98, 100, 101 и 102. Ранее в СССР существовали бензины с октановым числом 56, 66, 72, 74, 76 и 93.
Авиационное топливо
Авиационное топливо производится в соответствии с ГОСТ 1012–2013: бензин-92 (Б-92) или бензин-91/115 (Б-91/115). По сравнению с автомобильным топливом оно отличается более высоким качеством, стабильностью химического состава и лучшими техническими характеристиками. В нем содержится наименьшее количество загрязняющих веществ, особенно легких фракций, которые вызывают образование паровых карманов, повышают скорость коррозии и приводят к образованию углеродистых отложений.
Растворители для химической промышленности
Растворители используются в химической промышленности для выделения необходимых компонентов из таких источников, как растительное масло, озокерит или канифоль. Кроме того, они используются в повседневной жизни для решения множества задач, включая удаление пятен, разбавление краски, обезжиривание и т. д.
Лигроин (нафта)
Лигроин — фракция нефти, получаемая из нормальных парафинов с температурой кипения до 180 0С,— используется в основном как сырье для производства этилена путем пиролиза.
Как выглядит бензин?
В естественном состоянии бензин представляет собой жидкость со специфическим запахом. Чтобы его было легче различать, в процессе производства в него добавляют красители. Вот краткое описание оттенков видов бензина:
-
АИ-66 имеет зеленый оттенок;
-
АИ-72 имеет розовый оттенок;
-
АИ-76 имеет яркий желтый цвет.
Расшифровка маркировки бензина в России
В Российской Федерации действуют ГОСТ 54283−2010 и Технический регламент 2011 года, которые предусматривают маркировку бензина в виде двух буквенных символов, двух цифр и, иногда, еще одной цифры. Итак, рассмотрим расшифровку аббревиатуры АИ и других символов на следующем примере: АИ-92/4. Согласно нормативным документам, бензин с маркировкой АИ-80 имеет желтый цвет, АИ-90 и АИ-95 — оранжево-красный, а в АИ-98 добавлен синий краситель.
Октановое число топлива
Октановое число топлива является важной характеристикой, отражающей его устойчивость к воспламенению или детонации. Чем выше октановое число, тем большее давление необходимо для запуска химической реакции, приводящей к сгоранию, выделению энергии и распространению ударной волны.
Определение октанового числа
В качестве стандартов для определения октанового числа топлива используются два углеводорода: топливо типа А и исследовательский метод. Если буква «I» отсутствует, то использовался моторный метод. Октановое число топлива может варьироваться от 92 до 4 в зависимости от экологического класса топлива.
Октановые числа изооктана и N-гептана
Октановое число изооктана равно 100%, т. е. он не воспламеняется независимо от степени сжатия. N-гептан, напротив, имеет нулевое значение, что делает его склонным к самовоспламенению при минимальном давлении. Топливо, содержащее 95% изооктана и 5% н-гептана, имеет октановое число 95. В технических документах это число обычно обозначается как «OCH» (Octane Characteristic of the Hydrogen).
Исследование ОКХ на двухтактных одноцилиндровых двигателях
Существует два подхода к исследованию системы OCH на двухтактных одноцилиндровых двигателях:
-
Исследовательский: При этом имитируется движение автомобиля в крейсерском режиме с нагрузками, не превышающими нормативные, при вращении коленчатого вала со скоростью 600 оборотов в минуту.
-
Двигательный: Предполагает имитацию максимальных нагрузок при вращении коленчатого вала со скоростью 900 оборотов в минуту.
Определение октанового числа топлива: метод исследования
Исследовательский метод является основным подходом к определению октанового числа топлива. Здесь на первый план выходит детонационная стойкость. Под ней понимается сгорание топлива с воспламенением, в результате которого выделяется тепловая энергия, сопровождаемая ударной волной. Это действительно мгновенный взрыв топлива в замкнутом пространстве (камере сгорания), превращающий смесь в газообразные продукты, которые создают механическую работу для перемещения поршня вниз. Как следствие, происходит вращение коленчатого вала двигателя.
Негативное влияние неправильного топлива
Топливо с определенным октановым числом — это то, на что рассчитаны модификации бензиновых двигателей. Отклонение от него может вызвать преждевременное или позднее зажигание, что приводит к возникновению детонационных волн. Эти детонации оказывают негативное влияние на конструктивные элементы двигателя, ухудшая их состояние и приводя в конечном итоге к поломке двигателя.