Скачать 4.42 Mb.
|
СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2025 ГОДА (ПРОЕКТ ноябрь 2013) Ярославль 2013 Содержание 4.2.1.Подсистема сохранения и улучшения здоровья человека 56
Основанием для разработки Стратегии социально-экономического развития Ярославской области (далее - Стратегия СЭР) являются: - Требования к стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, утвержденные Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27.02.2007 года №14 «Об утверждении требований к стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации»; - Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года №1662-р (ред. от 08.08.2009) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»; - Концепция социально-экономического развития Ярославской области на период до 2025 года (далее Концепция СЭР), утвержденная Указом Губернатора Ярославской области от 27.02.2013 года №110 «Об утверждении концепции социально-экономического развития Ярославской области на период до 2025 года». Стратегия является составной частью Народной стратегии Ярославии, разрабатываемой при непосредственном участии жителей Ярославской области с использованием Портала Народного Правительства области. Стратегия СЭР детализирует положения Концепции СЭР до уровня целей и показателей, механизмов их достижения (применяемых подходов) и набора конкретных задач, включая перечень стратегических проектов для реализации. Стратегия СЭР содержит уточненную оценку социально-экономического положения Ярославской области, корректировки в значения целевых показателей развития на основе уточненного прогноза СЭР России и сравнительного рейтинга Ярославской области с другими регионами. Кроме этого уточнен перечень важнейших принципов и механизмов развития , проведен всесторонний анализ проблем развития в каждом стратегическом направлении, добавлены новые разделы, определяющие развитие основных участников социально-экономического развития Ярославской области. Разработка Стратегии СЭР осуществлялась с учетом предложений стратегических целевых команд Стратегического совета Ярославской области (далее - СЦК) - региональных центров компетенций по ключевым направлениям социально-экономического развития. (Постановление Правительства Ярославской области от 19.12.2011 № 184-п (ред. от 26.06.2013) «О Стратегическом совете области» (вместе с «Положением о Стратегическом совете области»)). Стратегия СЭР учитывает необходимость достижения ключевых показателей, определенных в федеральных стратегических документах: - Указах Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике», № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», №598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения», № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг», №601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», №606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации»; от 21 августа 2012 года №1199 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации»; - материалах, посвященных проекту «Открытое Правительство» (сайт www.большоеправительство.рф); - Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением правительства Российской Федерации от 17.11.2008 года №1662-р и др.
Ключевыми ценностями Стратегии СЭР являются: 1. Качество жизни человека (жителя Ярославской области) как главная стратегическая цель развития области. Достижением этой цели считается вхождение Ярославской области в ТОП-10 регионов-лидеров по качеству жизни. 2. Благодаря участию широкой группы экспертов (СЦК), общественности и органов власти в разработке проекта стратегии, она фактически является договором о принципах и целях развития региона между органами власти и обществом. 3. Наличие конкретных целей и задач по каждому из значимых направлений социально-экономического развития, как основа формирования системы исполнения стратегии. 4. Стратегия – это основа консолидации общества и власти вокруг задач развития. Для этого в стратегии проведено выделение ключевых участников социально-экономического развития (жители, бизнес-сообщество, власть региональная и власть муниципальная, некоммерческие организации), определение роли каждого участника в социально-экономическом развитии региона, развитие самих участников. 5. Применение показателей места Ярославской области среди регионов Российской Федерации для целеполагания позволяет сравнивать промежуточные результаты социально-экономического развития Ярославской области с другими регионами и обеспечивает неизменность целеполагания при значительных изменениях внешних факторов. 6. Ориентирование социально-экономического развития Ярославской области на достижение стратегических показателей, обозначенных в Указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №№596-601, 606. 7. Стратегия – это механизм определения приоритетов развития, создающий условия для концентрации ограниченных ресурсов на наиболее важных задачах развития.
- главная цель развития региона - главная цель социально-экономического развития региона на долгосрочную перспективу, на достижение которой ориентирована Стратегия СЭР. В случае достижения главной цели, Стратегия СЭР считается успешно реализованным. Как и любая цель, главная цель имеет показатель, который позволяет измерять степень достижения цели; - проблема социально-экономического развития - противоречие между желаемым и текущим (действительным) состоянием социально-экономической системы; - подсистема региональной социально-экономической системы (далее - региональная подсистема) - совокупность взаимосвязанных и совместно функционирующих материальных и нематериальных активов; - проект - комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленный на создание уникального продукта или услуги в условиях временных и ресурсных ограничений; - реальный сектор экономики - отрасли экономики, производящие материально-вещественный продукт, нематериальные формы богатства и услуги, за исключением операций в финансово-кредитной и биржевой сферах, не относимых к данному сектору; - региональная социально-экономическая система - целостная совокупность всех социально-экономических объектов региона и их отношений по поводу распределения и потребления материальных и нематериальных ресурсов, производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг; - стратегическая задача - конкретное направление действий для достижения стратегической цели (ей); - стратегический замысел - ключевые идеи и подходы достижения стратегических целей; - стратегические проекты - наиболее крупные и значимые инвестиционные и организационные проекты, выполнение которых необходимо для реализации Стратегии СЭР; - стратегический потенциал - совокупность сильных сторон, факторов и возможностей, на базе которых регион может успешно развиваться в долгосрочной перспективе; - сфера социально-экономического развития - составная часть региональной социально-экономической подсистемы; - сценарии социально-экономического развития - различные варианты развития субъекта Российской Федерации, которые зависят от сочетания внешних факторов, действующих на субъект Российской Федерации; - цель социально-экономического развития (стратегическая цель) – определенное состояние экономики, социальной сферы, повышение благосостояния граждан, обороны и безопасности, определяемое участниками государственного стратегического планирования в качестве целевого ориентира своей деятельности и характеризуется количественными и (или) качественными показателями; - целевой образ региона - видение желаемого образа региона на долгосрочную перспективу, которое соответствует имеющемуся потенциалу и главной цели развития региона (каким должен быть регион к моменту достижения главной цели). Его основное предназначение для жителей области - возможность представить, каким должен стать регион в будущем.
СЭР – социально-экономическое развитие; СЦК – стратегические целевые команды; ГОСТ – Государственный стандарт; ЮНЕСКО - Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры; РИА – редакционно-информационное агентство; ВРП – валовой региональный продукт; ИЖС – индивидуальное жилищное строительство; ЖКХ – жилищно-коммунальное хозяйство; ТБО – твёрдые бытовые отходы; ООПТ – особо охраняемые природные территории; ЦФО – Центральный федеральный округ; АПК – агропромышленный комплекс; СМиСП – субъект малого и среднего предпринимательства; ВТО – Всемирная торговая организация; ВВП – внутренний валовой продукт; МОТ – Международная организация труда; ИТ – информационные технологии; ДТП – дорожно-транспортное происшествие; МЧС – Министерство по чрезвычайным ситуациям; ГИБДД – Государственная инспекция безопасности дорожного движения; ОКВЭД - Общероссийский классификатор видов экономической деятельности; НИИ – Научно-исследовательский институт; ВУЗ – Высшее учебное заведение; R&D (research and development) — исследования и разработки; МСП – малые и средние предприятия; МСБ – малый и средний бизнес; ФЦП – Федеральная целевая программа; АСИ – Агентство стратегических инициатив; ОИВ – органы исполнительной власти; НПА – нормативно-правовые акты; ВОЗ – Всемирная организация здравоохранения; СМИ – средства массовой информации; ГЧП – государственно-частное партнерство; ЗОЖ – здоровый образ жизни; ПАВ – психоактивные вещества; ССЗ – сердечно-сосудистые заболевания; ОВОП – офисы врачей общей практики; ЛПУ – лечебно-профилактическое учреждения; СПО – среднее профессиональное образование; ВПО – высшее профессиональное образование; ФОК – физкультурно-оздоровительный комплекс; ДОУ – детское дошкольное учреждение; ФГОСТ – Федеральный государственный стандарт; ЧС – чрезвычайная ситуация; ПДД – правила дорожного движения; ВОВ – Великая Отечественная война; МКД – многоквартирные дома; УК – управляющая компания; ОУ – общеобразовательные учреждения; ВЦП – ведомственная целевая программа; МО – муниципальное образование; ОМСУ – органы местного самоуправления; ЯрТПП – Ярославская областная торгово-промышленная палата; СО НКО – социально-ориентированные некоммерческие организации; УСП – управление стратегического планирования; ЛКМ – лакокрасочные материалы; ТЭР – топливно-энергетические ресурсы; ГТС - гидротехнические сооружения.
Ярославская область входит в Центральный федеральный округ. На юге область граничит с Владимирской областью, на юго-западе - с Московской, на западе и северо-западе – с Тверской, на севере - с Вологодской областью, на северо-востоке и востоке – с Костромской, а на востоке и юго-востоке – с Ивановской областью. Расстояние от Ярославля до Москвы - 282 километра. Ярославская область является частью историко-культурного ядра России. Историческая часть Ярославля, который отметил свое тысячелетие в 2010 году, включена в список мирового культурного наследия ЮНЕСКО (2005 год). Города Ярославль, Ростов Великий и Переславль-Залесский входят в туристический маршрут «Золотое кольцо России». Население области на 01 января 2013 года – 1 271,7 тыс. человек. Преобладает городское население – 1 041,5 тыс. человек. Крупнейшие города региона (тыс. человек на 1 января 2013 года): Ярославль (599,2), Рыбинск (196,6), Переславль-Залесский (40,9), Тутаев (40,6), Углич (33,3), Ростов (31,0). Сельское население области составляет 230,2 тыс. человек. Ярославль является уникальным комплексно-развитым транспортным узлом. Здесь находится сеть железных дорог с управлением Северной железной дороги - филиала ОАО «Российские железные дороги» и расположен международный аэропорт Туношна. По территории Ярославской области проходят федеральные автодороги: Москва - Ярославль - Вологда - Архангельск и Москва - Ярославль - Кострома - Киров - Пермь - Екатеринбург. В Рыбинском водохранилище берет начало Волго-Балтийский канал. Ярославль, Рыбинск, Углич, Тутаев, Мышкин - города, расположенные на Волге. Они так же, как и Москва, являются «портами пяти морей». Через область проходят транзитные магистральные газопроводы «Ухта - Торжок», «Грязовец – Москва», «Нижний Новгород - Ярославль - Череповец», нефтепроводы Балтийской трубопроводной системы и «Ухта - Ярославль».
Для проведения анализа социально-экономического развития области Ярославской области используется классификация факторов социально-экономического развития, применяемая в рейтинге качества жизни в регионах Российской Федерации (разработчик - группа РИА НОВОСТИ1) (далее – РиаРейтинг). РиаРейтинг оценивает субъекты Российской Федерации по следующим факторам: доходы населения; жилищные условия; обеспеченность социальной инфраструктурой; экологические и климатические условия; безопасность проживания; удовлетворенность населения социальными услугами; демографическая ситуация; здоровье и образование населения; транспортная инфраструктура и уровень освоенности территории; уровень экономического развития; развитие предпринимательской инициативы. Рассмотрим развитие Ярославской области по данным факторам. Доходы населения Важным критерием развития общества является уровень благосостояния населения. В течение 2005-2012 годов в области произошел значительный рост реальных располагаемых денежных доходов населения, реальных зарплат и пенсий, уменьшилось количество людей, живущих за чертой бедности. За период 2005-2012 годы динамика доходов населения в Ярославской области претерпела три стадии развития: 1) рост в 2005-2008 годах, когда темп прироста реальных располагаемых денежных доходов составлял в среднем 10,1% в год; 2) падение реальных располагаемых денежных доходов в кризисном 2009 году на 6,9%, в 2010 году - на 0,4%, в 2011 году - на 3,9%; 3) рост доходов в 2012 году – прирост реальных располагаемых денежных доходов составил 14,1%. Согласно РиаРейтингу, по фактору «Доходы населения» Ярославская область заняла по итогам 2011 года 28-е место среди субъектов Российской Федерации. Однако по показателю «Отношение денежных доходов населения к стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг» Ярославская область заняла только 43-е место среди субъектов Российской Федерации (диаграмма 1). ![]() Диаграмма . Место Ярославской области по стратегическим показателям, характеризующим доходы населения, источник - РиаРейтинг2 С 2005 года доля населения с доходами ниже прожиточного минимума имела четкую тенденцию к снижению и достигла в 2012 году 11%. Необходимо отметить, что основу доходов населения региона составляет оплата труда наемных работников. Средний размер заработной платы вырос с 7 366 рублей в 2005 году до 20 397 рублей в 2012 году. При этом темп прироста оплаты труда в реальном выражении за данный период составил 46,3%. Этот результат был достигнут несмотря на то, что в разгар экономического кризиса - 2009 году наблюдалось падение реальной зарплаты на 7,4%. В то же время необходимо отметить, что заработная плата в целом по стране росла более быстрыми темпами, поэтому соотношение между среднеобластной и среднероссийской заработной платой снизилось с 86,1% в 2005 году до 76,6% в 2012 году. Второй по объему источник доходов населения региона – социальные выплаты, большая часть из которых приходится на пенсии. Средний размер назначенных пенсий вырос с 2 560,4 рублей в 2005 году до 9 229,0 рублей в 2012 году, причем если отношение средней пенсии к средней зарплате в 2005 году составляло 34,8%, то в 2012 году оно выросло до 45,2%. Изменение тенденции в динамике увеличения пенсий произошло в 2009-2010 гг. Суммарно за два года пенсии выросли на 68,4% в номинальном выражении и на 37% в реальном выражении. Отметим, что третьим по важности источником доходов населения являются доходы, скрытые от статистического наблюдения (другие доходы). Большая часть этих доходов – скрытая оплата труда в теневой экономике, что является проблемой, как для бюджета области, так и для самих занятых в теневом секторе (взносы в страховые фонды не производятся). Следует подчеркнуть, что проблема скрытых доходов требует дополнительного углубленного изучения. Динамика изменения доли каждого источника доходов в общем объеме доходов населения Ярославской области за последние 3 года представлена на диаграмме 2. Диаграмма . Динамика изменения доли источников денежных доходов населения Ярославской области Необходимо отметить снижение доли доходов от предпринимательской деятельности и оплаты труда наемных работников и одновременно рост доли скрытых доходов (другие доходы) в 2012 году. Здоровье и образование населения, обеспеченность социальной инфраструктурой По фактору «Здоровье и образование населения» Ярославская область заняла 25-е место, а по фактору «Обеспеченность социальной инфраструктурой» – 7-е место среди субъектов Российской Федерации (РиаРейтинг). Состояние здоровья населения Ярославской области За период 2005-2011 гг. наблюдается устойчивый рост заболеваемости населения Ярославской области злокачественными новообразованиями (2005 год - 398 случаев в расчете на 100 000 человек, 2011год - 468,4 случая в расчете на 100 000 человек. По данным Федеральной службы государственной статистики в 2011 году по сравнению с 2005 годом зарегистрирован рост числа злокачественных заболеваний пищевода - на 13,8 %, заболеваний почек - на 20,8 %, а также рост на 24,9 % заболеваний шейки и тела матки, яичников, плаценты. При общем снижении заболеваемости болезнями кровообращения, в 2011 г. отмечался рост числа заболеваний ишемической болезнью сердца: больных с таким диагнозом, установленным впервые в жизни, было зарегистрировано на 12% больше, чем в 2010 году. За период 2005-2011 гг. наблюдалось устойчивое снижение заболеваемости населения активными формами туберкулеза (с 66,3 до 45,0 случаев на 100 тыс. населения). Первичная заболеваемость по основным классам болезней за период 2005-2011гг. имеет тенденцию к сокращению. Тем не менее, по количеству зарегистрированных больных с диагнозом, установленным впервые в жизни на 1 000 человек, Ярославская область заняла 63-е место среди субъектов Российской Федерации (диаграмма 3, РиаРейтинг). ![]() Диаграмма . Место Ярославской области по стратегическим показателям, характеризующим здоровье и образование населения Ярославской области, источник - РиаРейтинг Наиболее высокие показатели заболеваемости на 1 000 человек наблюдаются в Брейтовском, Первомайском, Даниловском, Любимском муниципальных районах, городских округах - Ярославль, Переславль-Залесский, Рыбинск. |
![]() | Стратегия социально-экономического развития Омской области до 2025 года (далее – Стратегия) определяет | ![]() | Социально-экономического развития муниципального района «Вейделевский район» Белгородской области до 2025 года |
![]() | До 2030 года (далее также – Стратегия) определяет миссию, стратегические приоритеты, цели и задачи социально-экономического развития... | ![]() | Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и проекте стратегии социально-экономического... |
![]() | Основной целью разработки и реализации Стратегии социально-экономического развития муниципального района до 2030 года (далее – «Стратегия-2030»)... | ![]() | ... |
![]() | ... | ![]() | Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года, «Стратегией социально-экономического развития Анучинского муниципального... |
![]() | Санкт-Петербурга является необходимым условием обеспечения устойчивого социально-экономического развития | ![]() | В соответствии с постановлением Правительства области от 16. 12. 2011 №1020-п «о перечне актов в сфере стратегического управления... |