Методические указания к практическим занятиям для студентов очной формы обучения по направлению подготовки 031900. 62 «Международные отношения»






Скачать 296.28 Kb.
НазваниеМетодические указания к практическим занятиям для студентов очной формы обучения по направлению подготовки 031900. 62 «Международные отношения»
страница1/2
Дата публикации13.04.2014
Размер296.28 Kb.
ТипМетодические указания
auto-ally.ru > Экономика > Методические указания
  1   2
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО РЫБОЛОВСТВУ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Мурманский государственный технический университет»


Кафедра международных
экономических отношений


мировая система энергоснабжения
Методические указания к практическим занятиям для студентов очной формы обучения
по направлению подготовки 031900.62 «Международные отношения»


Мурманск,

2012



Составитель − Ирина Анатольевна Куркова, канд. экон. наук, доцент кафедры международных экономических отношений Мурманского государственного технического университета


Методические указания рассмотрены и одобрены кафедрой 22 июня 2012 г., протокол № 10.


Рецензент −

^ Электронное издание подготовлено в авторской редакции

Мурманский государственный технический университет

183010, г. Мурманск, ул. Спортивная д. 13 тел. 8(8152) 25-40-72 Уч.-изд. л. п.л. Заказ №



© Мурманский государственный технический университет, 2012

©И.А. Куркова, 2012



^ Пояснительная записка
Методические указания для практических занятий студентов по дисциплине «Мировая система энергоснабжения» разработаны в соответствии с учебной программой и предназначены для студентов экономического факультета.

Основная цель практических занятий состоит в формировании у студентов самостоятельного целостного представления об энергосбережении как единой межотраслевой производственно-экономической системы процессов рационального расходования энергетических ресурсов всех видов и форм. Практические занятия показывают необходимость системного подхода к решению проблем энергоснабжения в свете принятой энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2030 года. В ходе практических занятий также предусматривается работа студентов с рекомендуемой экономической литературой, подготовка и выступление на семинарских занятиях, круглых столах, участие в деловых играх в рамках изучаемых тем. При выполнении практических работ используется компьютерная техника программа Power Point.

В течение семестра студенты выполняют индивидуальные и групповые практические задания под руководством преподавателя, готовят доклады по выбранным темам.

^ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п\п

Содержание разделов, тем дисциплины

Количество часов, выделяемых на виды учебной подготовки

ПР

1.

Деловая игра-турнир в рамках темы «Энергетические ресурсы мира» (соревнуются две параллельные группы по оформлению карт): - мировые энергетические ресурсы;

- анализ энергообеспеченности области;

- крупные энергетические объекты и т.д.

4

2.

Семинарское занятие с синхронными слайдами в рамках тем «Современные и перспективные энергетические технологии» «Структура мирового топливно-энергетического баланса»

2

3.

Разбор и анализ кейс-ситуаций в разделе «Межрегиональный обмен топливно-энергетическими товарами»;

Составление сравнительных характеристик различных способов (источников) получения энергии;

«Экорейтинг» энергоресурсов.

4

4.

Занятие-«Симпозиум» предполагающее выступления с неоднозначными суждениями в рамках темы «Международная энергетическая безопасность» и обсуждением с аудиторией

4

5.

Экологические проблемы развития мировой энергетики (игра-анализ по теме «Влияние экологических ограничений на перспективную структуру мировой энергетики и соответствующие затраты»)

2

6.

Международное энергетическое сотрудничество (игра обобщение по разделу «Энергетическая дипломатия»)

2




Итого

18


Практическое занятие № 1.

(4 часа)

Тема 1. Состояние мировой энергетики. Тема 2. Энергетические ресурсы мира

Деловая игра-турнир в рамках темы «Энергетические ресурсы мира» (соревнуются две параллельные группы по оформлению карт):

Задание 1.

Определите соотношение количества добываемого и используемого энергетического сырья в различных регионах мира (Западная Европа, Россия, Тропическая Африка, страны Персидского залива, Южная, Юго-Восточная Азия, Латинская Америка, США и Канада). Для этого оформите карту «Мировые энергетические ресурсы».



Задание 2.

Энергоресурсы Мурманской области

Мысли глобально, действуй локально

Рассмотреть, как обстоят дела с ресурсами в Мурманской области. Анализ энергообеспеченности области.

Нанесите на карту Мурманской области месторождения горючих ископаемых.


1. Какие основные источники энергии используются в нашей области? ________________

__________________________________________________________________________

2. Достаточно ли в области энергоресурсов? Является ли она энергодефицитной или энергоизбыточной? _________________________________________________________

3. Какой процент производимой энергии используется непосредственно в области?________

4. Какие топливно-энергетические ресурсы используются в области?__________________________________________________________________

5. Какие энергоносители вывозятся из Мурманской области и какие ввозятся? Определите направления потоков, покажите их на карте ._______________________________________

6. Как вы думаете, является ли неизбежной необходимостью вывоз энергоресурсов?_____

7. Какие источники дополнительной энергии вам известны? _______________________

8. Есть ли условия для их использования в Мурманской области? Если да, то какие именно источники энергии и почему можно использовать для получения дополнительной энергии?____________________________________________________________________

9. Сформулируйте проблемы, связанные с добычей и использованием энергии в нашей области, и обсудите их в команде:

в атомной энергетике____________________________________________

в топливной энергетике____________________________________________

в перерабатывающей промышленности__________________________________

в потребительском секторе___________________________________________

Задание 3. Отметьте на карте места, где добываются топливно-энергетические ресурсы, а также находятся наиболее крупные энергетические объекты (электростанции).

Справочная информация: Энергетический комплекс Мурманской области

Мурманская область располагает развитой энергетической базой. В состав Кольской Энергосистемы входят 17 гидроэлектростанций (например, Системные малые ГЭС: на р. Пиренга; на р. Б. Оленка; на р. Ура; на р. Западная Лица; на р. Титовка; на р. Тумча; на р. Умба. Автономные малые ГЭС: на р. Ельрека; на р. Чаваньга), Кольская АЭС, мощностью 1760 МВт, а так же пять ТЭЦ, три из которых ведомственные блок-станции, а две другие, Апатитская ТЭЦ (359 МВт) и Мурманская ТЭЦ (12 МВт), входят в состав ОАО «ТГК-1».

Кольская Энергосистема полностью обеспечивает потребности в электроэнергии не только Мурманской области, но и часть ее (чуть более 20%) экспортирует в Республику Карелию, Финляндию и Норвегию.

Энергосистема области отличается выраженной асимметрией размещения генерирующих мощностей, а также неразвитостью магистральных сетей. Кроме того, все ГЭС и ТЭЦ Кольской Энергосистемы как бы «закольцованы» электросетями, что, с одной стороны, гарантирует надежное энергоснабжение потребителей, но с другой – вследствие недостаточной пропускной способности, часть мощности (более 400 МВт) оказывается «запертой» внутри Кольской Энергосистемы, что затрудняет экспорт электроэнергии.

^ Топливно-энергетический комплекс Мурманской области

Представляет собой совокупность отраслей, занимающихся разведкой, добычей, переработкой и транспортировкой углеводородных ресурсов, электроэнергетики и средств доставки энергии.

Жизненно важной отраслью, затрагивающей практически все составляющие народнохозяйственного комплекса области, является электроэнергетика. Крупнейшие предприятия отрасли − ОАО "Колэнерго" и Кольская атомная электростанция.

^ ОАО "Колэнерго" - региональная энергосистема, обеспечивающая электрической и тепловой энергией Кольский полуостров. В состав энергосистемы ОАО "Колэнерго", являющейся частью Объединенной Энергосистемы Северо-Запада России, входят 17 гидроэлектростанций, 2 тепловые электростанции, 2 предприятия энергетических сетей, опытно-экспериментальная приливная электростанция и ряд других филиалов.

Протяженность линий электропередач 7,1 тыс. км, теплотрасс − 115 км.

Ежегодно через турбины 17 гидроэлектростанций "Колэнерго" проходит 50 млрд кубометров воды. ОАО "Колэнерго" обеспечивает электроэнергией потребности хозяйственного комплекса и населения Мурманской области, часть электроэнергии передается в Республику Карелия, Финляндию и Норвегию.

^ Кольская атомная электростанция − крупнейшее энергетическое предприятие и лидер по производству электроэнергии в Мурманской области и Карелии. В настоящее время на станции эксплуатируются 4 энергоблока мощностью 440 МВт каждый, что составляет около 50% всей установленной мощности региона.

Она расположена в 200 километрах к югу от Мурманска на берегу озера Имандра. На сегодняшний день станция является основным поставщиком электроэнергии для двух регионов − Мурманской области и Карелии. Устойчивая работа станции на протяжении 30 лет в условиях Заполярья в режиме базовой нагрузки и наличие резервных мощностей делают наш регион привлекательным для инвесторов с точки зрения развития производства и размещения новых энергоемких предприятий.

В рамках программы по техническому переоснащению и модернизации станции на Кольской АЭС активно развивается международное сотрудничество. Правительства Норвегии, Финляндии, Швеции, оказывают серьезную техническую поддержку путем поставок современного оборудования, внедрения передовых зарубежных технологий и проведения анализов безопасности. Ведется работа по международным программам TACIS.

Задание 4. Что мы знаем об источниках энергии?

Разнообразие энергетических ресурсов. Возобновляемые и не возобновлляемые источники энергии .

До конца 19 века уголь и древесина были главными источниками энергии. К 1890 г. нефть составляла только 2% от всех энергоисточников. Использование ископаемого топлива (или невозобновляемых источников энергии, особенно нефти и газа) сильно возросло после второй мировой войны и продолжает увеличиваться. На рисунке показан прогноз производства энергии до 2060 года.



Заполните таблицу 1. В первую колонку запишите известные вам источники энергии. Во второй − приведите примеры использования энергии от различных источников.

Таблица 1



Источник энергии

Где используется

1.

 

 

2

 

 

3

 

 

4.

 

 

5.

 

 

6.

 

 

7.

 

 

8.

 

 

9..

 

 

10.

 

 

Если Вам удалось заполнить все 10 строк, значит тема изучена в полном объеме. Если Вам не удалось этого сделать – напоминаем о вашем помощнике: словаре-справочнике.

Расставьте в хронологическом порядке источники энергии, которые становились доступны человечеству, начиная с самых ранних:

-атомная энергия,

-мускульная энергия рабочих животных,

-нефть,

-энергия ветра,

-мускульная энергия человека,

-уголь,

-энергия падающей воды.

Задание 5. Заполнить таблицу 2.

Таблица 2

Сравнительная характеристика различных способов (источников) получения энергии


 

Показатели

Теплоэнергетика

Атомная энергия

Гидро-энергетика

Ветро-энергетика

Гелио энергетика

Геотермальная энергия

1

Источник энергии

уголь

нефть

газ

 

вода

ветер

солнце

внутренняя энергия Земли

2

Стоимость 1 квт/час энергии

 

 

 

 

 

 

 

 

3

Стоимость строительства станции

 

 

 

 

 

 

 

 

4

Экологический ущерб

 

 

 

 

 

 

 

 

5

Безопасность в использовании

 

 

 

 

 

 

 

 

6

Возобновляемость (исчерпаемость) ресурса

 

 

 

 

 

 

 

 

7

Доступность энергоресурса

 

 

 

 

 

 

 

 

8

Обеспеченность  региона энергоресурсом

 

 

 

 

 

 

 

 


Если Вам удалось заполнить таблицу хотя бы наполовину, то можно приступать к сравнительному анализу…и выбору. Подумайте, какую энергию лучше всего использовать? Атомную, энергию воды, угля? При выборе энергоисточника Вы должны по возможности наиболее полно и объективно оценить экономическую и экологическую целесообразность его использования, возможность использовать произведенную энергию с наибольшим КПД и наименьшим ущербом для окружающей среды:

Если вам для анализа не хватает данных, используйте интуицию, вместо точных данных проставляя коэффициенты по десятибальной шкале: по показателям 2−4 в порядке возрастания (например, способ получения энергия, наносящий максимальный экологический ущерб, получает максимальное количество баллов и т.д.), а по показателям 5−8 – в порядке убывания (т.е. наиболее безопасный в использовании способ получения энергии получает минимальную оценку). При использовании этого метода, выбранный вами источник и способ получения энергии должен иметь минимальной количество баллов. Для того, чтобы выбрать оптимальный источник энергии для нашего региона, нужно также учитывать и обеспеченность региона этим энергоресурсом (показатель 8).

Практическое занятие № 2.

(2 часа)

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические указания к практическим занятиям для студентов очной формы обучения по направлению подготовки 031900. 62 «Международные отношения» iconМетодические указания по изучению дисциплины и выполнению контрольной...
Методические указания предназначены для самостоятельного изучения студентами очной, очно-заочной и заочной форм обучения специальностям...

Методические указания к практическим занятиям для студентов очной формы обучения по направлению подготовки 031900. 62 «Международные отношения» iconМетодические указания по выполнению контрольных работ для студентов...
Уголовно-процессуальные акты [Текст]: методические указания по выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения...

Методические указания к практическим занятиям для студентов очной формы обучения по направлению подготовки 031900. 62 «Международные отношения» iconМетодические указания для контроля знаний по модульно-рейтинговой...
Данные методические указания являются приложением к учебному пособию по английскому языку для студентов 1 курса всех специальностей...

Методические указания к практическим занятиям для студентов очной формы обучения по направлению подготовки 031900. 62 «Международные отношения» iconЗаданий для выполнения контрольных работ для студентов очной формы обучения
Г 93 уголовное право. Особенная часть: Сб заданий для студентов очной формы обучения. – Владивосток: Изд-во вгуэс, 2012. – 46 с

Методические указания к практическим занятиям для студентов очной формы обучения по направлению подготовки 031900. 62 «Международные отношения» iconПланы и задания к практическим занятиям направление подготовки: 030900...
Методические указания предназначены для оказания помощи студентам, изучающим положения Особенной части уголовного права. С этой целью...

Методические указания к практическим занятиям для студентов очной формы обучения по направлению подготовки 031900. 62 «Международные отношения» iconМетодические указания по подготовке к защите выпускной квалификационной...
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Санкт-Петербургский технический колледж»

Методические указания к практическим занятиям для студентов очной формы обучения по направлению подготовки 031900. 62 «Международные отношения» iconМетодические указания для студентов специальности 270205 «Автомобильные дороги и аэродромы»
Методические указания предназначены для студентов специальности 270205 «Автомобильные дороги и аэродромы» очной и заочной форм обучения...

Методические указания к практическим занятиям для студентов очной формы обучения по направлению подготовки 031900. 62 «Международные отношения» iconМетодические указания к выполнению лабораторных работ для студентов...
Исследование интенсивности движения, с учетом состава транспортного потока. Определение пропускной способности многополосной проезжей...

Методические указания к практическим занятиям для студентов очной формы обучения по направлению подготовки 031900. 62 «Международные отношения» iconМетодические рекомендации для подготовки к практическим занятиям...
Освоить цветные реакции на белки и аминокислоты, метод количественного определения общего белка с помощью биуретовой реакции

Методические указания к практическим занятиям для студентов очной формы обучения по направлению подготовки 031900. 62 «Международные отношения» iconМетодические указания к практическим занятиям и самостоятельной работе...
Методические указания предназначены для практического изучения вопросов по дисциплине «Организация, нормирование и оплата труда»,...


авто-помощь


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
auto-ally.ru
<..на главную