Скачать 296.28 Kb.
|
^ Методические указания для практических занятий студентов по дисциплине «Мировая система энергоснабжения» разработаны в соответствии с учебной программой и предназначены для студентов экономического факультета. Основная цель практических занятий состоит в формировании у студентов самостоятельного целостного представления об энергосбережении как единой межотраслевой производственно-экономической системы процессов рационального расходования энергетических ресурсов всех видов и форм. Практические занятия показывают необходимость системного подхода к решению проблем энергоснабжения в свете принятой энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2030 года. В ходе практических занятий также предусматривается работа студентов с рекомендуемой экономической литературой, подготовка и выступление на семинарских занятиях, круглых столах, участие в деловых играх в рамках изучаемых тем. При выполнении практических работ используется компьютерная техника программа Power Point. В течение семестра студенты выполняют индивидуальные и групповые практические задания под руководством преподавателя, готовят доклады по выбранным темам. ^
Практическое занятие № 1. (4 часа) Тема 1. Состояние мировой энергетики. Тема 2. Энергетические ресурсы мира Деловая игра-турнир в рамках темы «Энергетические ресурсы мира» (соревнуются две параллельные группы по оформлению карт): Задание 1. Определите соотношение количества добываемого и используемого энергетического сырья в различных регионах мира (Западная Европа, Россия, Тропическая Африка, страны Персидского залива, Южная, Юго-Восточная Азия, Латинская Америка, США и Канада). Для этого оформите карту «Мировые энергетические ресурсы». ![]() Задание 2. Энергоресурсы Мурманской области Мысли глобально, действуй локально Рассмотреть, как обстоят дела с ресурсами в Мурманской области. Анализ энергообеспеченности области. Нанесите на карту Мурманской области месторождения горючих ископаемых. ![]() 1. Какие основные источники энергии используются в нашей области? ________________ __________________________________________________________________________ 2. Достаточно ли в области энергоресурсов? Является ли она энергодефицитной или энергоизбыточной? _________________________________________________________ 3. Какой процент производимой энергии используется непосредственно в области?________ 4. Какие топливно-энергетические ресурсы используются в области?__________________________________________________________________ 5. Какие энергоносители вывозятся из Мурманской области и какие ввозятся? Определите направления потоков, покажите их на карте ._______________________________________ 6. Как вы думаете, является ли неизбежной необходимостью вывоз энергоресурсов?_____ 7. Какие источники дополнительной энергии вам известны? _______________________ 8. Есть ли условия для их использования в Мурманской области? Если да, то какие именно источники энергии и почему можно использовать для получения дополнительной энергии?____________________________________________________________________ 9. Сформулируйте проблемы, связанные с добычей и использованием энергии в нашей области, и обсудите их в команде: в атомной энергетике____________________________________________ в топливной энергетике____________________________________________ в перерабатывающей промышленности__________________________________ в потребительском секторе___________________________________________ Задание 3. Отметьте на карте места, где добываются топливно-энергетические ресурсы, а также находятся наиболее крупные энергетические объекты (электростанции). Справочная информация: Энергетический комплекс Мурманской области Мурманская область располагает развитой энергетической базой. В состав Кольской Энергосистемы входят 17 гидроэлектростанций (например, Системные малые ГЭС: на р. Пиренга; на р. Б. Оленка; на р. Ура; на р. Западная Лица; на р. Титовка; на р. Тумча; на р. Умба. Автономные малые ГЭС: на р. Ельрека; на р. Чаваньга), Кольская АЭС, мощностью 1760 МВт, а так же пять ТЭЦ, три из которых ведомственные блок-станции, а две другие, Апатитская ТЭЦ (359 МВт) и Мурманская ТЭЦ (12 МВт), входят в состав ОАО «ТГК-1». Кольская Энергосистема полностью обеспечивает потребности в электроэнергии не только Мурманской области, но и часть ее (чуть более 20%) экспортирует в Республику Карелию, Финляндию и Норвегию. Энергосистема области отличается выраженной асимметрией размещения генерирующих мощностей, а также неразвитостью магистральных сетей. Кроме того, все ГЭС и ТЭЦ Кольской Энергосистемы как бы «закольцованы» электросетями, что, с одной стороны, гарантирует надежное энергоснабжение потребителей, но с другой – вследствие недостаточной пропускной способности, часть мощности (более 400 МВт) оказывается «запертой» внутри Кольской Энергосистемы, что затрудняет экспорт электроэнергии. ^ Представляет собой совокупность отраслей, занимающихся разведкой, добычей, переработкой и транспортировкой углеводородных ресурсов, электроэнергетики и средств доставки энергии. Жизненно важной отраслью, затрагивающей практически все составляющие народнохозяйственного комплекса области, является электроэнергетика. Крупнейшие предприятия отрасли − ОАО "Колэнерго" и Кольская атомная электростанция. ^ - региональная энергосистема, обеспечивающая электрической и тепловой энергией Кольский полуостров. В состав энергосистемы ОАО "Колэнерго", являющейся частью Объединенной Энергосистемы Северо-Запада России, входят 17 гидроэлектростанций, 2 тепловые электростанции, 2 предприятия энергетических сетей, опытно-экспериментальная приливная электростанция и ряд других филиалов. Протяженность линий электропередач 7,1 тыс. км, теплотрасс − 115 км. Ежегодно через турбины 17 гидроэлектростанций "Колэнерго" проходит 50 млрд кубометров воды. ОАО "Колэнерго" обеспечивает электроэнергией потребности хозяйственного комплекса и населения Мурманской области, часть электроэнергии передается в Республику Карелия, Финляндию и Норвегию. ^ − крупнейшее энергетическое предприятие и лидер по производству электроэнергии в Мурманской области и Карелии. В настоящее время на станции эксплуатируются 4 энергоблока мощностью 440 МВт каждый, что составляет около 50% всей установленной мощности региона. Она расположена в 200 километрах к югу от Мурманска на берегу озера Имандра. На сегодняшний день станция является основным поставщиком электроэнергии для двух регионов − Мурманской области и Карелии. Устойчивая работа станции на протяжении 30 лет в условиях Заполярья в режиме базовой нагрузки и наличие резервных мощностей делают наш регион привлекательным для инвесторов с точки зрения развития производства и размещения новых энергоемких предприятий. В рамках программы по техническому переоснащению и модернизации станции на Кольской АЭС активно развивается международное сотрудничество. Правительства Норвегии, Финляндии, Швеции, оказывают серьезную техническую поддержку путем поставок современного оборудования, внедрения передовых зарубежных технологий и проведения анализов безопасности. Ведется работа по международным программам TACIS. Задание 4. Что мы знаем об источниках энергии? Разнообразие энергетических ресурсов. Возобновляемые и не возобновлляемые источники энергии . До конца 19 века уголь и древесина были главными источниками энергии. К 1890 г. нефть составляла только 2% от всех энергоисточников. Использование ископаемого топлива (или невозобновляемых источников энергии, особенно нефти и газа) сильно возросло после второй мировой войны и продолжает увеличиваться. На рисунке показан прогноз производства энергии до 2060 года. ![]() Заполните таблицу 1. В первую колонку запишите известные вам источники энергии. Во второй − приведите примеры использования энергии от различных источников. Таблица 1
Если Вам удалось заполнить все 10 строк, значит тема изучена в полном объеме. Если Вам не удалось этого сделать – напоминаем о вашем помощнике: словаре-справочнике. Расставьте в хронологическом порядке источники энергии, которые становились доступны человечеству, начиная с самых ранних: -атомная энергия, -мускульная энергия рабочих животных, -нефть, -энергия ветра, -мускульная энергия человека, -уголь, -энергия падающей воды. Задание 5. Заполнить таблицу 2. Таблица 2 Сравнительная характеристика различных способов (источников) получения энергии
Если Вам удалось заполнить таблицу хотя бы наполовину, то можно приступать к сравнительному анализу…и выбору. Подумайте, какую энергию лучше всего использовать? Атомную, энергию воды, угля? При выборе энергоисточника Вы должны по возможности наиболее полно и объективно оценить экономическую и экологическую целесообразность его использования, возможность использовать произведенную энергию с наибольшим КПД и наименьшим ущербом для окружающей среды: Если вам для анализа не хватает данных, используйте интуицию, вместо точных данных проставляя коэффициенты по десятибальной шкале: по показателям 2−4 в порядке возрастания (например, способ получения энергия, наносящий максимальный экологический ущерб, получает максимальное количество баллов и т.д.), а по показателям 5−8 – в порядке убывания (т.е. наиболее безопасный в использовании способ получения энергии получает минимальную оценку). При использовании этого метода, выбранный вами источник и способ получения энергии должен иметь минимальной количество баллов. Для того, чтобы выбрать оптимальный источник энергии для нашего региона, нужно также учитывать и обеспеченность региона этим энергоресурсом (показатель 8). Практическое занятие № 2. (2 часа) |
![]() | Методические указания предназначены для самостоятельного изучения студентами очной, очно-заочной и заочной форм обучения специальностям... | ![]() | Уголовно-процессуальные акты [Текст]: методические указания по выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения... |
![]() | Данные методические указания являются приложением к учебному пособию по английскому языку для студентов 1 курса всех специальностей... | ![]() | Г 93 уголовное право. Особенная часть: Сб заданий для студентов очной формы обучения. – Владивосток: Изд-во вгуэс, 2012. – 46 с |
![]() | Методические указания предназначены для оказания помощи студентам, изучающим положения Особенной части уголовного права. С этой целью... | ![]() | Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Санкт-Петербургский технический колледж» |
![]() | Методические указания предназначены для студентов специальности 270205 «Автомобильные дороги и аэродромы» очной и заочной форм обучения... | ![]() | Исследование интенсивности движения, с учетом состава транспортного потока. Определение пропускной способности многополосной проезжей... |
![]() | Освоить цветные реакции на белки и аминокислоты, метод количественного определения общего белка с помощью биуретовой реакции | ![]() | Методические указания предназначены для практического изучения вопросов по дисциплине «Организация, нормирование и оплата труда»,... |