Стратегия социально-экономического развития Ульяновской области до 2030 года Общие положения о Стратегии социально-экономического развития Ульяновской области до 2030 года






НазваниеСтратегия социально-экономического развития Ульяновской области до 2030 года Общие положения о Стратегии социально-экономического развития Ульяновской области до 2030 года
страница1/33
Дата публикации09.08.2018
Размер3.71 Mb.
ТипДокументы
auto-ally.ru > Экономика > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   33
УТВЕРЖДЕНА

постановлением Правительства

Ульяновской области

Стратегия

социально-экономического развития Ульяновской области

до 2030 года

Общие положения о Стратегии социально-экономического развития Ульяновской области до 2030 года
Стратегия социально-экономического развития Ульяновской области
до 2030 года (далее также – Стратегия) определяет миссию, стратегические приоритеты, цели и задачи социально-экономического развития Ульяновской области на долгосрочную перспективу.

Стратегия является основополагающим документом долгосрочного стратегического планирования Ульяновской области на период 2015-2030 годов.

Стратегия разработана на основании Закона Ульяновской области от 08 мая 2015 года № 54-ЗО «О правовом регулировании отдельных вопросов, связанных с осуществлением стратегического планирования на уровне Ульяновской области» и с учётом следующих нормативных правовых актов:

Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»;

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации
до 2020 года (Указ Президента Российской Федерации от 12.05.2009 № 537);

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р);

Стратегия социально-экономического развития Приволжского федерального округа до 2020 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 07.02.2011 № 165-р);

указы Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 596-606;

Указ Президента Российской Федерации от 21.08.2012 № 1199
«Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации»  в части разработки ключевых показателей эффективности реализации Стратегии.

При разработке Стратегии учтены основные положения отраслевых документов стратегического планирования федерального уровня, указов Президента Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, определяющих меры по реализации государственной политики в различных сферах социально-экономического развития Российской Федерации. В Стратегии учтены также народные инициативы жителей Ульяновской области.

Стратегия включает в себя:

оценку текущего уровня развития и конкурентоспособности Ульяновской области,

миссию Правительства Ульяновской области при обеспечении социально-экономического развития Ульяновской области до 2030 года,

сценарии развития Ульяновской области до 2030 года,

стратегические приоритеты, цели и задачи развития Ульяновской области до 2030 года,

показатели результативности реализации Стратегии,

долгосрочные проекты Правительства Ульяновской области,

оценку ресурсов, необходимых для реализации Стратегии,

народные инициативы в Ульяновской области,

информацию о государственных программах Ульяновской области, утверждаемых в целях реализации Стратегии, ожидаемые результаты реализации Стратегии и механизмы их достижения.

^ 1. Оценка текущего уровня развития
и конкурентоспособности Ульяновской области
Ульяновская область является регионом с развитым промышленным потенциалом, в структуре которого значительное место занимают высокотехнологичные отрасли. При этом результатом инвестиционной активности последних лет стала определённая диверсификация экономики, что служит фактором большей экономической стабильности.
В целом удовлетворительным является уровень инфраструктурного обустройства Ульяновской области. Наличие развивающейся портовой особой экономической зоны, уникальные характеристики аэропорта «Ульяновск-Восточный», достаточно высокая плотность железнодорожных путей
и автомобильных дорог с твёрдым покрытием создают определённые преимущества для развития региона.

В качестве привлекательного фактора для потенциальных работодателей следует также отметить невысокий по сравнению с Приволжским федеральным округом (далее – ПФО) и Российской Федерацией уровень стоимости трудовых ресурсов в сочетании с высокой долей в трудоспособном населении лиц, имеющих среднее профессиональное образование.

В Ульяновской области накоплен положительный опыт привлечения иностранных инвестиций и взаимодействия с иностранными инвесторами
в рамках реализации проектов. Успешно функционирует акционерное общество «Корпорация развития Ульяновской области» (далее – АО «Корпорация развития Ульяновской области»), развиваются индустриальные парки
и промышленные зоны.
^ 1.1. Конкурентные преимущества Ульяновской области
1.1.1. Ульяновская область – регион высокотехнологичной

обрабатывающей промышленности
Доля обрабатывающей промышленности в валовом региональном продукте (далее – ВРП) Ульяновской области составляет 22 процента. Отличительной чертой специализации региона является высокая концентрация на его территории организаций высокотехнологичной обрабатывающей промышленности. Отраслями-драйверами обрабатывающей промышленности являются такие высокотехнологичные отрасли, как машиностроение, автомобилестроение, авиастроение (таблица 1).
Таблица 1

^ Высокотехнологичные отрасли-драйверы обрабатывающей промышленности Ульяновской области







п/п

Наименование отрасли

Код вида

экономичес-кой деятельности

Доля выручки организаций

отрасли в общем

объёме выручки организаций

обрабатывающей промышленности в

Ульяновской области (за 2007-2012 гг.

в ценах 2012 г.), %

Темпы роста

выручки

организаций в

Ульяновской области (за

2007-2012 гг.

в ценах

2012 г.), %

Доля выручки организаций в

Ульяновской области в общем объёме

выручки организаций

(за 2007-2012 гг. в ценах 2012 г.), %



















в Россий-ской Федера-ции

в ПФО






















1

2

3

4

5

6

7

1.

Производство автомобилей

34.1

27,20

80,8

2,7

5,6

2.

Производство

частей и принад-лежностей

автомобилей и их двигателей

34.3

14,30

95,7

9,7

14,4

3.

Производство контрольно-измерительных приборов

33.2

5,30

551,1

3,2

10,5

4.

Производство летательных

аппаратов, включая космические

35.3

3,10

216,7

0,8

2,6

5.

Производство механического оборудования

29.1

2,10

132,7

0,8

3,3

6.

Производство прочего электро-

оборудования

31.6

1,50

180,9

2,3

11,3


Ульяновская область имеет существенный технологический, производственный, инфраструктурный и кадровый потенциал, а также ресурсы для дальнейшего развития высокотехнологичных производств на своей территории.

1.1.2. Ульяновская область – регион, привлекательный для инвестиций
Инвестиции в основной капитал Ульяновской области (в ценах 2012 года) выросли с 2007 по 2012 год на 38 процентов (в Российской Федерации на 23 процента, в ПФО – на 14 процентов). Ульяновская область – среди лидеров в ПФО по темпам роста валового накопления основного капитала в расчёте на душу населения. С 2000 года значение данного показателя увеличилось в текущих ценах более чем в 14 раз. Доля инвестиций в основной капитал в объёме ВРП по итогам 2012 года составила около 30 процентов, что существенно превышает значения соответствующего показателя в Российской Федерации и ПФО. Ульяновская область – лидер ряда рейтингов, объектом исследования которых является инвестиционный климат регионов России, носитель передового опыта государственного управления в части сопровождения инвестиционных проектов на территориях субъектов Российской Федерации. С учётом бизнес-процессов, применяемых в регионе, разработан общероссийский Региональный инвестиционный стандарт.
1.1.3. Ульяновская область – регион, открытый инновациям,
обладающий высоким научно-техническим потенциалом
Количество организаций в Ульяновской области, выполняющих научные исследования и разработки, за период с 2002 по 2012 год увеличилось почти в полтора раза. По количеству патентов, полученных на одного сотрудника, занятого научно-исследовательскими работами, Ульяновская область находится в числе лучших регионов России.

Практика государственного управления на территории Ульяновской области характеризуется высоким уровнем восприимчивости органов государственной власти Ульяновской области к инновациям и способностью внедрять комплексные решения в отношении всего региона.
При непосредственном участии органов государственной власти Ульяновской области реализованы или находятся в высокой степени реализации следующие проекты:
создание инновационных кластеров и включение их в перечень пилотных программ развития инновационных территориальных кластеров в Российской Федерации. Такими кластерами являются ядерно-инновационный кластер г. Димитровграда, консорциум «Научно-образовательно-производственный кластер «Ульяновск-Авиа»;

создание портовой особой экономической зоны на территории муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области;

формирование комплекса промышленных зон на территории Ульяновской области;

формирование инвестиционной инфраструктуры во всех муниципальных образованиях Ульяновской области (городских округах и муниципальных районах).
^ 1.2. Внутренние факторы, ограничивающие

развитие Ульяновской области
1.2.1. Сокращение численности населения,

нехватка квалифицированных трудовых ресурсов
Население Ульяновской области ежегодно сокращается, причём
как вследствие естественных факторов, так и ввиду миграционного оттока.
С 2003 по 2012 год численность населения сократилась на 105 тыс. человек.

В Ульяновской области наблюдается стабильная естественная убыль населения. По итогам 2012 года коэффициент естественного прироста (убыли) населения составил 2,7 в расчёте на 1000 человек, тогда как по Российской Федерации значение данного показателя составило 0,0.
В регионе ежегодно фиксируется существенный отток населения, в том числе и по сравнению с близлежащими субъектами Российской Федерации. Коэффициент миграционного прироста (убыли) отрицателен и составляет
3,3 в расчёте на 1000 человек населения по итогам 2012 года. В то же время
в Российской Федерации значение данного показателя составляет 2,1.

Для региона также характерны:

высокий уровень заболеваемости населения, в том числе болезнями социального характера: наркоманией, алкоголизмом и алкогольными психозами, сахарным диабетом, злокачественными новообразованиями и активным туберкулёзом; высокая доля экономически активного населения, имеющего исключительно среднее (полное) образование (23,4 процента, в Российской Федерации – 19,9 процента);
относительно низкая численность лиц с высшим образованием (27,2 процента, в Российской Федерации – 30,4 процента); относительно низкая численность студентов, обучающихся по программам высшего профессионального образования (387 на 10000 человек населения, в Российской Федерации – 523).
Ввиду демографических, миграционных и других причин экономика Ульяновской области испытывает недостаток высококвалифицированной рабочей силы.
1.2.2. Уязвимость экономики Ульяновской области перед внешними экономическими шоками
Последствия мирового финансово-экономического кризиса 2008-2009 годов существенным образом отразились на экономике Ульяновской области. Индекс промышленного производства в 2009 году составил 92,6 процента, а ряд отраслей экономики по итогам 2012 года так и не достигли результатов, зафиксированных по итогам докризисного 2007 года.

По итогам 2013 года индекс промышленного производства составил 99,3 процента относительно 2012 года.

Основной причиной уязвимости экономики Ульяновской области является недостаточный уровень её диверсификации и конкурентоспособности.

Имеет место, с одной стороны, наличие в Ульяновской области небольшого количества крупных организаций, а с другой стороны – зависимость крупных организаций Ульяновской области от федеральной поддержки и наличия государственных заказов. Это прежде всего организации автомобильной и авиационной промышленности, а также отрасли строительства, которые помимо этого испытывают существенное давление со стороны импорта.
Негативным фактором является относительно низкий уровень производительности труда, отставание темпов роста производительности труда в Ульяновской области от темпов роста реальной заработной платы, что не позволяет компенсировать демографические процессы, снижать производственные издержки.
1.2.3. Неравномерное пространственное развитие Ульяновской области
Для Ульяновской области характерны существенные межмуниципальные различия практически по всем направлениям социально-экономического развития.
Во-первых, существенные различия наблюдаются в части демографической ситуации. Только в двух муниципальных образованиях Ульяновской области «город Ульяновск» и «город Новоульяновск» зафиксировано увеличение численности населения за 2009-2013 годы. Стабильная численность населения также зафиксирована в муниципальном образовании «Чердаклинский район» Ульяновской области. В остальных городских округах и муниципальных районах зафиксировано существенное снижение численности населения в среднем на 7,5 процента. Самый высокий уровень убыли населения отмечен в Кузоватовском (15,8 процента), Новомалыклинском (10,8 процента), Майнском (10,4 процента) и Ульяновском (10,0 процента) муниципальных районах, в 12 муниципальных районах численность населения сократилась на 5-10 процентов.

Во-вторых, муниципальные образования Ульяновской области существенным образом различаются в части экономического развития. В частности, на пять муниципальных образований Ульяновской области (города Ульяновск и Димитровград; муниципальные районы Сенгилеевский, Чердаклинский и Мелекесский) приходится 87,3 процента инвестиций в основной капитал среди крупных и средних организаций. Соответственно, на оставшиеся 19 муниципальных образований Ульяновской области приходится лишь 12,7 процента инвестиций. При общем низком уровне заработной платы в Ульяновской области наблюдаются также существенные межмуниципальные различия в заработной плате работников, достигающие 70-100 процентов.
В-третьих, существенные межмуниципальные различия имеются в части социальной инфраструктуры. В частности, обеспеченность врачами и средним медицинским персоналом может отличаться на 100 процентов при достаточно низком уровне обеспеченности врачами, характерном для региона в целом.
1.2.4. Несбалансированность областного бюджета Ульяновской области

и недостаточное развитие сферы финансовых услуг
Несбалансированность областного бюджета Ульяновской области (далее – областной бюджет) является существенным препятствием к дальнейшему устойчивому развитию Ульяновской области.
В Ульяновской области выявлена проблема существенного роста государственного долга за период с 2008 по 2012 год. В номинальных значениях с 2008 по 2012 год объём долговых обязательств вырос практически в 9 раз. В 2012 году долговые обязательства составляли 25 процентов от доходов консолидированного бюджета Ульяновской области.

По итогам 2012 года Ульяновская область занимала 9-е место
по среднедушевым денежным доходам в ПФО, которые составили 16350,6 руб. Это составляет лишь 66 процентов от среднедушевых доходов жителя Самарской области, являющейся лидером данного рейтинга. Данная ситуация не способствует повышению привлекательности региона для потенциальных трудовых мигрантов из соседних регионов и, наоборот, провоцирует отток человеческих ресурсов из Ульяновской области.
Низкий уровень развития банковской системы на территории Ульяновской области также является препятствием к достижению высоких темпов экономического роста. В Ульяновской области зафиксирована меньшая численность кредитных организаций и их филиалов, нежели в регионах-лидерах ПФО. В частности, в 2013 году в Ульяновской области осуществляли свою деятельность только три кредитные организации, тогда как в Республике Татарстан – 22, 18 – в Самарской области и 12 – в Нижегородской области. Ульяновская область делит 10-11-е места с Кировской областью по количеству кредитных организаций. Такая же ситуация сложилась и в отношении филиалов кредитных организаций. Объём банковских вкладов юридических лиц в Ульяновской области в расчёте на одну организацию (в российской и иностранной валюте) по итогам 2012 года является самым низким среди всех субъектов ПФО: 171 тыс. руб. (в среднем по ПФО – 608 тыс. руб., в Российской Федерации – 533 тыс. руб.). Необходимо отметить и тот факт, что организации Ульяновской области в среднем имеют более низкий уровень задолженности по кредитам, чем в среднем по ПФО и Российской Федерации (2694 тыс. руб. в Ульяновской области, 3155 тыс. руб. в ПФО и 4007 тыс. руб. в среднем по России). Несмотря на более низкий уровень задолженности по кредитам, организации Ульяновской области имеют высокий уровень задолженности относительно оборота. По итогам 2012 года накопленные кредитные обязательства составляли 25 процентов оборота организаций в Ульяновской области (в ПФО – 18,52 процента, в Российской Федерации – 22,34 процента). По данному показателю Ульяновская область занимает 11-е место в ПФО (11 филиалов). Также доля финансового сектора в ВРП Ульяновской области составляет 0,3 процента, тогда как в среднем по регионам Российской Федерации значение показателя составляет 0,6 процента, а по ПФО – 0,5 процента.
1.2.5. Недостаточно привлекательные условия для жизни

в Ульяновской области
Наряду с достаточно высоким уровнем обеспеченности жильём в Ульяновской области отмечается существенный уровень физического и морального износа основных фондов и коммунальной инфраструктуры (в том числе водоснабжения), что усугубляется недостаточностью финансовых средств для их обновления. В настоящее время уровень износа объектов инженерной инфраструктуры является высоким: уровень износа котельных составляет 65 процентов, сетей теплоснабжения – 60 процентов, сетей водоснабжения – 72 процента, сетей водоотведения – 77 процентов. Уровень износа объектов инженерной инфраструктуры оказывает непосредственное негативное влияние на возможность реализации новых инвестиционных проектов и на стабильное жизнеобеспечение организаций и населения. Кроме того, в Ульяновской области жилые дома, оборудованные доступом к коммуникациям, как правило, составляют меньшую долю, чем в среднем по Российской Федерации и ПФО.
Дополнительным фактором, свидетельствующим о недостаточно высоком уровне привлекательности Ульяновской области в качестве места проживания, является низкий уровень развития инфраструктуры учреждений социальной сферы. В частности, по итогам 2012 года 40 процентов зданий учреждений системы здравоохранения в Ульяновской области требовали капитального ремонта. Похожая ситуация складывается и в сфере образования: по итогам 2012 года 27 процентов зданий общеобразовательных организаций Ульяновской области требовали капитального ремонта. В сфере физической культуры и спорта в регионе наблюдается низкий уровень обеспеченности объектами спортивной инфраструктуры: спортивными залами Ульяновская область обеспечена на 64 процента от норматива (9-е место в ПФО), плоскостными сооружениями – на 27 процентов от норматива (8-е место в ПФО), а бассейнами – на 7,5 процента (10-е место в ПФО). Стоит также отметить, что из 57 объектов государственных учреждений культуры 18 требуют капитального или текущего ремонта помещений, фасадов зданий.

Естественным ограничением к оформлению Ульяновской области в качестве комфортного места для проживания является достаточно высокая доля автомобильных дорог общего пользования, не отвечающих нормативным требованиям. По итогам 2012 года более 60 процентов автомобильных дорог регионального значения находились в ненормативном состоянии.

В результате неравномерная и нестабильная экологическая ситуация в Ульяновской области препятствует её стабильному развитию. Так, город Ульяновск по состоянию загрязнения атмосферного воздуха на территории ПФО в 2012 году входил в десятку городов с высоким уровнем загрязнения, что усугубляется отсутствием надёжной системы мониторинга окружающей среды. Загрязнённость воды в Куйбышевском водохранилище на реке Волге, являющемся основным источником формирования поверхностных водных ресурсов Ульяновской области, постоянно увеличивается. В 2012 году класс качества воды водохранилища изменился и снизился с 3 «А» до 3 «Б», она характеризуется как «очень загрязнённая». При этом в Ульяновской области отмечены достаточно низкие в ПФО объёмы инвестиций, направленных на охрану и рациональное использование водных ресурсов (54,9 млн. руб. по итогам 2012 года; в Республике Башкортостан – 1651 млн. руб., в Республике Татарстан – 1611 млн. руб., в Самарской области – 595 млн. руб.).

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   33

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Стратегия социально-экономического развития Ульяновской области до 2030 года Общие положения о Стратегии социально-экономического развития Ульяновской области до 2030 года iconУтверждена Постановлением Администрации Боровичского муниципального...
Основной целью разработки и реализации Стратегии социально-экономического развития муниципального района до 2030 года (далее – «Стратегия-2030»)...

Стратегия социально-экономического развития Ульяновской области до 2030 года Общие положения о Стратегии социально-экономического развития Ульяновской области до 2030 года iconСтратегия социально – экономического развития Алексеевского муниципального...
Паспорт Стратегии социально-экономического развития Алексеевского муниципального района на 2016-2021 годы и плановый период до 2030...

Стратегия социально-экономического развития Ульяновской области до 2030 года Общие положения о Стратегии социально-экономического развития Ульяновской области до 2030 года iconТомской области решение
Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Александровского района до 2030 года

Стратегия социально-экономического развития Ульяновской области до 2030 года Общие положения о Стратегии социально-экономического развития Ульяновской области до 2030 года iconМониторинг реализации мероприятий Программы социально-экономического...
Кой области от 02. 12. 2013 №220-зо «Об утверждении Программы социально-экономического развития Ульяновской области на 2013-2015...

Стратегия социально-экономического развития Ульяновской области до 2030 года Общие положения о Стратегии социально-экономического развития Ульяновской области до 2030 года iconСтратегия социально-экономического развития ярославской области до 2025 года
Основанием для разработки Стратегии социально-экономического развития Ярославской области (далее Стратегия сэр) являются

Стратегия социально-экономического развития Ульяновской области до 2030 года Общие положения о Стратегии социально-экономического развития Ульяновской области до 2030 года iconПроект стратегия
Стратегия социально-экономического развития Пестречинского района до 2030 года [2016]

Стратегия социально-экономического развития Ульяновской области до 2030 года Общие положения о Стратегии социально-экономического развития Ульяновской области до 2030 года iconО стратегии социального и экономического развития хабаровского края на период до 2025 года
Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и проекте стратегии социально-экономического...

Стратегия социально-экономического развития Ульяновской области до 2030 года Общие положения о Стратегии социально-экономического развития Ульяновской области до 2030 года iconСтратегия социально экономического развития муниципального образования...
Стратегия социально – экономического развития муниципального образования «оймяконский улус (район)»

Стратегия социально-экономического развития Ульяновской области до 2030 года Общие положения о Стратегии социально-экономического развития Ульяновской области до 2030 года icon«О предварительных итогах социально-экономического развития муниципального...
Правительства Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, Стратегией социально-экономического развития Ханты-Мансийского...

Стратегия социально-экономического развития Ульяновской области до 2030 года Общие положения о Стратегии социально-экономического развития Ульяновской области до 2030 года iconОб утверждении Программы социально-экономического развития Ульяновской области на 2013-2015 годы
Утвердить Программу социально-экономического развития Ульяновской области на 2013-2015 годы (прилагается)


авто-помощь


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
auto-ally.ru
<..на главную