Рабочая программа по курсу "окружающий мир" 4 класс






Скачать 203.03 Kb.
НазваниеРабочая программа по курсу "окружающий мир" 4 класс
Дата публикации02.08.2014
Размер203.03 Kb.
ТипРабочая программа
auto-ally.ru > География > Рабочая программа
СЕРЕДИНОВСКИЙ ФИЛИАЛ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

САТИНСКОЙ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Рассмотрена на заседании Утверждена приказом

Педагогического совета № 424 от 31.08.12

Протокол № 10 от 31.08.12 Директор школы _________Т.Н.Демина


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО КУРСУ "ОКРУЖАЮЩИЙ МИР"

4 КЛАСС
Составила

учитель начальных классов

Ветрова Т.Н.

2011-2012 гОД



Пояснительная записка

Статус документа:

Учебная рабочая программа по «Окружающему миру» для 4 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, программы Министерства образования для начальных классов А.А.Плешакова по курсу «Мир вокруг нас», примерной программы общего начального образования.

Рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю.

Учебная рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, с учетом специфики и логики учебного процесса и возрастных особенностей младшего школьника.

Структура документа:

Учебная рабочая программа включает три раздела: Пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета, цели и задачи его изучения, основные содержательные линии; Основное содержание обучения с примерным распределением учебных часов по разделам курса и Требования к уровню подготовки оканчивающих 4 класс начальной школы.

Общая характеристика учебного предмета:

Окружающий мир как учебный предмет в 4 классе несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника.

Особенностями содержания этого учебного предмета в 4 классе являются: интегрированный характер предъявления естественнонаучных и обществоведческих знаний, особое внимание к расширению чувственного опыта и практической деятельности школьников, наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы.
Цели и задачи обучения:

Развивать умения наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи.

Освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке, его месте в природе и обществе.

Воспитание эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств, правильного поведения школьника в классе, школе, на пришкольном участке, сохранять и укреплять здоровье.
Основные содержательные линии:

В учебной рабочей программе по курсу «Окружающий мир» для 4 класса основные содержательные линии определены стандартом начального общего образования и представлены разделами: «Земля и человечество», «Природа России», «Родной край - часть большой страны», «Страницы всемирной истории», «Страницы истории Отечества», «Современная Россия», «Правила дорожного движения».


Общеучебные умения и навыки в учебном процессе:

В процессе освоения содержания «Окружающего мира» учащиеся 4 класса приобретают общие учебные умения, навыки, осваивают способы деятельности, предусмотренные стандартом начального общего образования. К числу важнейших относятся, в частности, наблюдение объектов окружающего мира, их устное описание, соотнесение полученных результатов с целью наблюдения (опыта), работа с простейшими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов; работа с учебными и научно-популярными текстами и др.

Основное содержание

(68 часов)

Земля и человечество.(9 часов)

Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля - планета Солнечной систамы. Луна - естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо - великая "книга" природы.

Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на Земле и его влияние на живую природу.

Мир глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта.

Прошлое и настоящее глазами эколога. Международная Красная книга.
^ Природа России. (10 часов)

Природные зоны нашей страны. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, вмды растений и животных, внесенных в Красную книгу России.
^ Наш край - часть большой страны. (11 часов)

Форма земной поверхности в нашем крае. Полезные ископаемые нашего края. Природные сообщества. Особенности сельского хозяйства.
^ Страницы всемирной истории. (5 часов)

Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир. Средние века. Новое время. Новейшее время.
^ Страницы истории Отечества. (19 часов)

Кто такие славяне. Восточные славяне. Века Древней Руси. Наше Отечество в XIII - XV вв. Наше Отечество в XVI - XVII вв. Россия в XVIII в. Россия в XIX - начале XX в. Россия в XX в. Наша страна в 1945-1991гг. Пребразования в России в 90-е гг. XX в.
^ Современная Россия. (5 часов)

Мы - граждане России. Конституция России - наш основной закон. Права и обязанности гражданина. Государственное устройство России. Государственная символика нашей страны. Многонациональный состав населения России. Регионы России.
^ Правила дорожного движения. (9 часов)

Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Светофор и дорожные знаки. Типы перекрестков. Правила перехода проезжей части дороги. Остановочный и тормозной путь автомобиля. Правила перехода железной дороги. Правила езды на велосипеде. Правила поведения на посадочных площадках и в транспорте.

^ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

ОКАНЧИВАЮЩИХ 4 КЛАСС
В результате изучения предмета «Окружающий мир» в 4 классе ученик должен

знать/понимать:

Земля - планета Солнечной системы, причины смены дня и ночи и времен года;

способы изображения Земли, ее поверхности;

что изучает история, как историки узнают о прошлом, как ведется счет лет в истории, особенности исторической карты;

некоторые современные экологические проблемы;

природные зоны России;

особенности природы своего края;

исторические эпохи;

важнейшие события и великих людей отечественной истории;

государственную символику и государственные праздники современной России;

что такое Конституция, основные права ребенка;

уметь:

распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя;

различать важнейшие полезные ископаемые своего края, растения и животных, характерных для леса, луга, пресного водоема;

проводить наблюдения природных тел и явлений;

проводить примеры животных Красной книги России и Международной Красной книги;

соотносить год с веком, определять последовательность исторических событий;

приводить примеры патриотизма, доблести, благородства на материале отечественной истории.

ЛИТЕРАТУРА:


  1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования

(«Вестник образования» № 12, 2004г.)

  1. Программа Министерства образования для начальных классов А.А.Плешакова «Окружающий мир», 2001г.

  1. Примерная программа общего начального образования 2004 - 2005г.

  2. Правила дорожного движения Российской Федерации.

  3. Оривенко Л.П. Уроки по Правилам дорожного движения, Екатеринбург: «Калан», 2000.


Календарно-тематическое планирование уроков по курсу «Окружающий мир»

Класс 4.

Общее количество часов – 68 ч .

Количество часов в неделю – 2 ч

Экскурсий – 4.

Походов по родному краю – 1.

Практических работ – 2.

Тестов – 4.

Учитель Ветрова Т.Н.

Литература:

О.В.Казакова, Н.А.Сбоева «Поурочные разработки по курсу «Мир вокруг нас» М: «ВАКО», 2007

А.А.Плешаков «Мир вокруг нас» М: «Просвещение», 2008

Рабочая тетрадь «Проверь себя»

Правила дорожного движения Российской Федерации.

Оривенко Л.П. Уроки по Правилам дорожного движения, Екатеринбург: «Калан»,2000.



п/п

Тема урока

Информационная и наглядная обеспеченность

Домашнее задание

ЗУН

Дата

Примечание

Земля и человечество (9 часов)+ 2 ПДД

1 ^ ПДД Правила безопасного поведения на улицах и дорогах.

2

Мир глазами астронома.

Методичка

Р/т с.3-6

Расширить представление о Солнце и познакомить с планетами Солнечной системы.







3

Планеты солнечной системы.

Иллюстрации созвездий

Р/т с. 7-8

Дать представление о карте звездного неба.







4

Звездное небо – великая книга Природы.

Физическая и политическая карты

с. 22-29

Р/т с. 8-9

Расширить представление о разнообразии географических карт, дать понятия о материках, океанах, странах и народах.







5

Мир глазами географа.

Карта, глобус.




Дать представление о неравномерности распределения солнечного тепла на Земле.







6

Пояса земли.




с. 30-34

Дать представление об истории, как науке о прошлом, познакомить с исторической картой, лентой времени.







7

Мир глазами историка.

Лента времени.

Р/т с. 11-14

Познакомить с настоящими экологическими проблемами.







8

Когда и где?

Историческая карта




Знакомство с Красной книгой и ее представителями.







9

ПДД Светофор и дорожные знаки.
















10

Прошлое и настоящее глазами эколога.

Экологические проблемы (фото)

Р/т с. 15-16










11

Сокровища Земли под охраной человечества.

Красная книга

Р/т с.16-20










Природа России(10 часов) +1 ПДД







12

Равнины и горы России.

Физическая карта

с. 64-71

Знакомство с крупнейшими равнинами и горами нашей страны. Знакомство с морями,

озерами и реками России, умение показывать их на карте. Знакомство с картой природных зон. Знакомство с природой арктических пустынь, тундры, лесов, степей, пустынь, Черноморского побережья и экологическими проблемами этих зон.

Знать взаимозависимость растений и животных.







13

Моря, озера и реки России.

Физическая карта

с. 72-75







14

Зона арктических пустынь.

Карта природных зон.

с. 78-85







15

Тундра.

Карта природных зон.

Р/т с.27-30







16

Леса России.

Карта природных зон.

с.98-106








17

Лес и человек.

Карта природных зон.

Р/т с. 31-36







18

Зона степей.

Карта природных зон.

Р/т с. 36-38







19

ПДД Типы перекрестков.













20

Пустыни.

Карта природных зон.

с.129-131







21

У Черного моря.

Карта природных зон.

с. 132-140







22

Экологическое равновесие.

Тесты.

с. 141-142







Родной край-часть большой страны(11 часов) +1 ПДД

23

Наш край.

Политико-административная карта.

с. 146-147

Формирование знаний о формах земной поверхности.

Знание водоема в природе и жизни человека.

Знакомство с полезными ископаемыми.

Ознакомление с различными типами почв.

Знакомство с понятием «природное сообщество».Знакомство с жизнью леса, луга, пресного водоема, как природными сообществами.







24

Поверхность нашего края.

Карта края.

с.148-153







25

Водоемы нашего края.

Атлас-определитель.

с. 155-158







26

Наши подземные богатства.

Методичка.

с. 159-169







27

Земля-кормилица.

Иллюстрации леса и его обитателей.

с. 171-174







28

ПДД Правила перехода проезжей части дороги.













29

Жизнь леса. Растения и животные леса.

Иллюстрации луга и его обитателей.

с. 175-182







30

Жизнь луга. Растения и животные луга.

Гербарий растений, фото животных.

с.178-190







31

Жизнь пресного водоема. Растения и животные пресного водоема.




с. 191-200







32

Растениеводство в нашем крае.

Методичка, гербарии.

с.201-207







33

Незаметные защитники урожая.




с.208-214







34

Животноводство в нашем крае. Тест.

Фото животных.

с. 214-222







Страницы всемирной истории(5 часов) +1ПДД


35

Начало истории человечества.

Иллюстрации облика первобытного и современного человека.

с. 4-7

Знакомство с первой исторической эпохой. Знакомство со средневековыми сооружениями. Знакомство с техническими новшествами. Знакомство с достижениями этой эпохи.







36

Мир древности: далекий и близкий.

Методичка

с.8-14







37

ПДД Остановочный и тормозной путь автомобиля.













38

Средние века: время рыцарей и замков.

Лента времени.

с. 15-21







39

Новое время: встреча Европы и Америки.

Иллюстрации облика города Нового времени.

с. 22-26







40

Новейшее время: история продолжается сегодня.


Методичка.

с. 28-32







Страницы истории Отечества (19часов) +3 ПДД


41

Жизнь древних славян.

Карта.

с. 34-39

Умение работать с картой.

Знакомство с понятиями «Русь», «бояре», «князь», «дружинники».

Знакомство с древнерусскими городами.

Умение работать с условными знаками исторической карты.

Формирование и закрепление картины возрождения Руси.

Знакомство с образом Ивана третьего.

Знакомство с началом печатного дела, героическими событиями начала XVII в.

Знакомство с преобразованиями Петра Великого.

Умение работать с картой.

Знакомство с историей во времена правления Екатерины Великой.

Знакомство с понятием «Отечественная война».

Формирование представлений о технических новшествах того времени.

Знакомство с революционными событиями в России в начале XX века.

Знакомство с историей того времени (образование СССР).

Знакомство с важнейшим событием новейшей отечественной истории.

Обобщение знаний.







42

Во времена Древней Руси.

Методичка, карта.

с. 40-45







43

Страна городов.

Карта.

с. 46-54







45

Из книжной сокровищницы Древней Руси.

Историческая карта.

с.55-58







46

Трудные времена на Русской земле.

Карта.

с. 59-64







47

ПДД Правила перехода железной дороги.













48

Русь расправляет крылья.




с. 65-69







49

Куликовская битва.




с.70-74







50

Иван третий.

Портрет.

с.75-81







51

Мастера печатных дел.

Методичка.

с. 82-88







52

Патриоты России.




с.88-93







53

Петр Великий.

Портрет.

с. 94-100







54

Михаил Васильевич Ломоносов.

Методичка, портрет.

с. 101-104







55

Екатерина Великая.

Портрет.

с. 105-111







56

ПДД Правила езды на велосипеде.













57

Отечественная война 1812 г.

Портреты М.И.Кутузова и Наполеона Бонапарта.

с. 112-121








58

Страницы истории XIX века.

Историческая карта.

с. 122-126







59

Россия вступает в XX век.

Историческая карта.

с. 127-135







60

Страницы истории 20 – 30-х годов.

Методичка.

с. 136-139







61

Великая война и Великая Победа.

Историческая карта.

с. 140-146







62

Страна, открывшая путь в космос.

Карточки с тестами.

с .147-152







63

ПДД Правила поведения на посадочных площадках и в транспорте.
















Современная Россия (6 часов) +1 ПдД

64

Основной закон и права человека. Дети имеют право на особую заботу и помощь.

Методичка. Конвенция о правах ребенка.

с. 156-159

с.50-53

Познакомить с основными законами и правами человека.

Познакомить с важными положениями Конвенции о правах ребенка.







65

Мы – граждане России.




с.164-167







66

Славные символы России.




с. 50-53







67

Такие разные праздники.

Путешествие по России.




с. 62-65







69

ПДД Итоговое занятие по ПДД.


.










Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по курсу \"окружающий мир\" 4 класс iconРабочая программа по курсу «Окружающий мир»
Данная рабочая учебная программа по курсу «Окружающий мир» разработана в соответствии со ст. 14 п. 5, ст. 15 п. 1, ст. 32 п. 2 пп....

Рабочая программа по курсу \"окружающий мир\" 4 класс iconРабочая программа по окружающему миру 1 класс
Рабочая программа построена на основе требований Федерального государственного стандарта начального общего образования по образовательной...

Рабочая программа по курсу \"окружающий мир\" 4 класс iconРеспублики Татарстан «Рассмотрено»
Рабочая программа по учебному курсу «Окружающий мир» начального общего образования разработана на основе

Рабочая программа по курсу \"окружающий мир\" 4 класс iconРабочая программа учебного предмета «Окружающий мир»
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного...

Рабочая программа по курсу \"окружающий мир\" 4 класс iconПашкина Любовь Евгеньевна, 2 категория, Варзи-Ятчинская сош, Алнашский район
Предмет: окружающий мир Класс: 2 умк: «Окружающий мир». Плешаков А. А. Школа России

Рабочая программа по курсу \"окружающий мир\" 4 класс iconКрылова О. Н. Окружающий мир: итоговая аттестация: 3 класс: типовые тестовые задания
Преподавание учебного предмета «Окружающий мир» в начальной школе осуществляется в соответствии с основными нормативными документами...

Рабочая программа по курсу \"окружающий мир\" 4 класс iconРабочая программа по предмету «Окружающий мир» 3 класс создана на...
Программа общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4). М.: Просвещение, 2011. Рекомендовано Министерством образования...

Рабочая программа по курсу \"окружающий мир\" 4 класс iconТематическое планирование по окружающему миру Класс
Рабочая программа. Окружающий мир. А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая. /Сборник рабочих программ. Система учебников «Перспектива» 1-4...

Рабочая программа по курсу \"окружающий мир\" 4 класс iconРабочая программа педагогов уховой Елены Валентиновны и Титовой Алевтины...
Цель курса окружающего мира в начальной школе – осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира

Рабочая программа по курсу \"окружающий мир\" 4 класс iconПлешаков А. А. Мир вокруг нас: учебник для 2 кл нач шк
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир и обж» во 2 классе создана на основе


авто-помощь


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
auto-ally.ru
<..на главную