И. И. Койфман, заместитель начальника управления по развитию потребительского рынка, начальник отдела по контролю в сфере защиты прав потребителей департамента экономического развития Белгородской области






НазваниеИ. И. Койфман, заместитель начальника управления по развитию потребительского рынка, начальник отдела по контролю в сфере защиты прав потребителей департамента экономического развития Белгородской области
страница1/10
Дата публикации23.12.2018
Размер1.44 Mb.
ТипДоклад
auto-ally.ru > География > Доклад
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10



Защита прав потребителей

в Белгородской области

в 2007 году

Доклад



Белгород 2008

ББК 67.404

З 40

Составители:

И. И. Койфман, заместитель начальника управления по развитию потребительского рынка, начальник отдела по контролю в сфере защиты прав потребителей департамента экономического развития Белгородской области,

Шаламова Е. А., Хорольская О. А., Ревко М. И., консультанты отдела по контролю в сфере защиты прав потребителей управления по развитию потребительского рынка департамента экономического развития Белгородской области
Ответственный за выпуск И. И. Койфман

^ З 40 Защита прав потребителей в Белгородской области в 2007 году: доклад / Сост. И. И. Койфман. – Белгород: БИЦ БГУНБ, 2008. – 120 с.
ББК 67.404
Доклад «Защита прав потребителей в Белгородской области в 2007 году» подготовлен департаментом экономического развития области в соответствии с постановлением правительства области от 19 января 2006 года № 4-пп «О региональной комплексной программе по защите прав потребителей в Белгородской области на 2006-2010 годы» на основе материалов, представленных территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, департаментами правительства области, органами местного самоуправления, общественными объединениями потребителей и другими организациями, осуществляющими деятельность в сфере защиты прав потребителей.

В настоящем докладе раскрыта работа органов, контролирующих соблюдение потребительского законодательства на территории Белгородской области, а также дана характеристика состояния защиты прав потребителей в отдельных сферах деятельности.

При подготовке материала использованы данные территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Белгородской области.

Доклад согласован с управлением Ростпотребнадзора по Белгородской области.
© Белгородская государственная

универсальная научная библиотека, 2008



ВВЕДЕНИЕ
Одна из главных целей Российской Федерации как государства – это содействие в установлении и дальнейшем обеспечении надлежащей защиты своих граждан как потребителей.

2007 год для российских потребителей был ознаменован 15-летием принятия Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей».

За эти годы в России фактически был пройден путь, на который в других странах понадобились многие десятилетии: в стране были созданы государственные и муниципальные органы, защищающие потребительские права, возникли общественные объединения, появились юристы, экономисты, журналисты, которые специально занимаются – по долгу службы или по личной инициативе – защитой прав потребителей. Закон РФ «О защите прав потребителей» всецело доказал свою жизнеспособность, в значительной мере изменив в лучшую сторону положение граждан-потребителей.

В Белгородской области работа по созданию условий для обеспечения и защиты прав потребителей, начатая сразу после принятия Закона РФ «О защите прав потребителей, к настоящему времени является неотъемлемой частью Программы улучшения качества жизни населения Белгородской области, утвержденной законом Белгородской области от 2 апреля 2003 года № 74.

Стратегические цели, стоящие перед правительством области по повышению уровня и качества жизни населения, выдвинули качественно новые задачи перед региональной системой защиты прав потребителей.

Для успешного решения поставленных задач в январе 2006 года правительством области была принята третья по счету региональная программа по защите прав потребителей на 2006–2010 годы и утвержден комплекс практических мер, направленных на формирование необходимых условий для обеспечения потребительских прав жителей области и защиту их экономических интересов.

В основу указанного плана были заложены такие приоритетные направления в сфере защиты прав потребителей, как:

  • обеспечение защиты населения области от недоброкачественных товаров (работ, услуг);

  • содействие повышению правовой грамотности и информированности населения области в вопросах защиты прав потребителей, формирование навыков рационального потребительского поведения;

  • развитие системы подготовки и повышения квалификации кадров, работающих в системе защиты прав потребителей;

  • поддержка общественных организаций, осуществляющих деятельность по обеспечению защиты прав потребителей на территории Белгородской области и другие.

Для проведения эффективной работы по защите прав потребителей были учтены происходящие изменения на рынке товаров (работ, услуг). В последнее время характерными особенностями потребительской сферы Белгородской области являются ежегодно увеличивающиеся реальные доходы на душу населения, насыщение рынка товарами и услугами, увеличение доли отечественных производителей товаров, популяризация знаний Закона РФ «О защите прав потребителей» среди населения.

В 2007 году, как и в предыдущие годы, защиту прав потребителей на территории Белгородской обеспечивают федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

Немаловажную роль в деле защиты прав потребителей играют общественные организации потребителей, оказывающие юридические, экспертные, консультационные услуги по защите прав и законных интересов граждан.

В рамках выполнения региональной программы по защите прав потребителей к началу 2007 года выстраивается планомерная система информирования населения о состоянии потребительского рынка и мерах по обеспечению качества и безопасности товаров и услуг посредством еженедельного выхода специальных телепередач «Телевизионная служба качества» (ТРК «Мир Белогорья»), радиопередач «Час пик для потребителей» (ГТРК «Белгород»), рубрики «Имею право!» (газета «Белгородское Бизнес-Обозрение» (прилагаются).

Широкую поддержку у населения получают общественные акции «Не покупайся!», «Потребительские знания – в каждую семью!».

Деятельность по участию в реализации основных стратегических целей и задач, поставленных губернатором Белгородской области Е. С. Савченко в Программе улучшения качества жизни населения, в 2007 году также продолжается в рамках взаимодействия и социального партнерства с региональным Центром информации по качеству Белгородской государственной универсальной научной библиотеки, ГУ «Белгородское качество», Белгородской торгово-промышленной палатой.

Благодаря конструктивному взаимодействию и усилиям всех составляющих структур региональной системы защиты прав потребителей, в Белгородской области в 2007 году удалось обеспечить сбалансированную защиту интересов добросовестных производителей, соблюдение конституционных прав и свобод граждан-потребителей.

Итоги этой деятельности в 2007 году подробно изложены в последующих разделах настоящего доклада в последовательности, позволяющей ориентироваться в тенденциях и процессах, происходящих на потребительском рынке области, и отражающих практику регулирования защиты прав потребителей на территории Белгородской области.
Раздел^ 1. РАЗВИТИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
Зарождение современного законодательства о защите прав потребителей в общемировой системе законодательства можно отнести к 60-м годам ХХ века.

15 марта 1962 года Президент США Джон Ф. Кеннеди, выступая перед Конгрессом США, сформулировал последовательный ряд прав потребителей.

  • право на безопасность;

  • право на информацию;

  • право на выбор;

  • право быть выслушанным.

Общемировое признание прав потребителей получили в резолюции Генеральной ассамблеи ООН № 39/248 от 9 апреля 1985 года, которая закрепила 8 прав потребителей:

  • право на безопасность товара;

  • право на информацию;

  • право на выбор товара;

  • право на выражение своих интересов;

  • право на удовлетворение основных потребностей;

  • право на возмещение ущерба;

  • право на потребительское образование;

  • право на здоровую окружающую среду.

В Российской Федерации становление законодательства о защите прав потребителей связано с 22 мая 1991 года, когда был принят Закон СССР «О защите прав потребителей», который, однако, в связи с распадом СССР так и не вступил в силу. В условиях образования Содружества независимых государств, в ряде республик были приняты законы о защите прав потребителей, для которых союзный закон стал моделью. К таким республиканским законам можно отнести:

  • Закон УССР от 12 мая 1991 года «О защите прав потребителей», введенный в действие на территории Украины с 1 октября 1991 года;

  • Закон Казахской ССР от 5 июня 1991 года «О защите прав потребителей», введенный в действие в Казахстане с 1 января 1992 года;

  • Закон Республики Беларусь от 19 ноября 1993 года «О защите прав потребителей», введенный в действие в Беларуси с 1 января 1994 года.

В Российской Федерации правовая основа для формирования и реализации целенаправленной политики в сфере защиты прав потребителей была создана с введением в действие 7 февраля 1992 г. Закона «О защите прав потребителей» (далее – Закон). В Законе нашла отражение тенденция усиления законодательного регулирования отношений, направленных на охрану прав граждан. Закон закрепил важнейшие международно-признанные права потребителей: право на государственную и общественную защиту прав потребителей, право на объединение в организации потребителей и другие.

В настоящее время Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» действует в ред. Федерального Закона от 25 октября 2007 года № 234-ФЗ «О внесении изменений в закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» и часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации».

В новой редакции рассматриваемого Закона расширился круг лиц, к которым потребитель может обратиться, если у него возникнут проблемы с купленным товаром. Если раньше Закон касался только взаимоотношений покупателя и продавца (изготовителя) товара или исполнителя работы (услуги), то теперь к ним добавился еще и импортер.

Весьма актуальная поправка в преамбуле закона касается определения недостатков товара. По общему правилу качество товара должно соответствовать требованиям закона или условиям договора. Если же спор возник о недостатке, который не регулируется законодательством и не оговорен в договоре, то главным критерием становится его соответствие обычно предъявляемым требованиям. Товар, не соответствующий этим требованиям, будет признан товаром с недостатком.

Была введена новая норма в ст. 10 Закона. Она гласит, что потребителям должна предоставляться информация об использовании ГМО в продуктах питания в случае, если содержание в компоненте генетически-модифицированных организмов составляет более 0,9 %.

Некоторые поправки касаются информации о предоставлении кредитов (ст. 10 Закона). Согласно новым положениям потребитель должен получить исчерпывающую информацию о размере кредита, полной сумме, подлежащей выплате, и графике погашения кредита.

Целая группа поправок связана с правами потребителей при приобретении товаров.

Стоит отметить, что изменилось само название ст. 18 Закона. Раньше она называлась «Последствия продажи товара ненадлежащего качества», а теперь «Права потребителя при обнаружении в товаре недостатков».

Новая поправка к ст. 18 Закона гласит, что в течение первых 15 дней после покупки потребитель сможет поменять или вернуть товар независимо от того, какой недостаток в нем обнаружен, существенный или нет.

Что же здесь изменилось. Право на замену некачественного товара у потребителя было всегда. Но в какой-то момент возникла странная ситуация. В соответствии с Гражданским кодексом РФ (ст. 503) потребитель имел право потребовать возврата денег за любой товар при возникновении любого недостатка в течение всего гарантийного срока. Но согласно Закону право на замену товара действовало без оговорок лишь в отношении недорогих товаров и товаров с ограниченным сроком пользования. А для дорогостоящих вещей и товаров длительного пользования право на замену возникало лишь в том случае, если недостаток носил существенный характер.

В новой редакции закона убрали упоминание о дорогостоящих товарах и установили одинаковые правила как в отношении замены, так и в отношении расторжения договора купли-продажи технически сложных товаров.

Суть нововведений такова. В течение первых 15 дней с момента покупки потребитель имеет право заменить товар или расторгнуть договор в отношении технически сложного товара независимо от того, какой недостаток в нем обнаружен, существенный или нет. Начиная с 16-го дня, у потребителя может возникнуть право на замену технически сложного товара либо на возврат денег за него в следующих случаях.

Во-первых, если в товаре обнаружен существенный недостаток.

Во-вторых, если продавец (изготовитель) не смог устранить недостатки в сроки, установленные законом.

В-третьих, если в результате возникновения и устранения недостатков потребитель не может пользоваться товаром более 30 дней в течение одного гарантийного года.

Следующее изменение касается рассмотрения претензий потребителя к качеству товара, в частности экспертизы.

Ранее в законе не были установлены конкретные сроки проведения экспертизы. Теперь согласно ст. 18 Закона требование об экспертизе должно быть удовлетворено в течение срока, который отведен на рассмотрение претензии потребителя.

Еще одна острая проблема была решена поправками к ст. 20 Закона «О защите прав потребителей». Речь идет о сроке ремонта. Новые поправки вводят правило, согласно которому срок ремонта, установленный соглашением сторон, не может превышать 45 дней. А если продавец по каким-то причинам не успел отремонтировать товар за это время, то соглашением сторон может быть определен новый срок, но при этом продавец не может ссылаться на отсутствие необходимых деталей.

Кроме того, с целью установления ответственности за нарушение срока доставки товара потребителю в Закон была введена новая статья 23.1, которая гласит, что если в договоре есть условие о предварительной оплате, в нем должен быть оговорен срок передачи товара потребителю. Отсутствие этой информации может стать основанием для того, чтобы признать договор недействительным. Если срок доставки будет нарушен, потребитель может установить новый срок или отказаться от договора и потребовать полного возврата внесенной суммы. Кроме того, покупатель может потребовать уплаты неустойки за просрочку доставки (0,5 % от суммы предварительной оплаты), но общий размер неустойки не может превышать 100 % предварительно оплаченной суммы.

Вступление Закона в силу было отложено на 45 дней, чтобы дать возможность изготовителям, продавцам, сервисным службам заранее подготовиться к новым требованиям.

В 2007 году на территории Белгородской области был принят и введен в действие ряд распорядительных документов, направленных на дальнейшее развитие потребительского рынка области, а именно Закон Белгородской области, 7 постановлений правительства области, распоряжение правительства области, 4 постановления губернатора области, 4 распоряжения губернатора области.

Среди них:

  • Закон Белгородской области от 4 июня 2007 года № 117 «О розничных рынках и организации деятельности ярмарок на территории Белгородской области»;

  • постановления правительства области:

    • от 27 апреля 2007 года 105-пп «О качестве и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов, реализуемых на потребительском рынке Белгородской области»;

    • от 29 мая 2007 года № 118-пп «Об упорядочении торговли спиртосодержащей непищевой и денатурированной спиртосодержащей продукцией»,

    • от 27 апреля 2007 года № 91-пп «О мерах по реализации Федерального закона от 30 декабря 2006 года № 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации»;

    • от 8 октября 2007 года № 221-пп «Об утверждении порядка организации ярмарок на территории Белгородской области»;

  • распоряжение правительства области от 24 декабря 2007 года № 236 «О пищевых продуктах, не рекомендуемых к реализации вблизи нахождения образовательных учреждений;

  • распоряжение губернатора области от 26 июля 2007 года № 621-р «О стабилизации рынка социально значимых товаров».

В настоящее время ведется работа по подготовке проекта закона Белгородской области «Об утверждении программы по обеспечению качества и безопасности товаров, реализуемых на потребительском рынке Белгородской области», предусматривающего систему программных мер, направленных на совершенствование системы контроля качества потребительских товаров, реализуемых на территории Белгородской области, обеспечение населения области качественными и доступными социально значимыми товарами, создание условий для развития предприятий Белгородской области.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

И. И. Койфман, заместитель начальника управления по развитию потребительского рынка, начальник отдела по контролю в сфере защиты прав потребителей департамента экономического развития Белгородской области iconТерриториальный отдел управления Федеральной службы по надзору в...
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

И. И. Койфман, заместитель начальника управления по развитию потребительского рынка, начальник отдела по контролю в сфере защиты прав потребителей департамента экономического развития Белгородской области iconПоложение о проведении снегоходного пробега «Сибирский экстрим – 2012»
Югры. Руководитель пробега – Андрущак Виктор Иванович – заместитель начальника управления формирования государственной политики в...

И. И. Койфман, заместитель начальника управления по развитию потребительского рынка, начальник отдела по контролю в сфере защиты прав потребителей департамента экономического развития Белгородской области iconДоклад / Сост. И. И. Койфман. Белгород: биц бгунб, 2006. 162 с. Ббк...
З 40 Защита прав потребителей в Белгородской области в 2005 году: доклад / Сост. И. И. Койфман. – Белгород: биц бгунб, 2006. – 162...

И. И. Койфман, заместитель начальника управления по развитию потребительского рынка, начальник отдела по контролю в сфере защиты прав потребителей департамента экономического развития Белгородской области iconДолгосрочный прогноз чрезвычайных ситуаций природного и техногенного...
Цгмс-р, Департамента лесного хозяйства Свердловской области, Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей...

И. И. Койфман, заместитель начальника управления по развитию потребительского рынка, начальник отдела по контролю в сфере защиты прав потребителей департамента экономического развития Белгородской области iconАдминистрация кемеровской области
Рф о размещении заказов, проводимой на основании поручения заместителя Губернатора Кемеровской области по экономике и региональному...

И. И. Койфман, заместитель начальника управления по развитию потребительского рынка, начальник отдела по контролю в сфере защиты прав потребителей департамента экономического развития Белгородской области iconКаждый гражданин является потребителем, ежедневно вступая в правоотношения...
На сегодняшний день наиболее актуальными остаются вопросы защиты прав потребителей. Рассмотрим их подробнее. Отношения в области...

И. И. Койфман, заместитель начальника управления по развитию потребительского рынка, начальник отдела по контролю в сфере защиты прав потребителей департамента экономического развития Белгородской области iconВсемирного дня защиты прав потребителей была выбрана не случайно...
«Потребительское правосудие сегодня» («Consumer Justice Now!») – тема Всемирного дня защиты прав потребителей, который будет отмечаться...

И. И. Койфман, заместитель начальника управления по развитию потребительского рынка, начальник отдела по контролю в сфере защиты прав потребителей департамента экономического развития Белгородской области iconСогласовано
Руководитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей

И. И. Койфман, заместитель начальника управления по развитию потребительского рынка, начальник отдела по контролю в сфере защиты прав потребителей департамента экономического развития Белгородской области iconСогласовано
Руководитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей

И. И. Койфман, заместитель начальника управления по развитию потребительского рынка, начальник отдела по контролю в сфере защиты прав потребителей департамента экономического развития Белгородской области iconУправление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей...
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области, расположенное...


авто-помощь


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
auto-ally.ru
<..на главную