Скачать 1.6 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» Юридический факультет УГОЛОВНОЕ ПРАВО. ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ, ПЛАНЫ И ЗАДАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ Направление подготовки: 030900 ЮРИСПРУДЕНЦИЯ. Квалификация (степень) выпускника – бакалавр. Очная форма обучения. КАЗАНЬ 2013 УДК 344 ББК 67.408 Б Печатается по решению Учебно-методической комиссии юридического факультета Казанского (Приволжского) федерального университета от «» 2013г. Протокол № Составитель: кандидат юридических наук, доцент Балеев С.А. Рецензенты: доктор юридических наук, профессор Сидоров Б.В. доктор юридических наук, профессор Талан М.В. Б ^ : Методические указания, планы и задания к практическим занятиям / Сост. С.А. Балеев.- Казань: Изд-во Казанского (Приволжского) федерального университета Методические указания, планы и задания к практическим занятиям предназначены для студентов 3 курса очного отделения юридического факультета, обучающихся по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция» и получающих квалификацию (степень) выпускника – бакалавр при изучении учебной дисциплины «Уголовное право. Особенная часть». © Балеев С.А., 2013. © Казанский (Приволжский) федеральный университет», 2013. Методические указания предназначены для оказания помощи студентам, изучающим положения Особенной части уголовного права. С этой целью в указаниях даны вопросы к темам практических занятий, перечень задач для решения, рекомендованы основная и дополнительная литература, международные нормативно-правовые акты, федеральные законы и подзаконные нормативные акты, а также постановления Пленума Верховного Суда РФ. Знание уголовного права, как и любой другой отрасли права, складывается из трех составляющих: знание положений закона, знание практики его применения, знание теории вопроса. Поэтому Особенную часть уголовного права рекомендуем изучать по следующей схеме: самостоятельный анализ закона – изучение основной и дополнительной учебной и научной литературы – изучение практики применения закона – решение задач из практикума, подготовленного кафедрой уголовного права. Следует помнить, что изучение вопросов Особенной части уголовного права предполагает постоянное обращение к положениям Общей части, поэтому рекомендуется регулярное использование в процессе обучения учебной литературы по Общей части уголовного права. ^ дает студенту навык для дальнейшей практической работы. Знание закона предполагает не заучивание наизусть его текста, а умение правильно толковать те положения, которые в законе закреплены. Чтобы избежать ошибок в понимании того, как можно и как нельзя толковать действующий закон, необходимо попытаться уяснить положения закона комплексно: с точки зрения грамматики, логики, соотношения с иными нормами уголовного закона и иных отраслей права, объема нормы (для этого необходимо вспомнить виды толкования закона, а также виды диспозиций уголовно-правовых норм). Такой подход к изучению Особенной части основан на том, что студент обладает уже базовыми знаниями, полученными при изучении Общей части, а потому есть все предпосылки для того, чтобы изучение каждой темы из курса Особенной части начиналось именно с попытки самостоятельного толкования действующего закона. Анализ каждого конкретного состава преступления дается по следующей схеме: 1. объект преступления - родовой - видовой - непосредственный - предмет преступления и (или) потерпевший от преступления 2.объективная сторона - деяние (действие, бездействие) - общественно опасные последствия - причинная связь - место, время, обстановка, способ, орудия и средства совершения преступления 3. субъективная сторона - вина, ее форма и вид - мотив, цель, эмоции 4. субъект. - общие признаки (физическое лицо, возраст, вменяемость) - специальные признаки. При анализе субъективной стороны состава преступления следует помнить, что ее признаки устанавливаются на основе подробного анализа всех обстоятельств дела до и после совершения преступления, а также признаков объективной стороны (см. например, пункт 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 1 от 27.01.1999 г. «О судебной практике по делам об убийстве (ст. 105 УК РФ)»). Сначала необходимо проанализировать основной состав преступления, а затем дать анализ признаков квалифицированного и особо квалифицированного составов. В том случае, если норма является бланкетной, анализ ее невозможен без обращения к соответствующим нормативным актам из других отраслей права, перечень которых представлен в списке рекомендованной литературы. Если преступление является конвенционным, то необходимо изучить текст соответствующей конвенции и сопоставить его с текстом действующего уголовного закона. Необходимо всегда иметь в виду, что законодательство, уголовное в том числе, базируется на Конституции РФ, к которой также требуется обращаться при изучении Особенной части уголовного права. ^ (учебники, учебные пособия, схемы, таблицы и т.п.) – следующий шаг в освоении курса Особенной части. Предлагается именно такая последовательность в изучении материала, поскольку именно в учебной литературе толкование уголовного закона дается исключительно в позитивном ключе: как следует понимать действующий закон и какова существующая практика его применения. Учебник обычно не содержит полемики и излагает, как правило, точку зрения, принятую большинством ученых. ^ по конкретным категориям уголовных дел предполагает как изучение постановлений Пленума Верховного Суда РФ (в части, не противоречащей действующему закону, также постановлений Пленумов Верховного Суда РСФСР и СССР), так и судебных решений по конкретным делам. Материалы судебной практики регулярно публикуются в выходящем ежемесячно «Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации». В его номерах публикуются обзоры практики по некоторым категориям дел. В таких обзорах содержатся указания на характерные ошибки, допускаемые судами при рассмотрении дел соответствующей категории, приводятся примеры. Все материалы, публикуемые в «Бюллетене Верховного Суда РФ» по номерам за последние 5 лет, обзоры судебной практики, иные материалы Верховного Суда доступны на официальном веб-сайте www.supcourt.ru, а также в справочно-информационной системе Консультант Плюс. В системе Консультант Плюс можно найти также большое количество научных статей, а также некоторые монографии. ^ в большей степени рассматриваются спорные вопросы теории и практики, а также высказываются предложения по совершенствованию уголовного закона и практики его применения, поэтому изучение монографий и научных статей рекомендуется после ознакомления с учебной литературой и практикой применения уголовного закона. Изучив монографическую литературу, студент будет иметь представление о тех спорных вопросах, которые возникают в уголовно-правовой теории и правоприменительной практике. По возможности рекомендуем обратиться к анализу зарубежного законодательства, а также к прежним редакциям УК РФ 1996 и уголовному законодательству дореволюционной России, поскольку обращение к зарубежному опыту и истории российского уголовного законодательства может быть весьма плодотворным для получения представления о том, каким образом можно было бы изменить действующий закон или практику его применения для преодоления спорных моментов. ^ позволяет закрепить материал, полученный на основе изучения закона, учебной и научной литературы, практики применения закона. Решение задач способствует выработке у студента способности к самостоятельной юридической оценке реальной жизненной ситуации. Выводы при решении казусов должны строиться на основе анализа норм действующего российского уголовного законодательства, с учётом имеющихся разъяснений и толкования норм законодательными и судебными органами (примечания к отдельным статьям УК, постановления Пленума и Президиума Верховного Суда РФ по отдельным категориям дел и отдельным делам, публикуемым в журнале «Бюллетень Верховного Суда РФ»), а также доктринального толкования (комментарии к Уголовному кодексу РФ, статьи, опубликованные в журналах «Уголовное право», «Журнал российского права», «Законность», «Российская юстиция», «Государство и право», «Правоведение», монографии и др. источники). Предложенные для решения задачи – это, как правило, случаи, взятые из местной или российской опубликованной судебной практики. При решении задач студентам следует исходить из того, что все фактические обстоятельства, изложенные в тексте, предполагаются установленными и доказанными, а лица, фигурирующие в задаче, осведомлены об этих обстоятельствах и осознают их значение, если иное не оговорено в условиях. Методика решения задач должна быть рассмотрена на вводном занятии. При домашней подготовке студенты обязаны хорошо изучить фабулу дела, ознакомиться с положениями уголовного закона и иным нормативным материалом, руководящими разъяснениями Пленумов Верховного Суда СССР, РСФСР и Российской Федерации, а также положениями теории уголовного права (учебник, лекции, Комментарии к УК РФ и т. д.). Решение задач должно быть письменным, с записью поставленных вопросов, ответов на них и ссылок на соответствующий нормативный материал или иные источники. При решении задач нужно понимать, что единственно верного решения задачи может и не быть. Рекомендуется решать предлагаемые задачи (если изложенная в задаче фабула позволяет это сделать) с разных позиций: с позиции обвинения и с позиции защиты. При этом важно, чтобы предлагаемые варианты решения получали убедительную аргументацию. Спорные моменты рекомендуется обсудить с преподавателем либо на занятии, либо на консультации. Следует внимательно следить за всеми изменениями УК РФ не только в статьях Особенной части, но и в статьях Общей части, поскольку такие изменения могут самым непосредственным образом касаться толкования норм Особенной части, а также практики их применения. ^ Международные нормативно-правовые акты
|
![]() | Программа предназначена для студентов юридического факультета гбоу впо мгпу, обучающихся по направлению подготовки юриспруденция... | ![]() | |
![]() | Задачи освоения дисциплины. В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен | ![]() | Басацкий Е. М., Ильницкая Л. И. Процессуальные решения на предварительном следствии: Учебно-методическое пособие для студентов факультета... |
![]() | «Юриспруденция», квалификация- «бакалавр». Дисциплина «Уголовное право» относится к дисциплинам гуманитарного цикла. Она логично... | ![]() | Профиль подготовки Химическая технология природных энергоносителей и углеродных материалов |
![]() | Басацкий Е. М., Ильницкая Л. И. Процессуальные решения на предварительном следствии: Учебно-методическое пособие для студентов юридического... | ![]() | «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования... |
![]() | «российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте российской федерации» | ![]() | Учебное пособие предназначено для студентов-бакалавров, изучающих криминалистику по направлению подготовки «Юриспруденция», квалификация... |