Гаспарян М. Ю. Тучи не могут долго скрывать солнечный свет / М. Ю.






Скачать 12.88 Mb.
НазваниеГаспарян М. Ю. Тучи не могут долго скрывать солнечный свет / М. Ю.
страница1/135
Дата публикации26.07.2018
Размер12.88 Mb.
ТипДокументы
auto-ally.ru > Право > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   135
Мартик Гаспарян

Тучи не могут

долго скрывать солнечный свет

Москва 2010

Гаспарян М.Ю. Тучи не могут долго скрывать солнечный свет / М.Ю.Гаспарян,– М.: Тровант, 2010. – 602 с.

В книге собраны материалы: начиная с официальных международных организаций и субъектов международного права, заканчивая очевидцами - простыми людьми разных национальностей, представителями политических, дипломатических, военных кругов различных стран, деятелями культуры и науки о том, как происходили события тотального уничтожения армянского народа на его исторической родине в конце ХIХ в. и первой четверти ХХ в.

Армянский народ имеет историческое и моральное право смело и решительно потребовать решения своих проблем в настоящее время. Смело и решительно не в смысле «бряцания оружием», как это делают некоторые, а с опорой на свое неопровержимое право, на понимание и помощь демократического международного сообщества.

Имеются неопровержимые доказательства и правовые основы для решения проблемы признания Турцией геноцида армян в Османской империи и ответственности за его последствия. Более конкретно – власти Республики Армения и организации диаспоры имеют полные международно-правовые основания ставить вопрос перед ведущими державами о возвращении к реализации положений Севрского мирного договора от 10 августа 1920 года между Союзными державами и Турцией. Положения этого договора были реализованы в отношении Ирака, Сирии, Греции и других стран, а в части решения армянского вопроса путем создания на территориях Западной и Восточной Армении независимого государства не были реализованы. Известно, что основной причиной явилось заключение закулисных договоров между геноцидной Турцией и большевистским режимом Советской России в марте 1921 года.

Есть все правовые основы неотложного признания НКР странами мирового сообщества, в первую очередь – Республикой Армения, Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой. Суть в том, что Нагорный Карабах вышел из состава Азербайджанской ССР в полном соответствии с законом СССР от 3 апреля 1990 года «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзных республик из СССР» и международно-правовыми принципами. Поэтому парадоксально, что НКР остается непризнанной, в то время как ведущими державами и другими странами был признан государственный суверенитет союзных республик, которые не оформили свой выход соблюдением требований этого закона. Поэтому власти Республики Армения и лидеры диаспоры имеют полные политико-правовые основания требовать неотложного признания НКР как суверенного государства и обеспечения его территориальной целостности.



ПРЕДИСЛОВИЕ


Когда решил собирать материалы по оценке культурного наследия армянского народа, обнаружилось, что даже многие мои сверстники, которые давно проживают в России и в других странах земного шара, плохо знают, как происходили события тотального уничтожения армянского народа на его исторической родине в конце ХIХ в. и первой четверти ХХ в. Тогда я посчитал своим долгом одновременно опубликовать материалы: начиная с официальных международных организаций и субъектов международного права, заканчивая очевидцами - простыми людьми разных национальностей, представителями политических, дипломатических, военных кругов различных стран, деятелями культуры и науки.

Армянам трудно в одночасье перепрыгнуть от ненависти к Турции к внезапной дружбе, и как во все времена политическая борьба в этой небольшой стране – борьба исторической школы против экономической. Правящая партия видит в новой сделке только золото и выгоду, армянская диаспора- плачевную картину бесстыдного компромисса, историки и политологи – новое наступление старого врага. И всех мучает одно сомнение: «Не кинет ли снова Турция Армению?»

Турция всегда уничтожала, и будет уничтожать наш народ, что и случилось в 1920 году. Тогда Ленин и Ататюрк подписали типичный «пакт Молотова – Риббентропа»: Армению разделили, запад ушел туркам, восток - Советам. Потом восток Армении снова разделили, отдав часть территории Азербайджану, чтобы армяне не смогли выйти из СССР ( Армению удерживал Азербайджан, а Азербайджан – Армения).Ценой этого раздела было братство с Турцией, которая заявила, что идет на мировую революцию. Конечно, Турция более важна для мировой революции, чем маленькая Армения, ведь на восток свет большевизма из Москвы шел через Турцию в угнетенные мусульманские страны. Как только Турция получила кусок Армении, свет тут же перестал идти: турки повернулись в сторону Европы, заключили Лозаннский договор и ушли в тень.

Турции выгодно соединиться с братским Азербайджаном, а армяне им мешают. Чтобы решить армянский вопрос, она будет обнимать армян с такой силой, пока не задушит в дружеских объятиях. Но может же наш народ вечно сидеть в этом транспортном мешке! Надо строить новые пути выхода из тюркского окружения, а договариваться с Турцией, чтобы наживаться на этом- это не выход из положения.

Сегодняшняя Турция может быть уже и не Османская империя начала прошлого века, возможно она изменилась? Нет, однозначно нет.

У американцев есть для региона особые разработки, цель которых уничтожение национальных особенностей и создание более космополитической среды. Здесь трудный мусульмано-христианский регион, это Америку не устраивает. Опыт показывает, что христиане с готовностью принимают идеи глобализации и превращаются в космополитов. Но это процесс хорош, когда все стороны принимают правила игры: когда-то азербайджанские и турецкие большевики играли в русскую революцию, а теперь они играют в мировую глобализацию, но в основе всего лежит другая, чуждая нам цивилизация. Армения же всегда была форпостом христианства, что делало ее уязвимой.

В XXI веке армяне должны будут построить стену между цивилизациями. Только она, безусловно, спасет армянский народ.

История армянского народа на протяжении тысячелетий развивалась согласно естественным законам человеческого бытия. Нация созидала, воевала (когда успешно, а когда не очень), возделывала землю, творила. Словом, все «как у других». Территория государства в разные периоды истории то расширялась, то сужалась, менялись внешние государственные и внутренние «административные» границы. Не менялся лишь ареал проживания армянского народа: Армянское Нагорье – место, где на заре истории встретились и взаимооплодотворились Армянский Дух и Армянская Земля.

Понятие «этнические чистки», пусть и в другом стилистическом «оформлении», армянскому народу было чуждо и непонятно. Ни армяне не применяли подобных методов расового и национального неприятия, ни соседи по отношению к армянам. Неизбежные в истории войны носили экономический и территориальный характер, от которых население, напрямую, не страдало. Военные успехи или неудачи государства не отражались на быте крестьянина и ремесленника, они лишь «меняли хозяина» и платили дань другому. В остальном их жизнь продолжала течь в привычной колее.

Благородное и уважительное отношение к противнику органично привело к тому, что в Армении и прилегающих странах крестьяне и ремесленники были освобождены от воинской повинности. Сегодня уже трудно сказать, на каком этапе истории это произошло, но факт остается фактом, с незапамятных времен у армян, персов, ассирийцев, в определенной степени у греков и грузин в армии служили лишь младшие сыновья представителей дворянских родов. В Армении они назывались сепухами. Слово сепух, возможно, имеет индоевропейские корни (ср. персидское «sep» - армия; инд. sipaj – солдат). Это было мудрое решение, позволяющее по возможности уберечь крупные нахарарские (княжеские) роды от нежелательного дробления. Кроме того, сепухи с сызмальства готовились к ратному делу: в них воспитывался дух воина-патриота. В то же время уделом крестьянина и ремесленника оставались возделывание земли и производство необходимых для страны товаров.

Время от времени, в силу каких-либо обстоятельств, ряды дворянства пополнялись отдельными представителями «невоенного люда». В этом случае они также получали возможность отправлять на военную службу своих сыновей. Служба в армии являлась поистине почетным занятием: достаточно сказать, что уже само право служить указывало на благородное происхождение. Обремененные тяжелым трудом, многие крестьяне и ремесленники с понятной завистью взирали на гарцующих на горячих скакунах всадников, или покрытых блестящим панцирем пехотинцев. Служба в армии для подавляющего большинства населения Армении представлялась несбыточной надеждой.

Симптоматично то, что в регионе было много крепостей, и войны, практически без исключений, велись вокруг них и за обладание ими. Тот, кто владел крепостью, тот являлся хозяином прилегающих деревень и земли. Пашни и виноградники, возделанные участки земли являлись табуированными для ведения военных действий. Словом, это были «благородные» войны, никоим образом не затрагивающие население и практически не отражавшиеся на его жизни.

Подобное положение дел продолжалось до тех пор, пока в регион не хлынули орды кочевников из далеких прибайкальских степей. Безусловно, и армяне, и соседние с нами народы не понаслышке знали о кочевниках, их нравах и обычаях. И воспринимали их в качестве общего врага, время от времени совершающего набеги на деревни оседлых народов. Сегодня это может показаться невероятным, но даже в годы армяно-персидских войн объединенные отряды персов и армян защищали границы Иранского и Армянского Нагорий от общего врага (нам есть чему поучиться у наших предков). Этим отрядам не было дела до «внутренних» войн, их задача состояла в обороне региона. То есть, войны между коренными населениями региона являлись внутренними неурядицами, а туранские (затем и перекочевавшие из Турана в Поволжье и Причерноморье) кочевые племена рассматривались в качестве подлинных врагов.

Собственно говоря, они и были врагами. Не знающими жалости и сострадания, грабящими и уничтожающими беззащитные деревни. Представители иной цивилизации, с иными ценностями, иным мировоззрением. В экономическом плане набеги кочевников приносили оседлому населению неисчислимые, сравнимые со стихийными бедствия. Но к этому прибавлялись и многочисленные человеческие жертвы, что превращало каждый набег в настоящую трагедию. Крепости, даже самые неприступные, для кочевников ничего не значили, они просто их обходили. Кочевники приходили грабить и убивать, но никак не воевать. Это давно поняли китайцы, построившую оборонительную стену по всему периметру «соседства» с кочевыми тюркским племенами.

Особенно тяжелая ситуация сложилась после перекочевывания в регион различных тюркских племен. Нет, это были не первые кочевники, проникнувшие на территорию Армянского Нагорья. Были и массагеты, и киммерийцы, и саки, и скифы... Армения к тому времени успела пережить и господство кочевых арабов... Однако, между ними и турками была большая разница: скифов и прочих Армения интересовала в качестве объекта для грабежа. По сути, это были обычные набеги, растянутые во времени. Потери – людские и хозяйственные – от этих набегов были тяжелыми, но всегда восполнимыми. Что же касается многовекового присутствия в Армении арабов, то это были преимущественно вооруженные отряды, которым удалось захватить страну. Да, арабы грабили население Армении, обложили страну тяжелыми налогами, проводили массовые казни (чего стоит сожжение армянских нахараров вместе с их семьями в Нахиджеване в самом начале VIII века?!), но практически не трогали мирное население. Жители Армении нужны были арабским наместникам в качестве производителя дани.

Иное дело – тюрки. Тюркские племена перебрались в Армению в поисках новых территорий для обитания. ^ Ученые историки, этнографы, политологи до сих пор спорят о причинах перекочевки тюрок на территорию Малой Азии и Армянского Нагорья. Версии приводятся разные: от давления изменившихся климатических условий (наступление пустыни на места постоянных кочевок или, наоборот, переувлажнение степи), до перенаселения степи. Нас, однако, интересуют не причины, а сам факт переселения тюрок в наш регион. Как, впрочем, и феномен сравнительно скорого покорения обширных густонаселенных территорий.

Наивно было бы считать, что армяне или персы являлись плохими воинами. По крайней мере, в мужестве и умении владеть оружием они не уступали никому из известных им народов. Проблема, на мой взгляд, крылась в другом: в разном способе (и понимании) ведения боевых действий. Как уже говорилось, в армянской армии, как и в армиях соседей, служили выходцы из дворянских родов, в то время, как у кочевников воинами считались все: от мужчин, до женщин и детей. И если армяне воспринимали в качестве врагов лишь вооруженных мужчин пришельцев, то тюрки наоборот, считали врагами всех жителей Армении. И поступали с ними соответственно своему пониманию воинской доблести, согласно которой любое убийство, независимо от пола и возраста жертвы, является подвигом.

Сегодня об этом мало говорится и еще меньше пишется, но на начальном этапе переселения тюркских племен в Армению они всячески избегали военных сражений. Тюрки предпочитали набеги и полное уничтожение мирных деревень, что наводило ужас на беззащитное население. Выражение «беззащитное» в данном случае не является аллегорией, так как веками жившие в безопасности крестьяне и в самом деле не были приучены воевать. Уничтожение деревень сказывалось как на снабжении армии, так и на моральном духе всего населения. Продолжая избегать открытых столкновений с армянскими вооруженными отрядами, далеко обходя защищенные крепости, тюрки продолжали методично уничтожать население Армении. Страна была деморализована и проиграла практически без привычных сражений.

^ Дальше, однако, началось и вовсе непонятное для армян. Прибывшие неведомо из каких далей тюрки принялись методично разрушать развитую ирригационную систему Армении. При этом они продолжали уничтожать население физически. Мыслящие «по-старому» армяне были в абсолютном недоумении: зачем убивать людей и разрушать ирригацию? С кого и откуда намерены захватчики взимать дань?

А тюрки поначалу в дани не нуждались. Как не нуждались в неизвестном для себя хлебе и других благах земледельческой цивилизации. Они адаптировали Армению к своему быту, превращали ее в огромное бесконечное пастбище, единственное истинное богатство в понимании кочевника. Культивированная земля непригодна для пастбища, следовательно, считал тюрок, возделывание земли наносит вред его быту. Овца обеспечивала все бытовые неприхотливые потребности тюрка: от питания – молоко, сыр, масло, мясо – до одежды. К большему он не привык, иное ему не было нужно. Отсюда и та неслыханная жестокость, с которой он уничтожал людей, разрушал, жег и грабил деревни.

^ Это было столкновение цивилизаций. Столкновение, в которой армяне, да и все коренные народы региона, потерпели жесточайшее поражение. Заметим, поражение без войны, обусловленное неумением (или нежеланием) приспособиться к новой форме противостояния. На свою беду, или к счастью, но армяне так и не смогли перенять у врага его же формы войны. Они не научились резать детей, убивать беспомощных старцев или слабых женщин. Единственным способом обороны был признан уход в труднодоступные регионы страны. Отметим, что этот способ спасения использовали не только армяне: например, в Кавказской Албании (территория левобережная от Куры) местные албанские племена также искали спасения в горах или непригодных для кочевничества болотах. Так, населенные реликтами этнических албанцев деревни Крыз, Будух, Хиналуг являются самыми высокогорными на всем Кавказе, а талыши лишь в советские годы начали осушать болота, в которых они когда-то нашли спасение от тюрок.

Я не преследую цели показывать разницу цивилизационных воззрений оседлого и кочевого населения в дихотомии хороший-плохой. Необходимо учитывать, что «избранный» образ жизни преимущественно является требованием природно-климатических условий ареала проживания народа, а не его прихотью. Другое дело, что принадлежность к одной из двух цивилизаций практически обрекает на противостояние с приверженцем иной, альтернативной цивилизации. Отмеченный дуализм насколько естествененен, настолько и жесток и бескомпромиссен. Вернемся, однако, в Армянское Нагорье времен нашествия тюркских кочевников.

Захватив власть в Армении тюрки принялись методично уничтожать как население страны, так и его культурные достижения. Это было начало геноцида армян, апогей которого пришелся на 1894-1923 годы. Армянам на территории Армянского Нагорья грозило окончательное уничтожение, и турки не замедлили бы воспользоваться этой возможностью, если бы не одно обстоятельство. Турки в Армении... осели, перешли на оседло-земледельческий образ жизни. Процесс этот не был одномоментным, более того, он не завершен и сегодня. И тем не менее. Природно-климатические условия Армянского Нагорья были таковы, что турки вначале стали переходить на сезонное кочевье, а затем и вовсе осели. Процессу оседания турок способствовали несколько составляющих:

а) «этническая толерантность», когда отношение к людям, в том числе и количество налогов и податей, обуславливалось не национальной принадлежностью, а религией, что нередко становилось причиной смены религии;

б) обусловленный умыканиями девочек и налогом на мальчиков (янычарство) значительный приток крови местных народов. Постепенно изменялись образ жизни и потребности быта;

в) природно-климатические условия Армянского Нагорья.

У осевших в Армении (или уже Турции?) турок появилась необходимость в земледельцах, ремесленниках, вообще, мастеровом люде. Армяне оказались востребованы. Не в качестве полноправных граждан государства, конечно, и, тем не менее, убивать их стало невыгодно. Оседлая жизнь требует большей, чем кочевая, концентрации усилий, умения адекватно отвечать на природные, климатические, внешние и иные вызовы. И если раньше, в «дооседлой» жизни, турок просто уходил от всякого рода вызовов, то оседлая жизнь такой возможности не предоставляет. Необходимо было научиться возделывать землю, обеспечивать пропитание на зиму себе и семье, интенсифицировать усилия в климатически ненастные годы; словом, защищать и развивать устои оседлой жизни. Всего этого турки делать не умели: у них, в силу кочевого образа жизни, веками развивалась присущая нороду особенность – синкретизм – созерцательность и символичность мышления.

На первых порах турки нашли выход в эксплуатации коренного земледельческого населения. Эксплуатация преследовала две цели: военную и экономическую. Военная форма эксплуатации выразилась в одной из тяжелейших повинностей коренного немусульманского населения Турции – институте янычарства. Янычары (тур. новое войско) набирались в принудительном порядке из христианских мальчиков 10-14 лет (армяне, греки, грузины, сербы, русские, болгары), насильно отуречивались и воспитывались в духе всепоглощающей ненависти к своим сородичам-христианам. Все, без исключения, христианские поселения на завоеванных территориях были обложены этим «налогом». Не довольствуясь этим, турки активно практиковали умыкание мальчиков во время набегов на те земли, которые им покорить не удалось. Таким образом, армяне, как и все коренные народы региона, оказались в роли «поставщиков живого товара».

Наряду с янычарством Турция активно практиковала и налоги на детей с самого их рождения (нуфус), на нивы (араз), независимо от того, возделаны они или нет. Примечательно, что при неуплате сельчанином в срок ссуды, принадлежащая ему земля отходила в казну. Но и тогда он, уже безземельный, не избавлялся от поземельного налога (фаракенда). Кроме названных налогов армяне обязаны были платить налог с огорода (ташир), налог с сена (ташир), налог с осоки (ташир), налог с кизяка (амляк), налог с хлева (амляк), налог с жилья (амляк), налог с овчарни (амляк), налог с конюшни (амляк), налог с саманника (помещение для хранения корма для скота) (амляк), налог за женитьбу (тамадо), налог на овец (хамчур), налог на устройство дорог (амялия), налог на наследство (интифал). Все эти налоги касались только христиан и имели «общегосударственный» характер. В реальности каждый каймакам считал своим «долгом» внести дополнительные налоги на подвластное ему христианское население.

Отметим также, что кроме перечисленных, христиане платили также налоги, которыми обкладывалось все население Турции, независимо от религии.

Платить эти налоги не было никакой возможности. ^ К примеру, «интифал». По смерти отца семейства его отпрыски вызывались в управление каймакама, по прихоти которого «устанавливалась» цена оставленного им в наследство дома. После этого наследники обязаны были выплатить 10% от «стоимости» дома. Если такой возможности у наследников не было, что было совершенно распространенным явлением, дом отбирался и продавался в пользу казны. Тогда бездомные люди вынуждены бывали записываться в форменное рабство. Но даже при этом они не освобождались от уплаты всяких разных «нуфусов» и «амляков».

Таким «нехитрым» образом – хищническое использование труда коренного земледельческого населения покоренных стран – турки восполняли отсутствие у себя навыков земледельческого труда. Учтем и тот факт, что институт янычарства и налог на христианских детей мужского пола от самого рождения (нуфус) объективно способствовало физическому сокращению нетюркского населения государства. Немало было и таких, кто в целях избавления от непосильных налогов и спасения семьи от голодной смерти, менял религию и переходил в ислам. Таким образом, в Турции возникла немалая прослойка «тюрок-земледельцев», обеспечивающих государство продуктами сельского хозяйства.

Критическая масса «тюрок-земледельцев», по-видимому, сложилась к концу ХVIII началу ХIХ веков. Именно в этот период у Турции отпала «необходимость» в коренном армянском, ассирийском, греческом населении. Государство «цивилизовывалось», к воинской повинности стали привлекаться все граждане, независимо от национальной или религиозной принадлежности. В этих условиях Турция вначале решила избавиться от янычар, грозной и зачастую необузданной силы.

Надо сказать, что к тому времени в Турции давно уже действовали разбойничьи отряды (акынджи), одна из главных составляющих государственного войска. Акынджи использовались и в мирное время для отдельных набегов и грабежей на оседлые поселения сопредельных стран. Само слово «акынджи» – akinci – означает «совершающий набег, разбойник, и весьма красноречиво отражает истинные цели создания этого «войска». Однако акынджи исправно несли свою «службу», и надобность в янычарах постепенно отпадала. В 1826 году янычары были уничтожены султаном Махмудом II при помощи акынджи.

^ Не может быть никаких сомнений, именно тогда в Турции начала зреть мысль о «необходимости» уничтожения или депортации коренного христианского населения. В самом деле: армяне, греки, ассирийцы сделали свое дело: научили турок возделывать землю, да и сами частично отуречились. Остальные оказались на своей исторической родине ненужным элементом. И именно в первой половине ХIХ века репрессии против коренного населения Турции приняли невиданный по жестокости характер.

Европейские страны, в том числе и Россия, безусловно, знали о жесточайших репрессиях, однако их помыслы были направлены, главным образом, на спасение населения европейской части Турецкой империи. Отсюда и многочисленные и довольно успешные восстания сербов, греков, болгар, хорватов... Кроме того, Константинополь вместе с Босфором и Дарданеллами имел для них стратегическое значение, на фоне которого трагедия немногочисленного армянского народа представлялась им досадной гуманитарной помехой. А в это время на территории «азиатской» Турции создавались карательные отряды «гамидие», слепо выполнявшие волю султана.

Как проявление, свойственное геноциду, арменоцид в разные периоды истории осуществляли в особенности правители Турции как в отношении к восточным армянам, так и западным.

Термин арменоцид в международных кругах впервые был употреблен на состоявшемся в июне 1967 года во втором международном конгрессе в Париже, посвященном предотвращению геноцида. Здесь был обсужден вопрос геноцида армян в Первой мировой войне.

Ливанский юрист Метр Муса Пренс массовую резню армян характеризовал как арменоцид. Он считал геноцид армян преступлением, оставшимся безнаказанным в истории человечества.

В Геноциде армян воплощены варварские черты, присущие геноцидам прошлых и нынешнего веков.

Факт Геноцида армян доказан неоспоримыми данными и изданными на разных языках мира достоверными документами.

Политика геноцида и действия, примененные по отношению к армянскому народу, берут начало с тех времен, когда тюркские племена вторглись из Дальнего Востока и Средней Азии в Армению и малую Азию. Во время образования Османской империи ее правители разделили народы этого региона на две части: "правоверных" (магометане) и "гявуров" (неверных или иноверцев). "Гявурами" считались армяне, греки, славяне и др. народности. История полностью отрицает те утверждения турецких горе-историков, правящих кругов и дипломатов, что, якобы, в течение веков неверные (немагометане) в пределах Османской империи не только жили мирно и спокойно, не подвергались национальным и религиозным гонениям, но и пользовались множеством привилегий. 

Кровавый режим Османской Турции был нетерпим не только для армян, но и других народов. ^ Избиения, грабеж, насилие осуществленные по отношению к армянам турецкими правителями и религиозная неприязнь продолжались на протяжении пяти веков. Что касается массовых убийств… Они учинялись, начиная с XIX века и продолжались до 20-ых годов XX века

Геноцид армян был поднят до уровня государственной политики в период правления Абдул Гамида Второго - печально известного периода "зулума" (чудовищная смута). Пользуясь попустительством великих держав, правители султанской Турции фанатично продолжали взятую на вооружение политику арменоцида.

История показала, что Берлинский конгресс сверхдержав (1878г.) не решил армянский вопрос, что послужило причиной трагедии западных армян. 

После этого конгресса не только не были претворены в жизнь предначертанные реформы и преобразования в Западной Армении, но началось массовое истребление армянского населения. 

Как отмечает академик В. Хвостов, "так называемый берлинский "концерт" оказался погибельным для западных армян. Он приговорил армян к истреблению". Начался новый период еще более трагичной истории западных армян. 

В период правления султана Абдул Гамида Второго была разработана и осуществлена страшная программа арменоцида. Об этом свидетельствуют следующие заявления одного из руководителей турецкого правительства - главного визиря Мехмета Кемаль паши:

"Если в европейской части мы на своей груди вскормили змею, не нужно повторять ту же глупость в азиатской части Турции. Уничтожить грамотных, убрать всех тех, кто когда-либо может представить для нас угрозу и в руках чужаков стать орудием против нас. 

Хотя бы сейчас, сегодня, в интересах Англии, чтобы не вмешивались в дела наших государств в Малой Азии (мы и Англия слово "Армения" не только не хотим признавать, но и должны раздробить челюсти, произносящие это имя), не было бы поводов для вмешательства извне. Поэтому для осуществления этой цели необходимо и требуется государственное решение, чтобы любой сомнительный элемент был уничтожен бесследно для обеспечения нашего будущего: значит, этот армянский народ надо уничтожить или сделать неспособным к возрождению. И для осуществления этого у нас наготове все необходимые инструменты - курды, черкесы, судьи, сборщики налогов, полицейские, и, наконец, можем объявить религиозную войну, и осуществить легкую войну против такого народа, который не имеет ни оружия, ни войска, а одна из великих и богатых держав) наша союзница и гарант мира в Азии. И если этот армянский народ будет стерт с лица земли и христианская Европа будет искать единоверцев и не найдя в Турецкой Азии таковых, оставит нас в покое, а мы после этого займемся внутренними делами и благоустройством".

Таковой, фактически, была государственная программа Османской империи, и руководствуясь этим, правитель султанской Турции в 90-ые годы XIX века организовал и варварски осуществил Геноцид западных армян. В этот период геноциду подверглись 300 тыс. армян. В иных, в частности, германских источниках число безвинно погибших доходит до полумиллиона. Кроме убитых, число лишенных крова и средств на существование составило около полумиллиона, из коих 400 тыс. - женщины и дети-сироты. 

Фактически, после Берлинского конгресса в течение 18 лет численность западных армян снизилось на 600 тысяч

Избиения армян всесторонне были освещены в большом 40-томном сборнике "Большая политика европейских правительств за 1871-1914гг." и других многочисленных изданиях. 

Действия и политика, направленные на Геноцид армян, были продолжены и в будущем и достигли своего апогея в период правления младотурок. Да, дьявольская программа уничтожения армян Мехмета Кемаля паши и султана Абдула Гамида конкретизировалась младотурецкими главарями. Руководствуясь шовинистической, античеловечной, человеконенавистнической политикой пантюркизма и панисламизма, они задались целью насильно ассимилировать нетурецкие народы депортацией и геноцидом, при этом не только сохранить Османскую империю, но и создать всетурецкую всемирную державу. В достижении этой цели главным препятствием считалось армянство, против него и был направлен главный удар. 

В начале века младотурецкие правители предприняли по отношению к армянам первое преступление. В апреле 1909 года они организовали и осуществили страшную резню армян в Адане и в прилежащих армяно-населенных селениях. На этой территории Киликии турецкими войсками варварски были уничтожены более 35 тыс. армян, разрушены армянские кварталы Аданы и близлежащие армянские села. Материальный ущерб армян Аданы составил более чем 80 млн. долларов. За это преступление младотурок никто не понес наказания, а губернатор Аданы был удостоен правительственной награды

Резня армян в 90-ых годах XIX века и 1909 году в Адане подтвердили запланированный геноцид, разработанный младотурецкими правителями на государственном уровне. 

После русско-турецкой войны 1877-78гг. от ига Османской империи освободились христианские народы балканских стран. ^ Самым многочисленным христианским народом, оставшимся под имперским игом, оказались армяне Западной Армении. С целью сохранения своей власти в азиатской части территории, правительство Турции поставило задачу насильно отуречить или уничтожить западных армян. Важной причиной являлось также то, что западные армяне, Западная Армения считались препятствием и клином на пути создания всетурецкого государства. Также причиной организации резни послужила прорусская ориентация армянского народа. Пантюркистские идеологи и государственные деятели в этом усматривали большую опасность для распространения своего влияния. Разумеется, как восточные, так и западные армяне, сформированную свою прорусскую ориентацию в течение веков, бесспорно, считали одним из главнейших условий своего существования и национально-освободительной борьбы. 

Турецкая сторона поводом для геноцида армян считала также армянское добровольческое движение. Эти аргументы также беспочвенны, поскольку целью армянского добровольческого движения являлись самооборона и национальное самоопределение. 

Все перечисленные аргументы не могли служить ни правовым, ни моральным основанием для геноцида армян, поскольку борьба армянского народа была направлена на право проживания на своей исторической родине и на восстановление государственности. Тем не менее, продолжая антиармянскую политику и политику истребления армян своих предшественников, и не удовлетворившись погромами армян в Адане, считая это генеральной репетицией, младотурецкие правители в октябре 1911 года в Салониках созвали специальный конгресс и решили окончательно осуществить свою программу. Истребление армян они считали "кардинальным решением" армянского вопроса. Политика уничтожения и насильственной ассимиляции применялась и к остальным нетурецким народам империи. Именно для этой цели на конгрессе в Салониках была поставлена конкретная задача со следующим изложением: "рано или поздно, должно быть осуществлено отуречивание всех подданных, однако ясно, что это не может произойти мирным путем, это должно быть исполнено только лишь с помощью оружия". 

Фактически дьявольская программа уничтожения армян была разработана младотурецкими правителями еще до Первой мировой войны. Благоприятные же условия для осуществления этой программы возникли именно с началом войны. Известный польский публицист и писатель Богдан Гембарски в своих исследованиях отмечает, что программа геноцида армян конкретизировалась в начале Первой мировой войны, когда еще не был открыт русско-турецкий фронт. В одной из своих публикаций Богдан Гембарски приводит следующий отрывок стенограммы заседания младотурок, состоявшегося 15-го октября 1914 года:

"^ Доктор Назим - Необходимо кардинально решить армянский вопрос - в корне уничтожив всех армян. Считаю, что выражаю общее убеждение всех здесь присутствующих - утверждая, что проблему сразу разрешим, как только будет принято решение. 
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   135

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Гаспарян М. Ю. Тучи не могут долго скрывать солнечный свет / М. Ю. icon«Волшебная страна правил дорожного движения»
«свет» и «фор» «Свет» это и есть свет, а «фор» (от греч форос) обозначает «несущий или «носитель». А вместе – «светофор» значит носитель...

Гаспарян М. Ю. Тучи не могут долго скрывать солнечный свет / М. Ю. iconСборник статей Часть 2 Красноярск Апрель 2017 г. Международный педагогический...
Международная педагогическая дистанционная конференция «Педагогика и образование», сборник статей, часть 2, апрель 2017 г

Гаспарян М. Ю. Тучи не могут долго скрывать солнечный свет / М. Ю. iconШкола Светофорных Наук Провела: Струбалина О. С. и ребята 2 а класса Сентябрь 2013 год
«свет» и «фор». «Свет» —это всем понятно. А «фор»? «Фор» произошло от греческого слова «форос», что означает «несущий» или «носитель»....

Гаспарян М. Ю. Тучи не могут долго скрывать солнечный свет / М. Ю. iconУважаемые родители!
Световозвращающие приспособления способны отражать свет, падающий под любым углом, что особенно важно на дороге, когда свет фар идет...

Гаспарян М. Ю. Тучи не могут долго скрывать солнечный свет / М. Ю. iconПерспективное планирование по обучению правилам дорожной безопасности детей пятого года жизни
Дети пятого года жизни могут сравнительно долго сосредоточивать внимание на предметах. Они приобретают более устойчивый характер....

Гаспарян М. Ю. Тучи не могут долго скрывать солнечный свет / М. Ю. iconОао «Санаторий-профилакторий «Солнечный» (оао «Санаторий-профилакторий...

Гаспарян М. Ю. Тучи не могут долго скрывать солнечный свет / М. Ю. iconИнструкция по зарядке батареи icon hd
Ниже приведена простая инструкция по правильной зарядке аккумулятора icon hd. Вам может понадобиться данная инструкция, если компьютер...

Гаспарян М. Ю. Тучи не могут долго скрывать солнечный свет / М. Ю. iconВ ходе проведенных с 17 по 23 февраля профилактических мероприятий...
В ходе проведенных с 17 по 23 февраля профилактических мероприятий отделением гибдд мо мвд россии по зато озерный и Солнечный было...

Гаспарян М. Ю. Тучи не могут долго скрывать солнечный свет / М. Ю. iconСуррогат мечты повесть часть первая земля мертвых
Холодный, сырой ветер, не прекращающийся ни на минуту, постоянно налетающий порывами, или же тихо шепчущий на ухо что-то тревожное...

Гаспарян М. Ю. Тучи не могут долго скрывать солнечный свет / М. Ю. iconУрок №3 (для взрослых) стр. 5 Ха-Ха на дороге стр. 6 А сказочку хочешь?...
Новым годом все оглядываются назад, чтобы подвести итоги своей деятельности. Вот и мы по доброй традиции решили проанализировать...


авто-помощь


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
auto-ally.ru
<..на главную