Самостоятельная работа студентов проводится под руководством преподавателя группами численностью 5 6 человек. Каждая такая группа получает задание на самостоятельную работу по анализу системы пожаротушения или антиобледенения конкретного газотурбинного двигателя с использованием макета-разреза двига






Скачать 330.16 Kb.
НазваниеСамостоятельная работа студентов проводится под руководством преподавателя группами численностью 5 6 человек. Каждая такая группа получает задание на самостоятельную работу по анализу системы пожаротушения или антиобледенения конкретного газотурбинного двигателя с использованием макета-разреза двига
страница1/3
Дата публикации15.11.2013
Размер330.16 Kb.
ТипСамостоятельная работа
auto-ally.ru > Авто-руководство > Самостоятельная работа
  1   2   3



МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОСИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

КАФЕДРА ДВИГАТЕЛЕЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ

ПОСОБИЕ К ЛАБОРАТОРНЫМ ЗАНЯТИЯМ НА ТЕХНИКЕ ПО АНАЛИЗУ КОНСТРУКЦИЙ УЗЛОВ ГТД

по дисциплине “Конструкция и прочность авиационных двигателей”
для студентов специальности 130300

по направлению 552000,

всех форм обучения

Москва – 2004

ПРОТИВОПОЖАРНАЯ И АНТИОБЛЕДЕНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМЫ ГТД
1. Цель занятия
Изучение назначения основных параметров, условий работы и требований к системам пожаротушения и антиобледенения ГТД.

Ознакомление студентов с основными конструктивно-схемными решениями систем.

Изучение принципов подхода к инженерному анализу систем с учетом условий их работы и воздействия эксплуатационных факторов.

Ознакомление с методами анализа нарушения работоспособности, поиска причин отказов систем и разработки мер по их устранению и предупреждению.

Приобретение студентами навыков работы по самостоятельному анализу систем.
2. Методические основы построения занятия
Занятие проводится по подгруппам в течение четырёх часов учебного времени в помещениях специализированных классов учебной лаборатории, оснащённых образцами газотурбинных двигателей, их узлов и агрегатов.

Занятие состоит из рассказа преподавателя и последующей самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя.

Преподаватель использует при проведении занятия макеты-разрезы двигателей, их узлы и агрегаты, а также видеотехнику, электронные носители, слайды, чертежи и плакаты.

Самостоятельная работа студентов проводится под руководством преподавателя группами численностью 5 – 6 человек. Каждая такая группа получает задание на самостоятельную работу по анализу системы пожаротушения или антиобледенения конкретного газотурбинного двигателя с использованием макета-разреза двигателя, его технического описания и чертежа. Задание содержит вопросы, на которые должны ответить студенты по результатам самостоятельного анализа конструкции.
^ 2.3.СИСТЕМА ПРОТИВОПОЖАРНОЙ ЗАЩИТЫ
2.3.1. О взрывоопасноСТИ смеси паров топлив с воздухом
Авиационное топливо представляет собой горючую и лег­ковоспламеняющуюся жидкость, пары которой в смеси с воз­духом взрывоопасны.

В условиях эксплуатации источником взрыва смеси паров топлива с воздухом могут быть:

1) открытое пламя;

2) электрическая искра;

3) разряд статического электричества;

4) самовоспламенение (в частности, от нагретых элемен­тов, если температура их будет выше температуры самовос­пламенения).

Взрывоопасность смеси паров топлива с воздухом оце­нивается следующими основными критериями:

1) температурными пределами взрывоопасности;

2) концентрационными пределами взрывоопасности.

Температурные пределы взрывоопасности.

Образование взрывоопасной смеси паров топлива с воздухом возможно только в определённых температурных пределах. В связи с этим принято рассматривать нижний и верхний температур­ные пределы взрывоопасности.

За нижний температурный предел взрывоопасности при­нимается та минимальная температура топлива, при которой давление паров топлива достигает такой величины, при которой в закрытом пространстве (баке) образуется взрывоопасная смесь. При дальнейшем охлаждении топлива смесь обедня­ется настолько, что становится трудновоспламеняющейся.

За верхний температурный предел взрывоопасности при­нимается та максимальная температура топлива, при кото­рой смесь паров топлива с воздухом еще сохраняет взрывные свойства. При дальнейшем повышении температуры смесь настолько переобогащается парами топлива, что становится негорючей.

Таким образом нижний и верхний температурные пределы взрывоопасности образуют так называемую температур­ную зону взрывоопасности.

Температурная зона взрывоопасности с увеличением вы­соты полёта смещается в сторону более низких температур, так как вследствие уменьшения внешнего атмосферного дав­ления испаряемость топлива увеличивается. По этой причи­не взрывоопасные смеси с увеличением высоты полёта об­разуются при более низких температурах, чем на земле.

На рис. 1, 2 и 3 представлены зависимости изме­нения температурных зон взрывоопасности с высотой полёта для смесей паров топлива Т-1, ТС-1 и Т-2 с воздухом [1].

Концентрационными пределами взрывоопасности принято называть .предельные концентрации паров топлива в воздухе, при которых возможно воспламенение смеси.

В табл. 1 приведены данные по концентрационным пре­делам взрывоопасности.

Таблица 1

Топливо

Плотность,

г/см3

Концентрационные пределы взрывоопасности

нижний

верхний

Т-1

0,813

1,4

7,5

ТС-1

0,779

1,2

7,1

Т-2

0,765

1,1

6,8


2.3.2. Причины возникновения пожара

силовой установки

Основная причина возникновения пожара силовой уста­новки — это воспламенение паров топлива или масла. Сле­довательно, в большинстве случаев пожар возникает в тех местах силовой установки, где находится топливо или масло, т. е. внутри топливных и масляных баков, а также в их от­секах, под капотом двигателя и внутри двигателя.

При соответствующих условиях пожар из указанных мест может распространиться на остальные элементы конструк­ции самолета. Пары топлива или масла могут образоваться в результате:

-пролива топлива или масла во время заправки;

-негерметичности элементов топливной или масляной сис­тем;

-разрушения трубопроводов топливной или масляной сис­темы;

-поражения элементов топливной или масляной системы при обрыве вращающихся частей двигателя;

Рис. 1. Зависимость измене­ния температурной зоны взрывоопасности смеси паров топлива Т-1 с воздухом по вы­соте полета (давление паров топлива 45 мм рт. ст. при тем­пературе 38°С).
-удара самолета о землю (при аварии самолета);

-грубой посадки самолета (с убранными шасси) и в других случаях.




Рис. 2. Зависимость измене­ния температурной зоны взрывоопасности смеси паров топ­лива ТС-1 с воздухом по высо­те полета (давление паров топ­лива 50 мм рт. ст. при темпера­туре 38°С).

Источниками огня, приводя­щими к возникновению пожара, могут быть нагретые поверхно­сти двигателя, выхлопная систе­ма, недопустимый нагрев подшип­ников, прогар элементов двигателя, факеление двигателя, электрическая искра, появляю­щаяся при неисправности или разрушении электропроводки, разряд статического электриче­ства, который может возникнуть при движении топлива.



Рис. 3. Зависимость измене­ния температурной зоны взрывоопасности смеси паров топ­лива Т-2 с воздухом по высо­те полета (давление паров топ­лива 100 мм рт. ст. при темпе­ратуре 38°С).
По этим причинам противопо­жарная безопасность самолета зависит от целого комплекса ме­роприятий, в том числе от ком­поновки силовой установки, тщательности монтажа топливной и масляной систем, выхлопной системы и системы электропроводки, а также от качества и своевременности выпол­нения предполетных и регламентных работ.

Ликвидация очага пожара на самолете зависит от надеж­ности функционирования противопожарной системы, специ­ально предназначенной для этих целей.

Таким образом, система противопожарной защиты само­лета — это комплекс мероприятий, в том числе профилак­тических, направленных на предупреждение возникнове­ния пожара и заблаговременное ограждение от него наиболее воспламеняющихся элементов (профилактические противо­пожарные мероприятия), и специальных, направленных в случае возникновения пожара на его локализацию и ликви­дацию (противопожарная система).
3. Профилактические противопожарные мероприятия
Профилактические мероприятия, направленные на пре­дупреждение возникновения пожара и ограждения от него наиболее уязвимых в пожарном отношении элементов, весь­ма обширны и разнообразны. Определяются они, исходя из назначения самолета, типа и расположения на самолете дви­гателей, конструктивным выполнением топливной и масляной систем и совершенством их эксплуатации и обслуживания.

Однако имеется ряд общих рекомендаций, которых необ­ходимо придерживаться как при проектировании, так и при эксплуатации силовых установок.

К числу таких профилактических мероприятий относятся:

разделение подкапотного пространства в гондолах двига­телей при помощи противопожарных перегородок на отдель­ные зоны для обеспечения возможности предотвращения и распространения пожара, а также для ликвидации его в слу­чае возникновения;

разделение пространства, занимаемого топливными бака­ми на отдельные отсеки, изолированные между собой герме­тическими перегородками, исключающими растекание топ­лива;

установка огнестойких герметических перегородок, отде­ляющих отсеки двигателя от отсеков топливных баков;

расположение топливных и масляных трубопроводов вда­ли от выхлопной системы двигателя;

обеспечение необходимой вентиляции, т. е. обеспечение надежного удаления паров топлива и масла из мест, где они образуются, через выводы, расположенные вдали от выхлопа;

обеспечение тщательной герметизации мотогондолы, так как в случае пожара негерметичность её повышает скорость распространения пламени;

нежелательность размещения топливных баков внутри фюзеляжа и фюзеляжной части центроплана, т. е. вблизи размещения пассажиров;

Сведение в надтопливное пространство баков и полости, где могут скапливаться пары топлива, инертных газов (азота, углекислоты и т. п.);

размещение точек аварийного слива топлива таким обра­зом, чтобы исключалось попадание топлива в струю горячих газов двигателя;

применение электрической, тепловой, звуковой и других изоляций, исключающих впитывание ими топлива и масла;

.нежелательность перекрещивания топливных и масляных коммуникаций воздушными;

расположение в пожароопасных зонах топливных и мас­ляных коммуникаций ниже выхлопных и электрических ком­муникаций;

расположение выхлопных трубопроводов в специальных защитных кожухах;

бронирование тех мест силовой установки, через которые возможно поражение элементов топливной системы, в том числе баков, в случае разрушения вращающихся элементов двигателя (лопаток и дисков турбины и компрессора и др.);

обеспечение достаточной вибростойкости трубопроводов и баков (применение гибких трубопроводов и упругой под­вески баков);

применение металлизации трубопроводов для избежания скопления статического электричества;

применение в топливных магистралях противопожарных кранов, предназначаемых для быстрого (в случае необходи­мости) прекращения подачи топлива к двигателям;

применение жаростойких материалов при изготовлении элементов силовой установки, наиболее подверженных воз­действию паров топлива и масла и высокой температуры;

исключение, по возможности, применения легкоплавких материалов, в том числе электрона;

применение в приводах агрегатов предельно-предохрани­тельных муфт, отключающих агрегаты при их разрушении (из-за чрезмерного трения может возникнуть очаг пожара);

обеспечение пассажирской кабины и кабины экипажа са­молета переносными огнетушителями с расположением их в легкодоступных местах и по возможности с постоянной тем­пературой окружающего воздуха;

установка в пассажирских кабинах и грузовых отсеках самолета сигнализаторов появления дыма;

возможность включения противопожарной системы при посадке самолета с убранными шасси; расположение противопожарного оборудования в зонах, наиболее безопасных в пожарном отношении.

4. Противопожарная система
Для локализации и ликвидации пожара применяется про­тивопожарная система, включающая в себя сигнальную и управляющую аппаратуры (средства обнаружения пожара и управления его тушением) и противопожарное оборудование, (средства подавления пожара).
Основные требования, предъявляемые к противопожар­ной системе. Противопожарная система должна:
1) быть надежной в работе на всех режимах и высотах полета самолета;

2) быстро подавать сигналы о возникновении пожара, быстро приводить в действие противопожарное оборудование и эффективно тушить пожар;

3) обеспечивать подачу огнегасительного состава в лю­бой из защищаемых отсеков, включая мотогондолу и внут­ренние наиболее уязвимые в пожарном отношении полости двигателя (подшипники ТРД и ДТРД, подшипники и редук­тор ТВД);

4) иметь запас огнегасительного состава, достаточный для тушения нескольких пожаров;

5) обеспечивать в защищаемых от пожара отсеках быст­рое создание концентрации огнегасительного состава, доста­точной по величине и времени ее поддержания;

6) быстро приводить противопожарное оборудование в состояние готовности после очередного к последующему сра­батыванию;

7) автоматически приводится в действие от срабатыва­ния сигнала «пожар» и в последующем вручную по усмот­рению экипажа;

8) иметь управление, автоматически переключающееся с основной электросети на аварийную;

9) иметь специальное устройство, автоматически приво­дящее противопожарное оборудование в действие при посад­ке самолета с убранными шасси;

10) располагаться в местах, защищенных элементами конструкции от повреждения при посадке с убранными шасси;

11) быть герметичной и иметь устройство, предохраняю­щее ее от разрушения при повышении давления в огнетуши­телях выше допустимого;

12) иметь приборы сигнализации управления и контроля, сосредоточенные в одном месте на приборной доске и позволяющие легко определить место возникновения пожара и уп­равлять его тушением;

13) быть малой по весу и размерам, стойкой против кор­розии, простой в управлении и удобной при эксплуатации.
Сигнальная и управляющая аппаратура. Сигнальная и управляющая аппаратура предназначена подавать сигналы о возникновении пожара и управлять подачей огнегасительного состава к очагу пожара. Сигнальная и управляющая аппаратура включает в себя следующие основные элементы (рис. 4):
1) датчики (термоизвещатели), устанавливаемые в за­щищаемых от пожара отсеках и предназначенные для пода­чи сигнала о пожаре при повышении в окружающем их про­странстве температуры свыше допустимой;

2) блоки электромагнитных кранов, предназначенные от­крывать доступ огнегасительного состава к очагам пожара;

3) сигнальные лампы (табло), тумблеры, кнопки контро­ля и управления, устанавливаемые на щитке в кабине эки­пажа и предназначенные для .оповещения о пожаре (иногда световая сигнализация о (пожаре дублируется звуковой).

Сигнальная и управляющая аппаратура должна:
1) быть надежной в действии, то есть полностью исклю­чать ложные срабатывания;

2) подавать сигнал «пожар» и приводить в действие про­тивопожарное оборудование за минимально возможное вре­мя с момента возникновения пожара;

3) обеспечивать многократность действия, то есть авто­матическое повторное приведение противопожарного обору­дования в рабочее состояние за минимально возможное вре­мя с момента ликвидации пожара;

4) обладать необходимой механической прочностью и стойкостью при действии нагрузок и огня.

Чувствительным элементом любой сигнальной и управ­ляющей аппаратуры являются датчики, которые могут дей­ствовать по одному из следующих принципов:
воспламенение горючего элемента датчика;

расширение металла под действием высокой температу­ры;

плавление металла под действием высокой температуры;
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Самостоятельная работа студентов проводится под руководством преподавателя группами численностью 5 6 человек. Каждая такая группа получает задание на самостоятельную работу по анализу системы пожаротушения или антиобледенения конкретного газотурбинного двигателя с использованием макета-разреза двига iconСамостоятельная работа студентов
Распределение часов по разделам курса и видам учебной работы

Самостоятельная работа студентов проводится под руководством преподавателя группами численностью 5 6 человек. Каждая такая группа получает задание на самостоятельную работу по анализу системы пожаротушения или антиобледенения конкретного газотурбинного двигателя с использованием макета-разреза двига iconВикторина по пдд подготовила и провела
Сейчас послушайте правила викторины: вы должны разделиться на две команды (командирам вешается эмблема «Светофор» и «Автомобиль»)...

Самостоятельная работа студентов проводится под руководством преподавателя группами численностью 5 6 человек. Каждая такая группа получает задание на самостоятельную работу по анализу системы пожаротушения или антиобледенения конкретного газотурбинного двигателя с использованием макета-разреза двига iconВикторина по Правилам Дорожного Движения (пдд)
Сейчас послушайте правила викторины: вы должны разделиться на две команды (командирам вешается эмблема "Светофор” и "Автомобиль”)...

Самостоятельная работа студентов проводится под руководством преподавателя группами численностью 5 6 человек. Каждая такая группа получает задание на самостоятельную работу по анализу системы пожаротушения или антиобледенения конкретного газотурбинного двигателя с использованием макета-разреза двига iconВнеклассное мероприятие для 5 класса по теме " Викторина по пдд"
Сейчас послушайте правила викторины: вы должны разделиться на две команды (командирам вешается эмблема “Светофор” и “Автомобиль”)...

Самостоятельная работа студентов проводится под руководством преподавателя группами численностью 5 6 человек. Каждая такая группа получает задание на самостоятельную работу по анализу системы пожаротушения или антиобледенения конкретного газотурбинного двигателя с использованием макета-разреза двига iconВнеклассное мероприятие по обж. Викторина по Правилам
Командирам даются эмблемы “Светофор” и “Автомобиль”. Выберите командиров. Условие: каждая команда выполняет задание, за правильно...

Самостоятельная работа студентов проводится под руководством преподавателя группами численностью 5 6 человек. Каждая такая группа получает задание на самостоятельную работу по анализу системы пожаротушения или антиобледенения конкретного газотурбинного двигателя с использованием макета-разреза двига iconОборудование: эмблемы команд, карточки, дорожные знаки, краски, кисти, бумага. Оформление доски
Сейчас послушайте правила викторины: вы должны разделиться на две команды (командирам вешается эмблема “Светофор” и “Автомобиль”)...

Самостоятельная работа студентов проводится под руководством преподавателя группами численностью 5 6 человек. Каждая такая группа получает задание на самостоятельную работу по анализу системы пожаротушения или антиобледенения конкретного газотурбинного двигателя с использованием макета-разреза двига iconПожалуйста, прочтите инструкцию перед использованием!
Вам стабильную работу навигационной системы только с уже предустановленной программой. В случае изменения или переустановки программного...

Самостоятельная работа студентов проводится под руководством преподавателя группами численностью 5 6 человек. Каждая такая группа получает задание на самостоятельную работу по анализу системы пожаротушения или антиобледенения конкретного газотурбинного двигателя с использованием макета-разреза двига iconКазанский научный центр ран
России» на 2009-2013 по направлению «Поддержка научных исследований, проводимых научными группами под руководством кандидатов наук...

Самостоятельная работа студентов проводится под руководством преподавателя группами численностью 5 6 человек. Каждая такая группа получает задание на самостоятельную работу по анализу системы пожаротушения или антиобледенения конкретного газотурбинного двигателя с использованием макета-разреза двига iconСамостоятельная работа студентов по изучению курса «Документационное обеспечение управления»
...

Самостоятельная работа студентов проводится под руководством преподавателя группами численностью 5 6 человек. Каждая такая группа получает задание на самостоятельную работу по анализу системы пожаротушения или антиобледенения конкретного газотурбинного двигателя с использованием макета-разреза двига iconПешеходом в соответствии с Правилами дорожного движения называется...
К пешеходам также приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие...


авто-помощь


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
auto-ally.ru
<..на главную