Пояснительная записка рабочая программа Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности «Окружающий мир»






Скачать 185.52 Kb.
НазваниеПояснительная записка рабочая программа Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности «Окружающий мир»
Дата публикации24.07.2014
Размер185.52 Kb.
ТипПояснительная записка
auto-ally.ru > Туризм > Пояснительная записка
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа _Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности («Окружающий мир») для __4__ класса составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:

1. Постановления Правительства РФ от 12 марта 1997 г. № 288 "Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья";

2. Письма Минобразования РФ от 4 сентября 1997 г. N 48 "О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов";

3. Приказа Министерства образования РФ от 10 апреля 2002 г. № 29/2065-п "Об утверждении Базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида " (1вариант);

4. Приказа Министерства образования и науки Челябинской области от 27.05.2008 г. № 02-452 "Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов Челябинской области на 2008-2009 учебный год;

5. Действующего СанПиН 2.4.2. 1178-02 с 01.09.03 г.

6. Письма МОиН Челябинской области от 21.07.2009 № 103/3404 "О разработке рабочих программ курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждений Челябинской области".

Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших умственно отсталых школьников. Его введение в учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида обусловлено значительным отставанием умственно отсталых школьников в общем и речевом развитии от своих сверстников с нормальным интеллектом. Занятия по этому предмету имеют интегративный характер, рассматриваются как коррекционные. У учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, они получают некоторые представления о мире, которые находятся вне поля их чувственного опыта. Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся. Коррекции их мышления. Наблюдая, дети учатся анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдая за погодой и сезонными изменениями в природе, расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие. Правильная организация занятий, специфические методы и приемы обучения способствуют развитию речи и мышления учащихся.

^ 34 часа, по 1 часу в неделю.



Цели программы обучения:
Направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.

Повышение уровня познавательной и речевой деятельности на основе наблюдения за предметами и явлениями окружающей действительности.
Задачи программы обучения:


  • формировать элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам;

  • расширять и обогащать представление об окружающем мире;

  • обучать способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности, которые способствуют развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления;

  • обогащать словарный запас учащихся;

  • научить учащихся участвовать в учебном диалоге;

  • способствовать развитию связного устного высказывания (описание, рассказ, рассуждение и пр.)


Тематическое планирование развитию речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности

34 часа, 1 час в неделю




Содержание


Кол-во часов

ТСО

Наглядность

Словарь


Практическая работа


^ Коррекционная работа








1

Времена года: лето.

Начало осени. Сбор урожая.


1

Сюжетные картинки, предметные картинки.

Пр-ия

Солнце, водоем, ягоды, сенокос, разнотравье, варенье.

Д.пр.


Коррекция мышления на основе упражнений и классификации. Развитие диалогической речи при ответах на вопросы по картинкам.





2

Сбор урожая овощи, фрукты.


1

Сюжетные картинки, овощи и фрукты (натуральные объекты), карточки с названиями овощей и фруктов


Заготовки, ко нсервы.

Д.пр.


Коррекция вербальной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении. Развитие диалогической речи при ответах на вопросы.





3

Город.

Учреждения города

1

Иллюстрации, фотографии.


Город, улица, проспект, площадь, музей, театр.

Почта, телеграф, магазин, рынок, больница, аптека

Экскурсия



Коррекция пространственной ориентировки. Развитие связной речи при составлении текста-описания.


.

4

Сезонные изменения в погоде: сентябрь.

Сентябрь-начало осени.


1

Сюжетные картинки

Пр-ия

Осень, похолодание, дождь, листопад, ненастье.

Д.пр.


Коррекция вербальной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении. Развитие монологической речи при составлении рассказа по сюжетным картинкам.





5

Село, деревня.


1

Сюжетные картинки, таблицы.

Пр-ия

Сельсовет, медпункт, ферма, элеватор, клуб, окраина, поле.

Д.пр.

Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в запоминании, воспроизведении. Развитие связной речи при составлении рассказа по картине.





6

Правила дорожного движения

Сюжетные картинки по теме "Транспорт", таблицы с правилами дорожного движения.

Пр-ия

Пешеход, светофор, проезжая часть, мостовая, тротуар, правила

Д.пр

Формирование навыков составления текста-повествования. Коррекция мышления на основе упражнений по правилам дорожного движения, установление закономерностей.


Сюжетные картинки по теме "Транспорт", таблицы с правилами дорожного движения.

Пр-ия




7

Овощи, фрукты, ягоды.

Орехи

1

Опорные картинки, овощи, фрукты, ягоды (натуральные объекты, муляжи)

Пр-ия

Овощи, фрукты, витамины.

Орех, плод, скорлупа, ядро

Д.пр.


Коррекция мышления на основе упражнений в анализе и синтезе. Развитие монологической речи при описании овощей и фруктов.





9

Времена года: середина осени. Золотой октябрь.



1

Календарь природы. Картины, таблицы.

Пр-ия

Осень, погода, листопад, заморозки, иней, изморозь. Октябрь, увядание, заморозки, перелет, иней.

Д.пр.

Коррекция внимания, восприятия при работе с Календарем природы. Развитие речи при описании погоды и сезонных изменений.





10

Грибы. Семена цветковых растений


1

Иллюстрации и муляжи грибов,

Пр-ия. Коллекции семян, таблица, картинки

Пр-ия


Гриб, корзина, подосиновик, масленок, поганка, мухомор.

Семена, сбор, хранение

Д.пр.

выращивание настурции из семян

Коррекция вербальной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении. Развитие монологической речи при составлении рассказа.





11

Полевые растения рожь, кукуруза, овес.

Полевые растения и их использование



1

Гербарные образцы полевых растений. Сюжетные картинки с изображением поля в разное время года.
Пр-ия

Злак, колос, рожь, овес, кукуруза, солома, жатва, комбайн. Озимые, жатва, урожай, комбайн.

Д.пр.

Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в запоминании. Развитие монологической речи при описании поля в разные времена года.





12

Поздняя осень. Ноябрь.

1

Картины природы в ноябре, сюжетные картинки.

Ноябрь, заморозки, похолодание

Д.пр.


Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в узнавании и различении. Коррекция внимания при заполнении Дневника природы.





13

Квартира.

Комната



1

Разрезные картинки, карточки со словами, картина" Наша квартира".

Пр-ия

Квартира, комната, кухня, туалет, ванная, кладовая, коридор.

Д.пр.


Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании. Отработка словообразовательных навыков и умений при работе с карточками.





14

Мебель.

Уход за мебелью.

1

Картинки предметов мебели, сюжетные картинки: кухня, столовая, гостиная. оборудование для уборки комнат.

Пр-ия

Мебель, стол, стул, шкаф, кровать, диван, кресло, сервант, табурет, тумбочка, трюмо. Пыль.

Д.пр.


Коррекция зрительной памяти на основе упражнений с сюжетными картинками и воспроизведении изученного. Развитие монологической речи при описании мебели.




15

Посуда.

Уход за посудой.

1

Картинки с изображением разных видов посуды, посуда. Различные виды посуды, средства ухода за посудой.

Пр-ия

Посуда, чайник, чашка, тарелка, кастрюля, сковорода. Раковина, вода.

Д.пр.


Коррекция мышления на основе упражнений в описании и сравнении.




16


Сезонные изменения в природе, погоде: декабрь.

Погода и природа зимой

1


Картины зимней природы, Дневник природы

Картины зимней природы.

Пр-ия

Температура, погода, холод, вьюга, метель, оттепель, снег.

Отдых, здоровье, закаливание, одежда, лыжи, коньки, санки, снежки, прогулка.

Экскурсия


Коррекция мышления на основе упражнений в классификации.







17

Охрана здоровья: отдых зимой.

Одежда и ее виды. Уход за одеждой.

1

Таблицы с разными видами одежды, сюжетные картинки, игры.

Пр-ия

Таблицы, сюжетные картинки, средства ухода за одеждой.

Одежда, пальто, куртка, брюки, платье, юбка, рубашка.

Щетка, утюг, стирка, чистка, проветривание, хранение, шкаф, комод.


Практическая работа: чистка и сушка одежды, подготовка к хранению.

Д.пр.


Коррекция внимания на основе упражнений на описание и сравнение разной одежды. Коррекция зрительной памяти при выполнении упражнений в узнавании и различении.

.




18


Обувь и ее виды.

Уход за разными видами обуви.


1


Таблицы, сюжетные картинки, средства ухода за обувью


Щетка, крем.


Практическая работа: чистка обуви.


Коррекция внимания на основе практических упражнений в последовательности хода за обувью.

















Коррекция внимания на основе упражнений на описание сравнение разных видов обуви. Развитие связной речи при описании обуви.

19

Январь -начало года. Как я провел каникулы.



1

Картины зимней природы, сюжетные картинки.


Зима, отдых, каникулы, забавы, веселье, святки, рождество.



Д.пр.

Коррекция вербальной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении.
















Р.К.Ноябрь в Озерске


20

Растения зимой: хвойные растения.


1

Таблицы с изображением хвойных растений, гербарные образцы.


Ель, сосна, хвоя, шишки, кора, ветви.

Д.пр.


Коррекция мышления при сравнении и различении








1

Таблицы и картинки с изображением различной обуви, сюжетные картинки.

Пр-ия

Обувь, туфли, ботинки, кроссовки, сапоги, тапочки.

Д.пр.





21

Части растений.

Комнатные растения: бегония, герань, алоэ.

1

Различные комнатные растения, открытки с комнатными растениями.

Пр-ия

Бегония, герань, традесканция, алоэ, хлорофитум.

Бегония, герань, алоэ, кашпо, лекарство.




Развитие речи на основе составления описания растений.




22

Сезонные изменения середины зимы. Деревья


1

Таблицы, картинки, открытки. Гербарные образцы.

Пр-ия

Растения, деревья, стебли, ствол, листья. Ель, сосна, хвоя, шишки, кора, ветви.

Д.пр.


Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различении.




23

Февраль. Растения зимой: хвойные растения. Труд людей зимой

1

Сюжетные картинки, картины зимних пейзажей.

Снегоуборка, снегозадержание.

Д.пр.


Коррекция мышления на основе упражнений и установлении логических связей.

Р.К. Декабрь в Озерске.

24

Домашние животные: свинья, корова, лошадь.

1

Картинки, таблицы, открытки.

Пр-ия

Свинья, боров, поросенок, ветеринар, свиноферма. Ферма, корова, бык, теленок, доярка. Грива, конюх, конюшня, коневодство

Д.пр.


Коррекция мышления на основе упражнений и классификации. Развитие связной речи при описании изучаемого объекта.

Р.К.Особенности зимы на Южном Урале.

25

Сезонные изменения в природе: весна. Голубой март.

1

Таблица, сюжетные картинки.

Оттепель, капель, проталина, сосулька.

Д.пр.


Коррекция мышления на основе упражнений в сравнении.




26

Дикие животные: лось, олень.

1

Таблица с изображением оленя, лося, сюжетные картинки.

Олень, олениха, олененок. Лось, лосиха.

Д.пр.


Коррекция мышления на основе упражнений в установлении логических связей.




27

Домашние птицы:

Гусь, индюк.

Дикие птицы: гусь, лебедь.

1

Сюжетные картинки, картинки с изображением гуся, индюка,гуся, лебедь

Пр-ия

Гусь, гусыня, гусенок, гнездо, клюв, крылья, перья, озеро, водоем. Индюк, индюшка, индюшонок.

Д.пр.


Коррекция мышления на основе упражнений в умозаключении.




28

Сезонные изменения в природе: апрель. Птицы перелетные и зимующие Птицы в русских сказках.

1

Иллюстрации к сказкам, картинки, открытки.

Пр-ия

Гуси- лебеди, Серая шейка.

Жар- птица. Весна, тепло, уборка, вскапывание, посадка.

Д.пр.


Коррекция мышления на основе упражнений в установлении причинно- следственных связей.




29

Труд людей весной. Полезные и вредные насекомые

1

Таблицы, картинки, открытки с изображением насекомых. Коллекции насекомых.

муравей, пчела

муравейник, бабочка, комар, таракан, майский жук.

Д.пр.


Коррекция мышления на основе упражнения в классификации.




30

Рыбы.Уход за рыбами в аквариуме

1

Таблицы, картинки с изображением рыб. Модель «Скелет рыбы»

Пр-ия

Окунь, лещ, щука, сельдь, акула, осетр, икринки, мальки, море, океан,




Коррекция пространственной ориентировки.




31

Человек- часть природы.

Сезонные изменения в природе: май.

1

Таблица- схема.

Природа, растения, животные, человек, польза, вред, охрана, экология.


Д.пр.


Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в узнавании и различении




32

Как я познаю окружающий мир. Отдых и труд дома

1

Таблица с изображением органов чувств, таблица- схема «Природа».

Чувства, слух, зрение, вкус, запах, глаза , уши, язык, нос, кожа, память, ум.

Д.пр.


Коррекция мышления на основе упражнений в установлении причинно- следственных связей.




33

Режим питания.

Режим сна

1

Таблицы, картинки, сюжетные картинки, дидактические игры.

Пища, еда, пищеварение, пищевод, желудок, кишечник, обед, полдник, ужин. Сон, спокойствие, темнота, кровать, белье, бессонница.

Д.пр.


Коррекция мышления на основе упражнений в умозаключении.




34

Наше общение.

Занимательный урок

1

Сюжетные картинки

Кроссворды, ребусы, настольные игры

Общение, взаимопомощь, дружба, помощь.

Д.пр.


Коррекция мышления на основе упражнений в умозаключении.




























^ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Учащиеся должны уметь:

  • Называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать элементарные зависимости;

  • Активно участвовать в беседе;

  • Связно высказываться на предложенную тему на основе проведенных наблюдений;

  • Выполнять практические работы по уходу за жилищем, по посадке растений на пришкольном опытном участке, по уборке урожая;

  • Соблюдать правила личной гигиены;

  • Соблюдать правила дорожного движения;

Учащиеся должны знать:

  • Названия и свойства изучаемых предметов, групп предметов, явлений природы;

  • Правила дорожного движения, все случаи правильного перехода улицы;

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка рабочая программа Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности «Окружающий мир» iconТема: Мебель. Стол, стул, диван, кровать, кресло, шкаф. Назначение
Урок развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности

Пояснительная записка рабочая программа Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности «Окружающий мир» iconПояснительная записка
Рабочая программа построена на основе требований Федерального государственного стандарта начального общего образования по образовательной...

Пояснительная записка рабочая программа Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности «Окружающий мир» iconРабочая программа учебного предмета «Окружающий мир»
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного...

Пояснительная записка рабочая программа Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности «Окружающий мир» iconРабочая программа по курсу «Окружающий мир»
Данная рабочая учебная программа по курсу «Окружающий мир» разработана в соответствии со ст. 14 п. 5, ст. 15 п. 1, ст. 32 п. 2 пп....

Пояснительная записка рабочая программа Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности «Окружающий мир» iconПлешаков А. А. Мир вокруг нас: учебник для 2 кл нач шк
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир и обж» во 2 классе создана на основе

Пояснительная записка рабочая программа Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности «Окружающий мир» iconРабочая программа по окружающему миру 1 класс
Рабочая программа построена на основе требований Федерального государственного стандарта начального общего образования по образовательной...

Пояснительная записка рабочая программа Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности «Окружающий мир» iconРабочая программа по окружающему миру для 1 класса с учетом фгос
Рабочая программа построена на основе требований Федерального государственного стандарта начального общего образования по образовательной...

Пояснительная записка рабочая программа Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности «Окружающий мир» iconПояснительная записка рабочая программа построена на основе требований...
Изучение предмета осуществляется по программе умк «Начальная школа XXI века» под редакцией Н. Ф. Виноградовой. Учебно-методический...

Пояснительная записка рабочая программа Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности «Окружающий мир» iconРеспублики Татарстан «Рассмотрено»
Рабочая программа по учебному курсу «Окружающий мир» начального общего образования разработана на основе

Пояснительная записка рабочая программа Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности «Окружающий мир» iconИ. В. Кузьмин «29» августа 2013 года
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» для 2 класса разработана на основе


авто-помощь


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
auto-ally.ru
<..на главную