Автомобильный бренд Chery

3

За четверть века китайский автопроизводитель Chery превратился в одного из самых динамичных игроков российского автопрома. Последовательно совершенствуется и расширяется модельный ряд, стремительно растет популярность высококлассного Exeed, готовы к представлению в нашей стране Omoda и Jetour. В этой статье мы расскажем о том, где зародилась компания Chery и чем она является сейчас.

Chery: Удачливая автомобильная компания

В конце 1990-х годов в Китайской Народной Республике наблюдался бурный рост как промышленности, так и населения, что привело к созданию автомобильной компании Chery. Название Chery является транслитерацией китайской фразы «Qirui», которая переводится как «особо одаренный» или «очень удачливый». В английском языке Chery ассоциируется со словами «cherry» и «cheery».

Изначально компания создавалась для производства автомобильных двигателей и комплектующих. Однако со временем она превратилась в полноценного автопроизводителя, а первый серийный автомобиль — многоликий лифтбек Fengyun — сошел с конвейера в декабре 1999 года. Этот автомобиль был известен под многими названиями, включая Fulwin, Windcloud, Flagcloud, A11, A168, Qiyun, Viana, Cowin 2, Chery Amulet, Vortex Corda.

Fengyun и его производные

Fengyun и его потомки являются копиями Seat Toledo, разработанными в 80−90-х годах. На момент разработки Chery этому автомобилю было десять лет. После производства в Европе он был выпущен в Китае. Лаконичный дизайн итальянского дизайнера Джорджетто Джуджаро, а также достойный интерьер и большой багажник стали основой для нового китайского бюджетного автомобиля. Cowin 2 пользовался большим спросом до 2016 года, но затем спрос снизился, и на китайском рынке появились более впечатляющие альтернативы по той же цене.

Неудачный путь Chery Amulet

С 2006 по 2008 год Chery Amulet собирался на калининградском заводе «Автотор». В 2007 году автомобиль прошел краш-тест, проведенный газетой «Авторевю», результаты которого были шокирующими и заставили многих отказаться от его приобретения.

Несмотря на недостаточную безопасность и коррозионную стойкость, Chery Amulet пережил возрождение в России в период с 2010 по 2012 год, когда он стал выпускаться на ТагАЗе. Специально для российского рынка был создан бренд Vortex, под которым на Таганрогском заводе собирались седан Estina (переименован в Chery Fora) и кроссовер Tingo (Chery Tiggo).

Из трех ведущих моделей Vortex наименьшим спросом пользовался лифтбек Corda. Стало ясно, что у этой модели нет будущего в России.

Большой успех Chery в начале прошлого десятилетия

Настоящим успехом Chery в начале прошлого десятилетия стал кроссовер Tiggo — неточное подражание Toyota RAV4 второго поколения с 5-дверным кузовом. Этот китайский «Равик» пережил несколько модернизаций и переименований (Tiggo FL, Tiggo 3, Vortex Tingo). Это был первый кроссовер, который смогли купить многие россияне — цена решила, модель покинула наш рынок в 2020 году, когда у Chery начался совсем другой технологический период.

Оглушительное возвращение

В 2019 году в России появились два новых кроссовера Chery: субкомпактный Tiggo 4 и более крупный Tiggo 7. Эти модели заметно улучшили потребительские качества по сравнению с предыдущими предложениями китайской марки. Автомобили выглядят и управляются вполне достойно, за исключением нескольких мелких недостатков, на которые можно не обращать внимания.

Впервые бывшие владельцы автомобилей корейских, японских и европейских марок стали массово переходить на Chery. После кризиса 2014 года, когда произошло резкое падение курса рубля, продажи в дилерских центрах Chery в России стали резко расти. В 2021 году было продано 37 118 автомобилей по сравнению с 18 139 в 2014 году, и это поразительный скачок по сравнению с 2019 (6 358) и 2020 (11 452) годами.

Chery запускает в России бренд Exeed

В 2020 году компания Chery запустила в России премиальный бренд Exeed (который впервые был представлен в Китае в 2018 году). Первоначально применительно к российскому рынку он назывался исключительно Cheryexeed, но ближе к концу лета прошлого года компания вернулась к оригинальному китайскому названию — просто Exeed. В настоящее время автомобили Exeed продаются через собственную дилерскую сеть и даже на российских потребительских сайтах. Теперь Chery и Exeed — это две разные структуры.

Спрос России на китайскую роскошь

Потребность в китайских товарах класса люкс в России росла еще до геополитических событий февраля 2020 года. Бегство из страны европейских, американских и японских брендов премиум-класса заставило людей все пристальнее присматриваться к дорогим «китайским» предложениям.

В компании Chery быстро поняли, что на быстро пустеющем российском рынке можно закрепиться с помощью китайских брендов. Бренд Omoda, созданный специально для России (в Китае это просто линейка моделей Chery, таких как Arrizo и Tiggo), поступит в продажу осенью этого года и будет позиционироваться как «высокий средний класс» между Chery и Exeed.

По слухам, за ним последует молодежный бренд Jetour, ориентированный на российский рынок.

Jetour: Молодежный бренд из Китая

В 2018 году китайский автопроизводитель Chery вывел на рынок молодежный бренд с конкурентоспособными ценами: Jetour. Проект мгновенно стал успешным: в 2019 году было продано более 130 000 автомобилей, а в 2021 году — 150 000.

Несмотря на успех Jetour, не все начинания Chery оказались столь же успешными. В 2009 году компания запустила три новые модели — Karry, Rely и Riich, но из-за недостаточной концентрации и распределения ресурсов в 2012 году Rely и Riich были сняты с производства, а Karry выжила, но с тех пор была переведена на выпуск недорогих легких грузовиков и микроавтобусов.

Qoros — китайско-израильская автомобильная компания

В 2007 г. компания Chery и израильское подразделение корпорации Kenon создали совместное предприятие CQAC (Chery Quantum Automotive Corporation) с целью достижения успеха на европейском, китайском и мировом рынках. В 2011 году компания и ее автомобильный бренд получили более мелодичное название Qoros. С нуля были разработаны различные компактные модели, а на Женевском автосалоне 2013 года был представлен Qoros 3. СМИ и потенциальные покупатели положительно оценили проевропейский дизайн Qoros и 5-звездочный рейтинг безопасности Euro NCAP, однако кое-что пошло не так, как планировалось.

Qoros спотыкается в Европе

Недостаточная оперативность компании Qoros в создании дилерской сети в Европе привела к тому, что было продано лишь небольшое количество автомобилей. Сборка была организована в китайском городе Чанша, однако качество производства не было стабильным. Даже в Китае продажи были низкими.

Cowin Auto берет на себя управление

В 2014 г. компания Chery создала дочернюю компанию Cowin Auto, целью которой стала работа с наиболее экономически неблагополучными слоями населения Китая, в частности с молодыми жителями менее развитых городов.

Cowin Brand Revamp

Бренд Cowin стремится к переменам. В июле этого года было объявлено о реструктуризации бренда Cowin. Эта трансформация включает в себя придание более четких отличий от моделей Chery. Кроме того, в 2024 году в линейке Cowin должны появиться модели с оригинальным дизайном от Lowy Vermersh (бывшее ателье Pininfarina).

Каковы будут результаты этой модернизации, пока неизвестно.

Chery и британский бренд Jaguar Land Rover объединили усилия

В 2012 г. китайский автопроизводитель Chery и компания Jaguar Land Rover (принадлежит индийской Tata Motors) создали совместное предприятие по локализации британских автомобилей в Китае. Производство началось в 2014 г., и хотя Chery не имеет права голоса в управлении этим партнерством, связь с престижным брендом повысила имидж китайской компании.

Попытки Chery выйти на рынок США

В 2007 году компания Chery предприняла попытку выйти на рынок США в партнерстве с Chrysler. Предлагалось продавать субкомпакты Chery A1/Kimo под маркой Dodge. К сожалению, от этой затеи пришлось отказаться, якобы из-за низкого качества китайских автомобилей.

В 2019 году калифорнийский стартап HAAH Automotive Holdings предпринял попытку привезти автомобили Chery в США. Они планировали производить и распространять премиальные модели Exeed под маркой Vantas, а более стандартные кроссоверы Chery — под маркой T-GO. К сожалению, эти планы не были реализованы — формально из-за пандемии COVID-19, а неформально — из-за слишком рискованных управленческих стратегий компании HAAH.

Тем не менее, в этом году автомобили Chery начали поставляться в Мексику. Теперь автомобили Chery продаются в Северной Америке под маркой Chirey.

Chery: Сила в сегменте EV

Компания Chery, хотя и не предлагает электромобили уровня Tesla по мощности и дальности хода, все же занимает значительную долю китайского рынка электромобилей. По данным CleanTechnica, компания занимает 4,8% в этом сегменте, что ставит ее на четвертое место после BYD (26,9%), SAIC (13,4%) и Tesla (8,3%).

Их небольшие и доступные по цене электромобили, включая eQ1 и QQ Ice Cream, демонстрируют впечатляющие показатели продаж. В первой половине 2022 года в Китае было продано 46 914 экземпляров модели eQ1, а за первый год продаж модели QQ Ice Cream — 54 097 экземпляров.

Chery возвращается в Россию

На фоне краха ТагАЗа и черкесского «Дервейса» компания Chery вернулась на калининградский «Автотор». Несмотря на многочисленные разговоры о создании завода в России, ни о каком предприятии речи так и не шло. В августе произошел еще один такой провал, поскольку компания продолжает экспортировать продукцию из Китая, несмотря на потребность в местном производстве.

Комментарии закрыты.