Что такое плотность ДТ, единицы измерения
Плотность дизельного топлива Дизельное топливо — широко распространенный нефтепродукт, используемый для питания двигателей внутреннего сгорания автомобилей и другой техники. Его получают из сырой нефти путем перегонки. Для соответствия ГОСТу и европейским экологическим стандартам качество, состав и плотность дизельного топлива должны соответствовать определенным требованиям. # Значение плотности дизельного топлива Плотность является одним из основных факторов при оценке свойств дизельного топлива. Она является показателем того, насколько хорошо источник топлива выдерживает переменные температуры окружающей среды. Плотность ДТ (также известная как удельный вес) — это количество массы в кг на кубический метр, или отношение массы дизельного топлива к его объему. Плотность измеряется в кг/м3 или г/см3. На удельный вес горючей смеси может также влиять наличие добавленных веществ или более тяжелых посторонних фракций. Однако они могут оказывать негативное влияние на калибр дизельного топлива. # Колебания плотности дизельного топлива Плотность дизельного топлива не является постоянным показателем, а зависит от температуры. Чем выше показания термометра, тем меньше плотность топлива. Идеальная температура для дизельного топлива находится в пределах 18–20°C.
Для отслеживания этого параметра используется аэрометр с поправочным коэффициентом 0,0007 г/см3 на каждый градус. ### Плотность и расход топлива Помимо измерения плотности, стандарт ГОСТ Р 305−82 охватывает еще несколько критериев для дизельного топлива: 1. Массовая доля серы; 2. Эксплуатационные характеристики в климатических условиях; 3. Маркировка; 4. Категорирование; 5. Экологические классификации и другие характеристики. Как же связана плотность дизельного топлива с эффективностью его потребления? # Плотность и температура дизельного топлива Плотность и расход дизельного топлива пропорциональны температуре. Энергия, выделяемая при его сгорании, пропорциональна удельному весу, поэтому летнее дизельное топливо более экономично. Однако в зимнее время года оно может оказаться не самым выгодным выбором. Это связано с тем, что летнее дизельное топливо содержит не только углеводороды керосин-газ-масло, являющиеся источниками энергии, но и растворенный парафин. При понижении температуры парафин замерзает, делая дизель более плотным и повышая его вязкость, что снижает эффективность фильтрации. # Влияние тяжелых фракций на качество дизельного топлива Величина плотности дизельного топлива в значительной степени зависит от состава его компонентов. При повышенном процентном содержании тяжелых углеводородов распыление топлива в цилиндры двигателя через форсунки снижается. Это связано с тем, что тяжелые углеводороды имеют высокую температуру кипения, что снижает эффективность смешивания топлива с воздухом. Поэтому для воспламенения испарившегося дизельного топлива требуется более высокая температура. # Зимнее топливо Для обеспечения максимальной эффективности работы дизельных двигателей в холодное время года необходимо использовать зимнее топливо. В состав такого топлива входят присадки, препятствующие застыванию парафина и загущающие смесь.
Многие ошибочно полагают, что зимой можно использовать те же присадки, которые добавляются в летнее дизельное топливо, но это далеко не так. Присадки лишь снижают температуру загустевания топлива, но не могут изменить его плотность. Поэтому в холодном климате наиболее важным фактором является его удельный вес, в то время как летом большее внимание уделяется содержанию серы и цетановому числу. # Зимнее дизельное топливо: расход и плотность Зимнее дизельное топливо из-за меньшей плотности приводит к увеличению расхода топлива. Лед и заснеженные дороги также увеличивают расход дизельного топлива, поскольку затрудняют движение. ## Как рассчитать плотность, вес и объем Для определения плотности, массы и объема дизельного топлива в соответствии с ГОСТом необходимо использовать определенные формулы. # Плотность топлива Отношение массы к объему, выраженное в виде p = m/V, называется плотностью топлива. Согласно российскому стандарту ГОСТ, плотность летнего топлива для дизельных двигателей составляет 860 кг/м 3 , зимнего — 840 кг/м 3 и арктического — 830 кг/м 3 . Это означает, что в одном литре каждого вида топлива будет содержаться 860, 840 и 830 г дизельного топлива соответственно. # Расчеты Если рассчитать, сколько ДТ содержится в 1 кг, то получится 1,163, 1,190 и 1,205 л летнего, зимнего и арктического топлива соответственно.
Существенные факты о плотности и самоконтроле топлива Приведенные значения плотности, массы и объема дизельного топлива основаны на температуре +20°С. При изменении температуры эти значения меняются. В таблицах приведены соответствующие значения. ## Самоконтроль плотности дизельного топлива Чтобы гарантировать качество дизельного топлива, необходимо приобретать его у надежных продавцов. Если же сомнения остаются, то можно провести собственные испытания. Как правило, испытания проводятся в зимние месяцы при оптимальной температуре не ниже −10°С (или −20°С для арктического дизельного топлива). # Быстрая визуальная оценка Наиболее быстрым способом определения качества дизельного топлива является его визуальная оценка. Если капли ДТ на кромке топлива не застывают, значит, оно высшего качества. # Простой тест, который может выполнить каждый Отличный способ оценить плотность топлива — это то, что может сделать каждый. Поместите немного ДТ на стальную поверхность и понаблюдайте за мутностью и растекаемостью смеси. Если текучесть нормальная, значит, дизтопливо первоклассное. Если дизтопливо мутнеет и начинает сгущаться, то говорить о его соответствии стандартам бессмысленно, так как хорошее зимнее дизтопливо не застывает при температуре −40 °С. # Более подробный анализ эксперимента Контейнер с топливом помещался в помещение с температурой около 20° Цельсия.
Затем измерялась температура воздуха и топлива, и когда оба показателя были равны, плотность дизельного топлива измерялась с помощью гидрометра и сравнивалась со значением, указанным в инструкции. Как правило, дизельное топливо имеет более высокий удельный вес, чем бензин. Например, у АИ-92 справочное значение составляет 760 кг/м3, у АИ-95 — 750 кг/м3, а у АИ-98 — 780 кг/м3. С другой стороны, наименьшей плотностью обладает сжиженный газ — 530 кг/м3, а авиационный керосин имеет плотность 810 кг/м3. ### Рассчитать плотность дизельного топлива Для расчета плотности дизельного топлива необходимо выполнить следующие действия: 1. Найдите табличный индикатор ДТ при температуре +20 градусов. 2. С помощью термометра определить текущую температуру топлива, например, +30°С. 3. Вычислить изменение температуры: 30°C — 20°C = 10°C. # Определение поправочного коэффициента Умножив 10 на 0,0007, получим общий поправочный коэффициент, равный 0,007 г/см3 (или 7 кг/м3). # Вычесть поправочный коэффициент из контрольного значения Если температура дизельного топлива выше +20 градусов, вычтите поправочный коэффициент из справочного значения плотности дизельного топлива. Например, летнее дизельное топливо имеет справочное значение 860 кг/м3, поэтому 860−7= 853 кг/м3. # Температура ниже +20 град. Если текущая температура дизельного топлива ниже +20 градусов, то необходимо не вычитать, а прибавлять поправочный коэффициент к справочному значению. # Значение плотности дизельного топлива Плотность дизельного топлива — важнейший атрибут, определяющий условия окружающей среды, в которых оно используется, и влияние на мощность двигателя. Если выбран неправильный тип топлива или его качество не соответствует требованиям (не удовлетворяет государственным стандартам по плотности дизельного топлива), это может привести к засорению фильтров, падению эффективности работы двигателя, увеличению расхода топлива из-за чрезмерной нагрузки на топливную систему. Постоянное использование дизельного топлива несоответствующего типа и плотности может привести к раннему выходу двигателя из строя.
Эксплуатация в жаркую погоду В отличие от холодной погоды, при эксплуатации автомобиля в жаркую погоду не следует использовать зимнее дизельное топливо. Это может привести к снижению мощности двигателя и увеличению дымности отработавших газов. Для этих условий больше подходит летнее дизельное топливо, обеспечивающее надежную работу до +45 °C.
Комментарии закрыты.