Климат-контроль и автомобильный кондиционер чем отличаются, как работают, что лучше
Климат-контроль и автомобильный кондиционер различаются по многим параметрам. Климат-контроль позволяет контролировать температуру, влажность и другие параметры в салоне, регулировать циркуляцию воздуха и скорость вращения вентилятора, а также устранять запотевание стекол. Все это и многое другое делает его более совершенным вариантом по сравнению с кондиционером.
Что такое климат-контроль?
Климат-контроль — это система регулирования температуры и влажности воздуха в автомобиле. Она способна не только охлаждать или нагревать воздух, но и поддерживать постоянную температуру. Помимо комфорта, климатические системы помогают избавиться от наледи, инея и конденсата на стеклах, а также синхронизируют другие настройки.
Климат-контроль: Что это такое и как работает
Климат-контроль — это система, объединяющая отопитель, вентилятор и кондиционер, работа которых управляется компьютером или электронным блоком управления (ЭБУ). Для выработки идеального алгоритма работы система учитывает различные параметры, такие как погода на улице, интенсивность солнечного света, загрязненность воздуха и т. д.
Фильтрация
Очистка воздуха от пыльцы, пыли и других частиц осуществляется некоторыми моделями, обладающими функцией ионизации воздуха.
Ароматизация
Высокотехнологичные модели не только регулируют температуру, но и наполняют салон автомобиля ароматами.
Климат-контроль
Включение переключателя «AUTO» позволяет системе самостоятельно регулировать работу в зависимости от предпочтений водителя и внешних условий. Но даже при ручном управлении некоторые параметры остаются под контролем компьютера. На практике климат-контроль функционирует следующим образом:
Регулирование температуры
Моторист выбирает желаемую температуру, после чего электроника обрабатывает данные с термодатчиков и сравнивает их с желаемыми условиями. В случае если температура выше или ниже, механизм выдает комбинацию потоков холодного и горячего воздуха для ее выравнивания. Чтобы быстрее достичь заданных значений, климат-контроль также включит вентилятор с определенной интенсивностью. При необходимости компьютер может активировать рециркуляцию воздуха.
Климат-контроль в сравнении с кондиционером
По мере приближения температуры к желаемому уровню компьютер замедляет работу вентилятора. В кондиционере водитель только устанавливает идеальную температуру, а затем может забыть о ней. Это требует постоянного внимания и ручной регулировки для поддержания заданного уровня. С другой стороны, климат-контроль позволяет поддерживать желаемую температуру, не требуя постоянного участия водителя.
Различия между двумя системами
-
Когда кондиционер осушает и охлаждает воздух, климат-контроль разбивает его на два потока. Один из потоков идет на отопитель, а другой — на кондиционер. Затем эти два потока объединяются в различных пропорциях на входе в салон, в зависимости от настроек пользователя.
-
Электроника управляет климат-контролем, определяя наиболее оптимальную работу заслонок, вентиляторов и других систем. Например, если автомобиль включен в холодную погоду, компьютер направит больший поток теплого воздуха на лобовое стекло.
Типы климат-контроля
В настоящее время практически все автомобили, даже в базовых комплектациях, оснащаются кондиционерами. Однако цены на автомобили с автоматизированными климатическими системами обычно выше.
Различные типы систем климат-контроля позволяют устанавливать желаемую температуру и скорость вращения вентилятора отдельно в каждой зоне автомобиля. Эти зоны оснащаются индивидуальными датчиками температуры. В зависимости от количества зон стоимость климат-контроля может варьироваться от:
Однозонный контроль температуры
Этот тип климат-контроля работает на одну зону или на весь салон автомобиля. Потоки воздуха направляются в ноги, на центральные вентиляционные сопла, боковые окна или ветровое стекло.
Двухзонный климат-контроль
Этот тип имеет два регулятора температуры — для водителя и пассажира. Расположенные по обе стороны приборной панели, эти регуляторы позволяют устанавливать индивидуальную температуру для обоих пассажиров. При желании настройки можно синхронизировать.
Две против четырех климатических зон
В некоторых автомобилях имеется две климатические зоны — передняя и задняя. В этом случае к двум зонам спереди добавляется третья климатическая зона, но расположенная в задней части салона. Блок управления для пассажиров второго ряда обычно располагается в центре, что позволяет им самостоятельно регулировать температуру.
Для сравнения, в моделях премиум-класса предлагается четыре климатические зоны, причем две передние и две задние. Таким образом, четыре пассажира могут наслаждаться совершенно отдельными климатическими зонами, соответствующими их индивидуальным предпочтениям.
Освоение управления климатом
На центральной консоли находится панель управления климат-контролем. Ее легко узнать: на цифровом дисплее отображается диапазон температур от 16 до 30°C. В зависимости от модели автомобиля на ней может быть кнопка «AUTO». В дорогих моделях может быть предусмотрено сенсорное управление, но чаще всего управление системой осуществляется с помощью поворотных переключателей («крутилок»). Как правило, процедура включения/выключения одинакова для всех моделей.
Инструкции по эксплуатации системы кондиционирования воздуха
-
Нажмите выключатель «ON/OFF» на панели управления (или с обозначением).
-
При необходимости включите кондиционер.
-
Установите желаемую температуру — конкретное количество будет показано на дисплее.
-
При желании запустите функцию AUTO для автоматической работы.
-
Установите направление и скорость воздушного потока.
-
Если система имеет дополнительные опции, такие как ионизация и ароматизация, выберите их при необходимости.
Ограничений нет, но есть рекомендации
Ограничений по эксплуатации климат-контроля не установлено. Однако производитель обычно дает некоторые рекомендации в руководстве по эксплуатации автомобиля.
- При закрытых окнах и длительной работе режима рециркуляции в салон не поступает свежий воздух, что вызывает сонливость водителя и снижает его бдительность.
Меры предосторожности зимой и осенью
Очистите воздухозаборник перед ветровым стеклом от снега и опавших листьев. Не допускайте загромождения датчиков в салоне посторонними предметами.
Быстрый прогрев кабины
Для быстрого прогрева салона в холодную погоду установите самую высокую температуру и активный расход воздуха при включенной рециркуляции.
Охлаждение лобового стекла
Для очистки лобового стекла от льда можно использовать специальный режим. Как правило, для этого на приборной панели имеется кнопка с надписью «MAX» или «MAX DEFROST».
Климат-контроль летом
Для быстрого охлаждения салона можно использовать те же действия, что и при обогреве, за исключением установки минимальной температуры.
Избежать запотевания окон
Для защиты стекол от запотевания используйте кондиционер с режимом рециркуляции. Желательно, чтобы температура воздуха внутри кабины была выше, чем снаружи.
Плюсы и минусы климат-контроля
Преимущества:
- Обеспечивает точный контроль над обстановкой в салоне и избавляет от необходимости постоянной ручной регулировки. Это означает, что водитель может не отвлекаться от дороги.
Преимущества климат-контроля
- Потоки могут быть разделены на секции, что обеспечивает универсальность и эффективное распределение воздуха; это позволит снизить расход энергии на обогрев и охлаждение, что приведет к уменьшению расхода топлива.
Недостатки климат-контроля
- Несмотря на то, что система достаточно проста в использовании, разнообразие кнопок и циферблатов может поначалу ошеломить.
Преимущества климат-контроля при перепродаже автомобиля
- Установка климат-контроля может повысить стоимость автомобиля при его продаже.
При возникновении проблем с типичными кондиционерами следует знать, что может потребоваться ремонт компрессора или конденсатора. Если в системе климат-контроля неисправна основная электроника или датчики, то это чревато большими расходами. Обычно кондиционер входит в стандартную комплектацию автомобиля; пока же наличие системы климат-контроля требует доплаты за опциональное или более дорогое оборудование.
Комментарии закрыты.