Влияние октанового числа на расход топлива

6

Октановое число газа определяет его способность противостоять детонации. Чем выше это число, тем больше топлива может выдержать сжатие без взрыва. Поэтому, когда двигателю необходимо получить большую мощность от топлива, он вынужден сжимать его сильнее, что может привести к детонации газа (не в баке, а в цилиндре). В результате возникает необходимость в топливе, способном выдерживать дополнительное сжатие без детонации. Чем выше степень сжатия топлива в двигателе, тем выше должно быть октановое число газа.

Имеет ли октановое число какое-либо значение для скорости потока?

Возьмем гипотетический двигатель среднестатистического современного автомобиля. Степень сжатия в нем не зависит от вида топлива и связана исключительно с геометрическими параметрами: (Vc+Vh)/Vc — как показано на рисунке. На выходную мощность влияет только энергия, выделяемая при сгорании топлива. Есть ли разница между энергией сгорания 92- и 95-октанового топлива? Согласно Википедии, теплота сгорания бензина составляет 42–44 МДж. Даже если предположить, что 42 — это для 92-го октана, а 44 — для 95-го, что может быть не совсем точно, все равно нельзя утверждать, что мощность увеличится на 15%.

Разница в бензине для нашего абстрактного двигателя

Если двигатель имеет степень сжатия 6–8, то для предотвращения детонации в цилиндрах достаточно залить бензин с октановым числом 76/80. И наоборот, если в двигатель со степенью сжатия 8–9 залить бензин с октановым числом 80, то он начнет взрываться еще до того, как его воспламенит искра от свечи, что сделает двигатель бесполезным. Если в этот двигатель ввести 98-й бензин, то он не вызовет преждевременной детонации, однако из-за того, что он рассчитан на более высокую степень сжатия, после воспламенения он будет сгорать слишком медленно, и несгоревшее топливо вытечет в выхлопную трубу, что может привести к повреждению клапанов.

Современные двигатели имеют усовершенствованные «мозги»

В настоящее время двигатели оснащаются «мозгами», которые могут определять момент воспламенения топлива в цилиндре. Это заставляет топливо воспламеняться раньше, чем при использовании родного 92/95. Если октановое число ниже, то топливо может сгорать слишком рано, что приводит к повышенному расходу и ощущению, что двигатель «не тянет». С другой стороны, если октановое число выше, то эффективность работы двигателя снизится (так как топливо будет сгорать дольше), и расход будет выше. В этом случае может показаться, что двигатель «не тянет», даже если используется родной бензин.

Влияние октанового числа на расход

Если использовать бензин с октановым числом ниже рекомендуемого, то это приведет к увеличению расхода топлива. С другой стороны, если октановое число выше рекомендуемого, то это не обязательно приведет к снижению расхода, а может даже привести к его увеличению.

Например, если двигатель рассчитан на 95 октан, то при использовании 92 октана расход увеличится. Если двигатель рассчитан на 92 октана, то использование 95 октана не принесет никакой пользы.

Уточнения

В заключение следует отметить, что октановое число используемого нами топлива действительно влияет на его расход. Выбирая бензин, всегда убедитесь, что его октановое число соответствует требованиям вашего двигателя.

Влияние топлива на потребление

Если топливо разбавить ослиной мочой, то его горючая энергия уменьшится, а значит, увеличится и расход. На количество потребляемого топлива влияет и то, чем оно заправляется — например, если в автомобиль заливается 95-й или 92-й бензин, то при замене этих двух видов топлива расход может измениться. Однако это связано не с октановым числом топлива, а с добавлением ослиной мочи.

Потенциальная опасность недооценки октанового числа

У автопроизводителя может возникнуть соблазн заявить в требованиях к топливу более низкое октановое число, чтобы привлечь больше покупателей. Чтобы избежать эффекта плацебо, необходимо проверить степень сжатия двигателя. Недооценка минимального октанового числа может привести к нежелательным последствиям, например, к тому, что мой автомобиль «не тянет» после заправки 95-м. Это происходит потому, что компьютер автомобиля не знает, какое топливо находится в баке, и начинает работу с 92-го, установленного по умолчанию, что означает слишком раннее включение зажигания.

Повышение эффективности за счет присадок

Важно помнить, что даже если топливо 95-ecto, 95-G-drive и т. д. обеспечивает большую мощность, это происходит не из-за изменения октанового числа (которое остается на уровне 95). Скорее, эти топлива могут иметь повышенную теплоту сгорания за счет определенных присадок. Кроме того, эти присадки могут влиять и на другие характеристики, связанные с общей эффективностью топлива, такие как его вязкость, состав образующихся газов и скорость сгорания.

Тайна G-drive и 95-ecto

Возможно, что G-drive и 95-ecto не содержат в своем составе ослиной мочи, хотя это дало бы результат, похожий на топливо. Как вариант, они могут содержать присадки, которые приводят к ложному восприятию улучшенных характеристик.

Интересно, что нефтяные компании, как правило, не дают четкого ответа на вопрос о том, что же на самом деле входит в состав этих двух топлив. Трудно выяснить, какие компоненты используются для G-drive, а какие — для 95-ecto.

Я подозреваю, что это комбинация обоих вариантов, но некоторые водители утверждают, что эти виды топлива помогают избавиться от отложений в бензобаке. Это позволяет предположить, что здесь могут быть задействованы элементы второго варианта. Однако следует быть осторожным, поскольку эти отложения могут попасть в двигатель.

95-й бензин

95-й бензин получают из 92-го путем добавления определенных веществ. При этом не имеет значения, изготовлен ли он из 80-го; если октановое число 95, то это 95-й. Пока он обладает теми же свойствами, что и бензин, он будет заправлять автомобиль, и его следует рассматривать как 95-й. Если в нем нет ослиной мочи, а компоненты не ржавеют, то он считается стандартным 95-м. Если после второго дня он слипается, то дело не в октановом числе.

Различные методы определения октанового числа

В разных странах используются различные методики определения октанового числа топлива. Если в руководстве по эксплуатации американского автомобиля указано «заливать 92-й», то при переходе на 95-й наблюдается заметное улучшение всех характеристик в соответствии с рассмотренной выше теорией: топливо, используемое для такого автомобиля, аналогично нашему 95-му. Чтобы убедиться в том, что производитель занижает требования, можно оценить степень сжатия.

Комментарии закрыты.