Почему дорожают бензин и дизель

397

Цены на топливо застыли в прошлом году

Согласно данным Росстата, опубликованным на их веб-портале, в августе 2022 рубежа стоимость бензина достигла 50,71 ₽/л, а дизеля — 54,68 ₽/л. В том году биржевые флуктуации не затронули стоимость топлива, вследствие чего цены на АЗС держались на одном уровне до наступления лета.

С июня эксперты акцентировали внимание на увеличении стоимости топлива, зафиксировав рост оптовых, а затем и розничных цен. Удорожание не прекратилось и летом. По данным Росстата, к середине августа 2023 года, средняя стоимость бензина в РФ достигла 53,69 ₽ за литр, дизеля — 58,90 ₽ За год бензин подскочил в цене на 3 рубля, дизтопливо — на 4,22 рубля.

Анализ причин роста стоимости топлива

Евгений Аркуша, руководитель Российского топливного союза (РТС), указывает на комплекс причин, влияющих на удорожание бензина.

Среди них:

  1. Прямая связь между увеличением цен на опт и ценниками на АЗС.
  2. Влияние макроэкономических факторов на стоимость опта.
  3. Обесценивание рубля по отношению к доллару. —
  4. Стремление нефтяников к максимизации прибыли, ведущее к активному экспорту топлива.

Эксперт утверждает: слабый рубль поднимает стоимость топлива, но он не ключевой элемент. Важнее налоги на нефть и уменьшение демпфера. Топливо массово экспортируется, производство сокращается из-за ремонтов на заводах. В прошлом цены не шли в ногу с инфляцией, затраты возросли. С весны были экспортные сложности, что держало оптовые цены низкими при высокой инфляции, отмечает глава Российского топливного союза.

Во всей стране наблюдается подорожание продукции и сервисов, но особое беспокойство вызывает увеличение стоимости топлива, которое всем на виду, отмечает Аркуша. Прогнозировать дальнейшие колебания цен эксперт не решается из-за нестабильности на рынке бензина.

Рост цен на бензин и дизельное топливо в России

Антон Шапарин из Национального автомобильного союза (НАС) указывает на проблемы в управлении топливным рынком российскими властями. Это привело к ощутимому недостатку бензина, особенно заметному на Урале. Одной из причин дефицита является уменьшение компенсаций нефтекомпаниям.

В последнее время на Урале и в некоторых территориях России наблюдается нехватка бензина на заправках, что связано с предполагаемым уменьшением господдержки нефтяникам на 50% через демпфер, покрывающий разницу в ценах на топливо внутри страны и за рубежом. Об этом говорит Шапарин.

По условиям соглашения между правительством и нефтедобывающими компаниями, эти организации имеют право на компенсацию из госбюджета, если цены на экспорт выше нормативной стоимости. Начиная с осени текущего года и до окончания 2026 года, размер данных выплат уменьшается наполовину. Как заявил Шапарин, это приводит к сокращению объемов топлива, предоставляемого на внутренний рынок, что вызывает нехватку на заправочных станциях.

Эксперт подчеркивает сложности, с которыми сталкивается российское правительство в управлении нефтяным сектором. Прежние методы контроля, включая демпфер, уже не работают, что ведет к потере стабильности цен на топливо в стране. Существует опасение, что демпферный механизм может быть полностью ликвидирован.

Влияние роста стоимости топлива на экономику

В ситуации неуклонного подорожания товаров и услуг, увеличение цен на бензин воспринимается как нечто обыденное, считает Пётр Шкуматов из ОНФ. «Проблемы у водителей есть, но они не столь наболевшие на данный момент. Заметно, что тарифы на топливо взлетают, но это происходит со всеми товарами. Именно по этой причине повышение цен на топливо не выглядит экстраординарно. Большинство водителей не углубляются в детали формирования цен на бензин, а связывают его с общими тенденциями рынка», — предполагает Шкуматов.

Специалисты критикуют действия нефтяной отрасли за вывоз топлива за рубеж, что вызывает нехватку и подорожание внутри страны. Антон Шапарин из НАС согласен, что это абсурдно в условиях экономических трудностей и при обеспеченности нефтяников. Представитель автосоюза уверен в возможности властей регулировать ситуацию через административные меры, обязывая компании поставлять достаточно топлива, что обеспечит его доступность и стабильность цен.

Без соответствующих действий россиянам грозит либо нехватка бензина, либо подорожание. Эксперт подчеркнул, что это неприемлемо и призвал власти срочно заняться регулированием цен на горючее.

Комментарии закрыты.