Присадки к дизельному топливу

6

Остерегайтесь сомнительных заправок дизельного топлива, все-таки в жизни случаются аварии. Как спасти дизельный двигатель, в который попало некачественное топливо? Это случилось с нами: у нас был неудачный опыт работы с некачественным топливом! Мотор обязательно даст об этом знать дымом из выхлопной трубы, своей «тупостью» и отсутствием энтузиазма завестись с полпинка, как это было накануне. Причем эффект не будет мгновенным, так как двигатель еще некоторое время будет работать на остатках прежнего топлива. Что же следует предпринять?

Очистка топлива

Хотя лучше всего сливать, промывать и очищать топливо, в 99% случаев это нецелесообразно. Если в топливе содержится то, что не должно содержаться, то исправлять ситуацию придется нам. Привлекательные бутылки на полке могут выглядеть заманчиво, но они могут оказаться вредными, привести к низкому цетановому числу, снижению смазывающей способности и плохим низкотемпературным характеристикам. Проблемы с запуском, дымность и «тупость» могут быть следствием всех вышеперечисленных проблем.

Необходимо вооружиться правильными средствами: цетановыми корректорами, смазывающими присадками, антигелями и универсальными топливными корректорами. Последние содержат все необходимые элементы в одном флаконе.

Составы различных компаний

Цетан-корректоры

— Российский препарат BBF — Американский Cetane Plus SMT2

Смазочные присадки

— Наш «ТОТЕК для ЕВРО-4» — Французская «Энергия-3000»

Антигели

— Американский антигель для дизельных двигателей Hi-Gear — Российский «Астрохим дизель Антигель»

Комплексные универсальные препараты

— Немецкая Liqui Moly — Суперприсадка для дизельного топлива — Европейский Castrol TDA

Дизельное топливо: предупреждение

Дизельное топливо гораздо более чувствительно к составу топлива, чем его бензиновый аналог. Впрыск, испарение и горение происходят в цилиндре, причем на это отводится очень мало времени. Если у бензина разница в таких параметрах, как октановое число, фракционный состав, содержание углеводородов и кислорода, составляет несколько процентов, то у дизельного топлива (ДТ) ситуация еще хуже.

Недавняя проверка дизельного топлива в одном из крупных северных городов показала, что цетановое число варьируется от 46 до 55, т. е. разница составляет почти 20%. Температура перегонки 95% образцов варьировалась в пределах 290–360 °C. Чем выше температура перегонки, тем хуже испаряется топливо, а чем ниже цетановое число, тем труднее оно воспламеняется. Все это приводит к задымлению и затруднению работы двигателя.

И все же они цветут

Даже на «суперзаправках» уровень серы колебался от менее чем 7 ppm до угрожающих 4000 ppm и выше! Индекс смазывающей способности, или «диаметр пятна износа», варьировался от 245 до 460 мкм. Более того, все дизельное топливо было кондиционировано! Вот такие головоломки с нашими хитрыми ГОСТами и прочими правилами.

Смена топлива

На начальном этапе мы использовали кондиционное топливо, хотя оно и было на пределе наших мягких правил. Чтобы довести дело до конца, мы разбавили его, смешав с большим количеством керосина. В результате цетановое число снизилось до 41, но смазывающая способность увеличилась только до 402 мкм, что соответствовало нормам. При добавлении керосина несколько повысились холодостойкие свойства летнего дизельного топлива, однако до настоящего зимнего дизельного топлива было еще далеко. Температура фильтрации составляла −9°С, а застывание происходило при −25°С. Пора раскупоривать емкости!

Выводы

Было установлено, что специализированные препараты адекватно выполняют свое назначение. Цетановые корректоры повышают цетановое число, смазывающие присадки — смазывающую способность, а антигели — низкотемпературные свойства. Однако универсальные корректоры не столь эффективны, как специализированные составы для каждого параметра. Особенно наглядно это видно на примере смазывающей способности при сравнении «ТОТЕК для ЕВРО-4» и Liqui Moly. То же самое относится и к коррекции низкотемпературных свойств и цетанового числа. Тем не менее, у «универсалов» есть свои преимущества: можно не носить с собой три бутылки, а обойтись одной.

Мнение мотора

Пробирки и мензурки — это полезный инструмент, но что думает сам двигатель? Модифицировав топливо с помощью Castrol TDA и Liqui Moly, двигатель заметно снизил расход топлива и дымность. Дымность — более тонкий показатель качества смеси. А вот узконаправленные продукты, такие как «Энергия-3000» и антигели, оказали лишь незначительное влияние на работу двигателя. Этого никто не обещал в описании продукта — они предназначены для решения только одной проблемы. Таким образом, все справедливо.

Отечественная автохимия доказала свою успешность

Отрадно наблюдать за достижениями отечественной автохимии. «ТОТЕК для ЕВРО-4» не только улучшил смазывающие свойства, но и снизил расход топлива и его экологическую нагрузку, причем сделал это даже эффективнее, чем именитые «немцы-англичане»! Таким образом, ответ зависит от обстоятельств. Летом следует держать в запасе канистру общего ректификата топлива и использовать его, когда двигатель начинает глохнуть после заправки. Зимой ситуация более запутанная! Качество топлива в холодное время года гораздо сильнее влияет на начало работы дизельного двигателя и срок его службы. Поэтому целесообразно также хранить в бардачке специализированный усилитель смазки, который поможет нивелировать неприятности, возникающие при «керосиновом» способе получения зимнего топлива, и использовать его через каждые 3–5 заправок. Антигели необходимы в переходный период: осенью и в начале зимы. Мало ли случаев, когда при фиксированном минусе на улице еще продаются остатки летнего топлива! И было бы разумно добавлять антигель в бак каждый раз, когда вы заправляетесь на непонятных и подозрительных АЗС. Хуже от них точно не будет, а вот от «прихватывания» топливной системы в морозную ночь они могут спасти.

Цетановая присадка: Важнейший элемент

Независимо от времени года, цетановая присадка всегда необходима для дальних поездок. В городах мы не сталкивались с проблемами цетанового числа. Однако за пределами МКАД это может стать настоящей проблемой. Наши результаты тестирования различных присадок приведены в таблицах. Для справедливости мы не стали объединять банки, так как эффективность каждой из них уникальна. При оценке данных особое внимание мы уделили топливосберегающим технологиям. Какие выводы вы сделаете, зависит от вас.

Комментарии закрыты.